Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская лирика Лермонтова

Читайте также:
  1. Дружеская лирика

Человек и природа в поэзии Лермонтова

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

 

Для романтической поэзии характерны вопросы о человеке их природе, их взаимоотношениях. Эта тема представлена в таких жанрах, как элегия, пейзажная миниатюра, философский отрывок.

Для лирики Лермонтова характерен жанр пейзажной миниатюры. Пейзаж переходит в философские размышления о смысле жизни и смерти («Горные вершины»), одиночестве («Выхожу один я на дорогу», «Утес»), о родине («Родина»), о Боге («Когда волнуется желтеющая нива»). Образы природы символичны, в них воплощаются мысли и чувства поэта, раскрывается мир лирического героя, передается его настроение и состояние («Парус», «Тучи»).

В его стихах обнаруживается сложная психологическая и религиозная проблематика. Лермонтов воплощает поэзию мысли и поэзию чувства одновременно.

Основные темы и проблемы:

1. Одиночество человека в мире, тоска и утрата смысла жизни («Как часто, пестрою толпою окружен», «И скучно и грустно», «Дума»);

2. Нравственная проблематика. Отношение к добру и злу («Мое грядущее в тумане»);

3. Тема поэта и поэзии. Мысль об особом пути поэта («Смерть поэта», «Нет, я не Байрон, я другой»).

4. Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» (1841)

5. Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

Стихотворение было написано в 1841 году, незадолго до смерти поэта. В определенном смысле оно стало итогом, вершиной его творчества.

Главная тема стихотворения – одиночество поэта в мире. Это подтверждается строкой «Выхожу один я на дорогу».

Ключевыми в первой строфе являются слова «путь» и «дорога». Именно они указывают на то, что лирический герой находится на распутье.

Кроме того, три слова первой строфы связаны с темой звука, звучания: «тиха», «внемлет», «говорит». Таким образом, земному одиночеству лирического героя противопоставлена звучащая гармония природы («И звезда с звездою говорит»).

Это философское стихотворение, наполненное рассуждениями о смысле жизни («Жду ль чего? Жалею ли о чем?»).



В финале стихотворения появляется мысль о смерти, о могильном безмолвии. Но мы видим, что оно не пугает героя. Он мечтает о таком физическом конце жизни, который послужит лишь переходом в иное состояние, соединит одинокую душу с природной гармонией.

 

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» - первый крупный социально-психологический роман в русской литературе, его структура своеобразна. Это роман, и одновременно цикл повестей с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Каждая из повестей имеет свою индивидуальную жанровую характеристику. «Бэла» - кавказская новелла, «Максим Максимыч» - путевой очерк, «Тамань» - новелла с авантюрным сюжетом, «Княжна Мери» - психологическая повесть, «Фаталист» - философская притча.

Лермонтов нарушает хронологическую последовательность событий. Начинается роман с более поздних событий из жизни Печорина, каким он был в момент встречи с рассказчиком. После этого мы узнаем о смерти Печорина, это кульминация повествования. На протяжении всего романа господствует ощущение «тайны души», мы так и не разгадываем его загадку.

В романе несколько рассказчиков: безымянный офицер, Максим Максимыч, Печорин.

Печорин изображается в системе пар или антитез. Сопоставление с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем открывает новые грани в характере героя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
М.Ю. Лермонтов. Общая характеристика творческого пути | 

Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 2671; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.