Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика государства




Тема 11. Финансовая система и финансовая

Изменение учетной ставки или ставки рефинансирования, т.е. регулирование процента по кредитам, которые ЦБ предоставляет коммерческим банкам.

Изменение нормы обязательных резервов, устанавливаемых ЦБ.

Чем выше норма обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована для кредитования, т.е. предложение денег уменьшается. И наоборот. Этот инструмент является наиболее долгим по времени, но сильнодействующим, т.к. затрагивает движение денежной массы. Незначительное изменение нормы обязательных резервов вызывает сильное изменение в объеме банковских депозитов и всей денежной политики. В России последнее время меняется достаточно часто.

Если учетная ставка увеличивается, то объем заимствования у ЦБ сокращается, значит, меньше предоставляется ссуд, и эти ссуды выдаются под более высокие проценты. Деньги становятся дорогими, предложение денег снижается. И наоборот.

3. Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами. Операции на открытом рынке позволяют осуществить либо вливание ресурсов в кредитную систему государства, либо изъятие их оттуда. Проводятся ЦБ совместно с группой крупных банков. Начиная скупать государственные ценные бумаги у банков и населения, ЦБ увеличивает их рыночную стоимость. В результате продажи ценных бумаг увеличиваются банковские резервы, больше выдается кредитов, предложение денег увеличивается. И наоборот.

Существует два подхода к теории денег: кейнсианский подход и монетаристкий. И те, и другие признают влияние ДКП на состояние экономики в целом. Но оценивают по-разному механизм действия ДКП. С точки зрения кейнсианцев, в основу должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – спрос и предложение денег.

 

 

1. Рыночная экономика не может нормально функционировать без финансов и финансовой системы. Экономическая политика государства на три четверти состоит из финансовой и денежно-кредитной политики.

Понятие финансы самым тесным образом связаны с деньгами. Без денег нет финансов. Но понятия «финансы» и «деньги». Что из себя представляют деньги, нам известно из выполняемых ими функций.

Функции финансов несколько иные, их сущность прояляется в действиях:

1. Аккумулирующая – состоит в концентрации средств и создании материальной базы существования государства (создание материальной основы существования государства и его жизнедеятельности).

2. Регулирующая – стимулирования деятельности субъектов финансовых отношений с целью развития НТП и решения социальных проблем

3. Распределительная – формирование и использование денежных средств через фонды целевого назначения: госбюджет, фонд соц.страхования, спец.фонды, фонды предприятия.

4. Контрольная – обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению.

Таким образом финансыэто система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения ВНП.

Основными признаками финансов выступают:

· деньги и денежные средства (денежная форма выражения);

· финансы связаны с финансированием субъектов необходимыми денежными средствами;

· распределительный характер отношений – адресное выделение денежных средств.

Субъектами финансовых отношений являются: государство, предприятия, различные объединения, организации и отдельные граждане.

Отношения, возникающие между ними по поводу использования денежных фондов, сводятся к следующим группам:

· между государством и предприятием;

· между предприятиями;

· между предприятиями и банками;

· внутри предприятий;

· между государством и общественными организациями;

· между государством и населением (трансферты, выпуск займов, организация лотерей)

Все эти связи образуют структуру финансовых отношений или систему финансов.

Финансовая системаотношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования фондов денежных средств через соответствующие финансовые институты и учреждения на основе законодательно установленных нормативов.

 

2. Важнейшим звеном системы финансов являются государственные финансы. Величина государственных финансов определяется функциями и ролью государства в данной стране.

Государственные финансы выполняют четыре функции:

1. Экономическая – финансирования государственной деятельности государства в экономике (управления, программирования и др.).

2. Социальная – поддержка малоимущих слоев населения, финансирование пособий по безработице, инвалидам и больным.

3. Оборонная – финансирование армии, милиции.

4. Экологическая – субсидии экономическим субъектам для разработки и внедрение в производство новых технологий, снижающих вредное воздействие на природу.

Центральным звеном общегосударственных финансов выступает государственный бюджет (главный централизованный фонд государства).

Государственный бюджетсмета (роспись) государственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам распределения за определенный период (финансовый год), утвержденный в законодательном порядке.

Согласно Конституции РФ Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (ст.114 а). Принятый Госдумой федеральный бюджет подлежит утверждению Советом Федерации (ст. 106 а). Завершается принятие федерального бюджета подписанием его Президентом РФ и обнародованием (ст. 107 д). После этого федеральный бюджет становится законом.

Бюджетное законодательство различает бюджет государства и государственный бюджет. На основании Конституции РФ, начиная с 1994 г. госбюджет носит название федерального.

Бюджет государстваэто консолидированный бюджет России.

Консолидированный бюджетэто свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (ст. 6 Бюджетного Кодекса).

Поэтому Бюджет государства – это федеральный бюджет + бюджет 88 субъектов Федерации. Консолидированный бюджет превышает федеральный в 2 раза.

Бюджет выполняет следующие три функции:

1. Образование основного централизованного фонда денежных средств (эту функцию выполняют бюджетные доходы: налоги, неналоговые доходы, займы).

2. Расходование бюджетного фонда (конкретные направления бюджетных расходов по отраслям хозяйства, учреждениям социальной сферы, экономическим регионам).

3. Контрольная (создает условия для контроля за поступлениями доходов и целевым использованием бюджетных средств).

Бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджетов разных уровней.

Структура бюджетной системы РФ состоит из бюджетов 3-х уровней:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2. Бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;

3. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Начиная с 2001 г. государственные внебюджетные фонды (социального и медицинского страхования) консолидируются не только в бюджетную систему, но и в федеральный бюджет. Только пенсионный фонд функционирует автономно.

 

3. Под структурой доходов и расходов бюджета понимают процентное отношение той или иной статьи бюджета к общему объему доходов и расходов бюджета.

Доходы государствата часть национального дохода или ЧНП, которая сосредоточена в руках государства за счет налогов и неналоговых поступлений (доходов от государственных предприятий, процентов по выданным кредитам, рентных платежей, займов, лотерей и т.д.).

Налоги на 75% и более формируют доход государственного бюджета.

Налогобязательный платеж, сбор, взимаемый государством или местными органами власти с граждан (физических лиц) или фирм (юридических лиц) на основе специального законодательства.

Налоги государство взимает как на уровне федерального правительства, так и местных органов власти.

В зависимости от методов их сбора налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги – это налоги, которые плательщик непосредственно (прямо) выплачивает из своего дохода налоговой службе или местным органам власти. Величина прямых налоговых сборов, как правило, устанавливается отдельно для каждого плательщика. К ним относятся налог на доходы с физических лиц, налог на прибыль корпораций, земельный налог и др.

Косвенные налогиэто налоги с продаж, акцизные сборы, налог на имущество. Косвенные налоги включаются в розничную цену и, соответственно, увеличивая ее, перекладываются на «плечи» потребителя. К ним относятся:

1) налоги с продаж и акцизные налоги. Различие между ними заключается в сфере действия налога. Налоги с продаж распространяются на широкий диапазон продукции, в то время как акцизные налоги охватывают небольшой, избранный перечень товаров, произведенных внутри страны (например, спиртные напитки, табак, услуги игорных домов);

2) таможенные сборы, взимаемые с импортных (ввозимых) товаров.

3) налог на добавленную стоимость. Налогооблагаемая величина устанавливается как разница между ценами товаров, продаваемых и купленных предприятием. Налог на добавленную стоимость НДС вводится на большинство товаров и услуг на каждой стадии их производства по постоянной ставке.

Основное достоинство НДС – широкая налоговая база поступления от этого налога почти пропорциональны потребительским расходам. Кроме того, его действие распространяется на большинство потребительских благ и гораздо меньше изменяет оптимальный потребительский выбор, чем выборочные косвенные налоги.

Основной недостаток НДС – обложение всех расходов носит регрессивный характер, так как НДС забирает в бюджет тем большую долю доходов индивида, чем ниже сами эти доходы. Налоговое бремя ложится прежде всего на наименее обеспеченных членов общества, что говорит не в пользу косвенного обложения. Для компенсации этого эффекта потребление ряда благ первой необходимости не подлежит обложению НДС.

 

4. В зависимости от того, какая доля личного дохода подлежит отчислению в пользу государства, различают следующие виды налогов:

1) Регрессивный налогналог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода. Налоги с продаж, акцизные налоги, налоги на заработную плату и поимущественный налог имеют регрессивную тенденцию.

2) Пропорциональный налогналог, средняя ставка которого остается неизменной при увеличении или сокращении дохода налогоплательщика. Он забирает у каждого индивида одну и ту же долю дохода.

3) Прогрессивный налогналог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода. Он построен по принципу: чем выше доход, тем выше ставка налога и, соответственно, чем ниже доход, тем ниже налоговая ставка. Личный подоходный налог и налог на прибыль корпораций является прогрессивными.

В большинстве развитых стран взимается прогрессивный подоходный налог.

Если налоговая система носит прогрессивный характер, т.е. размер налоговой ставки изменяется с учетом роста доходов конкретного индивида, то это позволяет гарантировать, что самое тяжелое бремя будут нести самые богатые плательщики.

5. Реформа налоговой системы в России еще не завершена. В ходе ее главный упор делается на косвенные налоги. Регулирование единой ставки подоходного налога должно способствовать легализации доходов и лучшей их собираемости, что, в конечном счете, позволит сбалансировать бюджет. Связь между налоговыми ставками и объемами налоговых поступлений показывает кривая А. Лаффера (рис. 26).

 
 

Американский экономист доказал, что одни и те же по величине поступления в бюджет можно получить при высокой и низкой налоговых ставках. График показывает, что в процессе повышения ставки налога от 0 до 100% налоговые поступления вначале растут, но дойдя до максимального уровня, начинают снижаться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.