Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема традиций и новаторства литературы XVIII в




Идеология Просвещения и ее отражение в русской литературе XVIII в.

Эстетическая концепция Просвещения вдохновлялась рационализмом Декарта. Отвергая теологические учения, Декарт противопоставляет вере разум. Достоверно только мышление, утверждал он, только разум открывает пути к истинному познанию жизни. Но философия Декарта дуалистична. Дуализм рационалистического мировосприятия определяет структуру философской картины мира. В сознании людей XVIII в. мир не был единым, целостным, развивающимся и изменяющимся, каким мы видим его сейчас. Реальность для людей XVIII в. имела два уровня своего проявления и восприятия: материальный и идеальный. Оба они были в равной мере сосуществующими, только материальный мир обладал физическим существованием, а идеальный – духовным. Как и в дуальной христианской модели мира дух торжествовал над плотью, так и дуальное рационалистическое мировосприятие считало идеальную реальность высшей и первичной, а материальную – низшей и вторичной. В этом проявляется иерархичный характер рационалистического мировосприятия. Это послужило основанием для деления литературы на строго определенные правилами жанры.

Чувственная практика человека, материальный мир нашел выражение в сатирических жанрах (сатира, комедия, басня, ирои-комическая поэма). В высоких жанрах лирической поэзии (ода, поэма), трагедии изображается идеальный, духовный мир.

«Словесность наша явилась вдруг в XVIII столетии» писал Пушкин. Своим категорическим утверждением поэт стремился подчеркнуть принципиально новый характер этой словесности, ее коренное новое качество, которое резко отличало и отделяло ее от прошлого этапа истории литературы. Древнерусская литература на протяжении 7 веков создавалась усилиями множества известных или безымянных писателей, чье авторское начало почти ни в чем себя не проявляло. Это была безличностная литература. Феодальной идеологии и религиозному сознанию, господствовавшим в те века, чуждо представление о человеке как о личности. Древнерусский писатель был мастером своего дела, книжником, но не художником с ярко выраженной индивидуальностью. Один отличался от другого или широтой образования, или уровнем знаний, но все они работали по обязательным для всех канонам, которые определялись и вырабатывались эпохой. В этом смысле древнерусская литература была близка к фольклору, также не знающему авторского начала.

Идея личности на Западе зародилась в эпоху Возрождения. И тогда же возникла новая литература, основанная на авторском начале, определявшаяся личностью художника. Идея личности в России, понимание внесословной ценности человека, представление об его индивидуальности утвердилось в совершенно иных условиях и иное время – в великую эпоху петровских преобразований. На этой почве и появилась «вдруг» словесность, основанная на принципе авторства, определяемая личностью писателя. Это ознаменовало начало принципиально нового периода в истории русской литературы. Поэтому понятие «наша словесность» связывало два столетия – то, что началось во время Кантемира и Ломоносова и получило мощное продолжение в эпоху Пушкина.

Многовековая история России до Петра оказалась как бы перечеркнутой в сознании людей петровской эпохи. Средневековая Русь закончила свое существование и все, что создавалось в области политики, экономики, культуры, создавалось заново. В этом смысле весьма характерно мироощущение, зафиксированное Кантемиром в его второй сатире. Герой этой сатиры Филарет так характеризует своих современников:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.