Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы реформирования средней общеобразовательной школы




Действующая структура образования в Республике Беларусь

Схема 5

АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ

На схеме 5. представлена действующая структура образования в республике, отражающая многоуровневость, вариативность и непрерывность национальной системы образования.

Структура общеобразовательной средней школы соответствует трем основным этапам развития личности ребенка:

- детство – I ступень (1-4 классы);

- отрочество – II ступень (5-9 классы);

- юность – III ступень (10-11 классы).

В соответствии с положением, школа может существовать в составе 1-4 классов – начальная школа, 1-9 классов (или 5-9 классов) – базовая школа; 1-11 классов (или 5-11, 10-11 классов) – средняя школа.

Начальная школа (1-4 классы) обеспечивает общее развитие личности ученика, формирование его первоначальных мировоззренческих взглядов на природу, человека, общество. Учащиеся начальной школы приобретают необходимые обобщенные умения учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культуры языка и поведения, основами личной гигиены, здорового образа жизни.

Функции следующей ступени основной школы (5-9 классов) – обеспечение общего базового образования, дальнейшего общего развития личности ученика, усвоения им основ наук, формирования научного мировоззрения, способов мышления и деятельности, основных видов функциональной грамотности (языковой, компьютерной, правовой, экологической, экономической), овладения основными социокультурными, моральными и правовыми нормами. Прохождение школьного периода должно обеспечить подготовку учащихся к активному включению в социальную жизнь, профессиональную ориентацию.

Школа третьей ступени (10-11 классы) завершает общеобразовательную подготовку учащихся (общее среднее образование). Учебно-воспитательный процесс строится на основе профильной дифференциации, которая учитывает способности, склонности, желания учащихся и их родителей и обеспечивает реализацию культурно-образовательных потребностей ученика. На этом этапе формируются система жизнедеятельности (образа жизни) и стиль мышления, общения, научно-исследовательской деятельности учащегося, соответствующие его способностям и условиям жизни, и, соответственно, готовность к активному участию в общественной жизни, непрерывному образованию и самообразованию, выбору профессии.

Общее среднее образование включает уровень общего базового образования.

Общее базовое образование (срок обучения – девять лет) включает ступень общего начального образования и является обязательной ступенью. Получение общего базового образования является условием для завершения общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

Общее начальное образование (срок обучения – четыре года) является обязательной ступенью и условием для обучения в общеобразовательном базовом учебно-воспитательном учреждении.

В современных условиях темпы социально-экономического, политического, культурного развития общества зависят от интеллектуального потенциала и образовательного уровня подрастающего поколения, которому предстоит жить и трудиться в ХХI веке.

 


 

Возраст

    Последипломное образование
  23_            
    22_     Среднее специальное образование[1] Высшая школа (университеты, академии, институты) Магистратура (МАГИСТРАНТ)  
  21_       Высший I ступень получения высшего образования (СПЕЦИАЛИСТ)  
  20_       колледж[2],  
  19_     Профессионально- Колледж[3],  
    18_ Профессионально-техническое образование[4] технический колледж,  
  17_ Профессионально- Профессии- Высшее проф.-тех. Техникум  
  16_ техническое ональный училище[5] (училище)[6] Полная средняя школа Лицей Гимназия  
    15_ училище[7] лицей[8]     Неполн. спец. средняя школа
  14_     Неполная средняя школа (базовая)
  13_
  12_
  11_
  10_  
  9_ Начальная школа   Спец.
  8_ начальная
  7_ школа
  6_   Спец. детсад
Классы 5_     Детский сад
  4_  
  3_    
  2_       Ясли    
  1_          
                         

 

 

По состоянию на начало 2008/2009 учебного года в Республике Беларусь действовало 233 учреждения образования, которые обеспечивают получение профессионально-технического образов ания, включая другие учреждения образования, которые реализуют образовательные программы профессионально-технического образования, из которых 226 учреждений образования государственной формы собственности и 7 учреждений частной формы собственности.

Из общего количества учреждений профессионально-технического образования государственной формы собственности:

- 223 учреждения образования относятся к сети учреждений образования профессионально-технического образования (далее по тексту “УОПТО”,

- 3 учреждения образования относятся к сети учреждений образования средне специального образования (Витебский государственный технологический колледж, Минский государственный машиностроительный колледж, Борисовский государственный колледж – подчинены Министерству образования).

Из общего количества учреждений образования частной формы собственности (все они подчинены Белпотребсоюзу) 6 учреждений относятся к сети учреждений образования средне специального образования и одно учреждение – к сети УОПТО.

Всего в Республике по состоянию на 20.09.2008 года действовало 224 УОПТО. В том числе:

- 69 профессионально-технических училищ,

- 62 профессионально-технических колледжа,

- 93 профессиональных лицея.

 

По состоянию на начало 2008/2009 учебного года в Республике Беларусь действовало 196 учреждений образования, которые обеспечивают получение средне специального образования, государственной формы собственности и 10 учреждений – частной формы собственности.

Министерству образования подчинены 44 учреждения средне специального образования государственной формы собственности:

- 6 техникумов, 27 колледжей,

- Минский высший радиотехнический колледж и 8 вусших учебных заведений (в структуру которых входит 13 колледжей),

- Республиканский институт профессионального образования,

- Гимназия-колледж искусств имени И.В. Ахремчика.

Местным исполнительным и распорядительным органам подчинено 64 учреждения:

- 52 профессионально-технических колледжа,

- 7 педагогических колледжей,

- 5 учебных комплексов «школа(гимназия)-колледж».

 

По состоянию на начало 2008/2009 учебного года в Республике Беларусь действовало 43 государственных высших учебных заведений, включая Академию управления при Президенте Республики Беларусь.

42 вуза находятся в подчинении 11 министерств и других органов государственного управления:

Министерство образования – 23 Министерства сельского хозяйства и продовольствия – 4 Министерство здравоохранения – 4 Министерства культуры – 3 Министерства связи и информации – 1   Национальный банк – 1 Министерство спорта и туризма – 1 Министерство внутренних дел – 1 Министерство обороны – 1 Государственный крмитет по авиации – 1 Министерство по чрезвычайным ситуациям – 2

 

Из 43 государственных вузов 31 являются университетами, 7 – академиями, 2 – институтами, 3 – высшими колледжами.

Кроме этого, по состоянию на начало 2008/2009 учебного года в Республике Беларусь действовало 10 частных вузов.

 

 

Основными принципами обновления общего среднего образования в Республике Беларусь являются:

- гуманизация, означающая «очеловечивание» взаимоотношений учителей, учащихся, родителей; преобразование учебно-воспитательного процесса школы на основе признания личности ученика и педагога высшей жизненной ценностью;

- развивающий характер образования, предполагающий ориентацию на интеллектуальное развитие учащихся через овладение ими способами мышления и деятельности;

- дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивающие развитие ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;

- демократизация образования, обеспечивающая образовательный выбор ученикам, педагогам, родителям, участие их в управлении учебным заведением; утверждающая демократический стиль руководства;

- гуманитаризация, предполагающая увеличение в учебных планах объема социалльно-гуманитарных дисциплин, включение гуманитарных знаний в содержание учебных предметов естественно-научного цикла, что способствует развитию у учащихся гуманитарного мышления, формированию у них целостной картины мира;

- деидеологизация, означающая, что в общеобразовательном учреждении создание и деятельность политических партий и религиозных организаций не допускаются.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.