Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 2. Основные аспекты экологии производства




Экосистема = Биотоп + Биоценоз

Тема 11. Особенности ревизии в торговле

 

Ревизия в торговле имеет свои особенности, которые заключаются в специфике учета товарных операций в оптовой и розничной торговле. Ревизия торговой деятельности включает в себя:

1. Проверка товарных отчетов:

- все ли первичные документы приложены к товарному отчету;

- правильность оформления первичных документов (визуальная, проверка по существу и арифметическая проверка – таксировка);

- встречная проверка документов приложенных к товарному отчету.

2. Проверка синтетического учета поступления товаров в оптовой и розничной торговле.

3. Проверка использования в учете забалансовых счетов.

4. Проверка синтетического учета реализации товаров в оптовой и розничной торговле. Проверка правильности формирования финансового результата от продаж.

5. Проверка правильности расчета естественной убыли по продовольственным товарам в случае выявления недостачи (если предусмотрено учетной политикой).

6. Проверка остатков товаров по счетам и их соответствие данным отчетности.

Биоценоз – это совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоема и характеризующихся определенными отношениями между собой и приспособленностью к условиям окружающей среды.

Экосистема составляет основную структурную единицу биосферы, в которой господствуют однородные условия, как бы широко она не простиралась. Группы организмов, населяющих ее, делятся на три вида: автотрофы – продуценты (водоросли и зеленые растения), гетеротрофы – консументы (животные) и деструкторы (микроорганизмы). Три категории организмов характеризуют различные типы питания и свои собственные источники энергии.

Экосистемы распределены не хаотично, а достаточно регулярно. Общее число живых организмов в каждом биоценозе, скорость их развития и воспроизводства зависит от количества энергии, поступающей в экосистему, от скорости ее движения в экосистеме и от интенсивности циркуляции в ней веществ.

Различают три основных типа биогеохимических круговоротов: круговорот воды, круговорот элементов в газообразной фазе, круговорот элементов в осадочной фазе.

Основные процессы, обеспечивающие круговорот воды – просачивание, испарение и сток. Основной обмен происходит между атмосферой и океаном.

Основной компонент живой природы – кислород. Основной круговорот кислорода происходит между атмосферой и живыми организмами.

Термин «загрязнение» подразумевает многочисленные воздействия всех токсичных веществ, выбрасываемых человеком, которые так или иначе разрушают естественную среду. Атмосферные движения играют основную роль в распространении загрязняющих веществ.

Существует тесная связь между климатическими факторами и атмосферными загрязнениями. И в местном, и в региональном масштабе рельеф, направление ветра, солнечная радиация, количество осадков определяют интенсивность загрязнения. С другой стороны, при высоких уровнях загрязнения изменяются и сами климатические параметры как в региональном (микроклимат), так и в глобальном масштабе.

Результатом производственной деятельности являются нарушения циклов углерода, кислорода, азота и серы. Океаны, растворяющие большую часть углекислого газа индустриального происхождения, играют основную роль в его поглощении. С другой стороны, живая природа выступает другим урановешивающим фактором: при повышении содержания углекислого газа растет интенсивность фотосинтеза. В связи с этим вызывает особую тревогу уничтожение огромных лесных массивов. Глобальные последствия нарушения цикла углерода предсказать затруднительно, но только повышение средней температуры поверхности земного шара на 2 градуса будет иметь катастрофические последствия.

Объемное содержание кислорода за весь двадцатый век не претерпело серьезных количественных изменений. Многие ученые считают, сто недостаток кислорода не является причиной, угрожающей человечеству.

С точки зрения природной экосистемы, экономический рост есть не что иное, как вложение все большей энергии в единицу освоенной территории, а это означает все большее ее глобальное разрушения. В конце двадцатого века человечество столкнулось с недостатком экологического ресурса. Поэтому ряд исследователей пришли к выводу о необходимости смены основной концепции в области окружающей среды.

Главной проблемой сохранения стабильности окружающей среды и сообщества людей является возрождение и затем сохранение естественных сообществе организмов в объеме, обеспечивающем устойчивость окружающей среды, а перестройка хозяйства в направлении сокращения загрязнения окружающей среды является второстепенной задачей.

Развитые страны не готовы отказаться от экономического роста, а развивающиеся стремятся пройти тот же путь, основанный на уничтожении своих природных богатств и разрушении естественной природной среды.

Таким образом, биосфера и человеческое сообщество находятся в условиях нестабильности и развивающейся экологической катастрофы.

 

 

 

 

Экологическая характеристика производства предполагает оценку прогрессивности технологии, полноту использования сырья и топлива, применяемые схемы очистки сточных вод и газа, отчуждаемой территории, общую экономическую оценку ущерба, наносимого предприятием окружающей среде, в целом и по видам продукции. О влиянии предприятия на состояние окружающей среды можно судить по ряду показателей:

 

1. Экологичность выпускаемой продукции.

 

2. Влияние на водные ресурсы (объем забираемой воды по различным источникам; использование воды на производственные цели; объем воды, переданной другим предприятиям; сброщенные сточные воды; доля загрязненных сточных вод; концентрация вредных веществ в загрязненных сточных водах; степень очистки сточных вод; изменение объемов и качества сточных вод)

 

3. Влияние на воздушные ресурсы (количество отходящих вредных веществ: доля улавливаемых и обезвреживаемых вредных веществ: количество вредных веществ, поступающих в атмосферу после очистки)

 

4. Влияние на материальные ресурсы и отходы производства (Объем утилизируемых вредных веществ из сточных вод и атмосферных газов; количество образующихся твердых отходов и доля их утилизации: количество твердых отходов, подлежащих захоронению: степень извлечения основных компонентов из минерального сырья)

 

5. Влияние на земельные ресурсы (компонент застройки; объем продукции предприятия, выпускаемой с 1 Га земли; величина производственной площади на единицу рабочего или оборудования; протяженность коммуникаций, водоснабжения, канализации, энергоснабжения; доля площади, занятой под отходы производства)

 

Основные характеристики организационно-технической структуры – оснащенность источников загрязнения очистными устройствами, пропускная способность очистных сооружений, КПД применяемого очистного оборудования, контроль функционирования очистного оборудования, рациональность существующей организационной структуры, т.е. наличие служб по охране природы, оперативность руководства, их оснащенность вычислительной техникой, информационная обеспеченность, степень их экономической самостоятельности, показатели эффективности природоохранных мероприятий.

 

Общие показатели рассчитываются по отношению экономического эффекта к полной величине затрат на природоохранные мероприятия. В качестве частных показателей можно использовать долю текущих затрат, долю затрат на очистку атмосферного воздуха, водного бассейна, на уничтожение и обезвреживание твердых и жидких отходов, на разработку и внедрение новых технологий, на оплату услуг сторонних организаций.

У каждой отрасли промышленности складываются свои взаимоотношения с окружающей средой.

 

Энергетический сектор по-прежнему представляет источник местных и региональных экологических проблем. Воздействие тепловых электростанций на природную среду идет в нескольких направлениях и сказывается на загрязнении атмосферы, водных ресурсов, земельных угодий. Наиболее сильным оказывается загрязнение воздушного бассейна. Уменьшение выбросов массовых загрязнителей может происходить за счет внедрения ряда технических мероприятий.

Тепловые электростанции являются крупным потребителем водных ресурсов. Большое водопотребление, прежде всего, приводит к тепловому загрязнению, которое растет с наращиванием мощностей электростанций.

Так же сооружение тепловых электростанций приводит к существенному изъятию земельных ресурсов под склады топлива, для хранения золы и шлаков.

 

Транспорт – сделал возможным достижение масштаба производства и привел к росту конкуренции. Он необходим для производства и распространения товаров и услуг. Виды транспорта имеют различную степень влияния на окружающую среду. Выбросы транспорта, особенно дорожного и воздушного, составляют очень высокую долю всех выбросов. Транспортный сектор рассматривается как основной «шумовой» загрязнитель. Первым шагом по решению проблем загрязнения окружающей природной среды транспортом явилось новое законодательство по выхлопным газам.

 

Сельское хозяйство. Вместе с лесным оно занимает более 80% территории. Основные факторы, которые принесли самые серьезные изменения в масштабы сельского хозяйства – растущая механизация, международная конкуренция в торговле пищевыми продуктами, применение биотехнологий. Одним из следствий этого является переэксплуатация и деградация земельных ресурсов. Большие потери плодородного слоя происходят из-за эрозии почвы. Использование минеральных удобрений, пестицидов и гербицидов – еще одна нерешенная проблема с/х. Чрезмерное использование азотных и фосфатных удобрений вызывает загрязнение водоемов, уменьшение содержания кислорода и приводит к гибели рыбы.

Животноводческие комплексы сами по себе являются крупными источниками загрязнения почв и водных ресурсов.

Сегодня около 40% всех лесов испытывает вредное воздействие от повышенной кислотности, к тому же 1% всей лесной площади разрушается каждый год пожарами. Поэтому проблемы охраны в сфере землепользования и лесного хозяйства носят двоякий характер: с одной стороны, требуется предотвращение потерь фонда лесных и сельскохозяйственных угодий, а с другой стороны, сохранение их качества.

 

Проблемы урбанизированных территорий. Постоянное увеличение числа жителей крупных городов – характерная особенность динамики народонаселения в наше время. На этом фоне основной проблемой для окружающей среды населенных пунктов стали последствия сверхвысокой концентрации всех основных источников загрязнения – рост отходов, проблема шума, дефицит пресной воды, рост выхлопных газов и т.д.

 

Добывающая промышленность. К ней относят все отрасли, осуществляющие добычу и эксплуатацию ресурсов – полезных ископаемых. Лесов и вод. Основные направления воздействия отраслей добывающей промышленности сводятся к следующему:

- нарушение земель;

- изменение водного баланса территории;

- запыление атомосферы;

 

Ответственность за сохранение качества окружающей среды и возможность роста компаний-производителей – это два основных аспекта в сфере экологии производства, составляющие основу нового направления в науке управления, называемого экологическим менеджментом.

 

Ответ на основной вопрос, стоящий перед менеджерами, как делать деньги, одновременно проявляя заботу об окружающей среде, предусматривает не только очищение существующих производств, но и необходимость творческого подхода со стороны предпринимателей, чтобы предотвратить экологические ограничения и стандарты в новые возможности роста своих предприятий. Например, такие возможности предоставляют:

 

1) Утилизация отходов и материалов.

2) Новым видом бизнеса становятся специализированные «зеленые» инвестиционные фонды;

3) Растет спрос на экологически безопасные технологические процессы, появился новый тип менеджера – консультант по экологическим вопросам;

4) Новым видом бизнеса начинают заниматься рекламные агентства. Аудиторские и юридические фирмы;

5) Менеджеры рассматривают экологию в качестве возможного средства повышения конкурентоспособности на полностью занятых рынках.

 

ТЕМА 3. Принципы и методы оценки экономической эффективности природоохранных мероприятий.

 

 

Современная экономика природопользования основывается на макро- и микроэкономическом анализе. В основе экономического подхода лежат два фундаментальных понятия – внешние издержки, возникающие вследствие загрязнения окружающей среды и рента, представляющая собой доход, данный природой. На основе этих теоретических понятий строится стратегия управления качеством окружающей среды, основной задачей которой является превращение внешних издержек загрязнения во внутренние для фирм, ответственных за загрязнение. Отсюда возникает механизм природоохранной деятельности с такими инструментами как плата за загрязнение, налоги, торговля правами на загрязнение и т.д.

Любая производственная деятельность обязательно связана с воздействием на окружающую среду. Сами масштабы такого воздействия могут быть сокращены, если производитель, в конечном счете, заинтересован в этом и предпринимает какие-либо меры борьбы с загрязнением. С точки зрения экономики, такой процесс приводит к возникновению издержек двух видов:

1. Издержки в виде экономического ущерба, вызываемые выбросами вредных веществ в окружающую среду.

2. Издержки предотвращения загрязнения, т.е. затраты по реализации природоохранных мероприятий.

 

Их сумма составляет экологические издержки общества.

 

Различают следующие категории природоохранных издержек:

 

1. Суммарные – характеризующие размеры средств, затраченных в целом на реализацию природоохранной деятельности.

 

2. Средние – получаемые делением суммарных на объем предотвращенного загрязнения.

 

3. Предельные – определяемые как приростная величина, которая характеризует дополнительные затраты, расходуемые на обезвреживание дополнительной единицы объема выброса.

 

Основной экономической категорией экономики природопользования является величина экономического ущерба. Экономический ущерб – это денежная оценка негативных изменений основных свойств окружающей природной среды под воздействием загрязнений. При этом имеют в виду самый широкий спектр последствий – от ухудшения здоровья населения до убытков от коррозии металла, снижения продуктивности с/х угодий и т.д.

Денежная оценка ущерба рассчитывается по сумме убытков в разных сферах.

 

U = U1(V) + U2(V) + … Un(V),

 

где Un(V) – величины денежной оценки убытков.

 

При оценке ущерба используется следующая схема причинно-следственных связей: выбросы вредных примесей – концентрация примесей (в атмосфере или в водоеме) – натуральный ущерб – экономический ущерб.

 

Первая стадия оценки предполагает анализ объемов и структуры выбросов. На следующем этапе, для измерения концентрации загрязнителей, проводится расчет рассеивания вредных примесей (например, для атмосферы учитывается местоположение источника, высота трубы, погодные условия и т.д.)

 

Натуральная оценка ущерба окружающей среде определяется по ухудшению качества жизни, по сокращению сроков службы имущества, по росту концентраций примесей в воздухе, по замедлению прироста биомассы в лесном хозяйстве и т.д. перевод натурального ущерба в денежный эквивалент проводится по формуле:

 

Стр. 23.

 

Основной вопрос экономики окружающей среды – найти компромисс между экономическим развитием и природоохранной деятельностью.

Если рассматривать проблему с точки зрения двух субъектов собственности – общества и предпринимателя, то трудно ожидать совпадения их интересов. Общество заинтересовано в уменьшении ущерба, а предприниматель – в сокращении природоохранных издержек, так как последние отражаются на всех экономических показателях его предприятия. Величина ущерба для предпринимателя выступает в качестве внешних издержек, которые возникают как только ресурс становится ограниченным Его ограниченность требует регулирования поведения предприятия-загрязнителя. Предполагается несколько возможных принципов такого регулирования.

 

Первый принцип называется «компенсационным». Его основа – введение платы (или налога) на выбросы для компенсации нанесенного ущерба. Этот метод имеет свои недостатки, так как всякий раз необходимо точно оценивать величину ущерба и соответствующий ей платеж. В рамках этого метода вопрос о полной компенсации не решается.

 

Второй подход основан на принципе достижения заранее установленного качества окружающей среды, определяемого величиной допустимых выбросов при плате за каждую тонну выбросов, равной величине предельных природоохранных затрат предприятия. До достижения значений ПДВ, очистка оказывается дешевле, чем внесение платежей за загрязнение. Однако снижать выбросы ниже этого уровня предприятию тоже невыгодно, так как дополнительные издержки на очистку выше, чем экономия на плате за загрязнение. В виде платежей за выбросы будет собрана сумма полностью компенсирующая ущерб.

 

Благодаря наличию у природной среды способности усваивать некоторое количество вредных выбросов, предприниматель имеет возможность экономить на природоохранных издержках, т.е. устойчивость экологических систем к загрязнениям предотвращает предпринимательские потери.

 

Превратить внешние издержки во внутренние возможно, потребовав от предприятия – загрязнителя полной компенсации ущерба, введя платежи за загрязнение, рассчитанные на основе предельных природоохранных затрат.

 

Создание эффективного механизма взаимодействия природы и общества – одна из основных задач. Все решения в сфере природопользования должны приниматься на базе анализа затрат и экономических результатов. Основным критерием при этом становится прибыль, а природно-ресурсный потенциал рассматривается как один из факторов производства.

 

В экономических расчетах природный фактор представлен экономической оценкой ресурса. Для объектов природопользования (месторождений, лесных и земельных ресурсов, водных источников и пр.) такой оценкой является дифференциальная рента, а для естественного сырья (руда, нефть, уголь и пр.) – предельные затраты на их производство.

 

Природная среда обладает комплексом потребительских свойств, которые могут удовлетворять определенные потребности общества. Поэтому природоохранная стратегия не должна сводиться только к минимизации ущерба, ее цели многообразны. При определении допустимой нагрузки на окружающую среду должны учитываться социальные и экологические цели общества, а несовпадение интересов различных социальных групп усложняет реализацию природоохранной стратегии.

 

Анализ мирового опыта управления природоохранной деятельностью позволяет выделить три основные группы методов: административные, экономические и рыночные.

 

Административное регулирование предполагает введение соответствующих нормативных стандартов и ограничений, а также прямой контроль и лицензирование процессов природопользования, указывающих производителю рамки, которые он должен соблюдать. Это могут быть:

 

- стандарты качества окружающей среды, которые регламентируют допустимое состояние воздушного и водного бассейнов, почв и других составляющих, а для каждого загрязнителя предусмотрен предельно допустимая концентрация его содержания;

 

- стандарты воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса, устанавливают уровень сбросов или выбросов из данного источника после применения очистного оборудования;

 

- технологические стандарты устанавливают определенные требования для процесса производства или очистной технологии;

 

- стандарты качества продукции устанавливают стандарт содержания вредных примесей в продуктах питания и питьевой воде.

 

 

Из непосредственных мер административного воздействия на виновников загрязнения можно указать. прежде всего прямые затраты. Эта мера применяется в том случае, когда определенные производства или первичные ресурсы оказывают настолько нежелательное воздействие на окружающую среду, что эффективным становится только их полное запрещение.

 

Сертификаты на использование земель и воды выдаются для ранжирования потенциально конфликтующих пользователей.

 

Оценка воздействия на состояние окружающей среды – служит для организации сбора и представления информации о потенциальных экономических издержках проектов. Обычно эта процедура включает информацию о масштабах антропогенного воздействия при реализации проекта, об издержках на очистные технологии, об альтернативных проектах, о возможных невозобновимых потерях ресурсов.

 

Среди экономических рычагов основное место занимают налоги за загрязнения и платежи. Уровень платежа соответствует социально-экономическому ущербу от загрязнения. Система налогов и платежей представляет максимальную свободу загрязнителю в выборе стратегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс, позволяющий минимизировать природоохранные издержки. Налог пополняет казну и единственная причина его введения – пополнение бюджетной статьи на природоохранные мероприятия. При платеже за загрязнение пользователь платит за него так же, как он платит за приобретаемое сырье, электроэнергию и т.д. Существует специальный вид платежей – на покрытие административных расходов, которые могут включать плату за получение разрешений и лицензий, а также другие номинальные платежи. покрывающие издержки на раздачу разрешений. Эти платежи меньше платежей за загрязнение и рассматриваются как лицензионный сбор, не имея самостоятельного назначения.

 

Из экономических рычагов существуют выплаты, предоставляемые предприятиям-загрязнителям, выступающие в виде субсидий за сокращение выбросов.

 

Подход, предполагающий использование документов, закрепляющих обязательства на осуществление природоохранной деятельности под соответствующий залог, называется системой обязательной ответственности. Эта система особенно эффективна, если число загрязнителей и их жертв ограничено, а размер загрязнения и его состав легко отследить. Свою ответственность по компенсации ущерба загрязнитель может частично переложить на посредника.

 

Система целевого резервирования средств по утилизации отходов используется для создания стимула у потребителей на осуществление дополнительных издержек. Например, в момент покупки товара, предопределяющей предстоящее загрязнение. осуществляется вклад, который возвращается с процентами после утилизации производственных отходов.

 

Информационные системы в виде обеспечения полноты информации и свободы ознакомления с ней играют роль, подобную экономическим стимулам. Информированность о грязных производствах ведет к изменению спроса на «грязную» продукцию, обеспечивая тем самым сокращение загрязнений, использование соответствующих первичных ресурсов или типа технологии.

Создание рыночных отношений в экологической сфере предполагает формирование рынка для единиц загрязнения, разрешая предприятиям покупать, продавать или перераспределять права на загрязнение. Для рыночных отношений необходимо создание рыночной инфраструктуры, обеспечивающей сделки по торговле правами. В международной практике отработано несколько рыночных концепций.

 

Принцип «пузыря» использует трактовку множественных источников загрязнения как единой регулируемой системы. Объем выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия-загрязнители совместно ищут наиболее выгодный способ обеспечить себе этот объем. Если для очистного оборудования существует эффект экономии издержек при увеличении масштаба, то есть за счет больших предприятий можно достичь требуемого сокращения выбросов, которое финансируется фирмами, находящимися в «пузыре». но при этом не вкладывающими средства в очистное оборудование. на таком пути можно достичь существенной экономии природоохранных издержек при заданном качестве окружающей среды.

 

Разрешение на выброс распределяется между отдельными производителями, от которых требуется выполнение стандарта либо путем инвестирования в очистные технологии, либо через приобретение разрешения у тех предприятий, которые достигли большего сокращения выбросов, чем это было предусмотрено разрешением. Данный подход создает следующие стимулы:

1. Для фирм, предоставляющих права на загрязнения на продажу, становится выгодным использовать экономию от масштаба осуществления природоохранных инвестиций и достигать стандарта наиболее эффективным способом, получая компенсацию у других фирм за сэкономленные права.

2. Фирмы, у которых издержки на утилизацию отходов очень велика, могут достигнуть стандарта, покупая права на выбросы и не делая инвестиции в природоохранное оборудование, таким образом минимизируя свои издержки по сокращению выбросов.

 

Банки прав на загрязнения представляют собой развитие предыдущего подхода. Экономя права на загрязнения, фирмы могут вкладывать их в специальный банк для будущего использования или продажи. Банк становится посредником, имеющим запас прав, продающим и покупающим их. Банки выполняют и учетную функцию, обеспечивая процесс погашения израсходованных прав и не допуская их повторного использования. банки могут также предоставлять предприятиям-загрязнителям временные права на увеличения выбросов. при расширении рынка прав на загрязнение возникает необходимость в посреднических организациях типа бирж, где бы осуществлялись сделки по купле-продаже прав на выбросы (биржи прав на загрязнение).

 

Механизм природоохранной деятельности в России сформировался в 70-80 годы. Тогда он принял формы административной системы управления природопользованием. Пика своего развития она достигла к 1990 г. Тогда же в порядке эксперимента в ряде регионов были введены платежи за загрязнение окружающей среды. Это событие положило начало формированию экономических методов управления природоохранной деятельностью. В их основе Закон «Об охране окружающей среды» (1992 г.), главными новыми моментами которого стали:

 

- наличие разрешений на выбросы;

 

- наличие договора и лицензии на комплексное природопользование, в которых устанавливаются допустимые объемы выбросов, планируемые природоохранные мероприятия. нормативы и порядок расчета и внесения платежей за загрязнение окружающей среды;

 

- введение платежей за загрязнения;

 

- создание системы экологических фондов;

 

- создание системы налоговых льгот.

 

Основным инструментом регулирования природопользования стали платежи за загрязнение в экологические фонды. Платежи уплачиваются по двум ставкам. по одной ставке оплачиваются выбросы в пределах установленных нормативов. а по другой – предприятие платит за превышение выбросов над нормативами, обычно эта ставка превышает базовую. Региональные экологические комитеты могут корректировать базовую ставку, приводя ее в соответствие с региональными особенностями. Кроме того, комитеты устанавливают для предприятия допустимый уровень выбросов, который фиксируется в лицензии на природопользование и на основании которого затем подписывается договор на природопользование между предприятием-загрязнителем и региональным экологическим комитетом. Этот договор является юридическим документом и может быть представлен в суд.

Одновременно с введением платежей развивалась система экологических фондов трех уровней: местного, республиканского, федерального.

 

В договор между предприятием-загрязнителем и природоохранными органами включают следующие аспекты – размеры разрешенных выбросов, величины ставок платежей по каждому ингредиенту, присутствующему в выбросах. В договоре указано, что за нормативный выброс предприятие плати по базовому тарифу, а за сверхнормативный – по штрафному; определяется порядок и периодичность внесения платежей; приведены штрафные санкции, которые применяются за несвоевременное внесение платежей.

 

В России сделаны лишь первые шаги по использованию экономических методов управления природоохранной деятельностью, в основе которых – платежи за загрязнение окружающей среды. Их введение дало некоторые положительные результаты. Во-первых, предприятия привыкли к мысли, что за загрязнение окружающей среды нужно платить. Во-вторых, улучшилась система контроля за выбросами. самый надежный практический результат – создание альтернативного источника финансирования природоохранных мероприятий в виде экологических фондов.

 

В соответствии с принятой в настоящее время в России в состав затрат на охрану природы включаются:

 

1) Текущие затраты предприятий на содержание и эксплуатацию природоохранных сооружений и проведение мероприятий по охране окружающей среды;

2) Затраты на капитальный ремонт основных фондов производств по охране;

3) Затраты на содержание природных охраняемых территорий;

4) Затраты на ведение лесного хозяйства;

5) Капиталовложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;

6) Затраты на содержание органов охраны природы, затраты на научные разработки, образование, пропаганду.

 

Затраты 1) и 2) включаются в себестоимость продукции предприятия, и возмещаются, главным образом, из собственных и заемных средств этих предприятий. Затраты 3), 4), 5) финансируются из центральных источников, а также из собственных (заемных) средств предприятий – природопользователей. Затраты 6) выделяются из централизованных источников.

 

При планировании мероприятий по охране окружающей среды возможны следующие ориентации:

- на экономический оптимум загрязнения;

- на максимально возможный объем выбросов при данной технологической структуре;

- на минимизацию экологического риска;

- на минимальное воздействие на окружающую среду.

 

Первая стратегия имеет всеобщий характер в сочетании с соответствующей системой нормативов качества окружающей среды. Суть ее сводится к учету экономического ущерба при подсчете эффективности природоохранных проектов. Величине ущерба должен соответствовать платеж, взимаемый с предприятия-загрязнителя. Взимание платы имеет ограниченный стимулирующий эффект для загрязнителей, но может подтолкнуть эти предприятия к уходу с рынка.

Вторая стратегия должна применяться в районах, где производственный потенциал только формируется.

Третья стратегия – там, где антропогенное воздействие имеет вероятностный характер.

Четвертая стратегия – для принятия решений в уникальных районах.

 

В основе природоохранной стратегии должен лежать подход, направленный на устранение причин загрязнений, а не на сглаживание или ликвидацию его последствий. Последняя стратегия приводит только к удорожанию производства и замедляет процесс перехода к новой д.ориентированной производственной структуре.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.136 сек.