КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация финансового контроля
Содержание и необходимость финансового контроля Тема 4. Организация контроля за эффективностью использования финансовых ресурсов. Финансовое планирование 1. Содержание и необходимость финансового контроля 2. Организация финансового контроля 3. Сущность, содержание и принципы финансового планирования 4. Система финансовых планов
Финансовый контроль — это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию. Целью финансового контроля является содействие формированию научно обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма. Задачи финансового контроля, его виды, формы и методы, субъекты и объекты следует рассматривать в зависимости от уровня осуществления контроля, т. е. проводится он на макро- или микроуровне. Финансовый контроль на макроуровне — это контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства. Его задачами являются:
Объектом контроля на этом уровне выступают государственные финансы. Предметом контроля являются сводные финансовые планы (сметы), отчеты об их исполнении в территориальном и отраслевом разрезах. В качестве субъектов контроля на данном уровне выступают законодательные органы власти и государственные органы управления. Контроль в сфере государственных финансов представлен в виде налогового, бюджетного контроля, страхового, банковского надзора. Налоговый контроль призван обеспечить полное и своевременное поступление платежей в бюджет, во внебюджетные фонды, соблюдение субъектами хозяйствования действующего законодательства о налогах. Бюджетный контроль включает в себя контроль за выполнением государственного бюджета по доходам и расходам; сбор, накопление финансовой информации, в том числе результатов налогового контроля, анализ этой информации и разработка предложений по дополнительному привлечению финансовых ресурсов в бюджет и другое. Банковский надзор проводится в ходе формирования и движения кредитных ресурсов, в процессе капитального строительства, при проверках соблюдения предприятиями кассовой дисциплины, при безналичных расчетах и в других случаях. Финансовый контроль в сфере страхования осуществляется в форме государственного страхового надзора за своевременным, полным формированием, целевым расходованием средств страховых фондов, за правильным проведением страховых операций, за выполнением всеми участниками страховых отношений требований законодательства о страховании. Финансовый контроль на микроуровне — это контроль на уровне отдельных предприятий, объединений, организаций, учреждений всех форм собственности. Задачами финансового контроля на микроуровне являются следующие: 1. обеспечение соблюдения предприятиями действующего законодательства в области финансов; 2. обеспечение своевременности и полноты выполнения субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед бюджетом; 3. выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов; 4. содействие рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильному ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности и др. Объектом контроля на данном уровне выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений. Предметом контроля — финансовые показатели (прибыль, доходы, себестоимость, отчисления, налоги и др.). Финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятия, отдельными его специалистами. Для этих целей привлекаются также независимые аудиторские организации.
Финансовый контроль в зависимости от целей, задач и функционального назначения подразделяется на государственный и аудит. В свою очередь государственный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности. Этот контроль осуществляется такими органами, как Комитет государственного контроля, Министерство финансов, Национальный банк, Министерство по налогам и сборам и др. Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный. Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют все министерства, ведомства, объединения по отношению к подведомственным им предприятиям, организациям, учреждениям. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии, в организации, учреждении. Этот контроль осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел. Аудит — это независимый, платный финансовый контроль, а также система оказания платных услуг по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности. В зависимости от времени осуществления финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственно-финансовых операций; текущий контроль осуществляется в процессе осуществления финансовых и хозяйственных операций; последующий контроль осуществляется после совершения указанных операций и призван выявить те нарушения, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. Основным методом осуществления предварительного и текущего контроля являются визуальные проверки. Последующий контроль осуществляется несколькими методами. К ним относятся: проверка, экономический анализ, ревизия. Проверка может быть счетной или тематической. Счетная проверка — это проверка достоверности бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых расчетов. Тематическая проверка — это изучение отдельных сторон и участков хозяйственно-финансовой работы подконтрольного объекта, например, проверка правильности удержаний из заработной платы; проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции и т. д. Экономический анализ — это оценка финансово-хозяйственной деятельности объекта, выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов улучшения экономического положения. Ревизия — это комплексный метод последующего контроля. Она представляет собой детальное изучение, глубокую проверку, анализ всех сторон и участков финансово-хозяйственной деятельности. В зависимости от порядка назначения ревизии и проверки подразделяются на плановые и внеплановые. В зависимости от круга охватываемых вопросов и операций ревизии и проверки могут быть полными и частичными. По методу изучения документов ревизии и проверки подразделяются на сплошные и выборочные. По организационным формам ревизии и проверки могут быть: 1. индивидуальными, т. е. осуществляемые одним проверяющим; 2. бригадными, т. е. осуществляемые несколькими проверяющими, один из которых является бригадиром; 3. комплексными, т. е. бригадные ревизии с привлечением специалистов: инженеров, бухгалтеров и др. Для того чтобы выявить нарушения в финансово-хозяйственной деятельности, имеется несколько методов установления достоверности и правильности операций: 1. Формальный метод заключается в контроле за правильностью оформления документа. 2. Метод фактической проверки состоит в проведении инвентаризации материальных ценностей и денежных средств с целью установления их сохранности. 3. Аналитически-нормативный метод состоит в химико-технологическом анализе выпускаемой продукции; в контроле выпущенной продукции; в контрольных замерах; в проверке фактически выполненных работ, затраченного времени; в проверке соблюдения установленных норм и нормативов и т. д. 4. Метод встречной проверки представляет собой установление достоверности той или иной финансово-хозяйственной операции, отраженной на проверяемом объекте, через его партнеров, клиентов, участвующих в совершении этой операции. 5. Корреспондирующий метод представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах и различных подразделениях подконтрольного объекта по частям или полностью. 6. Метод изучения законности финансово-хозяйственной операции состоит в установлении соответствия произведенной операции действующим законам, инструкциям, приказам, распоряжениям.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |