КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Линейные полномочия – передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее вниз. Образуется иерархия уровней управления или цепь команд (скалярная цепь)
Производственная структура –это состав основных, вспомогательных и обслуживающих структурных единиц организации, их специализация, взаимосвязи и методы взаимодействия в процессе производства продукции или услуг. Структурные единицы производственной структуры: Ø Производства (совокупность цехов, участков) Ø цехи (совокупность участков, бригад) Ø участки (совокупность бригад) Ø бригады Ø дивизионы (совокупность цехов, отделов) Ø отделы (совокупность секторов, групп) Ø секторы (совокупность групп) Ø группы Каждая структурная единица имеет некоторый состав технологического оборудования, необходимого и достаточного для выполнения подразделением его функции в процессе производства продукции и услуг. Состав этого оборудования и его увязка в производственном процессе определяется объемом производства продукции или услуг (массовое, серийное, единичное) Производственная структура определяется также видом специализации. Специализация может быть предметной и технологической. При предметной специализации продукт производится целиком в одном структурном подразделении (цехе, отделе), которое концентрирует все необходимые ресурсы для того, чтобы произвести продукт или услугу. При технологической специализации продукт производится в результате прохождения с различной степенью готовности через различные структурные подразделения (цехи, отделы), которые концентрируют ресурсы, необходимые для выполнения технологической функции. Организационное проектирование производственной структуры предполагает анализ производимых продуктов или услуг, их трудоемкости и технологии производства. На основе этого анализа выполняется расчет количества необходимого технологического оборудования, и формируются варианты его рациональной расстановки. Расстановка оборудования определяет планировку производственных помещений, производственную площадь и площади вспомогательных и обслуживающих структурных единиц. Организационная структураОрганизационная структура представляет собой совокупность производственной и управленческой структур организации. Организационная структура чаще всего изображается в виде схемы, на которой показаны все подразделения и функционеры организации и связи между ними. Схема дает представление о составе служб организации и их подчиненности, ясно, кому какая служба подчиняется, что входит в зону ответственности конкретного топ-менеджера, и какие задачи выполняются в рамках той или иной функциональной области менеджмента. Эта схема достаточно информативна и может использоваться для анализа эффективности управления в организации. Схема организационной структуры условной организации приведена ниже. На схеме выделены элементы производственной структуры и структуры управления. К структуре управления отнесены весь топ-менеджмент, а также функциональные (штабные) службы.
- подразделения и функционеры, образующие структуру управления организации
- подразделения и функционеры, образующие производственную структуру
3.3.7. Формирование взаимоотношений полномочий
Формирование взаимоотношений полномочий связывает высшее руководство с низшими уровнями работающих и обеспечивает возможность распределения и координации действий. Средством решения данной задачи является делегирование полномочий. Делегирование представляет собой действие по передаче задач и полномочий, касающихся управленческих функций, сверху вниз лицу или группе лиц, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Цели делегирования:
Ø Разгрузить вышестоящих руководителей Ø Повысить дееспособность нижестоящих звеньев, увеличить их вовлеченность и заинтересованность Ø Повышение социальной привлекательности труда
Принципы рационального делегирования: Ø Единоначалие – получение задания и ответственность перед одним начальником. «Вассал моего вассала – не мой вассал». Субординация – четко установленный порядок обращения к вышестоящему руководителю. Ø Соответствие состава задач характеру передаваемых полномочий Ø Координация - состав полномочий корректируется в соответствии с новыми задачами Ø Достаточность – масштабы ответственности не должны превышать индивидуальные возможности Ø Мотивированность – делегирование полномочий должно сопровождаться повышением оплаты, расширением влияния или установлением лидерства
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности. Ответственность – это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Ответственность не может делегироваться ниже, подчиненному. Она остается за тем, кому была делегирована сверху. Полномочие – организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации, совершать действия, принимать решения, направлять усилия работников на выполнение делегированных задач.
Полномочия могут быть линейными и штабными.
При большой длине цепи команд (высокая организация) соблюдение принципа единоначалия может замедлить обмен информации и существенно исказить ее. Норма управляемости – количество работников непосредственно подчиненных данному руководителю, которым он может эффективно управлять посредством делегирования своих линейных полномочий. Зависит: 1. От разнообразия функций. Разные функции – до 7 подчиненных; сходные – до 20, одинаковые – до 40. 2. От самостоятельности и квалификации подчиненных 3. От способностей руководителя Штабные полномочия – право советовать или помогать линейным руководителям и штабному персоналу по вопросам «штабной компетенции». По широте штабные полномочия нарастают от рекомендательных, через обязательные согласования и параллельные полномочия к функциональным полномочиям. Рекомендательные – консультирование линейного руководства Обязательное согласование - согласование линейным руководством определенные решения со штабным аппаратом. Параллельные – право штабных отклонять определенные решения линейных Функциональные – право штабных предлагать и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.
В результате делегирования полномочий формируется административный аппарат.
Административный аппарат организации: Ø Консультационный - формируется на временной или постоянной основе из специалистов для консультирования линейного руководства по проблемам, требующим специальной подготовки (правовые проблемы, специальная технология, обучение персонала и т.п.) Ø Обслуживающий аппарат – наряду с консультационными выполняет обслуживающие функции (маркетинг, финансирование, планирование, материально-техническое обеспечение и т.п.) Ø Личный – разновидность обслуживающего, формируется из секретарей и помощников руководителя Масштабы и формы делегирования определяют степень централизации управления. Централизация – концентрация задач управления у одного лица или группы лиц. Децентрализация означает разделение задач управления по определенным признакам. Децентрализация: Ø Функциональная (производство, маркетинг, исследования и разработки снабжение) Ø Дивизиональная (продуктовые группы, группы потребителей) Ø Региональная Ø Фазовая (фазы выполнения задач, технологические переделы)
Возможны комбинации. Децентрализация имеет существенные преимущества: развивается инициатива, лучше используется творческий потенциал, повышается ответственность. Примеры децентрализации внутри организации - интрапренерство, центры прибыли, независимые хозяйственные единицы, внутренние венчуры.
Цепь команд - в управлении: иерархия уровней управления, существующая во всех компаниях, за исключением самых мелких, создаваемая, действующая для осуществления вертикального разделения управленческих функций; синоним - скалярная цепь.
Тема 3.4.Функция контроля3.4.1.Содержание контроля. Объективная основа контроля – учет и анализФункция контроля представляет собой действие по оценке готовности к процессу достижения целей, выявлению отклонений хода процесса достижения целей от запланированного и констатацию факта и степени достижения цели. Для осуществления функции контроля необходимо иметь объективную основу – информацию, которая формируется в процессе отчетности исполнителей различного уровня. Такую информацию менеджер может почерпнуть из планов и отчетов, используя организованный учет. На основе данных учета оценивается готовность к процессу достижения целей, состояние хода процесса, и выявляются отклонения от желаемого состояния. Примеры планово-отчетной информации: Ø Ресурсные планы Ø Фактический расход ресурсов Ø Планы производства Ø Фактические показатели по производству: объемы, качество Ø Календарные планы Ø Фактические сроки выполнения мероприятий
Оценка состояния осуществляется на основе сопоставления плановых и фактических показателей. На основе оценки выявляются отклонения. Далее выполняется анализ, в процессе которого выявляются причины отклонений и принимается решение о регулировании – корректирующих воздействиях на процесс. 3.4.2. Виды контроляПо времени осуществления: Ø Предварительный: цель – определение готовности к осуществлению деятельности Ø Текущий: цель – обнаружить отклонения Ø Заключительный: цель – информация о факте и степени выполнения задачи
По масштабам: Ø Полный Ø Выборочный
По форме: Ø Внешний Ø Внутренний Тема 3.5. Функция координации и регулированияФункция регулирования представляет собой действие по выработке корректирующих мер по устранению выявленных в процессе контроля отклонений. В задачу регулирования входит также актуализация (обновление) плановых заданий, нормативов, стандартов, технических условий и регламентов. Регулирование есть деятельность по поддержанию в динамической системе управления производством заданных параметров. Она определяется задачей сохранять состояние упорядоченности как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления. Это как раз та функция, которая связывает систему управления с внешней средой. Регулирование состоит в достижении такой деятельности системы, при которой выравниваются все отклонения состояния выхода системы от заданного значения этого состояния, т.е. от нормы. Координация обеспечивает согласованность действий во времени и пространстве органов управления и должностных лиц, а также между системой в целом и внешней средой. Координация деятельности органов управления призвана обеспечить единство действии всех управленческих подразделений, работников управления и специалистов для наиболее эффективного воздействия на процесс производства. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) и обмена информацией между ними. Коммуникация представляет собой процесс, связанный с межличностным и организационным общением при передаче информации как внутри организации, так и с внешней средой. Именно посредством коммуникаций информация передается лицам, принимающим решения, а решения - их исполнителям. В любом процессе управления имеет место как прямая, так и обратная связь. Координация деятельности немыслима без обратной связи.При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникационными ролями. Информация, полученная по каналам обратной связи, позволяет осуществить регулирование хода производства. Например, если производство какой-либо позиции месячного плана отстает по срокам и объему, необходимо разработать систему мер, направленных на ликвидацию этого отставания. В этом случае функция координации и регулирования в конечном итоге обеспечивает достижение цели исполнителя, группы и организации в целом. Отсюда следует, что обратная связь как коммуникация очень важна, поскольку дает возможность обеспечить непрерывность процесса управления.
Обратная связьФункции контроля и регулирования формируют в процессе управления обратную связь. Обратная связь характеризует законченность процесса управления. Процесс неуправляем, если отсутствует обратная связь.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 1250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |