Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая Модернизация в РБ

Глава государства (ГГ) и его роль в структуре высших органов

ГГ олицетворяет единство нации, выполняет представительские ф-ции на международной арене, во внутриполитической деятельности – высшие структуре высших органовего роль гос акты.

В монархии ГГ – король, император и т.д. его пост передается по наследству и пожизненно. Ключевую роль в жизни общества играют лишь в абсолютных и дуалистических монархиях. В парламентских монархиях монарх – дань традициям и он носит формальный хар-р.

В республике ГГ является президент. Процедура избрания и полномочия отличаются разнообразием. В большинстве стран президента избирают всенародно, в некоторых коллегией выборщиков, парламентом.

Срок полномочий: 4 года – США, РФ; 5 – РБ; 7 – Франция.

Полномочия ГГ определяются конституцией и зависят от формы правления. В парламентской республике президент является ГГ формально, его ф-ции носят чисто представительский хар-р.

В президентских республиках президент – ключевая фигура. Он одновременно является и ГГ и главой правительства. Им осуществляется:

-Формирование правительства и контроль за его деятельностью

-решение вопросов использования вооруженных сил; -прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов

-назначение судей (США)

-обращение к парламенту с посланиями; -роспуск парламента в случаях предусмотренных конституцией (РФ, РБ); -контроль за исполнением законов; -ведение переговоров и заключение международных соглашений; -подписание законов; -право вето на отдельные законодательные акты; -введение чрезвычайного положения в случаях предусмотренных конституцией

 

21. Парламент: основные направления деятельности, структура и полномочия.

 

П – высший представительный, законодательный орган гос-ва. Впервые был образован в Великобритании в 13 в.

П бывает одно- (Дания, Швейцария) и двухпалатным (США, РБ, РФ). Нижняя палата ответственна за решение всех вопросов внутренней и внешней политики. Она обычно обладает менее продолжительным сроком полномочий, чем верхняя. Во многих странах верхняя палата выступает своеобразным экспертом работы нижней палаты, рассматривая приняты законопроекты с точки зрения их соответствия конституции.

Однопалатные П и нижние палаты формируются путем выборов. Верхние образуются: по принципу наследования (Великобритания), по принципу назначения главой гос-ва (Канада), по принципу избрания (США, Италия). В РБ верхняя палата формируется по принципу территориального представительства по 8 чел от каждой области и Минска + 8 назначает президент)

Для большей эффективности и упорядоченности законотворческой деятельности парламент структурирован. Основным элементом в каждой из палат являются комиссии (комитеты) разрабатывающие основы законопроектов. Они бывают постоянные и временные и отвечают за определенные направления политики (комиссия по бюджету, по международным делам и т.д.)

Важную роль в П играют фракции (организованная по политическим интересам группа). Они объединяют в свое составе депутатов, избранных от определенной партии. Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах П, участие ее представителей в дебатах, в определении повестки дня. Как правило представитель фракции излагает позицию своей группы.

Вносить упорядоченность, координировать действия различных политических сил призван председатель П (спикер). Он избирается на весь срок полномочий палаты, и кроме ф-ции председательствующего, представляет ее во взаимодействии с другими органами, следит за расходованием финансовых средств палаты, за работой ее административного аппарата.

Ф-ции П:

1.законотворческая Стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов, подписание законопроекта

2.представительская – избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы избирателей

3.ф-ция обратной связи – контакты депутатов с избирателями

4.формирование бюджета

 

22. Правительство – высший орган исполнительной и распорядительной власти государства.

 

Правительство -высший гос.коллегиал.орган исполнит.власти,осуществл.основ полит.реш. Состав:министры,комитеты и др. Названия:совет министров или кабинет мин.

