Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И их понятие в условиях рыночных отношений




Вопрос № 1. Сущность налогов как инструмента государственного регулирования

Вопрос № 4. Классификация государственных расходов

Вопрос № 3. Понятие государственных расходов, принципы их организации

Вопрос № 2. Состав и структура государственных доходов

Вопрос № 1. Экономическая и социальная деятельность государства

Вопрос № 5. Характеристика некоммерческой деятельности, ее виды

Вопрос № 4. Финансовые фонды коммерческих хозяйствующих субъектов

 

В процессе хозяйственно - финансовой деятельности предприятий и организаций формируются и используются финансовые фонды - денежные средства, предназначенные для определенных целей. В фондах денежные средства находятся в постоянном движении - поступают, накапливаются и расходуются.

В финансовых фондах: получает отражение движение имущества предприятий и организаций в полном или частичном виде для использования этой информации в управлении производственной, хозяйственно-финансовой и социальной деятельностью. Наиболее значительными и важными для функционирования предприятий и организаций являются фонды: фонд потребления, фонд оплаты труда, валютный и ремонтные фонды.

На государственных предприятиях уставный фонд - основной источник собственных средств, предназначен для формирования производственных фондов, его величина изменяется в процессе хозяйственной деятельности. На основе средств, оставляемых в распоряжение предприятий, то есть после уплаты налогов и других обязательных платежей, предприятия и организации формируют комплексные фонды потребления и фонд накопления.

Фонд потребления образуется за счет средств, направляемых на оплату труда, части прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия для материального поощрения работников и разных социальных выплат.

Фонд накопления используется на финансирование затрат по обеспечению расширенного воспроизводства. Этот фонд формируется за счет прибыли остаточной, амортизационных отчислений, вне реализационной выручки, кредитов банков и прочих источников.

По усмотрению трудового коллектива предприятия могут образовывать финансовый резерв (резервный фонд, фонд риска, страховой фонд). Его назначение - обеспечить финансовую устойчивость предприятий в период временного ухудшения хозяйственно-финансового положения и компенсировать дополнительные затраты. Финансовый резерв образуется от прибыли или дохода по нормативам при разработке и утверждении финансового плана предприятия.

Валютные фонды предприятий и организаций образуются за счет валютных средств из следующих источников: экспортная, валютная выручка, взносы в уставный фонд, валютные кредиты банков, покупка валюты на внутреннем рынке через уполномоченные банки и обменные пункты, финансовая помощь. Предприятиям и организациям предоставлено право объединять свои валютные средства на добровольной основе для решения общих задач.

Ремонтный фонд создается на предприятиях для проведения всех видов ремонта основных фондов: капитального, среднего, текущего.

Все денежные фонды предприятий представляют собой финансовые ресурсы, которые обеспечивают производство и социальное развитие коллектива. Предприятия, работающие на коммерческих началах, обязаны обеспечивать формирование собственных финансовых ресурсов, а также обязательные платежи и налоги государству. На любом предприятии материально - технической основой процесса производства являются основные производственные фонды: основные и оборотные.

В условиях рыночной экономики первоначальное формирование основных фондов, их функционирование и расширенное воспроизводство осуществляется при непосредственном участии финансов, с помощью которых образуются и используются денежные фонды целевого назначения, опосредующие приобретение, эксплуатацию и восстановление средств труда. Процесс переноса стоимости основных фондов называется амортизацией, доля переносимой стоимости - нормой амортизацией, а денежное выражение этой доли - амортизационными отчислениями.

Амортизационные отчисления включаются в издержки производства и формируются из выручки от реализации продукции, нормы амортизации основных фондов зависят от экономических условий деятельности предприятия. Равномерный (линейный) метод предполагает установление равномерных долей к балансовой стоимости основных фондов в течение всего срока службы. Регрессивный метод - установление более высоких норм в первые годы с постепенным снижением нормы списания к концу периода службы основных фондов. Ускоренный метод амортизации связан со стимулированием технического прогресса и начисляется в первый год в размере половины, затем с остаточной стоимостью вновь, половину.

Оборотные фонды включают оборотные производственные фонды и фонды обращения, отличающиеся принадлежностью к разным сферам производству и обращению. Оборотные производственные фонды представляют разные стороны производства: производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов. Каждый из указанных элементов имеют в своем составе еще элементы, которые тесно отражают состояние производства, характер и результат производственной деятельности.

Фонды обращения связаны со сферой обращения: к ним относятся готовая продукция на складах и отгруженная потребителям, денежные средства в кассе и в банках на счетах, средства в расчетах, дебиторская задолженность. Фонды обращения опосредуют производство и обращение. Фонды обращения наиболее подвижная часть оборотных средств, от их скорости зависит в целом кругооборот фондов

На предприятиях источники финансирования, создания и прироста производственных фондов группируются на следующие виды: собственные, привлеченные и заемные.

Эффективный и неэффективный характер использования производственных фондов свидетельствует о результативности финансового менеджмента предприятия. Эта результативность определяется в величинах выручки от реализации продукции, работ или услуг, издержках предприятия, прибыли или дохода. Выручка от реализации продукции - это сумма денежных средств, поступивших на счет предприятия за реализацию продукции, выполнение работы и оказанные услуги. Она включает: себестоимость, прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость.

Издержки предприятия - совокупность затрат, материальных средств (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.) и необходимого труда, показывающих во сколько обходятся предприятию производство и реализация продукции.

Наиболее важным для коммерческого предприятия является получение прибыли, которая представляет разницу между выручкой от реализации продукции (без НДС и акцизов) и фактическими затратами предприятия.

 

 

Учреждения и организация, осуществляющие некоммерческую деятельность, оказывают разнообразные услуги социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны, социальная защита населения, культура и искусство, защита окружающей среды, благотворительные и гуманитарные организации и фонды.

Общей особенностью упомянуть», направлений деятельности является то, что основным мотивом функционирования организаций или учреждений является не извлечение прибыли или дохода от результатов такой деятельности, а удовлетворение общественных потребностей, которые частный сектор не желает или не в состоянии обеспечить.

В основном некоммерческая деятельность определяется необходимостью производства обеспечения общественными товарами, благами и услугами. Материальной основой деятельности некоммерческих организаций, учреждений являются фонды непроизводственного назначения, которые имеют натуральную и денежную формы. Фонды в натуральной форме приобретаются организациями и учреждениями как товары в порядке купли - продажи за определенную цену и в процессе потребления утрачивают свою стоимость. Созданные на этой основе блага и услуги имеют, лишь потребительскую стоимость, но стоимостью не обладают, она утрачивается при потреблении, и тем самым завершается использование части национального продукта, создаваемого некоммерческими организациями и учреждениями.

Формы движения непроизводственных фондов, осуществляемые в процессе создания нематериального продукта и услуг, а также условия из воспроизводства имеют отраслевые особенности. В этом виде деятельности применяется главным образом умственный труд высокой квалификации, поэтому в затратах как правило, главное место занимает оплата труда. Нематериальный продукт не подлежит накапливанию, его нельзя превратить в запас, но он не имеет денежную оценку, равную сумме затрат учреждений и организаций.

Методами ведения хозяйственной деятельности некоммерческой деятельности является сметное финансирование - при безвозмездности оказываемых услуг и благ, а при возмездности на началах хозрасчета и самоокупаемости. В условиях рынка все больше организаций переходят на начала коммерческого расчета - реализуют оказываемые услуги по ценам спроса с образованием достаточности накоплений для саморазвития.

Источники финансирования организаций и учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность, можно сгруппировать в зависимости от степени участия государства в функционировании этих структур. Там, где государство полностью исполняет соответствующие функции, расходы на содержание организаций осуществляются за счет средств государственного бюджета. Сюда относятся; государственное управление, охрана правопорядка, частично образование здравоохранение.

Вторым по значению источником финансирования некоммерческих организаций и учреждений являются собственные средства, получаемые в виде выручки от предоставляемых услуг, выполняемых работ непосредственно самой организацией по роду ее деятельности, а также прибыль или доход от производства продукции на подведомственных предприятиях, доходы от использования другого имущества, в находящегося в собственности организации.

Третьим источником финансирования служат кредиты банков.

Также имеются следующие источники финансирования:

1. Отчисления на благотворительные цели со стороны предприятий и организаций сферы материального производства.

2. Гуманитарная помощь иностранных государств, международных организаций.

3. Спонсорское финансирование.

При финансировании научных исследований применяется метод грантов. Определенным источником пополнения средств для содержания и развития организаций и учреждений некоммерческой деятельности являются доходы от размещения части располагаемых ими ресурсов на депозитах коммерческих и сберегательных банков, а также в ценные бумаги на финансовом рынке.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1. Финансы хозяйствующих субъектов – экономические отношения, связанные с созданием, распределением и использованием денежных доходов, накоплений и фондов при производстве и реализации продукции, работ и оказании услуг;

2. Разграничение хозяйствующих субъектов по тому или иному виду оказывают существенное влияние на характер организации финансов. Наиболее общим признаком разграничения является отнесение предприятий и организаций к материальной или нематериальной сфере производства;

3. Предприятие, как основное звено экономики, функционирует при многообразии форм собственности и хозяйствования, развитии товарно-денежных отношений и рынка.

Список литературы:

1.Грязнова А.Г., Финансы, М., Финансы и статистика, 2007

2.Индивидуальный бизнес в Республике Казахстан/ Сост. В.И. Скала, Б.В. Скала. – Алматы, Издательство «LEM», 2003 – 130 с.

3.Мельников В.Д., Ильясов К.К. «Финансы». Алматы. 2004

4.Мельников В.Д. Основы финансов. Учебник. – Алматы: ТОО «Издательство LEM»,.2009

5.Финансы предприятий. Под ред. Н.В. Колчиной М. 2000

6.Финансы. Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2004

7.Финансы. Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд.– М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004

8.Финансы. Учебник для вузов. Под ред. М. В. Романовского и др. – М.: Перспектива, «Юнити», 2005

Методические указания к теме №4:

Прежде чем приступить к изучению темы по предложенному конспекту лекций необходимо вспомнить характеристики организационно-правовых форм предприятий, особенности их функционирования. С целью проверки собственных знаний надлежит сформулировать краткое определение финансов хозяйствующих субъектов, выделить черты, характеризующие финансы хозяйствующих субъектов. Для характеристики современного состояния финансов предприятия полезными будут сайты www.stat.kz, www.nationalbank.kz, www.minfin.kz.

 

ТЕМА 5. «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ»

 

Цель лекции – дать общую характеристику государственных финансов, рассмотреть структуру государственных доходов и расходов.

 

План лекции:

Вопрос № 1. Экономическая и социальная деятельность государства.

Вопрос № 2. Состав и структура государственных доходов.

Вопрос № 3. Понятие государственных расходов, принципы их организации.

Вопрос № 4. Классификация государственных расходов.

 

Основные понятия: экономическая деятельность государства, государственные доходы, государственные расходы

 

Государство, выполняя свои функции, тесно соприкасается с категорией «финансы», которые служат экономическим инструментом в управлении экономикой. Различают понятия «финансы» и «государственные финансы». Государственные финансы охватывают многообразные производственные и социальные отношения в государственном секторе.

Экономическая сущность государственных финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства. Перераспределенная стоимость используется для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функции государства и государственных мероприятий. В государственных финансах наиболее широко проявляются функции государства: перераспределение ресурсов, стабилизация, экономики, перераспределение доходов и богатства.

Характерным для государственных финансов является рост объемов государственных расходов опережающими темпами по сравнению с ростом ВНП на основе закона возрастающей государственной активности (Закон Вагнера).

В государственных финансах государство в лице его органов власти и управления выступает субъектом денежных отношений, которые вступают в денежные отношения с предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Государство при любой рыночной ситуации согласно закону Вагнера осуществляет регулирование экономических процессов и это объективно, так как усложнение экономической жизни общества, развитие техники и новой технологии в производстве, развитие социальных основ, сохранение государственности постоянно должны быть обеспечены финансовыми ресурсами.

В составе государственных финансов представлены следующие звенья:

государственный бюджет;

денежные фонды специального назначения (внебюджетные фонды);

государственный кредит;

финансы государственных предприятий и организаций.

Каждый из указанных звеньев проявляются в своей сущности, выполняют функции и имеют целевые ориентиры. В государстве нельзя игнорировать какое-либо звено государственных финансов, так как это приведет к снижению возможности государства в финансовом обеспечении различных затрат в социально-экономическом развитии общества.

 

 

Государственные доходы являются одной из важнейших финансовых категорий. Доходы формируются в результате распределительных и перераспределительных процессов, осуществляемых с помощью финансового механизма на основе государственной финансовой политики.

Под государственными доходами понимается система экономических отношений, в процессе, которых, образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования. В результате распределения национального дохода образуются первичные доходы государства, отдельных предприятий, хозяйственных организаций и населения.

Экономическая природа государственных доходов обусловлена уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства. Роль государства в формировании государственных доходов: устанавливает долю чистого дохода, централизируемую в бюджете и оставляемую предприятиям, организациям, а также мобилизует часть личных доходов населения и другие средства в обществе. Значительным источником государственных доходов являются доходы от государственной собственности, к которым относятся:

чистый доход государственных предприятий и организаций в виде прибыли, НДС, акцизов, таможенных доходов;

доходы от государственного имущества;

доходы от платных услуг, оказываемых государственными учреждениями и организациями;

специальные средства бюджетных учреждений, включающие арендную плату, за помещения, доходы подсобных предприятий.

В зависимости от сфер создания государственные доходы классифицируются:

1. на доходы, формируемые в сфере материального производства, которые выступают основным источником экономического роста, обязаны первичному распределению;

2. доходы, образующиеся в непроизводственной сфере, которые выступают объектом перераспределительных отношений.

По уровню централизации государственные доходы подразделяются на доходы:

1. используемые по месту их образования на государственных предприятиях и организациях;

2. концентрируемые в государственном бюджете и других целевых централизованных фондах денежных средств государства.

По методам мобилизации государственные доходы, концентрируемые в государственном бюджете делятся на налоговые платежи и неналоговые платежи.

В настоящее время во всех странах преобладает налоговый метод мобилизации государственных доходов.

Прибыль - важнейшая экономическая категория, составная часть финансов, источник финансовых ресурсов, образуемых при распределении. Она образуется как разница между выручкой от реализации продукции предприятий за вычетом косвенных налогов и полной себестоимостью продукции.

 

 

Государственные расходы обеспечивают финансирование государственной деятельности, функций государства. Они призваны удовлетворить наиболее важные потребности в развитии экономики и социальной сферы, определяющий материальный и культурный уровень жизни народа.

Функционирование государственных расходов - это непрерывный процесс перераспределения денежных фондов и создание новых фондов с целевым назначением. Государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.

В состав государственных расходов входят расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, расходы государственных предприятий и организаций, учреждений производственной и непроизводственной сферы.

Государственные расходы неординарны по экономическому содержанию и значению, этим обуславливаются различия в источниках, формах и методах финансирования государственных потребностей. Важным критерием разграничения государственных расходов является их отношение к процессу материального производства и создание национального дохода. В соответствии с этим расходы по экономическому содержанию подразделяются на три основные группы:

• расходы, непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сфере;

• расходы в непроизводственной сфере деятельности;

• расходы на создание государственных резервов.

По предметному (целевому) признаку государственные расходы делятся:

• расходы на экономику;

• расходы на социально-культурные мероприятия;

• расходы на науку, оборону, управление.

По территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производственных сил и Совершенствование пропорций в народном хозяйстве.

По отраслевому признаку государственные расходы в сфере материального производства подразделяются: на затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки. В непроизводственной сфере - государственные расходы подразделяются на затраты: на образование, науку, здравоохранение, организацию досуга и отдыха, социальное страхование и социальное обеспечение, оборону и управление.

Источниками государственных расходов выступают:

1. чистый доход общества, централизуемый в бюджете;

2. чистый доход государственных предприятий;

3. амортизационные отчисления;

4. средства населения через налоги в бюджет;

5. поступления от займов (внутренних и внешних);

6. долгосрочные кредиты банков.

Государственные расходы осуществляются следующими методами финансирования:

• финансирование, государственных хозрасчетных предприятий, организаций;

• сметно-бюджетное финансирование (учреждений);

• эмиссионное финансирование за счет выпуска наличных денег в отличие от первых двух является нежелательным и государство не может просто использовать данный метод.

Государственные расходы, организуются на основе принципов: плановости, целевого характера финансирования, безвозвратности, финансирования в меру потребности и выполнения планов, соблюдения режима экономии, оптимальности при сочетании бюджетных и других видов источников.

Государственные расходы используются в различных направлениях.

1. финансирование экономики: затраты на капитальные вложения, ремонт основных фондов, прирост оборотных средств, создание материальных, резерв, операционные расходы, образование социальных фондов и фондов целевого финансирования.

2. финансирование затрат на социально - культурные мероприятия - образование, организацию отдыха и деятельность в сфере культуры, здравоохранения и др.

3. финансирование культуры и искусства включает содержание библиотек, клубов, домов культуры, музеев и выставок, театров, филармоний, а также средств предприятий, общественных организаций.

4. расходы на социальную защиту населения занимают наибольший удельный вес в системе государственных расходов. В условиях рыночных отношений данная группа расходов становится приоритетным, в результате инфляции и обесценения денег.

5. финансирование научно - технического прогресса.

6. финансирование обороны. Исходными данными для планирования расходов выступают планы боевой подготовки, штаты, материальные и хозяйственные планы, численность личного состава, нормы материального и денежного довольствия и др.

7. расходы на управление.

Бюджетные средства расходуются в соответствии с утвержденной сметой, которая является основным документом, определяющим объем расходов учреждения, целевое направление средств.

 

 

Отдельные виды государственных расходов неоднородны по экономическому содержанию и значению. Этим обусловливается различия в источниках, формах и методах финансирования затрат.

Важнейшим критерием разграничения государственных расходов является их отношение к процессу материального производства и создания национального дохода. В соответствии с этим государственные расходы по экономическому содержанию подразделяются на три основные группы:

1) расходы непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сфере;

2) расходы в непроизводственной сфере деятельности;

3) расходы на создание государственных резервов.

Первая группа расходов обусловлена хозяйственной деятельностью государства и связана с созданием национального дохода.

Вторая группа государственных расходов связана с потреблением национального дохода для удовлетворения общественных потребностей общества.

Государственные расходы третьей группы направлены на создание и пополнение государственных резервов, предназначаются для удовлетворения потребностей как производственной, так и непроизводственной сфер при чрезвычайных обстоятельствах.

По предметному признаку (целевому) государственные расходы делятся на расходы на экономику, социально-культурные мероприятия, науку, оборону и управление.

По территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производительных сил и совершенствование пропорций в народном хозяйстве.

Государственные расходы по отраслевому признаку в сфере материального производства делятся на затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки; в непроизводственной сфере подразделяются на затраты на образование, науку, здравоохранение и физическую культуру, социальное страхование и социальное обеспечение, на оборону и управление.

В связи с этим (существуют два метода финансирования государственных расходов, определяемые особенностями хозяйствования:

1. Финансирование хозрасчетных предприятий и организаций производятся за счет собственных ресурсов, кредитов банка и в недостающей части - за счет бюджетных ассигнований.

2. Бюджетное финансирование. В сметном порядке финансируются затраты на социально - культурные мероприятия, содержание органов государственной власти и управления, оборону, определяемые на основе особых документов - смет. Учреждения и организации, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными.

Как способ, в исключительных случаях, применяется эмиссионное финансирование за счет выпуска наличных денег в обращение и кредитной эмиссии (безналичной).

Применяются следующие формы бюджетного финансирования: дотации, субвенции, субсидии.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1. Проблема перераспределения экономических ресурсов переходит из политической плоскости в аспекты мероприятий финансовой политики государства, решаемую посредством налогово-бюджетного механизма и составляет предмет эффективности и целесообразности государственной финансовой политики данного этапа развития общества;

2. Экономическая сущность государственных финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий.

Список литературы:

1. Бибатырова И.А. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие.— Астана: Данекер, 2006.

2. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е.В. Самофалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова; под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожева. - М.: КНОРУС, 2005.Динамика статей платежного баланса. Уч. пособие. Автор: Булыгина Наталья Юрьевна - М.: ВАВТ, 2004

3. Грязнова А.Г., Финансы, М., Финансы и статистика, 2007

4. Ильясов К.К., Исахова П.Б. Расходы государственного бюджета: Учебное пособие. – Алматы, Экономика, 2003 – 290с.

5. Мельников В.Д. Государственное финансовое регулирование экономики Казахстана. – Алматы, Каржы-Каражат, 1995

6. Мельников В.Д. Основы финансов. Учебник. – Алматы: ТОО «Издательство LEM»,.2009

Методические указания к теме №5:

Рекомендуется тщательно изучить основные экономические категории, рассматриваемые в данной теме. При изучении данной темы студент должен сформировать обоснованное мнение о характерной тенденции роста объемов государственных расходов по сравнению с ростом ВВП. Для успешного анализа современного состояния доходов и расходов государства студент должен использовать статистические данные сайта Министерства Финансов РК www.minfin.kz. Полезным будет выявление динамики государственных доходов и расходов во временном отрезке (как минимум 10 лет), а также самостоятельная интерпретация результатов анализа.

 

ТЕМА 6. «НАЛОГИ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ»

 

Цель лекции – раскрыть сущность государственного бюджета, структуру доходов и расходов, основы бюджетной системы.

 

План лекции:

Вопрос № 1. Сущность налогов как инструмента государственного регулирования и их понятие в условиях рыночных отношений

Вопрос № 2. Налоговая система, основные требования к ее построению.

Вопрос № 3. Классификация налогов и характеристика основных видов.

Вопрос № 4. Специальные платежи и налоги недропользователей

Вопрос № 5. Налоги на собственность их назначение и роль в доходах местных бюджетов

Вопрос № 6. Сборы пошлины и платы. Специальные налоговые режимы.

 

Основные понятия: налоги, элементы налогообложения, налоговая система, классификация налогов, налоговая политика.

 

Налоги - обязательные платежи, предусмотренные законом, взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение, мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Сущность налогов проявляется в их функциях.

• Фискальная функция налогов обеспечивает поступление средств в государственный бюджет и финансирование государственных расходов.

• Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия данной функции определяются долей налогов в валовом национальном продукте; она показывает степень огосударствления национального дохода.

• Регулирующая функция воздействует на развитие народного хозяйства в соответствии с программами. При этом используется выбор форм налогов, изменения ставок, способов взимания, льготы и скидки. Данные регуляторы влияют на структуру и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления.

В рыночной экономике налоги выполняют важную роль в формировании доходной части государственного бюджета. Удельный вес налоговых поступлений в последние годы сохраняется на уровне 70 - 80 %, в то время как налоговые поступления в бюджеты стран с развитой рыночной экономикой находятся в пределах 50 - 55 %.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.