КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Театр петровской эпохи
В петровскую эпоху начинают действовать театры двух типов: общедоступный, публичный и школьный театр. Театр интересовал Петра I как возможность использовать зрелищные мероприятия для пропаганды своих преобразований. Если театр не оправдывал его ожиданий, то он лишался поддержки Петра. Так и произошло с публичным театром. История публичного театра начинается с приглашения Петром 8 зарубежных актеров во главе с Кунстом. Он сам писал и стаивл пьесы, актерам в театре жалования не платили. В 1702 г. на Красной площади построили «комедийную хоромину». В 1703 г. Кунст умер (его судьба имеет несколько вариантов: по одной версии он умер, по другой бежал из России, сыграв шутку над самим Петром I), до 1707 г. театром руководил Фирст. В этом театре ставились переводные пьесы, мало связанные с проблемами петровской эпохой. Спектакли были либо на иностранном языке, либо с очень плохим переводом. Язык пьес был очень тяжеловесным, зрители не всегда понимали содержание спектакля. Примером может служить мелодрама Чеканьини «Честный изменник, или Фредерико фон Поплей и Алоизия, супруга его». Пьеса посвящена супружеской неверности и способам восстановления поруганной чести. Герцогиня Алоиза полюбила маркиза, об этом узнает ее муж. Чтобы спасти себя от бесчестия, он решает убить всех, кто знает об измене его жены. Переводчик пытался воспроизвести любовно-галантную лексику любовных объяснений героев. Например, монолог герцога, в котом он вспоминает о счастливом семейном прошлом: «Удовольствования полное время, когда мы веселость весны без препятия и овощ любви без зазрения употребляти могли. Прииди, любовь моя! Позволь чрез смотрение наших цветов очеса и чрез изрядное волнение чувствования нашего наполнить!». Репертуар публичного театра включал следующие пьесы: - «Спицио Африкан, вождь римский, и погубление Софонизбы, королевны Нумидийская» - переделка трагедии немецкого поэта барокко Лоэнштейна; - переводы Мольера «О докторе битом» («Доктор поневоле»), «Порода Геркулесова, в ней же первая персона Юпитер» («Амфитрион»), «Драгыя смеянныя» («Смешные жеманницы»). Театральные представления сопровождались музыкальными и балетными номерами. Переводные пьесы сочетали в себе барочные черты и признаки зарождающегося в России классицизма. Несмотря на оторванность от русской действительности, некачественность переводов публичный театр сыграл определенную воспитательную и просветительскую роль. Так русский зритель познакомился с некоторыми заметными произведениями европейской литературы. Более успешно с воспитательными пропагандистскими задачами внедрения петровских реформ справился школьный театр. Первый школьный театр возник при Московской славяно-греко-латинской академии примерно в 1687 г. Вначале ставятся абстрактные мистерии, моралите, миракли на мифологические, библейские, исторические сюжеты. В дальнейшем ставятся спектакли на злободневные политические и военные события. Поэтика школьной драмы была определена теоретиками Я. Понтаном и Ф. Лангом. Школьный театр усвоил опыт античной драматургии, театра Возрождения и в жанровом отношении был на ступень выше, чем русский придворный театр царя Алексея Михайловича и публичного театра Кунста-Фирста. Отличительной чертой школьных пьес была отвлеченность, аллегоризм, главный герой – это отвлеченное, абстрактное понятие, человек вообще. Большую роль в школьном театре играет мимика, жест, определенная поза, положение на сцене. Сцена была расчерчена мелом, так определялись правила хождения по сцене. Это был своеобразный танец. Для школьного театра характерен художественный синкретизм – нерасторжимое единство различных искусств (музыки, пантомимы, балета, словесной декламации). Слово не играло в школьной драматургии существенной роли. Актер думал не столько о словах, сколько о положении рук и ног. Визуальное изображение, по мнению теоретиков школьной драмы, воздействовало сильнее, чем изображение словом. Все эмоции передавались жестами (удивление – поднятые руки, ладонями к зрителю, страх – поднятые руки вверх). Большую роль в школьном театре играют таблички. Место действия дается очень обобщенно – весь мир, вселенная, на небе. Разделение сцены продиктовано стремлением соблюсти пропорции положительного и отрицательного, темного и светлого. В этом проявляется эстетика барокко, с его условностью и эмблематикой. Одна из первых школьных пьес была пьеса «Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным» (1701). В ее основе лежало библейское сказание о богатом и Лазаре. Религиозное содержание школьных пьес, проповедующие смирение, послушание, пассивность, отказ человека от земных радостей не удовлетворяло требованиям Петра. Отношение Петра I к церкви известно, если бы в его силах было уничтожить монашество и закрыть монастыри, он бы это сделал. Развитие школьного театра пошло по пути его «обмирщения», сближения с реальной действительностью. Лучшей пьесой школьной драматургии считают трагикомедию Феофана Прокоповича «Владимир». Эта пьеса закладывает в русской драматургии традицию строить произведения на материале русской истории, а не античной, как в западной литературе. В основе сюжета лежит принятие Владимиром христианства на Руси в 988 г. Это событие осложняется борьбой с противниками новой веры – язычниками. Даже сам князь не может сразу отказаться от прелестей языческой жизни (у него было на тот момент 300 жен). В результате внутренней борьбы побеждает необходимость обновления Руси, уничтожение невежества. Прокопович воспевает Владимира как правителя-реформатора. Он сближает в сознании современников образ Владимира с образом Петра I. Невежественные жрецы сопоставляются с духовенством, препятствующим петровским преобразованиям. В соответствии с барочной поэтикой драматургии, в пьесе Прокоповича встречаются аллегории, используются житийные мотивы. Но в отличие от многих школьных драм, пьеса «Владимир» обладает четким сюжетом и строгой композицией. Школьная драма, как правило, представляла собой случайный калейдоскоп разных сцен. В петровскую эпоху намечается жесткая связь политики и искусства, контролируемая сверху. Важными чертами школьной драмы начала XVIII в. были: - чуткость к общественным интересам; - отзывчивость на современные события; - способность пропагандировать политические, злободневные вопросы действительности. Уязвимым местом было то, что школьный театр не был массовым. Это суживало возможности пропаганды петровских идей. Также в петровскую эпоху создается светский театр при дворе его любимой сестры Натальи Алексеевны, затем при дворе царицы Прасковьи Федоровны. Но эти сословные театры просуществовали недолго.
Тема: Литература 1760-1770-х годов. План:
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 6902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |