Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неналоговые доходы бюджетов




Доходы и расходы бюджетной системы. Бюджетная классификация.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

 

Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов.

 

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

 

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

субсидий местным бюджетам;

субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

 

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений. Порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, в том числе порядок расчета и установления заменяющих указанные дотации дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, утверждается законом субъекта Российской Федерации.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) образуют региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Порядок и методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), в том числе порядок расчета и установления заменяющих часть указанных дотаций дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, утверждаются законом субъекта Российской Федерации.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом муниципального района (городского округа) исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по муниципальным районам и городским округам данного субъекта Российской Федерации с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторах и условиях, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя. Определение уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) производится по единой методике, обеспечивающей сопоставимость налоговых доходов муниципальных районов и городских округов, а также показателей, характеризующих факторы и условия, влияющие на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд софинансирования расходов.

Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд компенсаций.

 

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;

субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

иных межбюджетных трансфертов.

 

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района образуют районный фонд финансовой поддержки поселений.

 

 

В качестве основной задачи бюджетной политики можно выделить обеспечение финансовыми ресурсами намеченного мероприятия. Источником указанных ресурсов и являются доходы бюджетов.

 

Доходы бюджета — это финансовые отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами, — с другой, в результате которых императивным порядком часть их личных доходов перераспределяется в централизованный денежный фонд государства.

 

Бюджет активно участвует в распределении прибыли коммерческих организаций. Существует известная зависимость между формами изъятия и размером изъятой в бюджет части прибыли организаций и доходов домашних хозяйств, с одной стороны, и заинтересованностью последних в результатах своей работы, с другой. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части доходов домашних хозяйств и коммерческих организаций, зависит заинтересованность экономических агентов в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня их рентабельности, наращивании денежных доходов и использовании, удовлетворяющих общенациональные пропорции.

Централизация в бюджете части финансовых ресурсов дает государству возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности — ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

 

Часть государственных доходов возникает уже при первичном распределении.

Первым таким источником является прибыль государственных унитарных предприятий (ФГУП) и муниципальных унитарных предприятий (МУП), распределение которой является прерогативой собственников предприятия – органов государственной власти соответствующего уровня в лице комитетов по управлению имуществом.

В собственности федерального Правительства находится немало известных компаний (ВПК, естественных монополий, например, в Тульской области ФГУП – это ГНПП «Сплав», всемирно известное ГУП «КБП» и т.д.), осуществляющих производственно – хозяйственную деятельность в значительных объёмах и получающих прибыль, являющуюся важным источником бюджетных доходов. В Федеральном бюджете РФ, например, отдельной строкой учитывается прибыль Центрального банка РФ.

Региональные и местные органы власти обычно создают унитарные предприятия для предоставления муниципальных услуг, а так как указанные услуги являются обычно социально – значимыми, то целью создания таких предприятий редко является получение прибыли, обычно их деятельность дотационна (МУП «Тулгорэлектротранс», МУП «Служба единого заказчика»). Поэтому для региональных и местных органов власти указанный источник доходов не имеет существенного значения.

Разновидностью данного вида дохода может быть признан доход бюджетного учреждения (полностью финансируемого по смете из бюджета соответствующего уровня) при оказании им платных услуг сторонним лицам и организациям.

 

Вторым источником можно назвать часть прибыли, распределяемой от деятельности негосударственных организаций, доля в которых принадлежит государству. Обычно это открытые акционерные общества (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС», ОАО «РЖД» ОАО «Сбербанка РФ» и ОАО «ВТБ», ОАО «Транснефть», ОАО «Роснефть» и другие известные компании и естественные монополии). Тут можно выделить три группы компаний:

- первая, в которых государственные органы власти имеют контрольную и более долю участия. Как правило, это принадлежащие Федеральному Правительству естественные монополии, дающие основной прирост доходов от увеличения цен, например, на энергоносители,

- вторая, компании, доля участия в которых удерживается государством для обеспечения каких – либо важных задач (оборона, поставки в гос. материальный резерв) и т.д. В таких предприятиях государство как правило имеет не более блокирующего пакета, а целью деятельности указанных предприятий не является получение прибыли, а более обеспечение гос. нужд. Закупочная цена на продукцию этих предприятий обычно регулируется, и прибыль их невелика. Такие предприятия весьма характерны и для регионального уровня,

- третья группа. Предприятия, доли участия государства в которых незначительны. Обычно такие доли появляются по итогу окончания срока действия так называемой «золотой акции», в период своего существования имевшей право «вето» на отдельные решения акционеров, но по истечению указанного срока превратившуюся в обыкновенную акцию. Механизма влияния на решение собственников такого предприятия у органов гос. власти не так много, и, как показывает российская практика, такие предприятия обычно дивидендов практически не выплачивают.

 

Третьим источником следует назвать доход от реализации принадлежащего государственным органам власти имущества.

Следует отметить, что указанный доходный источник ни разу за годы реформ не оправдывал возлагавшихся на него надежд. Так, Правительственной Программой приватизации за 1998 год планировалось получить 30 млрд. руб., но реалистичная оценка итогов приватизации привела к корректировке этих цифр в проекте Федерального бюджета на 1998 год до 6,1 млрд. руб. Достаточно рассмотреть итоги наиболее крупного аукциона по продаже 25% пакета акций "Связьинвеста", контролировавшего на тот момент 81 из 89 региональных телекоммуникационых систем в России, чтобы убедиться, что российская приватизация не оправдывала возлагавшихся на неё надежд. Пакет акций "Связьинвеста" был реализован Кипрскому концерну "Мастком" (учредители - Deutche Morgan Grenfell, Morgan - Stanley Asset Management, Quantum Fund Джорджа Сороса и ОНЕКСИМбанк) за 1,875 млрд. долл. США, из которых 1 млрд. долл. предоставил Дж. Сорос, что составило в абсолютном выражении 50% всех ранее полученных от приватизации средств. Эквивалент цены был равен 900 долларов США за абонентскую линию, в то время как при приватизации Matav (Венгрия, 1993 год), SPR (Чехия, 1995 год) и CNTV (Венесуэла, 1991 год) ценовой эквивалент был равен 2000, 2240 и 3000 долларов США соответственно за одну телефонную линию.

Разновидностью данного вида доходов следует признать доходы от реализации золота и драгметаллов за рубежом. Следует только помнить о возможном снижении цен на них при массированной продаже, как это случилось после продажи Бельгией 299 тонн золота (8% мирового потребления в год), что снизило цену на рынке на 5 долларов США за тройскую унцию - до 287 долларов.

Региональные и местные органы власти активно продавали принадлежащее им имущество в 1990-х годах, но результаты этой реализации мало чем отличались по эффективности от приватизации Федерального имущества.

 

Четвёртым источником является доход от сдачи в аренду имущества, как правило, муниципального. Это очень важный источник для региональных и местных органов власти. Характерен, как правило, для органов власти крупных городов.

 

Пятый источник – доходы от внешнеэкономической деятельности и международной. Почти полностью сосредоточен в руках Федерального Правительства.

Нечто похожим на данный вид доходов можно признать плату, зачисляемую таможенным органам РФ, за таможенное оформление товаров, ныне не признаваемую налогом (сбором).

 

И, наконец, шестой, важнейший источник неналоговых доходов, принадлежит исключительно Федеральному Правительству, и происходит от права собственности государства на недра. Недропользователи обязуются при получении участков в разработку уплачивать арендную плату, плату за право пользования исходя из объёмов и стоимости добытого, а так же уплачивать средства на восстановление и рекультивацию земель.

 

Ныне как имеющие особое значение для Федерального бюджета РФ выделяются н ефтегазовые доходы федерального бюджета.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

вывозных таможенных пошлин на газ природный;

вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.