КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Открытое образование
Реформы в образовании, такие как отказ от государственной монополии в области образования, переход на платное обучение, изменение уклада общественной жизни привели к расширению ассортимента образовательных услуг, предлагаемых государственными вузами, и созданию множества негосударственных образовательных учреждений в различных областях и уровнях образования. Теперь традиционные формы получения образования и модели обучения не могут полностью удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах. В этих условиях в России, как и во всем мире развивается система открытого образования. Система открытого образования определяется как «обеспечивающая общенациональный доступ к образовательным ресурсам путем широкого использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения и на этой основе предоставляющая условия для наиболее полной реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества». Идеи открытого образования в некоторой степени были реализованы раньше в таких формах обучения, как заочное обучение и экстернат. Для широкого внедрения и распространения в России дистанционного обучения существуют следующие предпосылки: • резко возросшая потребность в массовости образования и повышении его качества; • распространение демократизма, плюрализма, автономности и академической свободы в образовательной сфере; • учет индивидуальных потребностей и уникальности человеческой личности; • гуманистические подходы и внедрение передовых сетевых технологий обучения. Открытое образование предоставляет равные возможности получения образования для всех категорий граждан без исключения. Это особенно ценно для лиц, которые физически не могут добраться (регулярно или в принципе) до места учебы: сельских жителей, лиц с ограниченными возможностями, обусловленными их состоянием здоровья, лиц, работающих по вахтовому методу, и т.п. Открытое планирование обучения привлекает предпринимателей, менеджеров, лиц, желающих повысить квалификацию по плану, наиболее приемлемому для них. Только глубокая информатизация образования в целом позволит обеспечить развитие системы открытого образования. Необходимость информатизации образования диктуется самим развитием общества: внедрением информационных технологий во все сферы общественной жизни, компьютеризацией предприятий, учреждений и организаций, становлением информационной экономики.
Лекция № 13
Тема: Эффективное функционирование естественных локальных монополий и монополий федерального уровня в целях рационального проведения реформы ЖКХ
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль территориальной инфраструктуры, деятельность которой формирует жизненную среду человека. В его состав входят: · жилищное хозяйство; · ремонтно-эксплуатационные предприятия и службы; · ресурсоснабжение (теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение); · благоустройство населённых пунктов (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, сбор, вывоз и утилизация отходов, санитарная очистка); · бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальные услуги); · наружное освещение; · телекоммуникационное обслуживание; · пассажирские перевозки. Большая часть хозяйствующих субъектов отрасли производят продукцию и услуги в условиях естественной монополии. При этом локальная естественная монополия рассматривается как естественная монополия, существующая на локальном экономическом пространстве, устанавливаемая и регулируемая в границах одного субъекта Российской Федерации или одной административно-территориальной единицы. К субъектам локальных естественных монополий, осуществляющих свою деятельность в сфере ЖКХ, относятся: 1) предприятия по производству тепловой и электроэнергии для общего пользования, не подключенные к единой энергосистеме; 2) предприятия, осуществляющие (обеспечивающие) электро-, тепло- и газоснабжение; 3) предприятия и объекты водопроводного и канализационного хозяйства; 4) службы уборки мусора и снега, содержащие места хранения отходов, включая снежные свалки, предприятия по сбору и переработке отходов; 5) предприятия, оказывающие ритуальные услуги и содержащие кладбища; 6) предприятия и объекты местных почты, телефона, радио и телевидения, включая передающие сети; 7) предприятия пригородного пассажирского автомобильного транспорта; 8) автовокзалы, включая системы их обслуживания и эксплуатации; аэропорты местного значения, включая комплексы сооружений и технических средств; 9) порты и пристани местного значения, включая комплексы сооружений и технических средств. Основной обобщающей характеристикой жилищно-коммунальнных услуг является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения городов и населенных пунктов. Особенностью современного состояния предприятий ЖКХ является высокая степень физического износа основных фондов. Это связано с невысоким объемом инвестиций на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, привлеченных за последние десять лет. Многочисленные трудности функционирования ЖКХ и низкий уровень обслуживания населения в данной сфере, чрезмерная бюджетная нагрузка и отсутствие необходимых финансовых ресурсов жилищно-коммунальных предприятий, искусственный монополизм, административно-ведомственный характер хозяйствования и другие факторы определили необходимость проведения жилищно-коммунальной реформы. В связи с этим в регионах Российской Федерации осуществляется выполнение программы реформирования ЖКХ. Работа направлена на принятие экономически оправданных административных, технических, технологических, институциональных, финансовых, социальных, политических и других решений с грамотно поставленной информационно-пропагандистской компанией. Главная задача реформы – обеспечение поддержки и широкого участия населения в процессе преобразования этой жизненно важной сферы национальной экономики. Правовые аспекты регулирования деятельности естественных монополий федерального и локального уровней в условиях проведения жилищно-коммунальной реформы должны быть направлены на: · достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий; · защиту потребителей от возможных злоупотреблений естественных монополий их доминирующим положением; · создание условий для развития монопольных отраслей в интересах общества. Осуществление мероприятий по реформированию ЖКХ невозможно без использования научно-обоснованных методов ценообразования на услуги предприятий, функционирующих в данной сфере. Вопросы ценообразования в жилищном хозяйстве важны не только потому, что в большей степени предопределяют перспективы развития этого сектора экономики, но и потому, что несут социальную нагрузку, поскольку прямо влияют на жизненный уровень населения. При этом в целях повышения эффективности функционирования предприятий-монополистов в сфере ЖКХ и их экономического роста в интересах общества при установлении цен и тарифов на услуги данных хозяйствующих субъектов необходимо оценивать и учитывать нормативы инвестиционной составляющей в стоимости предоставляемых ими жилищно-коммунальных услуг. Учет норматива инвестиционной составляющей в цене продукции позволяет после её реализации аккумулировать на предприятии внутренние финансовые ресурсы, обеспечивающие возможность организации эффективных процессов воспроизводства и использования его собственных основных средств. Именно на базе нормативного подхода к формированию внутренних инвестиционных источников для воспроизводства основного капитала локальных естественных монополий, хозяйствующих в сфере ЖКХ, можно повысить эффективность их функционирования, а также надежность и качество предоставляемых ими услуг населению. Нормативная величина инвестиционных ресурсов в стоимостной структуре тарифов на жилищно-коммунальные услуги может быть определена с учётом выполнения рыночных принципов возврата первоначальных капиталовложений в приобретение основных фондов субъекта хозяйствования и их эксплуатации с требуемой экономической эффективностью. Амортизационные отчисления являются важным базовым инвестиционным источником. Однако применяемые в настоящее время методы и нормы амортизации не обеспечивают возврата первоначальных капиталовложений в основные средства с учетом фактора времени. Высокие темпы инфляции и длительные нормативные сроки службы оборудования приводят к тому, что при номинальном возврате инвестиций существует несоответствие аккумулируемой денежной составляющей её ценности в момент приобретения фондов. Поэтому наряду с целевым использованием амортизационных отчислений возникает потребность в определении той части прибыли, которая должна направляться на воспроизводственную инвестиционную деятельность. Простое воспроизводство (самовоспроизводство) основного капитала будет определяться условием полного возврата за период эксплуатации фондов вложенных в них инвестиций.
Считая, что к окончанию срока полезного использования объекта фондов его остаточная стоимость будет иметь нулевое значение, условие простого воспроизводства любого инвентарного номера основных средств можно выразить как Фо = , (1) где Фо – первоначальная балансовая стоимость объекта фондов;
Собственные ежегодные денежные потоки предприятия, обеспечивающие текущее возмещение первоначальных инвестиций в основной капитал, складываются преимущественно из амортизации и той части прибыли, которая направляется на модернизацию, реконструкцию, восстановление и обновление фондов, то есть ЧДt = At + Пtф, (2)
При линейном методе начисления амортизации, её ежегодная сумма в составе себестоимости продукции составит Аt = na × Фо. (3) где nа – линейная норма амортизации, в долях единицы. Прибыль для воспроизводства основных средств, распределенную на рассматриваемый объект фондов, можно выразить как Пtф = рt × Фо, (4)
Тогда, при равномерном финансировании воспроизводства фондов из прибыли (рt = р = const), ежегодный денежный поток в счет возмещения первоначальных инвестиций в объекты основных средств определится в сумме ЧДt = na × Фо + р × Фо = (na + р) × Фо, (5) а условие их самовоспроизводства запишется в виде Фо = . (6) Дисконтируя ряд равновеликих и равномерных в течение горизонта расчета платежей к их разовой ценности в начальном периоде, получим Фо = (na + р) × Фо × (7) Решая уравнение (7) относительно показателя воспроизводственной рентабельности (р) объектов фондов, определим её минимально необходимое значение (рmin) в долях от их стоимости: рmin =– nа. (8) Таким образом, для обеспечения самовоспроизводства первоначальных капиталообразующих инвестиций предприятия необходимы вместе с амортизацией дополнительные (на уровне рmin) реинвестиции чистой прибыли в восстановление, модернизацию и обновление его основных средств. Входящая в выражение 8 норма прибыльности Е характеризует фактическую чистую производительность основного капитала предприятия (его эффективность), так как реинвестиции прибыли в воспроизводство основных средств на уровне рmin должны рассматриваться как обязательные отчисления в счёт возврата первоначальных капиталовложений. Прибыль же, формируемая по нормативу Е от стоимости фондов, может быть направлена предприятием на выплату дивидентов акционерам, материальное стимулирование работников, содержание собственных объектов социальной инфраструктуры и другие цели. Распределение прибыли хозяйствующих субъектов на принципах эффективного воспроизводства и использования их основных средств показано на рисунке 1.
Рис. 1. Формирование собственных финансовых ресурсов предприятия на принципах эффективного воспроизводства и использования основного капитала (nаср – средневзвешенная линейная норма амортизации основных фондов)
С учётом вышеприведённых положений при формировании цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги необходимо использовать существующие взаимосвязи между уровнем их стоимости и параметрами воспроизводственного процесса, а также требуемой прибыльностью основного капитала субъектов хозяйствования, функционирующих в сфере ЖКХ. Рассмотрим формирование необходимого размера чистой прибыли с учётом обеспечения воспроизводства и эффективного использования основного капитала предприятия. На основе нормативных значений показателей рmin и Е, применяемых к первоначальной стоимости производственных фондов Фо, размер необходимой ежегодной чистой прибыли предприятия от продажи его продукции при реализации принципов самовоспроизводства и эффективного использования собственных основных средств должен быть не менее величины: Пч = (рmin + Е) × Фо . (9)
Ценообразование на предприятиях базируется в основном на принципе возмещения затрат на производство и реализацию продукции и получении определённой прибыли от её продажи. Иными словами, цена продукции формируется как сумма её себестоимости и нормативной (плановой) величины прибыли: , (10) где Ц – цена продукции; С – себестоимость продукции; П – нормативная (плановая) прибыль в цене продукции. При этом прибыль в цене продукции устанавливается, как правило, через норматив её рентабельности, применяемой в процентах (в долях) к себестоимости: , (11) где рn – рентабельность продукции в долях её себестоимости. Определяя норматив рентабельности в цене продукции (услуг) естественных монополий с учётом зависимостей 8, 9 и 11, а также уплачиваемых предприятиями налогов на прибыль, на имущество и прочих налогов и сборов, относимых на финансовые результаты их хозяйственной деятельности, получим. . (21) где Ни – налог на имущество предприятий; Нпр – прочие налоги и сборы, относимые на финансовые результаты; nn – ставка налога на прибыль, в долях единицы. Полученная формула 12 позволяет оценивать минимальный норматив рентабельности в цене продукции (услуг), при котором становятся возможными воспроизводство основных средств предприятия и их эффективное использование. В тоже время с этим при обосновании цен на собственную продукцию и услуги данных предприятий целесообразно оценивать долю инвестиционной составляющей в структуре предполагаемой выручки от реализации товара: (13) где ри – инвестиционная составляющая в выручке В (в долях единицы); ИР – инвестиционные ресурсы в составе выручки В от продаж, направляемые на воспроизводство основных средств. Исходя из условия самовоспроизводства (возврата) первоначальных капиталовложений в основные средства предприятия, минимальный размер инвестиционной составляющей в выручке (цене) товара складывается из амортизационных отчислений и дополнительных реинвестиций части чистой прибыли, определяемой воспроизводственной рентабельностью фондов рmin, то есть: ИР = А + Пчф = nаср · Фо + рmin · Фо = (nаср + рmin) · Фо (14) Учитывая, что для группы основных средств: , выражение 14 можно переписать в виде: . (15) В то же время выручка от реализации продукции в объеме N связана с общей себестоимостью её производства и рентабельностью товара зависимостью: , (16) Тогда минимальную долю инвестиционной составляющей в выручке от продаж продукции (услуг) можно определять по формуле: ; (17) Определение минимально необходимого уровня инвестиционных ресурсов в выручке от продаж создает основы для ценового регулирования продукции с целью финансового обеспечения воспроизводственных процессов. Комплексное использование нормативного подхода к формированию необходимых воспроизводственных инвестиционных ресурсов на базе адекватного ценообразования тарифов и цен на продукцию субъектов естественных монополий, хозяйствующих в сфере ЖКХ, при одновременной социальной поддержке населения создают реальные условия для развития отрасли в целом, повышения эффективности хозяйственной деятельности жилищно-коммунальных предприятий, а также качества предоставляемых ими услуг населению.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |