Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Договор и лицензия на комплексное природопользование




Классификация устойчивых глобальных проблем

Отношение «человек-биосфера» в системе глобальных проблем

Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. Классификация природных ресурсов. Характеристика минеральных ресурсов. Минеральные ресурсы России. Топливные ресурсы. Расширение сырьевой базы. Ресурсосберегающие технологии. Мировой рынок минерального и пищевого сырья. Кадастры природных ресурсов. Рациональное природопользование. Топливные ресурсы, структура, запасы. Экологические характеристики различных видов топлива. Методы повышение эффективности использования топлива на предприятиях топливно-энергетического комплекса и на транспорте. Кривая Хабберта. Биотопливо.

Характеристика загрязнений атмосферы, последствия её для биосферы и человека. Особенности расположения озонового слоя в атмосфере. Эффекты полюсов. Фреоны. Фреонозаменители. Парниковый эффект. Киотский протокол. Посткиотские соглашения. Оценка соответствия выбросов парниковых газов различными группами стран их экологическому потенциалу. Связь уровня выбросов парниковых газов с экономическим уровнем различных стран. Кислотные дожди. Трансграничный перенос. Глобальные проблемы гидросферы и геосферы. Взаимосвязь экономики и антропогенного воздействия на окружающую среду.

Тема 3. Глобальные проблемы окружающей среды

Экологические проблемы, связанные с нарушением отдельных компонентов ландшафта или их комплекса можно условно объединить в шесть групп:

· атмосферное (загрязнение атмосферы: радиологическое, химическое, механическое, тепловое);

· водные (истощение и загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение морей и океанов);

· геолого-геоморфологическое (интенсификация неблагоприятных геолого-геоморфологических процессов, нарушение рельефа и геологического строения);

· почвенные (загрязнение почв, эрозия, дефляция, вторичное засоление, заболачивание и др.);

· биотическое (сведение растительности, деградация лесов, пастбищная дигрессия, сокращение видового разнообразия и др.);

· комплексные (ландшафтные) — опустынивание, снижение биоразнообразия, нарушение режима природоохранных территорий и т. д.

По основным экологическим последствиям изменения природы выделяют следующие экологические проблемы и ситуации:

· антропоэкологические, по изменению условий жизни и здоровья населения;

· природно-ресурсные, связанные с истощением и утратой природных ресурсов, ухудшающие хозяйственную деятельность на территории;

· ландшафтно-генетические, обусловленные нарушением целостности ландшафтов, утратой генофонда, потерей уникальных природных объектов.

Возможна классификация экологических проблем и по другим критериям:

· по основной причине возникновения можно выделить:

o эколого-гидротехнические,

o эколого-промышленные,

· по остроте:

o не острая,

o умеренно острая,

o острая,

o очень острая;

· по сложности:

o простые,

o сложные,

o очень сложные;

· по решаемости:

o решаемые,

o трудно решаемые,

o практически неразрешимые;

· по пространственному охвату территории:

o локальные,

o региональные,

o глобальные;

· по времени:

o краткоделовые

o длительные,

o практически неисчезаемые;

· по зонально-региональному охвату:

o проблемы тундры;

o юга России;

o Белоруссии;

o Русской равнины;

o Уральских гор и т. д.

 

Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля. По своему характеру глобальные проблемы современности различны: от угрозы ядерной войны до экологической катастрофы, от растущего раскола мира на «богатые» и «бедные» страны и народы до перспективы истощения традиционных и необходимости поиска новых источников энергии. В современном научном творчестве оформилось особое направление исследования общечеловеческих проблем - глобалистика.

По различным подсчетам сейчас выделяют до трех десятков глобальных проблем различных типов. Поэтому речь должна идти не о каком-то одном признаке или критерии глобальности, а системе таких критериев, по крайней мере о нескольких интегральных факторах, объединяющих столь разнородные проблемы под понятием «глобальные».

Между тем термин «глобальный» имеет три значения: повсеместный, характерный для земного шара в целом, для всех стран и народов; значительный, масштабный; общий, всеобъемлющий.

В литературе существует несколько подходов к типологии глобальных проблем современного этапа общественного развития. Однако более приемлемым, на наш взгляд, является подразделение их на три группы.

· Первая группа глобальных проблем вырастает из отношений между основными социальными общностями современного человечества (общественно-экономическими системами и составляющими их государствами, классами, нациями), то есть система «общество-общество». Первая группа глобальных проблем связана с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества. И можно выделить под названием «общемировые глобальные проблемы» или «интерсоциальные проблемы». Эта группа включает в себя четыре типа глобальных проблем.

1. Проблема предотвращения мировой войны, угрожающей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на планете.

2. Проблема установления нового экономического международного порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества для устранения отставания слаборазвитых стран.

3. Проблема борьбы за прогрессивные формы экономической интеграции и интернационализации для углубления международного разделения труда и выравнивания уровней социально-экономического развития стран земного шара.

4. Проблема управления развитием НТР ее гуманистической направленностью на глобальном уровне.

· Вторая группа - из отношений «человек- природа»

Вторую группу глобальных проблем современности составляют проблемы оптимизации, гармонизации и гуманизации отношения общества к природе для сохранения и приумножения ресурсного потенциала человечества. Их можно определить, например, как «общепланетарные глобальные проблемы», и выделить 8 типов.

1. Проблема предотвращения стихийных бедствий антропогенного или смешанного происхождения (эрозия почвы, опустынивание и т.п.).

2. Проблема рационального и экономического использования природно-сырьевых ресурсов.

3. Демографическая проблема.

4. Продовольственная проблема.

5. Проблема оптимального хозяйственного основания необжитых территорий.

6. Проблема предупреждения энергетического кризиса.

7. Проблема защиты окружающей природной среды и механизмов ее самовоспроизводства.

8. Освоение богатств Мирового океана, освоение использование космоса в мирных целях прогресса.

· Третья - «человек - общество».

Третья группа глобальных проблем отражает процессы гуманизации отношений общества и личности, вопросов ее освобождения и разностороннего развития, гарантий ее лучшего будущего. Эти проблемы, в частности, можно именовать «общечеловеческими» глобальными проблемами.

1. Проблема ликвидации антигуманных тенденций в использовании науки и техники. Устранение преград на пути всестороннего и планомерного развертывания научно-технического прогресса в интересах человека.

2. Проблема искоренения эпидемических заболеваний, болезней цивилизации.

3. Проблема преодоления негативных тенденций урбанизации.

4. Проблема ликвидации неграмотности и развития образования, т.е. проблема динамичного умножения интеллектуального потенциала человеческой деятельности.

5. Проблема гарантий прав человека, прежде всего, права на жизнь, на существование в здоровой среде. Итак, имеют место три группы глобальных проблем современности: общемировые глобальные проблемы; общепланетарные глобальные проблемы, общечеловеческие глобальные проблемы. Важно подчеркнуть, что предложенная формулировка трех групп глобальных проблем имеет явно выраженную гуманистическую направленность, поэтому было неправильно относить эту характеристику только к третьему классу глобальных проблем.

Одной из глобальных проблем современности являются вопросы войны и мира. Возьмем другую проблему отставание в развитии развивающихся государств. В рамках мирового хозяйства разделение труда осуществляется таким образом, что за наиболее развитыми в экономическом отношении государствами закреплена роль мировых промышленных центров, в то время как развивающиеся страны выполняют роль аграрно-сырьевой периферии. Развитые страны различными методами эксплуатируют природные, трудовые ресурсы развивающихся стран, препятствуют созданию в них самостоятельной экономики.

Примечательно, что еще в начале 40-х годов В.И. Вернадский предсказал, спрогнозировал появление ноосферы, как «сферы разума». Думается, что первые предпосылки возникновения глобальных проблем, или начало процесса глобализации, можно отнести ко второй половине XX века, точнее 1945-75 годам. Вторая мировая война стала по сути дела первой глобальной войной, в которую в той или иной степени оказались вовлечены все континенты. Сразу же после войны была создана по сути дела глобальная международная организация - ООН. В эти же годы стала рушиться колониальная система, и возник комплекс социально-экономических проблем развивающихся независимых государств.

Второй период - 1970-ые - 1990-ые гг. можно охарактеризовать, как переход процессов глобализации в формально признанное мировым сообществом состояние.

С конца 90-х годов начался третий период глобализации, у которого появились существенные особенности, когда национальные границы во все большей степени становятся условностями.

Основными законодательными актами по охране природы в нашей стране являются Законы России «Об охране окружающей природной среды», «О плате за землю», «О недрах». Эти законы определяют регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека.

Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ)

· Раздел I. Общие положения

· Раздел II. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду

· Раздел III. Экономический механизм охраны окружающей природной среды

· Раздел IV. Нормирование качества окружающей природной среды

· Раздел V. Государственная экологическая экспертиза

· Раздел VI. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов

· Раздел VII. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности

· Раздел VIII. Чрезвычайные экологические ситуации

· Раздел IХ. Особо охраняемые природные территории и объекты

· Раздел Х. Экологический контроль

· Раздел ХI. Экологическое воспитание, образование, научные исследования

· Раздел ХII. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды

· Раздел ХIII. Ответственность за экологические правонарушения

· Раздел ХIV. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением

· Раздел ХV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды

 

Законодательно регламентированный экономический механизм охраны природы предполагает следующие элементы.

1. Обязательность учета и социально-экономической оценки природных ресурсов государственными органами статистики и природопользования.

2. Система планирования, финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.

Финансирование экологических программ и мероприятий по охране природной окружающей среды производится за счет: бюджетов федерации и регионов; средств предприятий, учреждений, организаций; экологических фондов; кредитов банков; добровольных взносов населения.

3. Механизм договоров и лицензий на комплексное природопользование.

Договор заключается между природопользователем и соответствующим территориальным исполнительным органом. Он предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности пользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, а также ответственность сторон, возмещение вреда, порядок разрешения споров.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование определяет виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования и последствия их несоблюдения.

4. Система экологических ограничений по территориям, устанавливаемая предприятиям-природопользователям по предельным объемам использования природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещению отходов производства. Сроки достижения нормативных объемов природопользования и лимиты по годам устанавливаются в соответствии с утвержденными показателями государственных и региональн. экологических программ.

5. Платность использования природных ресурсов. Плата взимается за право пользования ресурсами в пределах установленных лимитов, сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, на воспроизводство и охрану природных ресурсов, за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов производства и другие виды загрязнения в пределах или сверх установленных лимитов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды перечисляется предприятиями-плательщиками на специальный счет внебюджетных государственных экологических фондов (90%) и в доход республиканского бюджета финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды (10%).

6. Отчисления от увеличения налогов на прибыль предприятий, выпускающих и применяющих оборудование с повышенными удельными расходами топлива и энергии.

В сфере экологической деятельности применяют лицензии на право выбросов в окружающую среду и на право разработки месторождения природных ресурсов.

Экологическая лицензия (ЭЛ) на выбросы — ценная бумага, дающая право на выбросы конкретного загрязняющего вещества на конкретный промежуток времени. Общее количество ЭЛ предприятия должно соответствовать фактическому уровню совокупных выбросов. На одно загрязняющее вещество цена ЭЛ изменяется в зависимости от сезона, времени суток и ситуации в регионе (нормальная, экстремальная). Использование ЭЛ вместо налогов позволяет систему государственного регулирования перевести в систему рыночного управления. Рынок ЭЛ, определяя их цены, управляет интересами предприятий по инвестиции и составу продукции.

Торговля квотами на загрязнения является наиболее гибким из всех известных методов экономического регулирования качества природной среды. Предприятие — источник вредных выбросов — имеет различные мотивы для заключения экологической сделки. Оно может проводить такую политику, чтобы уменьшить платежи за необеспеченные разрешениями выбросы, чтобы создать запас разрешений на выбросы, ожидая повышения цен, чтобы обеспечить свое предполагаемое развитие.

Дополнением к экологической лицензии является страхование экологической неопределенности. Денежная сумма страхователя условно депонируется на счете страховой фирмы. Если компания в течение оговоренного срока не причинила ущерба окружающей среде, то ее платежи возвращаются с выплатой процента. В противном случае ликвидация последствий ущерба происходит за счет страховой фирмы. У фирмы в этом случае появляется дополнительный стимул к использованию более надежных технических систем и предотвращению случайных выбросов.

Отдельные виды деятельности, прямо не указанные в законах, подлежат лицензированию на основании постановления Федеральный закон от 8 августа 2001 года, N 128-ФЗО ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;

Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии деятельность по производству элитных семян (семян элиты);
производство табачных изделий; осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений; деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки;

Лицензия на комплексное природопользование устанавливает экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования для предприятий. Под комплексным природопользованием понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.

Лицензия на комплексное природопользование для предприятий, хозяйственная деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и объектов, имеющих в соответствии с действующим законодательством федеральное значение, выдается органами системы Минприроды РФ.

Экологический ущерб — это изменение полезности окружающей среды вследствие ее загрязнения. Он оценивается как затраты общества, связанные с изменением окружающей среды. Он складывается из следующих затрат:

— дополнительные затраты общества в связи с изменениями в окружающей среде;

— затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние;

— дополнительные затраты будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных природных ресурсов.

Для оценки ущерба окружающей среде используют следующие базовые величины:

— затраты на снижение загрязнений;

— затраты на восстановление окружающей среды;

— рыночная цена;

— дополнительные затраты из-за изменения качества окружающей среды;

— затраты на компенсацию риска для здоровья людей;

— затраты на дополнительный природный ресурс для разбавления сбрасываемого потока до безопасной концентрации загрязняющего вещества.

Ущерб обществу от загрязнения окружающей среды проявляется на деятельности отдельных объектов, оказывающихся под его воздействием:

— население;

— объекты жилищно-коммунального и промышленного хозяйства;

— сельскохозяйственные угодья;

— водные ресурсы;

— лесные ресурсы.

Устанавливаются три норматива платы за выбросы:

— в пределах допустимых объемов выбросов;

— в пределах установленных лимитов выбросов;

— сверх максимально допустимого объема выбросов.

Размер второго норматива в 5 раз выше первого, а третьего — в 5 раз выше второго.

Например, на 1993 г. Норматив платы за выброс в атмосферу 1 т оксида азота составлял 275 руб, за сброс в водный объект азота аммонийного — 5545 руб.

Правительством РФ установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды: платежи за выбросы в пределах допустимых нормативов осуществляются за счет себестоимости продукции; платежи за выбросы сверх допустимых нормативов осуществляются за счет прибыли предприятия.

В себестоимость продукции включаются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, по оплате услуг за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов и сточных вод.

Размер платежей предприятия за загрязнение окружающей среды может уменьшаться на величину расходов по разработке и внедрению природоохранных мероприятий.

Перечень таких мероприятий устанавливается территориальным органом Минприроды РФ на основании международных соглашений по охране природы и региональных экологических программ.

Не подлежат зачету текущие затраты на газопылеулавливающие установки, дымососы, газоотходы, являющиеся элементами технологических процессов.

Общество оценивает затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние как штраф организации, допустившей ущерб объектам природы, или затраты на общегосударственные программы по восстановлению территорий, подвергнувшихся заражению.

Например, в США с 1972 по 1987 г. Выделялось ежегодно 24,3 млрд. долл. На очистку рек, ручьев и заливов, а общая сумма средств, выделенных на охрану окружающей среды за этот период, составила приблизительно 1 трлн. Долл.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.