КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и структура финансового рынка
Схема процесса социально-политического развития общества.
11.4. Финансовое обеспечение социальных гарантий
Социальные гарантии – один из важнейших показателей развития общества, уровня жизни его граждан. Они охватывают наиболее существенные стороны материального и социального жизнеобеспечения людей, устанавливают в этой области нижние границы, в рамках которых общество берет на себя соответствующую защиту своих членов. Главной социальной гарантией в условиях рыночной экономики является обеспечение материального содержания работников в случае потери ими места работы, а также скорейшее их трудоустройство. Решение этих задач неразрывно связано с перестройкой финансового механизма, созданием в нем новых звеньев - государственных фондов занятости населения, обеспечивающих материальные предпосылки для быстрого маневрирования трудовыми ресурсами, а также гарантирующих максимальную занятость граждан в условиях сокращения аппарата управления и численности вооруженных сил, ликвидации убыточных предприятий, замены ручного труда высокопроизводительной техникой, вывода из штатов предприятий работников, которые могут привлекаться в разовом порядке. Наряду с обеспечением занятости трудоспособного населения важной социальной гарантией является материальное содержание и оказание медицинской помощи нетрудоспособной части общества, а также выплата компенсаций в связи с рождением детей и необходимостью ухода за ними. Финансам в этой области принадлежит ведущая роль, ибо благодаря им создаются специальные целевые фонды социального страхования и обеспечения, являющиеся экономической основой существования и функционирования соответствующих общественных систем. Неэффективность функционирования системы бесплатного медицинского обслуживания населения заставила поставить вопрос о переходе на новый порядок финансирования учреждений здравоохранения за счет средств медицинского страхования. Медицинское страхование призвано дополнить систему государственного здравоохранения, заменив бюджетные медицинские учреждения хозрасчетными организациями, работающими на принципах самоокупаемости, рентабельности, материальной заинтересованности и ответственности применительно к конечным результатам своей деятельности. Опыт развития передовых стран мира убедительно доказал эффективность организации системы здравоохранения на принципах страховой медицины. Обязательное медицинское страхование граждан за счет средств предприятий и организаций сыграет также положительную роль в усилении охраны здоровья и профилактики заболеваний на производстве. Это направление перестройки финансовой и социальной политики имеет, помимо всего прочего, и чисто экономический смысл: оно позволит определять истинную стоимость рабочей силы, не ограничивая ее лишь затратами на оплату труда. Важнейшей социальной гарантией в условиях приватизации собственности остается право части граждан на получение бесплатного государственного жилья. Передача жилого фонда в частное владение является эффективной мерой решения жилищной проблемы, наведения порядка в механизме распределения квартир. Однако переход жилой площади в частное владение делает ее объектом купли-продажи и, следовательно, порождает социальную незащищенность значительной части мало- и среднеобеспеченного населения. Соответственно перед финансами стоит задача обеспечить денежными средствами систему бесплатно распределяемого жилья, сохранить дотации на услуги жилищного хозяйства для социально незащищенных граждан. Основным источником финансирования соответствующих расходов являются местные бюджеты, при этом возможности муниципальных органов значительно расширятся в связи с поступлениями от продажи государственного жилого фонда частным лицам, отменой для большинства из них дотаций на содержание и функционирование домовых и коммунальных сетей. Благодаря этому может существенно повыситься качество услуг жилищного хозяйства, сократиться бюджетная дотация на его содержание. Новыми направлениями в области социальных гарантий стали индексация доходов и компенсация потерь населения в связи с инфляцией. Необходимость введения этих гарантий реально возникла в результате практически полного отказа от жесткого регулирования цен со стороны государственных органов. Порядок индексации доходов и компенсации потерь населения на территории Российской Федерации установлен принятым в 1991 г. Законом РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан". В соответствии с ним на территории республики в составе республиканских и местных статистических органов, создана государственная служба наблюдения за изменением потребительских цен, которая призвана давать информацию о прожиточном минимуме. Эта информация должна стать основой для принятия соответствующих финансовых мер, обеспечивающих сохранение установленного минимума при снижении покупательной силы рубля.
11.5. Использование финансовых рычагов регулирования и стимулирования производства
В условиях перехода от командно-административных методов организации народного хозяйства к рыночным, принципиальным образом изменяется роль финансовых рычагов. Теперь они становятся одними из главных стимуляторов развития народного хозяйства. При этом с помощью финансовых рычагов решаются следующие основные задачи: · регулирование общего уровня финансовых ресурсов, аккумулируемых в сфере материального производства; · экономическое ограничение монопольной деятельности в производственной сфере; · регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий; · обеспечение соблюдения предприятиями правовой и договорной дисциплины; · материальное стимулирование развития производства на предприятиях; · регулирование внутрипроизводственных пропорций распределения денежных ресурсов предприятий; · регулирование инвестиционных и инновационных процессов в масштабах страны, региона, отрасли, предприятия. Наиболее важное значение для развития экономики имеют: 1. Финансовое регулирование и стимулирование производства. 2. Финансирование научно-технического прогресса. 3. Страховая защита общественного производства. Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятий. Изымая часть денежных накоплений, государство создает у предприятий стимул к изысканию дополнительных резервов роста прибыли и, прежде всего, за счет повышения эффективности производства. С переходом к рыночным отношениям наибольшее распространение получают налоговые методы изъятия доходов предприятий (налог на прибыль и др.). Вводятся твердые единые ставки налогов, создающие равные стимулы к интенсификации производства у всех предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному обновлению производственной базы, росту расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, тем самым стимулирует рост эффективности производства. Вместе с тем современный налоговый механизм оказывает не только позитивное воздействие на производство. Высокий общий уровень налогообложения предприятий ограничивает их финансовые возможности по наращиванию производства, а частый пересмотр видов налогов и условий их взимания порождает чувство неуверенности у трудовых коллективов, ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку иностранных инвестиций и т.п. Рыночные методы ведения хозяйства создают потребность в решении новых задач, важнейшей из которых является борьба с монополизмом производителя, блокирующего главный рычаг интенсификации рыночной экономики - конкуренцию между предприятиями. Наравне с другими экономическими инструментами (антимонопольное законодательство, свободный внешний рынок, конвертируемый рубль и т.д.) решению этой проблемы способствуют и финансовые рычаги, в частности, налог на сверхприбыль, применяемый в некоторых странах. Льготное налогообложение малых предприятий также способствует демонополизации производства и развитию здоровой конкуренции. Для обеспечения оптимальной структуры распределения доходов может применяться подоходное обложение или другой метод – корректировка облагаемой налогом прибыли в зависимости от роста фонда зарплаты. Таким образом, государство, ограничивая рост расходов на потребление, регулирует уровень прибыли, направляемой на нужды накопления, и способствует усилению заинтересованности предприятия в расширении производства. Подоходный налог с населения наравне с выполнением важных социальных и фискальных функций играет определенную роль в повышении трудовой активности работников, в том числе в производственной сфере. Расширение внешнеэкономической самостоятельности предприятий делает необходимым государственное регулирование этой сферы деятельности косвенными методами. Основную роль среди них играют таможенные пошлины. Их применение объясняется необходимостью изъять у предприятий часть дохода, образующегося в результате различий в уровнях внешнеторговых и внутренних цен на отдельные виды ввозимых и вывозимых из страны товаров. Изменяя уровни ставок этих платежей, государство стимулирует развитие экспортных производств, развивает кооперацию с зарубежными странами, защищает отдельные отрасли от конкуренции импортных товаров, поощряет отечественные производства. Одновременно создаются условия для полного отказа от монополии внешней торговли, тормозившей становление полноценных рыночных отношений в стране. Регулирующий механизм налогов и обязательных платежей дополняется системой разнообразных финансовых санкций, важнейшими среди которых являются штрафы за укрытие или занижение прибыли (дохода), подлежащей обложению, и другие проявления хозяйственной недобросовестности. Действенность финансовых санкций во многом зависит от эффективности работы органов финансового контроля, а также экономических, судебных и арбитражных органов. В не меньшей степени на результативность санкций влияет внутриполитическая и экономическая обстановка в стране. Определенную роль играют также различные формы и методы предоставления бюджетных средств (целевые ассигнования, дотации, возмещение разницы в ценах и т.д.). Но наиболее тесно связаны с развитием производства фонды, создаваемые на предприятии. Среди финансовых методов, воздействующих на экономию издержек производства и роста объемов выпуска продукции, решающее место принадлежит фондам материального поощрения и производственного развития. В условиях перехода к рыночным методам ведения хозяйства на предприятиях основным фондообразующим фактором стала прибыль, оставляемая в распоряжении предприятия. Она тесно связана с другими финансовыми рычагами: на ее размеры влияют платежи в бюджет и различные экономические санкции (штрафы, пени и т.д.). В настоящее время предприятиям, независимо от форм собственности, предоставлено право самим определять состав фондов, формируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении трудового коллектива, порядок их формирования и использования. Это существенным образом расширяет сферу применения и значение негосударственных методов финансового регулирования и стимулирования производства. В условиях рыночной экономики система финансового регулирования воздействует на развитие производства не только через управление интересами предприятий и их трудовых коллективов, но и через прямое регулирование пропорций между денежными фондами, участвующими в воспроизводственном процессе. Как известно, стоимость общественного продукта в результате прохождения всех стадий распределения делится на три фонда: фонд возмещения, фонд потребления и фонд накопления. Задача финансового регулирования – обеспечить оптимальные размеры и соотношения между этими денежными фондами и рациональные пропорции между многочисленными фондами, входящими в их состав. Изменение пропорций между фондом потребления и накопления определяются в основном: 1) финансово-хозяйственной политикой предприятий; 2) направленностью рычагов государственного регулирования; 3) изменениями прямых вложений государства в фонды потребления и накопления. Темпы развития экономики зависят от внутренней структуры названных фондов. Значительную часть фонда возмещения и фонда накопления составляют фонды капитальных вложений, определяющие масштабы простого и расширенного воспроизводства основных производственных фондов. С помощью финансовых методов, изменяя соотношения между инвестициями, направляемыми на простое и расширенное воспроизводство, расширение, техническую реконструкцию и модернизацию производства, общество влияет на темпы экономического развития.
11.6. Влияние финансов на НТП
Долговременное повышение эффективности и масштабов производства возможно только на основе использования новейшей техники и технологии. В развитых странах в настоящее время почти весь прирост производительности общественного труда получают за счет создания, освоения и внедрения новой техники и технологии. Переход на рыночные отношения в перспективе создает более благоприятные условия для развития НТП. Однако для создания у предприятия потребности тратить свои деньги на НИОКР и внедрение новой техники, необходимы определенные условия. Среди них – превышение предложения над спросом на существующем рынке товаров, отсутствие монополизма производителей и наличие конкуренции, свободный доступ всех желающих хозяйствовать к средствам производства и рабочей силе и т.д. Механизм финансового регулирования НТП включает совокупность фондов финансирования и экономического стимулирования НИОКР, работ по созданию и внедрению новой техники, изобретательству, инструменты их образования и использования. Для ускорения научно-технического прогресса большое значение имеют источники и методы определения размера фондов, порядок распределения их средств между отдельными этапами научных исследований, процессами разработки, создания, внедрения и освоения новой техники, способы концентрации средств на ключевых направлениях научно-технического прогресса и в руках тех научно-исследовательских и производственных коллективов и отдельных исследователей, которые добиваются наиболее крупных научно-технических достижений. Все эти задачи решаются с помощью финансового механизма. Основными источниками финансирования расходов на науку являются средства бюджета и финансовые ресурсы предприятий и организаций. За счет бюджета покрываются расходы на НИОКР, непосредственно не связанные с производством. К ним относятся фундаментальные исследования, исследования в области космоса, обороны, здравоохранения и т.д. Работы по созданию и освоению новой техники, используемой в производственном процессе, в основном финансируются за счет отраслевых источников. Поэтому актуальность в настоящее время приобрели вопросы усиления воздействия на ускорение НТП механизма его финансового обеспечения в отраслях материального производства. Основным источником финансирования работ по созданию и внедрению новой техники в отраслях материального производства до последнего времени был фонд развития производства, науки и техники. С переходом к рыночным методам ведения хозяйства предприятиям была предоставлена возможность создавать за счет прибыли и другие фонды финансирования мероприятий НТП, самостоятельно определяя их размеры, условия образования и использования. Такой подход способствует комплексности и сбалансированности процесса финансового обеспечения НТП в отраслях материального производства. Чтобы создать у предприятий дополнительные стимулы к увеличению затрат на НТП предусмотрено освобождение от обложения налогом на прибыль части затрат предприятий на проведение НИОКР, подготовку и освоение новых прогрессивных технологий и видов продукции, осуществляемых за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий. Кроме средств самих предприятий для финансового обеспечения НТП в отраслях материального производства могут использоваться централизованные фонды вышестоящих организаций (где отраслевые структуры еще сохранились). Наличие централизованного источника позволяет концентрировать усилия на важнейших направлениях НТП, маневрировать ресурсами внутри отрасли. Однако в масштабах всего народного хозяйства страны этого явно недостаточно. Поэтому до последнего времени одним из источников финансирования оставались бюджетные средства науки и техники. Они же использовались в решающей степени и для финансирования НИОКР в большинстве отраслей непроизводственной сферы, а также фундаментальных исследований. При этом методы и условия их предоставления научным организациям существенно изменились. Развитие этих методов привело к появлению нового инструмента финансирования исследований – грантов; так называются субсидии под конкретные разработки. Ученые, победившие по конкурсу, получают гранты на срок до нескольких лет для строго целевого использования средств в целях реализации собственного проекта. Не менее важное значение имеет и другое направление финансового воздействия на ускорение НТП – экономическое стимулирование. Оно осуществляется через систему фондов экономического стимулирования, создаваемых на предприятиях, в научно-исследовательских и других организациях. В условиях перехода к рыночной экономике важное значение приобретают методы стимулирования НТП, разрабатываемые самими предприятиями. В их компетенции теперь находятся вопросы о том, вводить специальные фонды поощрения за внедрение новой техники или использовать для этих целей фонды общего назначения, в каких размерах, формах и за выполнение каких показателей поощрять работников, участвовавших в научно-технических мероприятиях, и т.д. Дополнительный импульс развитию новых организационных форм в науке придаст система финансовых льгот, предусмотренная специально для малых предприятий (освобождение от платежей в бюджет и т.д.). Обязательной составной частью финансового механизма НТП является система материального стимулирования научных открытий, изобретений и рационализаторских предложений. Авторам научных открытий, лауреатам государственных и именных премий выплачиваются крупные денежные вознаграждения. До последнего времени за внедрение в производство изобретений в зависимости от величины получаемого экономического эффекта авторам выплачивались денежные вознаграждения. Основанием для них служили авторские свидетельства, выдаваемые изобретателям. Теперь вместо авторских свидетельств введено патентование изобретений, с предоставлением патентообладателю исключительного права использования нововведения. Размер вознаграждения автору устанавливается по соглашению сторон и максимальной суммой не ограничивается. Одним из инструментов финансового регулирования данной сферы деятельности станут пошлины на заявку, регистрацию и продление патента. Другим важным финансовым рычагом развития изобретательства является создаваемый Государственный патентный фонд. Этот фонд является юридическим лицом и будет осуществлять права и обязанности патентообладателя в отношении изобретений, исключительное право на пользование которых передано государству, принимать меры к их широкому использованию. Ресурсы его образуются за счет выручки от продажи лицензий на изобретения, патенты на которые принадлежат фонду, добровольных взносов предприятий, организаций и граждан, а также средств бюджета. На предприятиях финансирование изобретательской деятельности осуществляется за счет собственных средств. При этом они могут создавать фонд поощрения изобретательской деятельности. Существующее законодательство разрешает Советам народных депутатов создавать региональные фонды финансирования научно-технических разработок на основе изобретений. Источником образования этих фондов могут быть средства местных бюджетов, взносы предприятий, общественных организаций, граждан. Эти фонды действуют в соответствии со своими уставами на условиях полного хозрасчета, самостоятельно устанавливают порядок и условия предоставления средств.
