Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Посвящается

Авраама Израилевича Новикова

Ученого и гражданина

Выдающегося

Светлой памяти


 

От автора

Данный курс связан с раскрытием важнейших положений социальной работы, способствующих максимальной реализации функции социальной защиты личности в различных государственных образованиях. В данном курсе всесторонне изучаются предмет, объект, цели, задачи исследования, функции социальной работы, важнейшие качества социального работника, определяются основные критерии его творческой, созидательной деятельности.

В данном курсе уделяется особое внимание истории развития социальной благотворительности в Российском государстве, начиная с древнейших времен до сегодняшнего дня, с целью восстановления связи ушедших, живущих, грядущих поколений, реализации общечеловеческих, нравственных принципов, взамен вульгаризированных в тоталитарном государстве классовых концепций и идеологических догм.

В данном курсе уделяется особое внимание проблемам семьи, защите ребенка в любых экстремальных обстоятельствах, действенной помощи престарелым, ветеранам различных социальных групп и культурных слоев.

Мы даем ряд разделов, связанных с изучением социальной работы за рубежом в таких высокоразвитых странах с демократической ориентацией, как США, Великобритания, Германия, Швеция, Бельгия, Франция и др. Даются важнейшие положения, связанные с историей социальной деятельности в этих странах, с проблемами социального обеспечения, с важнейшими направлениями в сфере индивидуальной, групповой, общинной работы. В курсе даются два уровня практической деятельности (микро и макропрактика), перспективы развития данной отрасли человеческих знаний. Изучается деятельность местных органов самоуправления по территориальному признаку, взаимодействие муниципальных и добровольческих организаций в политических, организационных вопросах, в процессе создания интеллектуально-насыщенного, художественно-образного досуга.

Данный курс включает в себя список рекомендуемой и дополнительной литературы, связанный с лекционным процессом, семинарскими занятиями, с подготовкой к экзаменам.

Данный курс призван помочь студентам ощутить величие, духовную значимость социальной работы, как одного из важнейших компонентов в процессе утверждения общечеловеческих ценностей, защиты каждого человека не только в экстремальных, но и в различных жизненных обстоятельствах. Воспитывая в студентах чувство эмпатии, духовную высоту, открытость бедам других людей, мы помогаем построению подлинно демократического, гуманного общества, порывающего с путами тоталитарной идеологии и догматизма.


 

 

Введение. Предмет и задачи курса социальной работы

Сюда включается понимание социальной работы как особой формы профессиональной деятельности, помогающей людям, организациям определять, формулировать личные, социальные, ситуативные трудности, влияющие на них, а также воспитывать способность преодолевать эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции, реабилитации инвалидов. В то же время, социальная работа призвана оказывать максимальную помощь отдельным людям, группам или общностям для усиления и восстановления их способности социального, профессионального функционирования и создания благоприятных условий, способствующих реализации этой гуманной цели.

Российские и зарубежные исследователи считают, что цель социальной работы состоит в максимальной регуляции и совершенствовании правовых, экономических, нравственных отношений человека с обществом и оказании ему максимальной помощи в преодолении возникающих у него личностных, семейных, профессиональных или других проблем.

В то же время, цель социальной работы связана с созданием и сохранением предельно благоприятных условий правового, духовного, достойного комфортного существования человека, как общественного, биосоциального субъекта.

К данному курсу необходимо отнести следующие основные проблемы и задачи в сфере социальной работы.

1. Стремление представителей различных социальных групп и культурных слоев к адаптации и реадаптации, утверждению себя. В частности, молодых людей, пенсионеров, индивидов, потерявших работу, инвалидов любых категорий.

2. Созидательную, целенаправленную деятельность в поддержку человека в трудные, кризисные моменты его жизни, в экстремальной, погранично-экзистенциальной ситуации.

3. Действенную, бескорыстную помощь человеку, независимо от социального положения и национальной принадлежности, в реализации его законных прав.

4. Создание исключительно благоприятных условий для наиболее полной реализации человеком, независимо от социального статуса и происхождения, своих профессиональных, творческих возможностей.

5. Действенную, политическую, духовную помощь в решении разного рода социальных, психологических, личностных проблем со стороны высококвалифицированных, компетентных специалистов в данной сфере творчества.

Мы особо подчеркиваем в данном курсе, что предмет, объект, цели, задачи исследования в сфере социальной работы связаны с диалектическим единством практических и теоретических постулатов, дабы избежать рецидивов прагматизма и схоластики.

Практика социальной работы, с точки зрения российских и зарубежных исследователей (в частности, И.А.Зиминой, В.Болобонова, Т.Д.Шевеленковой), состоит в профессиональном, компетентном применении общечеловеческих, нравственных, духовных и материальных ценностей, специфических принципов, технических, педагогических методов данной сферы человеческой деятельности к следующим группам и социальным слоям: а) помощь индивидам в получении ощутимых услуг обслуживания в материальном и духовном аспектах; б) обеспечение консультирования и психотерапевтической помощи инвалидам, семьям, группам, – действенная помощь сообществам, социальным и культурным слоям, этническим группам, национальным меньшинствам в сфере улучшения социальной службы и здравоохранения; активное участие социальных работников в политических, правовых, законодательных, духовных, художественных процессах.

К предметам, целям, задачам исследования данного курса следует отнести и определение важнейших индивидуально-психологических, профессиональных особенностей социального работника, призванного реализовать, утверждать важнейшие постулаты данной сферы человеческой деятельности. К этим качествам следует отнести: 1) высокий уровень интеллектуального и духовного развития; 2) хорошую саморегуляцию, т. е. самоконтроль, самодисциплину, умение владеть собой в самых сложных обстоятельствах; 3) способность проявлять терпение и находчивость в достижении высоконравственных благородных целей; способность бескорыстно помогать страждущим людям в трудных ситуациях; большую психофизическую силу, непоказное мужество, выносливость, способность к стойкому перенесению больших моральных и физических затрат; здравый смысл, предполагающий глубокое проникновение в суть явлений, при сохранении эмоционального душевного посыла; умение четко, конструктивно мыслить, вне риторики, выспренности и “растекания мыслию по древу”; предельную чуткость к людям, независимо от их социального статуса; развитую чувствительность, эмпатийность, общечеловеческую нравственность, как основу поведения.

Отечественные и зарубежные ученые считают, что к важнейшим функциям, выполняемым социальным работником, в зависимости от масштаба и направлений деятельности организаций, следует отнести:

1) прямую работу с отдельным человеком или с группой людей, нуждающихся в помощи;

2) организацию и оценку работы служб, и разработку программ помощи обществу и его отдельным гражданам;

3) управление такими службами и программами и организацию взаимодействия между ними.

В то же время, необходимо подчеркнуть, что в предмет, задачи, цели исследования социальной работы входит и определение основных направлений дальнейшего развития данной сферы человеческой деятельности. К ним относятся, с точки зрения российских и зарубежных исследователей, следующие модели: а) движение ко всеобщей доступности социальной помощи, независимо от материальных возможностей индивида; б) движение к большему разнообразию форм оказания помощи; в) движение к децентрализации представляемой социальной помощи и поддержки различных социальных групп и культурных слоев; г) движение от жесткого государственного контроля к системе, в которой муниципалитет и органы местного самоуправления сами планируют средства на социальную работу.

При оказании социальной помощи государственными, муниципальными, частными службами в данной сфере деятельности должны самым тщательным, скрупулезным образом учитываться экономические, политические и моральные изменения, происходящие в обществе.

В данном курсе отмечается, что предмет, цели, задачи исследования социальной работы связаны с международной сферой социального обеспечения, разработанной Организацией Объединенных Наций и другими прогрессивными демократическими социальными структурами.

Мы особо выделяем следующий тезис: развитие социальной работы является одной из важнейших целей культурно-исторического прогресса человеческого сообщества.

Социальная работа необходима для обеспечения действенной эффективной помощи и посредничества между различными государственными структурами и отдельным человеком и направлена на оказание максимальной помощи инвалидам, семьям и группам, испытавшим на себе отрицательное воздействие со стороны многочисленных экономических, социальных и других факторов; выполнение интегрирующих функций (нравственных, правовых, культурологических, психологических, педагогических) для выполнения которых в современном обществе других специалистов не существует; максимальное использование имеющихся в обществе духовных и материальных ресурсов в целях обеспечения социального благосостояния каждого индивида.

Программа социального обеспечения, с точки зрения международного права, включает в себя три рода деятельности: а) творческий процесс в области социального обеспечения или поиск социальной защиты и социальной справедливости для всех людей планеты; б) организацию высокоэффективных социальных служб или поиск динамичных, мобильных структур адекватной специализации; в) осуществление социальных акций или поиск лучшего образа, или модели государственного и общественного устройства парламентским, демократическим путем.

В данном курсе к предмету, целям, задачам исследования следует отнести общие и персональные социальные услуги во всем индустриальном мире, включающие в себя следующие области и виды деятельности: а) социальное обеспечение семьи и ребенка; б) социальные службы для молодых и пожилых людей; в) социальное обеспечение инвалидов, слабых и умственно отсталых; г) информационные и справочные службы.

Учитывая, что социальная работа органично включена в созидательный культурный процесс, представляется необходимым некоторые функции культуры, разработанные Э.В.Соколовым, М.С.Каганом, С.Н.Артановским, В.Т.Лисовским, С.Н.Иконниковой отнести (с учетом разбираемого нами предмета) к важнейшим направлениям социального творчества.

К функциям социальной работы следует, с нашей точки зрения, отнести: а) защитную, помогающую создать мощный барьер между бюрократическими структурами и отдельной, подчас далеко не защищенной человеческой индивидуальностью; б) преобразовательную, способствующую поиску новых гуманных форм в сфере человеческого общежития, обеспечивающих достойное каждого гражданина, независимо от социального статуса, национальной принадлежности, состояния здоровья, существование; в) коммуникативную, дающую возможность интеллектуальным лидерам, педагогам, социальным работникам найти духовный контакт с каждым нуждающимся в социальной поддержке индивидом; г) нормативную, способствующую утверждению важнейших общечеловеческих нравственных ценностей, выработанных людьми на протяжении своего многовекового развития, стремление к утверждению политических программ и законов со стороны социальных работников для всех социальных групп и культурных слоев без исключения, и добивающихся полноценных контактов с высшими политическими структурами и их лидерами в сфере гуманизации и сострадания; д) проективную, помогающую переводу накопленного социального опыта в новые гуманные формы деятельности не только в региональном, но и в планетарном масштабе, с целью поддержки всех социальных групп населения, в том числе и предельно незащищенных; е) хранения и защиты информации, помогающую сохранить неразрывное духовное единство ушедших, живущих, грядущих поколений и передать потомкам в спрессованном, художественно-научном ключе опыт в сфере социальной работы, духовной деятельности, коррекционной педагогики, в защите человеческого достоинства и помощи всем тем, кто в ней нуждается; ж) сигнификативную, помогающую социальным работникам и человеческому сообществу понять особый нравственный, духовный смысл нашего существования, преодолевая релятивизм, скепсис, догматизм и отчаяние больных, зависимых, страждущих людей, инвалидов различных категорий.

В данном курсе мы отмечаем, что предмет, цели, задачи исследования включают в себя и изучение окружающей среды, которая должна предоставить возможности и ресурсы для максимальной реализации потенциальных способностей и устремлений всех лиц, обеспечить удовлетворение их духовных, материальных потребностей; облегчить горе и страдания каждого человека. Индивид, включенный в сферу социальной работы, должен в максимально возможной степени способствовать своему собственному благосостоянию в духовном и материальном аспектах, не унижая при этом индивидов любых социальных групп и слоев; способствовать социальному благополучию других людей в непосредственном окружении и всего общества в целом. Социальная работа способствует урегулированию споров между отдельными людьми и теми, кто их окружает, помогает укреплению достоинства, утверждению индивидуальности, права на самоопределение всех в духовной, профессиональной ипостаси, справедливого отношения к каждому.

К важнейшим критериям социальной работы следует отнести, с нашей точки зрения, особую ценность организации, социального института, созданных для реализации морального, нравственного требования персональной ответственности за всех и социальной, гражданской, светской и религиозной ответственности сообщества за каждого его члена, независимо от происхождения, статуса, национальной и этнической принадлежности, вероисповедания; дух симпатии и готовность оказать бескорыстную духовную, материальную помощь являются сутью исторических нравственных ценностей социальной работы и каждого ее представителя, от лидера до исполнителя самого низшего ранга; активное осознание каждым специалистом персональной и социальной ответственности, вне диктата и насилия, и понимание, что социальная работа является средством превратить общечеловеческие моральные ценности в нечто рациональное, действенное, при этом не теряющее своей художественной, эмоциональной глубины.


1. Древнейшие виды благотворительности на Руси

Стремясь восстановить утерянную нравственную, религиозную связь ушедших, живущих, грядущих поколений, мы должны глубинно изучить, объемно и без предвзятости, без снисходительности и религиозного фанатизма, древнейшие виды благотворительности на Руси.

Российские ученые подчеркивают, что к простейшему виду благотворительности, уходящему в глубокую древность, к временам “Крещения Руси”, относится “кормление нищих”. К “нищелюбцам”, к тем, кто любил убогих, больных, страждущих, бескорыстно, по глубокой внутренней христианской потребности, относились представители княжеских родов, духовенства, лучшие люди Земли и различных социальных слоев. В данном случае можно увидеть реальное воздействие христианского вероучения, связанного со стремлением накормить голодного, напоить жаждущего, поддержать униженного, посетить заключенного в темнице, “призреть единого из малых сил”, независимо от его материальных возможностей и способности воздать дарящему. В данном случае подлинная нравственность была потребностью, а не выполнением долга из-под палки, из страха наказания, или для очередной публичной акции, или “рекламной кампании”, говоря современным языком.

Мы подчеркиваем, что благотворительность на том этапе развития социальной системы не была связана с государственными структурами, с общественным благоустройством и с системой определенных социальных и культурных институтов, а была, по сути, необходимым условием личного нравственного здоровья князя, священника, благодетеля любого социального слоя. Причем, очень часто сам подвиг благотворительности, нравственный поступок требовался больше нищелюбцу, чем нищему. Во всяком случае, потребность и благодарность очень часто уравновешивали друг друга (нищие еще не стремились поджечь дома “новых русских”, а последние не пытались скрыться за каменными заборами с помощью вооруженной охраны от ограбленного в который уже раз законопослушного населения).

В свое время Карл Маркс подчеркивал, что искусство обладает определенной самостоятельностью и способно опережать даже самый низкий уровень развития производительных сил данного общества, и ставить проблемы, которые будут волновать самых далеких потомков спустя века. Данное положение вполне закономерно можно отнести к идеям благотворительности. Речь идет не об уровне общественного благосостояния или материальной экономической базе, а об уровне собственного духовного, нравственного совершенствования того или иного дарителя.

Нищий, больной, юродивый помогали созданию своеобразного духовного моста между жертводателем и небесным воинством. Нищий выступал в качестве защитника, богомольца для душевного, бескорыстного благодетеля. В первом томе “Антологии по социальной работе” особо выделяется следующая мысль: “В Рай входят святой милостынею – нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается”. Таким образом, несмотря на все самые замечательные достижения в деле любви к “униженным и оскорбленным”, благотворительность являлась на том этапе развития общественного сознания и государственного управления сферой поступков отдельных лиц, органично связанных с идеями христианской нравственности. Необходимо подчеркнуть очень важный тезис: благотворительность еще не включалась в качестве обязательной в круг или сферу государственных обязанностей и установлений.

Нам представляется необходимым подробно остановиться на разделе, связанном с деятельностью князей, священников и других видных лиц Российского государства в области добротолюбия, впоследствии органично перешедшей в сферу социальной работы. Например, Святой Равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь, нес в себе христианское начало не в риторических высказываниях, а в конкретных богоугодных деяниях и поступках. Правитель велел “всякому нищему и убогому” приходить беспрепятственно на княжеский двор, чтобы кормиться. Причем для больных, неспособных к передвижению, прикованных к постели, князь Владимир особо повелел готовить на большие расстояния особые повозки, специально приспособленные для российских дорог, нагруженные хлебом, мясом, рыбою, овощами, медом, квасом. Сопровождать данные повозки должны были люди, отличающиеся особой честностью, неподкупностью, непоказной христианской нравственностью, склонные к действенному состраданию, а не к демагогическим заверениям и пустым клятвам. Иаков Мних – один из богатых зарубежных купцов и исследователей, живший в России в тот период, свидетельствует, что подобные благотворительные акции проводились не только в Киеве, но и в самых отдаленных местах данного государства. Например, по свидетельству Иакова Мниха, князь Владимир, после блистательной победы над печенегами, повелел особым Указом раздавать бедным в большом количестве хлеб, мед, и даже выделил триста гривен серебра на поддержку убогих, что являлось в те времена огромной суммой.

Князь Владимир положил начало организованной системе здравоохранения на Руси, независимо от социального положения призреваемых. Здесь и создание первых больниц, пусть далеко несовершенных, и стремление к организации врачебной помощи страждущим, даже если они не могли оплатить расходов, связанных с их лечением.

Духовные токи, идеи христианской нравственности в сфере благотворительности органично переходили к последующим поколениям князей и духовных лиц в государстве. В этом аспекте отличались Великий князь Ярослав Владимирович и брат его Мстислав, князь Тмутараканский. Например, в 1016 году князь Ярослав открывает первое в Новгороде училище для трехсот сирот, в котором учили не только военному искусству, но и чтению, и рисованию, и различным ремеслам. Князь Ярослав внес в Церковный и Земский Уставы дополнительные разделы, связанные с идеями благотворительности. Помощь бедным не прекращалась и при потомках Великого князя Ярослава.

В частности, во второй половине XI века особенным добротолюбием отличались его сыновья Изяслав и Всеволод. Здесь же нельзя не отметить и христианские нравы, отеческую заботу о нищих князей Тмутараканских Ростислава и Глеба.

В курсе лекций по социальной работе мы не можем особо не выделить в сфере благотворительности деяний Владимира Мономаха, через столетие подхватившего нравственную программу князя Владимира, крестившего Святую Русь. Владимир Мономах щедро раздавал деньги, предметы первой необходимости всем нуждающимся. Делал он это, по свидетельству летописцев, обеими руками. Данный князь считал, что призрение бедных и страждущих должно быть главнейшей нравственной, христианской обязанностью Властителя. Духовное завещание Владимира Мономаха пробивается сквозь века и светит самым отдаленным потомкам, являясь образцом духовности, альтруизма, христианского самопожертвования. Приведем в нашем курсе лекций некоторые из этих высказываний, подтвержденные деятельностью и всей нравственной жизнью Владимира Мономаха: “Всего же паче убогих не забывайте, по силе своей кормите, снабдите сироту, вдовицу оправдайте сами и не отдавайте сильным на погубление человека”. Нравственная законодательная программа выдающегося правоведа XX столетия Кистяковского по сути своей совпадает с высказываниями и нравственными принципами Владимира Мономаха, требовавшего “избавить обидимого”, защитить сироту, оправдать вдовицу. Повторяем, что призрение бедных и страждущих было главнейшей обязанностью Владимира Мономаха. (Современным губернаторам со всеми их разглагольствованиями, компьютеризацией, приватизацией никогда не дотянуться до нравственной духовной высоты Древнего Князя). Владимиру Мономаху принадлежат замечательные слова, зафиксированные старательными летописцами: “Странные и нищие накормяще и напояще, аки мати дети свои”.

Владимир Мономах советовал своим подчиненным, простым труженикам и княжеской дружине, напоить и накормить человека, если он остановится в их доме, чтить любого гостя. За добрые и злые дела каждый будет по-своему прославлен, на земле и в небесных селениях. Князь Владимир Мономах настоятельно советовал посещать больных, даже подвергаясь опасности заражения, приходить в дом умершего, ибо все мы смертны, и жизнь – это крест, а не цепочка бездумных наслаждений и удовольствий.

Нельзя не отметить в аспекте добротолюбия и бескорыстной христианской любви к ближнему, и деятельность родной сестры Владимира Мономаха – Анны Всеволодовны, открывшей в Киеве училище для девиц любых сословий. Причем, не только содержала данный институт на своем иждивении, но и учила своих подопечных читать, писать, обучала различным ремеслам. В данном случае можно увидеть начало сближения технических и гуманитарных форм образования.

Нельзя не отметить в области добротолюбия, бескорыстной помощи ближнему сына Владимира Мономаха – Мстислава и князя Ростислава. Оба отличались особой любовью к нищим, обездоленным, юродивым. Например, Ростислав отдал бедным все имущество своего дяди, князя Вячеслава, полученное им в качестве наследства.

Андрей Боголюбский, известный перенесением чудотворной иконы Божьей Матери в собор города Владимира, в сфере добротолюбия продолжил духовные традиции равноапостольного князя Владимира. Например, Андрей Боголюбский приказывал своим дружинникам развозить по улицам и дорогам своего княжества жизненные припасы, дабы раздавать их бедным, особо нуждающимся, больным и заключенным в темницах.

Особого внимания заслуживает деятельность таких благотворителей, как князь Всеволод Юрьевич, правивший с 1177 по 1213 годы, и его супруга, Великая княгиня Мария, являвшаяся, по сути, своеобразной предтечей в сфере социальной работы императрицы Марии Федоровны – супруги Павла I. В 1185 году, после страшного пожара, уничтожившего все деревянные здания в городе, князь Всеволод Юрьевич оказал большую, безвозмездную помощь жителям при возобновлении строительства домов, помог в обзаведении всем насущно необходимым в материальном и духовном аспектах.

Великая княгиня Мария не уступала мужу в высоте христианского самопожертвования, альтруизма.

Ее завещание, написанное в 1205 году перед самой смертью, удивительными духовными нитями через столетия связано с предсмертными словами императрицы Марии Федоровны. Вот эти слова, обращенные к детям княгини: “Вскоре от краткого бытия отойду к отцам моим, оставшись без меня в странствовании сего мира, храните любовь к Богу и усердие к Благочестию. Животворите Дух Свой кротостью, любовью, милосердием. Будьте помощниками и благотворителями страждущим и бедным. Милость возводит к Престолу Царя Небесного, не забывайте и малейшего из людей. Храните Святой Союз Братолюбия и Согласия. Бог Мира будет с Вами. Он ниспошлет Вам Покров и Счастие”.

Нес в своей деятельности свет христианского добротолюбия и князь Мстислав Юрьевич, который тратил огромные суммы из своей личной казны на выкуп пленных. Он был справедливым, неподкупным судьей и исключительно мужественным в самом страшном бою. И далеко не случайно, что его смерть оплакивали и посадники, и бояре, и воины, и крестьяне, и нищие, и убогие, и калеки. Плач Вдов и Сирот поднимается до плача Ярославны, до Высшего художественного творения Духа, до глубинного, непоказного проявления народной скорби. Вдовы и сироты вопили, обращаясь не только к ушедшему князю, но и к потомкам, ибо достойная жизнь остается в веках: “Кто будет нам судья правый и от сильных защитник, такой, какого мы в тебе имели, и какого прежде тебя никогда не видели? Зашло нам солнце милости и правосудия”.

Удивительной силы нравственная программа в законодательном плане, в области христианского добротолюбия и благотворительности заложена в словах и поступках Великого князя Константина Всеволодовича Мудрого, правившего с 1216 по 1218 год. Летописцы записали эти бессмертные строки, отличающиеся правдивостью, высотой и красотой духа, подлинно художественным слогом: “Суд судите право, как законы русские написаны не щадя никого; да не утеснен будет убогий от богатого, немощный от сильного; наказуйте взирая на милость, которая на суде Божии Вам похвалится; имейте к убогим руку щедрую, и о всяком добродеянии к чести прилежание”.

Выдающийся мыслитель и полководец, христианин в высшем смысле этого слова, Спаситель Земли Русской в самую страшную годину, чьи деяния прославлены, а мощи нетленны, князь Александр Невский (в монашестве, в пострижении перед смертью нареченный Алексием), находил время и значительные суммы на выкуп русских людей (воинов, женщин, детей) из татарского плена.

Ему принадлежат высказывания, которые проходят сквозь столетия и по своей нравственности, духовности, общечеловеческой справедливости, добротолюбию, должны быть фундаментом Русской идеи, юриспруденции, вне классовых, вульгарных, человеконенавистнических догм.

Итак, сквозь века, мы слышим голос Великого Человека, соединявшего в себе Дух Воина и Монашеский подвиг на уровне Сергия Радонежского, Филиппа Колычева, Серафима Саровского, Патриарха Тихона, Старца иеросхимонаха Сампсона (Сиверса): “Будьте недремлющими стражами законов; праздная добродетель возбуждает дерзновение порока. Принимайте под защиту свою вдов, сирот, всех слабых и гонимых, к правосудию Вашему взывающих. Бог видит их слезы; он услышит их воздыхание; с меня и с вас взыщет он душевную скорбь, не познавайте лица сильного; да смиряется гордыня пред вещанием закона; малейший человек и сильнейший саном и богатством равны пред ним. И если я отвергну слабого и попущу возноситься злобной гордыней, да обвинит меня пред Вами Бог в день Судный”.

Князья, связанные с добротолюбием, благотворительностью, с христианским состраданием, даже в экстремальных обстоятельствах, в самые трудные моменты своей жизни, на пороге смерти думали не о себе, а, преодолевая душевную скорбь и невероятные физические пытки, обращались к детям, народу, будущим потомкам. Например, Великий князь Михаил Ярославич, тирански, с набором иезуитских, лицемерных ухищрений, умерщвленный в 1319 году, в Орде, перед своей трагической кончиной завещал любимому сыну: “Странных и нищих не презирай, угодно бо есть сие Богу”.

Достаточно часто деяния князей, правителей, совпадали по своей нравственной направленности с духовными устремлениями религиозных служителей, пребывавших с первыми в одном и том же временном измерении. Нам известен Иоанн Данилович Калита, внук Александра Невского. В хрестоматийном школьном аспекте он прославился как собиратель русских земель. Об этой стороне его деятельности замечательно написал Дмитрий Балашов в романе “Бремя Власти”, но и отец Ивана Калиты – Данила не оставлен вниманием талантливым прозаиком и историком. Речь идет о книге Дмитрия Балашова “Младший сын” (последний отпрыск Великого князя Александра Невского). Но нас интересует деятельность Иоанна Даниловича с точки зрения благотворительности, призрения сирых и убогих.

Его назвали “Калитою” не только за собирание русских земель, но и в прямом смысле этого слова за тот мешок, который он всегда носил с собой и щедро раздавал из него милостыню нищим, убогим, калекам, уподобляясь в этом своем деянии Николаю-Чудотворцу, ибо делал сие не только при народе, но и тайно, пробираясь ночью в простой одежде к тем, кто стеснялся своей нищеты и нес свой крест достойно, не афишируя своих страданий и горестей.

В одну эпоху с Иоанном Калитой жил выдающийся представитель православия, святитель Петр митрополит Московский и Всея России Чудотворец. Блестящий иконописец, победивший Божьей милостью нечестивца Геронтия, получивший благословение от патриарха Константинополя на руководство Русской церковью. Митрополит Петр подчинил все православные храмы и соборы своей созидательной воле, основал Успенский Собор, где до сих пор покоятся его нетленные мощи, перенес Митрополичий престол из города Владимира в Москву, почувствовав в небольшом поселении грядущую славу столицы Российского государства.

Но особенно митрополит Петр был известен своей благотворительной деятельностью, своей непреходящей любовью к странникам, нищим, убогим и его смерть, последовавшая в 1325 году, оплакивалась всем народом. И далеко не случайно, что он вошел в сонм московских святителей, являющихся гордостью Российской православной церкви. Здесь и Филипп Колычев, и патриарх Иов, и патриарх Гермоген, и патриарх Тихон и другие святители Земли Русской.

Нельзя не отметить и деяний в сфере благотворительности выдающегося полководца, христианина и страдальца за землю Русскую, достойного потомка своего Великого прапрадеда Александра Невского. Речь идет о жизни Дмитрия Донского, ушедшего в небесные селения в тридцать девять лет, но обессмертившего себя на века. (Его жизни и подвигу посвящено замечательное произведение Ю.Лощица “Дмитрий Донской”). Но если духовная жизнь Иоанна Калиты была связана с Митрополитом Петром, то подвиг Духа, Великую победу над ордами Мамая, совершенную Дмитрием Донским, нельзя представить без Великого Святителя Сергия Радонежского, благословившего князя на битву и давшего в подмогу богатырей-монахов Ослябю и Пересвета. Мы помним чудотворную икону Божьей Матери, согревшую в пути Дмитрия Донского и его воинство и названную в честь этого “Угрехтской”. Но нас интересует аспект, связанный с благотворительной деятельностью Дмитрия Донского, с его христианским добротолюбием. И в этом плане, он, бесспорно, продолжает духовные традиции своих великих предков. Князь не только уделял особое внимание бедным и страждущим, давал деньги, материалы на строительство погорельцам, раздавал милостыню в различных видах, но даже не брезговал кормить несчастных и убогих из своих рук. И то, что он воевал на Куликовом поле в одежде простого ратника, является закономерным продолжением его непоказного, органичного христианского смирения, уподобиться самому последнему рабу Божьему, не возвеличивая, а смиряя княжескую гордыню перед престолом Христа-Спасителя, принявшего мученическую смерть на Кресте, подобно жалкому рабу.

Обращая внимание на церковную благотворительность, на единство княжеских установлений и поступков священнослужителей, мы можем вернуться на несколько веков назад от правления Дмитрия Донского.

В интересующем нас аспекте весьма показательна деятельность удельного князя Николая Давыдовича, прославившегося своей огромной любовью к нищим.

Эта христианская любовь была подтверждена конкретными поступками. В первой половине XII века данный князь построил в Киеве, так называемый, больничный монастырь. По сути, это первые богадельни на Святой Руси, которые строились непосредственно за церковной оградой, получившие особое распространение после Указов императора Петра I.

Отличались своей особой благотворительностью два князя, родные братья Мстислав и Роман Ростиславовичи. Первый отдавал значительные средства на выкуп пленных. Второй же отличался таким особым нищелюбием, христианским смирением и состраданием, что все свои доходы, наследство пожертвовал на помощь бедным, не оставив даже жалкого гроша на свое собственное погребение. Подобным же альтруизмом и нищелюбием отличался князь Владимир Василькович, раздавший бедным все свое имение. Сюда входили золото, серебро, драгоценные камни, утварь, украшения, домашний скот.

Удивительной духовной силой, христианской мудростью, смирением отличалась княгиня Василиса – жена князя Андрея Константиновича. Через века Великая Петербургская Святая Ксения Блаженная сближается со своей замечательной духовной сестрой. Княгиня Василиса, после смерти горячо любимого мужа, раздала все свое имущество бедным, страждущим, приняла иноческий сан и кормилась от своих рукоделий, до последнего дыхания делясь куском хлеба с теми, кто больше всего нуждался в ее христианской благотворительности.

Мы не можем не сказать и о церковной благотворительности, в которой образно, наглядно проявлялась христианская нравственность. При этом диалектическое единство княжеского добротолюбия (естественно, в его лучших проявлениях) и христианской соборности создавало особый духовный объем, нравственный климат в обществе, распространяющийся на все социальные слои. (Конечно, это не мешало и проявлениям варварства, и коварства, и дьявольской жестокости, и властолюбия, и неограниченного деспотизма).

Особой щедростью в сфере добротолюбия отличались иноки Киево-Печерского монастыря.

Преподобные Антоний, Доминиан, Феодосий Печерский вошли не только в историю православной церкви, но и явились носителями подлинно христианского альтруизма и нищелюбия. Не случайно Дмитрий Ростовский, создавая Жития Святых, видел в служителях православия носителей непреходящей Божьей мудрости и непоказной, выстраданной нравственности.

Например, Феодосий Печерский построил около монастыря особый дом, получивший в будущем название богадельни. В этом доме получали пищу и приют нищие, калеки, прокаженные. Мы не можем не сказать и о первых государственных больницах, в которых бедные призревались и пользовались бесплатным лечением. Эти заведения были учреждены Переяславским епископом, впоследствии Киевским митрополитом, Ефремом в 1091 году.

Развивая данную тему, необходимо отметить, что при всех монастырях, имевших средства, производилось кормление нищих и убогих, раздача посильной милостыни, устраивались особые помещения для больных, престарелых, неспособных содержать себя, потерявших родных, близких людей, которые могли бы поддержать их в тяжелую годину.

Нельзя не обратить внимания в связи с проблемами благотворительности на Церковный Устав 996 года, включающий в себя перечень обязанностей духовенства по надзору и попечению за призрением бедных. Мы особо выделяем следующий пункт, который обладает непреходящей актуальностью, ибо связан с непоказным альтруизмом, христианскими идеями в деяниях (а не в риторических заверениях на злобу дня). Смысл данного раздела состоит в следующем: на содержание церквей, монастырей, больниц, богаделен, на прием странных – неимущих – была определена “десятина”, т. е. десятая часть поступлений от продажи хлеба, скота; арендных пошлин. В то же время, отчислениями на нужды церкви, на дела благотворительности занимались представители различных социальных слоев. Как мы уже говорили: лучшие люди Земли.

В “Антологии по социальной работе” современными российскими учеными подчеркивается, что никогда впоследствии, в течение всей нашей истории, на дела благотворения, помощи страждущим не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти. Эта эпоха по благотворительности, бескорыстной помощи, жертвам в поддержку убогих, больных, нищих, странников, престарелых может быть поставлена на первое место.

В курсе социальной работы необходимо сформулировать отличительную черту благотворительности этого периода. Российские ученые, историки в сфере общественной, светской и религиозной мысли представляют ее следующим образом: “слепая раздача милостыни”. Если расшифровать это понятие, то дело можно представить следующим образом: расследование образа жизни нищих (выяснение их “анкетных данных”, как они дошли до жизни такой, кем были их предки по национальности и социальному происхождению, причины их нравственного и социального падения) не только не производилось, но и воспрещалось учениями святых отцов и указами священников того исторического периода. Выдающийся ученый богослов, чьи труды стали духовной основой христианской нравственности для многих поколений, автор многотомного исследования о сути христианской религии, мужественный защитник православия Св. Иоанн Златоуст писал: “Ты не должен разузнавать бедных, что они за люди, потому что ты принимаешь их во имя Христа”.

Мы подчеркиваем, что помощь страждущим, больным, нищим, погорельцам была исключительно разнообразна и, бесспорно, соответствовала действительным, а не мнимым нуждам. В частности, к конкретным проявлениям социальной работы (вернее, благотворительности – термин той эпохи) необходимо отнести безвозмездную постройку жилища особо нуждающимся (здесь и погорельцы, и вдовы, и сироты, не способные заработать себе на пропитание и жилье); выкуп пленных со строгим соблюдением норм законности, при решительном, подчас беспощадном пресечении воровства; обучение ремеслам, при условии совпадения природных наклонностей и избранной сферы профессиональной деятельности.

Больницы и богадельни в качестве разветвленной системы благотворительных учреждений были построены столетия спустя при Петре I, Екатерине II, при Александре I, Николае I, Александре II, Александре III, Николае II.

Благотворительные деяния в древности согласовывались с евангельским учением “просящему дай” и утверждались в религиозных целях, с учетом неотделенности церкви от государства и христианской религии, бывшей на протяжении ряда веков, вплоть до октябрьского переворота, господствующей идеологией.

В то же время, такая помощь была еще вне общественного благоустройства, возведенной в степень официальной государственной политики. Но мы особо отмечаем нравственно-воспитательное значение для тогдашнего общества благотворительной деятельности, совсем недавно просвещенного светом христианского вероучения, Ветхим и Новым Заветом, трудами выдающихся богословов.

Занимаясь историческим экскурсом в сфере благотворительной деятельности, мы не можем не отметить в этом аспекте деяний князя Иоанна Васильевича, низложившего в 1498 и 1499 годах татарское иго и положившего начало самодержавной власти в России.

Иоанн Васильевич стремился придать благотворению форму законности, ввести его в государственную систему. С этой целью князем были собраны все прежние грамоты и установления по благотворительной, христианской деятельности. Он изучал обряды и обычаи по данной проблеме, издавал новые законы, связанные с помощью и поддержкой нуждающихся всех социальных слоев. В то же время, нельзя не обратить внимания на положения, связанные с имуществом, доходами монастырей, определенными на содержание бедных, с соответствующими отчислениями в государственную казну. Хочется отметить, что Россия уже в этот период имела светских врачей самого высокого профессионального уровня. К ним относятся Антон и Леон.

2. Эпоха Иоанна Грозного и решения Стоглавого Собора в сфере благотворительности

Мы переходим к эпохе Иоанна Грозного. Страшные деяния тех лет отражены в трилогии А.К.Толстого, в его произведении “Князь Серебряный”, в книгах Ключевского, Карамзина, Соловьева, Веселовского, Скрынникова, в переписке Андрея Курбского и Иоанна Грозного. Нас интересует аспект, связанный с благотворительностью. Исходя из критериев культурно-исторического прогресса, необходимо в данном курсе в наиболее общем виде изучить решения Стоглавого Собора, собранного по распоряжению Иоанна Грозного и констатировавшего страшное развитие нищенства до размеров национального бедствия и отсутствие надлежащих мер призрения.

Каждая фраза в решениях Собора пропитана художественной силой и является замечательным документом эпохи. Выдающиеся священники Стоглавого Собора удостоверяют: “нищие и клосные, т. е. прокаженные, и гнилые, и престаревшиеся в убожестве глад, и мраз, и зной, и наготу, и всякую скорбь терпят, и не имеют, где главы подклонити, по миру скитаются, везде их гнушаются, от глада и от мраза в недозоре умирают и без покаяния и без причастия, никем не берегомы”.

Священники, обеспокоенные нравственным, материальным состоянием общества рекомендуют и просят главу государства о принятии следующих неотложных мер: “Да повелит благочестивый царь всех прокаженных и престаревшихся описати по всем градам опроче здравых строев, да в коем ужде граде устроить богадельни мужские и женские, и тех прокаженных и престаревшихся, не могущих нигде же главы подклонити, устроити в богадельнях пищею и одеждою”. В то же время, в свои решения Собор закладывает высоконравственную, христианскую программу с привлечением выдающихся людей Земли Русской: “такие богадельни должны содержаться доброхотными пожертвованиями, находиться в заведовании добрых священников и целовальников”. Интересны решения Собора относительно здоровых нищих, ибо здесь можно увидеть качественные отличия от княжеского добротолюбия древних времен. Ведущие священники России считают, чтобы названная нами категория “питалися бы по дворам ходячи от боголюбцев, яко же и до днесь, а которые возмогут работати и они бы здесь страды подлежали”.

Углубляясь в историю Российского законодательства, мы с огромным интересом открываем судебник (или свод законов) от 1550 года. Мы видим в нем Указы Иоанна Васильевича Грозного. В частности, он приказывает “торговым людям городским черноволостным в монастырях не жить. Жить в городских и сельских дворах... В монастырях жити нищим, которые питаются милостынею от Церкви Божией”.

Для курса социальной работы, составленного на пересечении истории, правоведения, теории культуры, философии, эстетики несомненную ценность представляет так называемый Стоглавник, составленный в 1551 году на бывшем в Москве Соборе духовных особ.

В пятой главе мы видим 37 вопросов, составленных царем Иоанном Васильевичем. Например, в девятом вопросе, связанном с нищепитательством, государь повелевает точно определить содержание и призрение скитающимся по миру монахам и причетникам.

В десятом вопросе звучит признание государя о важности, необходимости искупления, освобождения пленных, с выделением больших сумм из царской, церковной казны. Двенадцатый вопрос полностью посвящен призрению бедных и больных, независимо от их социального статуса и положения.

Глава 71 данного сборника полностью посвящена нищепитательству. Причем в ней подробно пишется о правилах распределения здоровых монахов. Далее пишется о помещении нищих, больных в богадельни. Особо пишется о снабжении пищей, одеждой старых, немощных. Данные правила распространяются и на монахинь.

Глава 72 подтверждает идеи Иоанна Грозного об искуплении пленных, и особо подчеркивается, что соответствующие суммы на их выкуп должны идти из царской казны.

Постановления Стоглавого собора интересны во многих отношениях: в юридическом, историческом, нравственном аспектах.

Прежде всего, попечение о бедных по-прежнему признается делом общества. За денежные суммы отвечают выборные целовальники и священники, заведующие данным процессом.

Собор особо признает, что попечение о бедных необходимо регулировать государственными мерами, путем царского повеления, иначе говоря, законом.

В то же время, для большинства особо нуждающихся Собор рекомендует закрытое призрение в богадельнях. Причем, нищенствующие подразделяются на ряд разнообразных категорий. В этом можно увидеть качественное отличие уровня общественного сознания по сравнению со “слепой” раздачей милостыни в древние времена княжеской власти.

Собором определены особые меры государственного призрения, но реализация их стала делом далекого будущего. (Речь идет об эпохе Петра I и его ближайших сподвижников; о временах Екатерины II, императрицы Марии Федоровны – супруги Павла I и т. д.).

Вернемся к важнейшим Постановлениям Стоглавого собора, дабы почувствовать неразрывную связь поколений в сфере благотворительности. В частности, в теоретическом, гипотетическом аспектах: а) прокаженные и престарелые должны получать кров (“устроити в богадельнях”), пищу и одежду; б) “здравые” нищие должны питаться по дворам; другие нищие, которые “возмогут работати и страды подлежащи”. В первом случае “здравые”, подчеркивается в “Антологии по социальной работе”, “не возмогут работати” по слабости сил или по роду постигшего их несчастия. Например, временно нищенствующие в результате стихийного бедствия, из числа погорельцев, и т. д. Но особо подчеркивается в решениях Стоглавого Собора, что те нищенствующие, которые способны работать, “должны подлежать страды”, или, выражаясь современным языком, заниматься общественно полезным трудом.

В разделении способов призрения (и это отчетливо и определенно прозвучало в решениях Стоглавого Собора) совершенно отрицается первичная форма благотворительности – безразборчивая, “слепая” раздача милостыни.

В обществе начинает создаваться государственная система борьбы с нищенством, выражающаяся в следующих направлениях и ипостасях: а) в призрении убогих в богадельнях; б) в пособии, которое собирали нищие по домам добротолюбцев; в) в предоставлении добровольных, а подчас и принудительных работ со стороны государства, с учетом различных категорий нищенствующих. Можно говорить об определенном движении в сфере социальной работы. Речь идет не только о стремлении благотворителя “душу свою спасти” богоугодным, христианским делом, но и принести общественную пользу своим нуждающимся согражданам; по мере сил содействовать улучшению, совершенствованию благотворительности в масштабах государства, всего общества на данном этапе исторического, социального, нравственного развития. Дело благотворительности начинает постепенно становиться сферой компетенции общественного и государственного призрения с поиском диалектического взаимодействия теоретических и практических постулатов и принципов.

Мы знаем из летописей, что Иоанн Грозный возложил дело призрения после решений Стоглавого Собора на один из существующих в Москве Приказов, но до нас дошло очень мало документов о деятельности данного социального института в сфере реализации.

Таким образом, идея общественного призрения наметилась, была сформулирована, стала немаловажной частью законодательных программ и Постановлений, но еще не вошла полностью, органично, в концептуальном единстве в сознание общественных и государственных деятелей. Формы попечения о бедных еще долго остаются прежними. Речь идет о добротолюбии князей, священников, лучших людей Российского государства – представителей различных социальных групп и культурных слоев. Обо всех тех, кто чувствует склонность к этому виду христианской деятельности.

3. Духовенство и благотворительность

Необходимо остановиться в этом аспекте на некоторых представителях того или иного культурного слоя, социальной общности, особо проявивших себя в делах благотворения.

В частности, в среде духовенства своей благотворительностью в эти времена (XV, XVI века) выдвинулись такие выдающиеся подвижники христианства, как митрополит Макарий и Святитель Гурий, архиепископ Казанский.

Из монастырей на этом поприще (имеется в виду сфера благотворительности, бескорыстного, христианского добротолюбия), особенно отличились Сергиевский, Белозерский, Корнилиев, учредившие, по своей инициативе, за счет церковных доходов и средств, больницы для бедных и страждущих и богадельни.

4. Деяния царя Федора Иоанновича в сфере благотворительности

Нельзя не отметить в сфере благотворительности деяния Федора Иоанновича, чей нравственный, христианский облик, пропитанный добром и светом, был антитезой жестокосердию и неограниченному кровавому деспотизму его родителя, Иоанна Грозного. Замечательную пьесу о хрупком, ранимом Государе написал в своей трилогии А.К.Толстой. Речь идет о пьесе “Царь Федор Иоаннович”. В роли данного государственного деятеля прекрасно проявили себя такие актеры, как Москвин, Качалов, Добронравов, Смоктуновский, Соломин (старший), Особик и др. Мы открываем летописи и читаем замечательные слова современников о царе Федоре Иоанновиче, имеющие прямое отношение к благотворительности, добротолюбию, социальной работе.

Данный государь был: “целителем страждущим, оком слепым, ногами хромым”. В то же время, он очень много сделал для нищих, раздавал им огромные суммы из царской казны, кормил голодных, прикованных к постели, уподобляясь князю Владимиру, крестившему Русь, и другим выдающимся деятелям христианского типа.

5. Эпоха Бориса Годунова и система благотворительности

Мы должны остановиться и на деяниях Бориса Годунова в сфере благотворительности. Бесспорно, это был выдающийся государственный деятель, сын своего времени, с его жестокостью, коварством, с борьбой за власть. Мы знаем, как он убирал претендентов на трон, как расчищал дорогу к неограниченному правлению, но божественная справедливость жестоко наказала его, полностью уничтожив продолжение его рода. Об этом с потрясающей силой написано и в пьесе “Царь Борис” А.К.Толстого, в произведении “Борис Годунов” А.С.Пушкина. Но нас интересует в данном курсе лекций благотворительный аспект деяний данного государя. Прежде всего, вспомним, что при вступлении на царство, Борис Годунов (подобно большевикам, построившим “Рай на Земле”) обещал, что при нем не будет “ни сирого, ни бедного”. Данный правитель очень много раздавал нищим из государственной казны во все годы своего царствования. Необходимо подчеркнуть, что Борис Годунов особенно интенсивно развил свою деятельность во время голода и мора, обрушившегося на Русь (обильные дожди летом и ранние заморозки, полностью погубившие урожай). Причем эта деятельность по своему нравственному пафосу, государственному размаху, предусмотрительности и организованности может быть названа с полным основанием системой, возвысившейся над простой, обычной благотворительностью.

В голодный год хлебные цены поднялись до страшной высоты. (Многие недобросовестные люди воспользовались этим тяжким состоянием народа, дабы нажиться самым беспроигрышным образом, вне нравственности и сострадания к ближнему, оказавшемуся в нужде).

Царь принимает решительные меры против зла, связанного со спекуляцией, против сознательного разорения народа, против доведения его до последней черты нищеты, бедности, за которой неизбежно следует мучительная голодная смерть.

Борис Годунов запретил винокурение и пивоварение, ибо они поглощают в огромном количестве хлебные запасы, сахар и другие виды продовольствия. Следующее замечательное мероприятие: выискивать скупщиков хлеба и бить их “нещадно” кнутом, переписав при этом принадлежащие им запасы (“конфисковав”. –А. С.) для продажи их по самым низким ценам не оптом, а в розницу. Царем были вывезены с Волги и из иностранных государств, благодаря поддержке и помощи честных, бескорыстных людей любых сословий, большие запасы хлеба, спасшие население России от страшной голодной смерти. В то же время Борис Годунов был последователен в своей благотворительной деятельности и обязал руководство монастырей и высшие земледельческие классы Российского государства продавать ему, правителю, излишек хлеба по половинной цене для безвозмездной раздачи бедным, нуждающимся. При этом царь карал тяжкими штрафами тех, кто таил свои хлебные и другие продовольственные запасы. Мы особо отмечаем, что царь Борис производил в Москве большое строительство (будущие общественные работы при Александре I, Николае I, Александре II, Александре III, Николае II) по своей личной христианской инициативе и понуждал к развитию такого же рода материально-духовной деятельности богатых людей. Единственной целью Бориса Годунова в данном случае (или говоря современным языком, “сверхзадачей”) было стремление предоставить населению, беднейшим слоям стабильный заработок и спасти народ от голодной смерти, бунтов, грабежей и прочих противоправных действий.

(Но нельзя не сказать, что вместе с прекращением бед от голодных лет были свернуты и общественные работы в сфере строительства Москвы и других городов). При Борисе Годунове хочется особо отметить крупную благотворительную деятельность лучших представителей Троице-Сергиевой Лавры, развившуюся до небывалых размеров в Смутное время польской интервенции, самозванцев; при келаре Аврааме Палицыне.

6. Династия Дома Романовых и деяния патриарха Никона в сфере благотворительности

О качественном скачке, о несомненных признаках сосредоточения дела призрения в центральных государственных учреждениях можно говорить со времени воцарения в России династии Дома Романовых, просуществовавшей вплоть до 1917 года.

Дела благотворительности велись сначала Патриаршим Приказом, ибо церковь не была еще отделена от государства, и правитель должен был подчиняться в богоугодной сфере главе церкви, но подчас трудно было найти грань, отделяющую светскую власть от церковной, что являлось причиной многих страшных конфликтов, вплоть до искоренения патриаршества на Руси при Петре I и введения церковной власти в бюрократическую государственную структуру. Но вернемся в XVII столетие, к началу правления царей, вышедших из Дома Романовых.

Итак, дела благотворительности велись Патриаршим Приказом. Потом они были переданы Монастырскому Приказу, наконец, Аптекарскому, занимавшемуся покровительством больных, нищих, убогих.

Мы не можем не сказать в связи с этим об особом Приказе царя в 1670 году о строительстве богаделен, как разветвленной системы домов призрения. В то же время, еще рано говорить о системе общественного призрения, ставшей полностью государственной структурой лишь при таких правителях, как император Петр I, императрица Екатерина II и т. д. При царе Алексее Михайловиче, родителе Петра I, усиливается благотворительная деятельность. Причем, это относится не только к государю, но и к ближайшим лицам высокого социального ранга. Здесь необходимо отметить архимандрита, впоследствии Патриарха Всея Руси Никона, выдающихся деятелей боярско-княжеского сословия Матвеева, Черкасского, Ртищева и других.

Мы сейчас не будем говорить о столкновении между Никоном и Аввакумом, между Никоном и боярыней Морозовой. (Об этом написаны многотомные исследования). Нас интересует деятельность Патриарха непосредственно в сфере благотворительности, христианского добротолюбия в конкретном преломлении.

Патриарх Никон получил специальное поручение от государя Алексея Михайловича: принимать многочисленные просьбы от всех обиженных и униженных бедностью и докладывать о них непосредственно Государю.

Патриарх Никон, пребывая в начале своей карьеры в должности архиепископа Новгородского, устроил четыре дома призрения для дряхлых, вдов и сирот.

В этом можно увидеть опосредованную духовную связь в нравственных поступках Святителя Дмитрия Ростовского и церковного правителя, патриарха Никона. Последний всей душой ощущал нужды бедных, посещал темницы, не боялся общаться с заразными, больными, уповая на промысел Божий. Подобно Николаю-Чудотворцу, любил тайную милостыню; раздавал огромные суммы, по тем временам, всем просящим. Нельзя не отметить благотворительную деятельность Патриарха Никона во время страшного голода, обрушившегося на Новгород, когда церковный служитель своей подлинно христианской щедростью спас многочисленное население от неминуемой, мучительной смерти.

При распространении в Москве страшного бедствия, моровой язвы, Патриарх Никон принял ряд решительных мер для предохранения народа от заразы. Здесь и церковные службы, длившиеся круглосуточно, и создание карантинов, и привлечение войск для поддержания образцового порядка в городе.

7. Эпоха царя Алексея Михайловича и деяния в вопросах благотворительности

В данном курсе по социальной работе мы акцентируем внимание студентов и на деяниях благотворителей, тех высокопоставленных сановников, которые успешно совмещали в себе и деловую хватку, и христианскую, подвижническую любовь к ближнему.

В этой связи мы не можем не сказать о деятельности боярина Артамона Матвеева, переписывавшего книги, связанные с божественным промыслом, Ветхий, Новый Завет, Жития Святых, а вырученные от продажи этих творений огромные средства щедро раздавал бедным и убогим.

Князь Яков Черкасский вложил почти все свое состояние на строительство прекрасного православного храма и больницы для бедных при нем.

Боярин Федор Ртищев во время боевых действий Российской Армии занимался созданием передвижных походных военных госпиталей, думал об амбулаторном и стационарном лечении. (Своеобразный предтеча великого русского хирурга Н.И.Пирогова). Деятельность Ртищева по созданию системы здравоохранения активно поддерживала первая супруга царя Алексея Михайловича – Мария Ильинична. В то же время, Федор Ртищев основал несколько больниц и богаделен, дал деньги на строительство монастыря, в котором приглашенные боярином монахи из Малороссии обучали желающих любого социального сословия различным наукам и ремеслам.

Сам царь Алексей Михайлович всячески помогал бедным, продолжая в этом аспекте деяния Николая-Чудотворца, Ивана Калиты и других подвижников благочестия. Речь идет о незаметности, глубинной, нравственной силе подвига, без самовозвеличивания и фанфарного звона. Царь переодевался в простое платье, подобно Дмитрию Донскому во время Куликовской битвы, и смело, без всякой охраны, ходил по домам жителей города, предварительно узнав их нужды, помогал им с учетом потребностей страждущих. Царь не брезговал посещать тюрьмы, при этом освобождая невинно заключенных, кормил арестантов. Алексей Михайлович щедро, бескорыстно помогал русским людям, инородцам (в частности, вотякам и др.) во время голода. И самое главное, что всеми имеющимися у царя средствами старался быть полезным, нужным нуждающимся, при предельном такте и уважении к убогим, независимо от их социального статуса.

Необходимо отметить, что и супруга отца Петра I, Мария Ильинична, и Наталья Кирилловна тоже широко развивали благотворительную деятельность. Здесь можно говорить о “личном почине” благодетеля, о стремлении к личному духовному совершенствованию, о скрупулезном исполнении религиозных христианских указаний. Но все это еще не поднималось до устройства государственной системы попечения, до структуры государственных общественных институтов в сфере благотворительности.

Но страна остро нуждалась в общих систематических мерах государственного характера в области милосердия и бескорыстной помощи всем нуждающимся. К такой мере в сфере общественного призрения российские исследователи социальной работы относят “Уложение”, изданное царем в 1649 году, по которому был установлен повсеместный в государстве сбор денег на выкуп пленных.

Деньги под строжайшим контролем наиболее честных людей в государстве поступали сначала в Посольский Приказ, оттуда поступали в Полоняничный Приказ и далее поступали по назначению при мощной вооруженной охране, в которой стражи органично сочетали в себе мужество и христианскую порядочность. Но творческая ищущая мысль обгоняла свое время и рождалась настоятельная потребность, необходимость в создании новых видов общественного и государственного переустройства в сфере благотворительности с органичным, качественным переходом к узаконенной масштабной системе общественного призрения.

Система призрения, связанная с преодолением сложившихся стереотипов, набора благодеяний в чистом, христианском виде, заключала в себе не только помощь бедным милостыней и содержанием их в особых богоугодных заведениях, но и посильным представлением трудоспособным нуждающимся заработка, а позже даже наказания за тунеядство.

8. Эпоха Федора Алексеевича и Петра I и новые установления в деле государственного призрения

Качественно новым подходом к делам благотворительности отличался Земский Собор в 1681 году, созванный при царе Федоре Алексеевиче и попытавшийся соединить государственные установления с христианскими нормами, жесткие карательные меры по отношению к определенным социальным группам с благотворительностью в отношении тех, кто в самом деле остро нуждается во всесторонней материальной и духовной поддержке. В 1682 году был подготовлен особый Акт государственными и церковными служителями, открывающий новую эру в правительственных взглядах на общественное призрение.

Указ от 30 ноября 1691 года, подготовленный в царствование Иоанна и юного Петра, продолжает вышеназванную тенденцию. В нем особо отмечается, что всех притворяющихся больными, прокаженными, после тщательного обследования, возвращать к их помещикам, безвестных чернецов и черниц, праздно шатающихся монахов отправлять в Стрелецкий Приказ, нещадно бить кнутом. После этого в Патриарший Приказ, и последний этап: ссылка в дальние Сибирские города или деревни.

В то же время, общественное призрение, как важнейшая отрасль государственного управления, отнюдь не отрицает благотворительность, как проявление религиозного, морального настроения лучших людей Отечества, принадлежащих к различным социальным и культурным кланам и сообществам. Признавая законность благотворительности, правители в конце XVII столетия видят в ней важнейший источник средств для призрения, но отнюдь не абсолютизируют данный подход в отрыве от других социальных направлений, обстоятельств, программ и государственных интересов. Новое направление в общественном попечении о бедных было связано с настоятельным стремлением урегулировать и направить благотворительность, привести в известный порядок, подчинить ее государственным интересам, без стеснения и насилия над интересами благотворителей.

Государство, его правители еще не налагают жестких обязанностей на граждан своего общества, не обязывают различать нищенствующих по различным категориям, выделять из них порочных ленивцев, принимать по отношению к каждой категории нуждающихся определенные меры попечения. Эти обязанности государство, его аппарат пока еще принимают на себя, заботясь об устранении злоупотреблений нищенством, болезнями, своим материальным положением, семейными обстоятельствами.

Государство и частные благотворители в данном аспекте деятельности призваны оказывать помощь всем тем, кому правительство официально разрешает нищенствовать. Посильная христианская безвозмездная денежная помощь в закрытых богоугодных заведениях предпочитается открытой, подчас обязательной раздаче пособий, без выяснения причин и истинной нужды страждущего, часто спекулирующего своим состоянием. Правители государства и их служащие приглашают и просят благотворителей направлять свои щедрые пожертвования прежде всего на нужды государственных учреждений в системе призрения. В частности, на развитие и совершенствование богаделен, госпиталей, школ и других культурных институтов. (К концу царского периода нашей истории, началу XX столетия, зарождается новая мысль в сфере социальной работы, благотворительности, имеющая непосредственное отношение к зарубежному опыту по данной проблеме: помощь государства, общества в деле призрения должна бы

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ФУС-функциональная система | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.