Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль и место финансов в регулировании экономики

Сфера материального производства характеризуется единством всех стадий воспроизводственного процесса. Причем определяющей среди них является стадия собст­венного производства, на которой создается обществен­ный продукт.

Нормальное функционирование экономики возможно при условии органичной связи каждой отрасли и его структурных подразделений с другими. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает его сбалансированное развитие как единого целого.

В условиях перехода к рынку с уменьшением вмеша­тельства государства в регулирование экономики согла­сованное функционирование разных частей экономики достигается различными формами регулирования.

Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование. Саморегулирование характеризуется методами формирования финансового потенциала в раз­ных звеньях сферы материального производства, которые вырабатывают сами участники производства (производст­во и сбыт продукции, распределение денежных доходов и прибыли).

Переход на принципы рыночного хозяйствования по­ложительно влияет на объем, структуру и направ­ления использования финансовых ресурсов. В условиях финансовой самостоятельности каждый субъект хозяйст­вования может осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собственных фи­нансовых ресурсов.

Основным государственным регулятором для негосу­дарственных предпринимательских структур является система налогообложения и управления процентными ставками звеньев кредитной системы, страхования. Меха­низм бюджетной поддержки для этого сектора экономики практически не используется. Развитие малого бизнеса и предпринимательства является самым эффективным на­правлением и в перспективе может стать одним из основ­ных источников увеличения национального богатства.

Однако рыночный механизм регулирования экономи­ки не всегда эффективен, поскольку не всегда способен обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями государства.

Вместе с саморегулиированием большое влияние на структурную перестройку экономики оказывает государ­ственное вмешательство в экономику. Такое вмеша­тельство необходимо в связи с финансовой поддержкой приоритетных направлений экономики, развитием объек­тов производственной и социальной инфраструктуры и т. п. Вмешательство государства в экономику происходит с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований.

Существуют различные рычаги регулирования эконо­мики. На макроуровне такими рычагами являются звенья финансовой системы: госбюджет, система страхо­вания, кредитная система и др.

Главный инструмент регулирования воспроизводст­венных пропорций на микроуровне — финансы предпри­ятий. С их помощью происходит регулирование воспро­изводства структуры производимого продукта, обеспечи­вается финансирование потребностей расширенного вос­производства. Регулирование воспроизводственного про­цесса осуществляется также с помощью банковского кредита, процесса страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложе­ния, предоставления налоговых льгот, выделения бюд­жетных субсидий.

Государство с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджет­ных субсидий побуждает субъекты хозяйствования осу­ществлять такие варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют интересы и потребности обще­ства. Вместе с тем из практики известно, что вмешатель­ство в экономику имеет свои границы: излишнее вме­шательство в форме предоставления необоснованных льгот и бюджетных дотации может привести к ослабле­нию экономических стимулов, снижению эффективности функционирования всего рыночного механизма.

Низкая эффективность бюджетного финансирования как одного из регуляторов экономики обусловила резкое его снижение в условиях либерализации цен, дотации сохранились лишь по ограниченному кругу товаров. Не­сомненно, бюджетный метод обеспечивает конкретную адресность направления денежных средств, дает возмож­ность быстрого их использования. Однако, как показала практика, финансовые потребности предприятий, не за­ложенные и не обеспеченные ценой и финансируемые из бюджета, порождают иждивенчество, привычку получать ресурсы из централизованных фондов.

В связи с этим в условиях их финансовой самостоя­тельности важным является вопрос о формировании ис­точников финансирования расширенного воспроизводства: за счет

собственных финансовых ресурсов, привлече­ния на акционерной основе или паевых началах денеж­ных средств других предприятий,

использования банков­ских кредитов,

получения на определенных основаниях бюджетных ассигнований.

Формируемые из различных источников финансовые ресурсы позволяют инвестиро­вать средства в новое производство, расширять действу­ющие предприятия, финансировать прикладную науку и внедрять ее результаты в производство и т. д.

Финансовое регулирование экономики происходит в трех формах: самофинансирование, кредитование и госу­дарственное финансирование.

Самофинансирование базируется на использова­нии собственных финансовых ресурсов субъектов хозяй­ствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные в форме выпуска ценных бумаг.

Кредитование — способ финансового обеспечения воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предо­ставляемых на условиях срочности, платности и возврат­ности.

Государственное финансирование производит­ся на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.

На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат применяются одновременно.

Одним из важных инструментов регулирования эконо­мики являются финансовые стимулы. В составе финан­совых стимулов развития экономики и роста ее эффектив­ности можно выделить: приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов, стимулирующие по­ощрительные фонды, бюджетные стимулы, налоговые льготы и санкции.

Можно выделить следующие основные направления инвестирования финансовых ресурсов:

а) финансирова­ние структурной перестройки экономики в направлении развития приоритетных для республики направлений;

б) финансирование и финансовая поддержка наукоемких технологий и производств, основанных на национальных сырьевых ресурсах;

в) финансирование новых перспек­тивных конкурентоспособных отраслей, направлений и отдельных производств;

г) финансирование затрат, свя­занных с развитием непроизводственной инфраструкту­ры, воспроизводством рабочей силы, повышением ее квалификации, развитием науки, профессиональной подго­товкой кадров и ориентацией их на новые технологии.

Экономическое стимулирование через систему стиму­лирующих поощрительных фондов реализуется в форме создания фондов экономического стимулирования на са­мих предприятиях.

Повышение эффективности экономики и ее отдельных отраслей может обеспечиваться через систему бюджетных стимулов, выступающих в форме льгот по налогам, пол­ному или частичному освобождению от отдельных нало­гов. Стимулирующий характер системы бюджетного фи­нансирования состоит в поддержке высокоэффективных или социально значимых проектов.

Для этого необходима разработка специфических принципов, форм и методов предоставления финансовых ресурсов субъектам хозяйствования.

Стимулирующее значение имеет и система финансо­вых льгот и санкций. Льготы могут предоставляться для финансирования мероприятий по развитию новых высо­котехнологичных производств, развития научно-техниче­ского прогресса, проведения природоохранных мероприя­тий. В качестве льготы может выступать полное или час­тичное освобождение от налогов прибыли предприятий. Система санкции может применяться за нарушение дого­ворных условий, расчетной и финансовой дисциплины.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями | Основные направления использования финансов в регулировании экономики РБ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.