Тема 12: ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
2. Финансовые институты 3. Финансовые инструменты
12.1 Сущность и структура финансового рынка
Бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их наиболее эффективное инвестирование и целенаправленное использование обеспечивается с помощью финансового рынка. Объективной предпосылкой функционирования финансового рынка является несовпадение потребности в финансовых ресурсах у того или иного субъекта с наличием источников удовлетворения этой потребности. Для аккумулирования временно свободных денежных средств и эффективного их использования и предназначен финансовый рынок, функциональное назначение которого состоит в посредничестве движению денежных средств от их владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам). Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Благодаря финансовым рынкам осуществляется перелив капиталов между предприятиями и отраслями, обеспечивается финансирование приоритетных производственных, научно-технических и социальных программ. Финансовые рынки играют важную рать в воспроизводственном процессе, обеспечивая свободное движение финансовых ресурсов. С их помощью осуществляется сбор средств от внутренних и внешних сберегателей и передача их для инвестирования предприятиям, фирмам, ассоциациям и органам государственной власти. Вместе с тем благодаря финансовому рынку обеспечивается участие сберегателей в прибылях предпринимателей. Пожалуй, единственное звено финансового рынка, которое не подлежит сомнению – это рынок ценных бумаг, его в структуре финансового рынка выделяют и Родионова, Дробозина и практически все остальные авторы. Однако в настоящее время вопрос о структуре финансового рынка остается открытым. Различные авторы включают в его состав от двух до семи составных частей: 1. Рынок ценных бумаг – здесь перераспределяются временно свободные денежные средства путем выпуска и обращения ценных бумаг. Первичный рынок ценных бумаг (primary market) представляет собой рынок, обслуживающий выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. Вторичный рынок (secondary market) предназначен для обращения ранее выпущенных ценных бумаг. Возможность перепродажи ценных бумаг основана на том, что первоначальный инвестор свободен в своем праве владеть и распоряжаться ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору. Существование вторичного рынка само по себе стимулирует деятельность первичного рынка. Биржевой рынок представляет собой рынок ценных бумаг, осуществляемый фондовыми биржами. Порядок участия в торгах для эмитентов, инвесторов и посредников определяется биржами. Внебиржевой рынок предназначен для обращения ценных бумаг, не получивших допуска на фондовые биржи. На биржевом рынке обращаются ценные бумаги, прошедшие листинг, т. е. получившие допуск к официальной торговле на бирже. Поскольку условия получения биржевой котировки устанавливаются биржей и могут быть достаточно сложными для некоторых эмитентов, существует внебиржевой рынок (over-the-counter stock market), на котором обращаются ценные бумаги, не котируемые на фондовых биржах. 2. Кредитный рынок – это механизм, с помощью которого устанавливаются взаимоотношения между предприятиями и гражданами, нуждающимися в финансовых средствах, и организациями и гражданами, которые их могут представить (одолжить) на определенных условиях. На рынке капиталов аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Он является основным видом финансового рынка в условиях рыночной экономики, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности (рис. 1). Рис. 1. Денежные потоки, связывающие фирму и рынок капитала Логика приведенных на рис.1. денежных потоков фирмы заключается в следующем: 1 — начало работы, размещение на рынке ценных бумаг и получение средств инвесторов; 2 — инвестирование полученных финансовых ресурсов в основные средства и текущие активы; 3 — генерирование денежного потока как результата успешной деятельности; 4 — уплата предусмотренных законом налогов; 5 — выплата инвесторам и кредиторам части оставшейся прибыли; 6 — реинвестирование в активы фирмы части прибыли; 7 — направление на рынок капиталов части прибыли в виде финансовых инвестиций. 3. Валютный рынок – обслуживает международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Валютные рынки – официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения. 4. Страховой рынок – главная особенность в том, что процесс аккумулирования и использования средств разорван во времени. 5. Рынок межбанковских кредитов – рынок, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Наиболее распространенные сроки депозитов – 1, 3 и 6 месяцев, предельные сроки – от 1 дня до 2 лет (иногда 5 лет). Средства межбанковского рынка используются банками не только для краткосрочных, но и для средне- и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований государственных регулирующих органов. 6. Вексельный рынок 7. Рынок золота и драгоценных металлов. На рынке золота совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом, в том числе со стандартными золотыми слитками. Основной объем операций с физическим золотом осуществляется между банками и специализированными фирмами; фьючерсная и опционная торговля золотом сконцентрирована на срочных биржах.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |