Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы ценовой эластичности спроса

Ed = – ∆Qd / ∆P · Qd / P

где ∆ Qd – количественное изменение объема спроса;

∆ P– количественное изменение цены;

Qd – первоначальный объем спроса;

Р – первоначальная цена.

Дуговая эластичность определяется тогда, когда изменение цены является значительным:

Ed = – (Q2 – Q1/ P2 – P1) · (P1 + P2 / Q1 + Q2)

Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной, слабой или нейтральной. Поэтому каждый из них порождает соответствующий тип ценовой эластичности спроса: эластичный, неэластичный и единичной эластичности спрос. Существуют также два крайних случая эластичности: совершенно (абсолютно) эластичный и совершенно (абсолютно) неэластичный спрос (см. табл. 7).

На ценовую эластичность спроса влияют следующие основные факторы.

1. Возможность замены данного товара другими товарами. Чем больше существует заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него, так как у покупателей больше возможностей заменить данный товар при увеличении его цены.

2. Удельный вес доходов на данный товар в общей сумме расходов потребителей. Чем дороже товар и больше удельный вес затрат на него в общей сумме расходов потребителей, тем выше эластичность спроса.

3. Принадлежность данного товара к предметам роскоши или предметам первой необходимости. Спрос на предметы роскоши является эластичным, а на предметы первой необходимости – неэластичным.

4. Фактор времени. Спрос на товар обычно тем эластичнее, чем продолжительнее период времени для принятия решений.

5. Значение эластичности спроса на различных участках кривой спроса имеет практическое значение, так как позволяет определить изменение валовой выручки продавцов. Это связано с тем, что зависимость между типом ценовой эластичности спроса и изменением валовой выручки. Валовая выручка (валовой доход) рассчитывается по следующей формуле:

ТR = P · Q,

где ТR – валовая выручка (валовой доход);

Р – цена товара;

Q – объем спроса (количество реализуемого товара).

При эластичном спросе снижение цены ведет к увеличении валовой выручки, и наоборот, рост цены – к ее уменьшения.

При неэластичном спросе снижение цены ведет к уменьшению валовой выручки, и наоборот, рост цены – к ее увеличению.

При единичном эластичном спросе изменение цены не ведет к изменению валовой выручки.

6. Эластичность предложения показывает связь между изменениями в ценах на товар и объемах его предложения.

Эластичность предложения по цене представляет собой процентное изменение объема предложения товара, обусловленное однопроцентным изменением его цены при неизменности других факторов, влияющих на объем предложения:

Es = ∆Qs % / ∆P%,

где ∆ Qs % – процентное изменение объема предложения;

∆ P% – процентное изменение цены данного товара.

 

 

Таблица 7

Тип эластичности Формула эластичности Графическое изображение эластичности
Единичная эластичность На каждый процент изменения цены объем спроса изменяется соответственно на 1% (Еd =1)   Еd = – ∆Qd % / ∆P % = 2,0%/ 2,0% = 1    
Эластичный спрос Объем спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в процентах (Еd >1). Например, лекарственные препараты безрецептурного отпуска.   Еd = – ∆Qd % / ∆P% = 12,0%/ 4,0% = 3  
Неэластичный спрос Объем спроса в процентах изменяется медленнее, чем изменяется цена в процентах (Еd<1). Спрос неэластичен, если: лекарственный препарат назначается на условиях бесплатного и льготного отпуска; отпускается только по рецептам; потребители имеют устойчивое предпочтение к торговой марке и др. Еd = – ∆Qd % / ∆P% = 2,0%/ 4,0% = 0,5  
Совершенно (абсолютно) неэластичный спрос Объем спроса не изменяется при любом изменении цены (лекарственному препарату нет замены) (Еd =0)     Еd = – ∆Qd % / ∆P% = 0%/ 4,0% = 0  
Бесконечно эластичный спрос Объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены (повышение спроса при повышении доходов) (Еd = ¥). Примером является спрос на продукцию совершенно конкрентной фирмы. Еd = – ∆Qd % / ∆P% = 4,0%/ 0% = ¥  

 

Коэффициент ценовой эластичности предложения имеет положительное значение, т.к. между объемом предложения и ценой существует прямая зависимость.

Различают три основных типа ценовой эластичности предложения: эластичное (Еs>1), неэластичное (Еs<1), единичное эластичное (Еs=1). Чем более эластичнее является предложение, тем чаще продавцы увеличивают объем выпускаемой продукции, используя тем самым преимущества от увеличения цены, наращивая выпуск в ответ на ее рост.

Возможны также два крайних случая эластичности: совершенно эластичное предложение и совершенно неэластичное предложение. При совершенно эластичном предложении объем предложения увеличивается при неизменной цене. При этом коэффициент ценовой эластичности предложения равен бесконечности. При совершенно неэластичном предложении объем предложении объем предложения остается постоянным при изменении цены товара, а коэффициент эластичности равен 0.

Приведем графики трех типов эластичности предложения (рис. 14).

 

           
     
 
 

Рис.14. Три типа ценовой эластичности предложения

 

Важным фактором, влияющим на ценовую эластичность предложения, является количество времени, которое имеет производитель для того, чтобы приспособиться к изменению цены товара, изменив факторы производства. Чем больше времени у производителя, тем больше у него возможности для изменения всех факторов производства, используемых для изготовления данного продукта, тем выше эластичность предложения.

При анализе влияния фактора времени на эластичность предложения экономисты различают мгновенный, краткосрочный и длительный (долговременный) рыночные периоды (А. Маршалл).

В зависимости от рыночного периода выделяют три типа равновесия, в течение которого производители могут осуществить те или иные изменения в факторах производства: мгновенное, краткосрочное и длительное равновесие.

Мгновенное равновесие устанавливается в кратчайший рыночный период. Он слишком мал, чтобы производители успели отреагировать на изменение спроса и цены на данный товар, приспособив для этого факторы производства и изменив предложение. Иными словами, предложение является совершенно неэластично, и график предложения представляет собой вертикальную линию. При увеличении спроса равновесная цена существенно увеличится

Краткосрочное равновесие устанавливается в короткий рыночный период. В течение краткосрочного периода производители не могут изменить свои производственные мощности, техническую базу, количество оборудования. Однако они имеют достаточно времени, чтобы более или менее интенсивно в зависимости от изменения спроса использовать свои производственные мощности. В результате в течение краткосрочного периода при увеличении спроса производители смогут увеличить производство продукции за счет интенсивного использования производственных мощностей (например, за счет привлечения дополнительной рабочей силы). Предложение несколько увеличится и будет более эластичным. График предложения будет иметь некоторый положительный наклон. Равновесная цена будет выше, чем первоначальная, до увеличения спроса, но ниже, чем в мгновенном рыночном периоде, после его увеличения спроса.

Долгосрочное равновесие наступает в долгосрочном периоде. Он достаточно продолжителен для того, чтобы действующие фирмы смогли приспособить все ресурсы для изменения производства. В зависимости от изменения спроса отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности, изменить техническую базу. В данную отрасль могут войти новые предприятия (или старые могут уйти из нее). В результате долговременного периода при увеличении спроса производители смогут существенно увеличить производство продукции за счет увеличения производственных мощностей, обновления техники и технологии и вступления в отрасль новых фирм. Соответственно значительно увеличится предложение, которое буде еще более эластичным. Кривая предложения станет более наклонной, чем в краткосрочном периоде. Конкурентная цена длительного равновесия будет ниже, чем при краткосрочном и тем более мгновенном равновесии, не несколько выше, чем первоначальная цена, существующая при более низком спросе.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изменении спроса и предложения | Тема 6. Поведение потребителя в рыночной экономике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.