Возгл. председатель(премьер-мин.,канцлер) Виды:партийные и беспартийные(РБ).Партийные:однопарт.(Англия) и многопарт(Италия,Бельгия,Герм). пути формир:1)парламентский2)глава гос-ва.В РБ центр.орган гос управл-Совет министров,формир президентом.Премьер-министр назнач презид и одобряется Палатой представителей. Полномочия:вся сфера исполн. власти. полит руков:разработка основного полит.курса страны;формир,планир и реализ. внутр и внешн политики.согласов. деят. всех министерств,произв назнач на знач число высших. средних и др.гражд и военн должностей(в презид республ назн президент);обладает правом контр почти над всеми органами власти;имеет собств. регламентацию(издаёт постановл. Совета минист);исполнение законов;составл и исполн бюджета;прогоноз соц-экон.развития;ведение междунар. переговоров и заключ.соглашений;регулир проблем здравоохр,охрана обществ порядка,развитие с/х,охрана окр.среды,сфера культуры.проблема бюрократии. Кол-во министерств:РБ-25 минист,16 комитетов,15 объед и концернов;Герм-20 членов;Фр-32,Польша-21,США-14,РФ-24.

 

23. Местное управление и самоуправление.

Местное управл и самоуправление.

осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. Местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории(областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций) Местное самоуправление - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств(местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные).компетенция местных Советов депутатов:утверждение программ эконом и соц развития, местных бюджетов и отчетов об их исполн;установл в соответствии с законом местных налогов и сборов;определ порядка управл и распоряжения коммунал собственн;назнач местных референдумов. В компетенцию исполнительного комитета входит разработка и внесение для утверждения в Совет схемы управления местным хозяйством и коммунал собств, предлож по организ охраны общест порядка, разработка и внесение для утверждения в Совет проектов программ эконом и соц разв, местного бюджета, представл Совету отчетов об их выполнении, обеспечение на соответствующей территории соблюдения Конституции Беларуси, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнение решений Совета и решений вышестоящих государственных органов установленном Советом, принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунал собствен.Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.

 

24. Бюрократия, бюрократизм.

Бюрократия — это естественная, необходимая и специфическая форма деятельности социальных органи­заций в политическом обществе, та часть государственного аппарата, ко­торая оторвана от его реальных властных функций по организации обще­ственной жизни

Бюрократы не отвечают за полит. курс. Они действуют за полит. сценой

1 госслужащие используют в личных целях специфические особенности работы органов власти, которые они обслуживают

2 бюрократия постоянно стре­мится к овладению самой властью и не ограничивается выполнением чис­то инструментальной функции.

3 многие должности в аппарате власти и управления стано­вятся предметом купли и продажи, превращаются в частную собствен­ность властелина.

4 сложились существенные различия между чиновни­ками и политиками. Политики есть переменный состав государственных органов. Бюрократы — кадровый состав органов государственной влас­ти. Они формально поставлены вне политики, но и (формально же) оставлены у рычагов власти на пос­тоянной основе.

Бюрокра­тизм — такой способ функционирования аппарата управления, при котором он обслуживает не столько интересы общества, сколько свое собственное благополучие

Бюрократизация ведет к господству аппаратной рационализации, обладающей такими чертами бюрократизма, его традиционными форма­ми, как самоуправство, произвол, волокита, консерватизм, бездушие, круговая порука, корпоративность, медлительность, неповоротливость, рутинность, запутанность процедур, своекорыстие, мздоимство, склонность аппарата к постоянному росту

Осн. Ср-ва борьбы с бюрократизмом:

1. Дальнейшая демократизация и построение гражданского обще­ства

2. Перестройка гос. аппарата в направлении ограниче­ния роста государства, децентрализация и деконцентрация власти, введение контроля за самоуправ­лением.

3. Дальнейшее совершенств-ие мех-ма сдержки противове­сов, создание новых гарантий взаимозависимости и взаимоограничения президентской, законодательной, исполнительной и судебной властей.

Перестройка в направлении уст-ия контроля как за деят-ью, так и за проф. пригодностью гос. служащих.

 

25. Политические партии и партийные системы.

Полит партия- организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания гос власти или участия в ее осуществлении. Этапы: 1 аристократич группировки, 2 формирование полит клубов, 3 массовые партии. Причины возникн в к 19 в: бурж револ и развитие парламентаризма, расшир-е избир прав, развитие раб движения. Признаки: борьба за власть, единство мировоз взглядов и наличие идеологич принц, наличие формализованной организационной структуры, единая соц база. Функции: участие в борьбе за власть и ее щсущ-ии, представительство интересов, формирование общ мнения и полит социализ граждан, рекрутирование элиты. Типология партий: куммунист, социал-демокр, либер, консерв; революц, реформистские, консерват, реакционные; правящие, оппоз, легальные, полулег, нелег; кадровые, массовые; парламентские, авангардные.

28)Партийная система- объединение взаимосвязанных партий, стремящихся к получению, удержанию и осущ власти. Типы: 1 многопартийная: многопарт раздробленность (нет доминир партии), блоковая или поляризованная (2 доминир блока), с доминир партией; 2 двухпартийная; 3 однопартийная. В РБ 17 полит партий. Закон «О полит партиях» 2005. Предпосылки: 1 соц-эк: перход к рын эк-ке; 2 полит: демократизация полит сист общ, рост соц-полит активности масс. Особенности многопартийности РБ: четкое оформление «левого» и «правого» флангов, сущ партийной оппозиции, нет «партии власти». Хар черты партий РБ: малочисленность, отсутствие широко разветв организ структуры, прочной соц базы, слабое влияние на граждан и власть.

 

26. Общественные организации и движения: их роль, типологии, функции.

.Выделяют две наиболее распространенные формы объединений граждан: общественные движения и общественные организации. Общественное движение-объединение людей, преследующих социально значимые цели и добивающихся их совместными действиями, но не оформивших свои организационные отношения в программе и уставе. Главное отличие от политических партий состоит в том, что они не ставят своей целью завоевание власти.

Общественные организации-это неправительственные, негосударственные институты, которые создаются для решения социальных проблем и реализации общественных интересов.

Общественная организация-основанное на членстве добровольное объединение, образованное на основе совместной деятельности для защиты общественных интересов и достижения уставных целей объединивщихся граждан. Их отличие от общественных движений состоит в том, что они имеют специализированный персонал, прошедший соответствующую подготовку и выполняющий функцию управления. Типы:

По социальному признаку общественные формирования делятся на рабочие, крестьянские, национально-освободительные и др.; по половозрастным признакам -на детские, молодежные, женские, движение пенсионеров и т.д.; в зависимости от сфер деятельности -на экономические, политические, социальные.

По способам и методам действий -на насильственные и ненасильственные; по уровню и масштабам деятельности - на республиканские, областные; по территориальному признаку -на городские, региональные, государственные, международные.

Типом общественных объединений являются группы по интересам -это организации, объединяющие людей, заинтересованных в выражении, отстаивании и реализации своих властно значимых интересов в отношениях с государством и другими политическими институтами. Их способ действия-убеждение, советы тем, кто управляет, информирование общественности и политических лидеров о потребностях и взглядах тех или иных социальных групп.

Группы давления -объединения, члены которых сотрудничают с целью обеспечения требуемого состояния дел через осуществление соответствуюшего политического решения. Это организации, стремящиеся поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.

Группы давления действуют на двух различных уровнях: прямое давление на правительство, членов партии, высокопоставленных чиновников и непрямое-на общественность с целью создания общественного мнения, которое в свою очередь будет воздействовать на глав правительств, всегда прислушивающихся к нему.

Примером скрытого прямого давления - лоббирование -действия, которые осуществляются в коридорах и закоулках законодательной власти, в процессе принятия законов в парламенте.

Подъем общественной активности в РБ пришелся на конец 80-начало 90-х гг. Политической предпосылкой возникновения новых объеденений явились: демократизация политической системы общества, рост социально-политической активности масс, их стремление реализовать свою инициативу посредством объединения в политические партии.

Среди общественных общественных формирований выделяют правозащитное движение – Белорусская секция Междунар. общества прав человека., Белор. Ассоциация защиты прав человека.

Среди молодежных- БРСМ, Белор. объединение молодых политиков и др.

В республике действуют общественные формирования, имеющие своей целью защиту интересов национальных меньшинств (Ассоциация украинцев Беларуси).

Широкое развитие получило экологическое движение. Действует женское движение. (Белор. союз женщин).

Характерной особенностью многопартийности в Беларуси является четкое оформление «левого» (Партия коммуностов Белорусская ПКБ, Коммунист. Партия Белоруссии и др).

Правый фланг – партии либерально-консервативной направленности и национал-демократической ориентации.

Несмотря на существование нескольких политических партий, в РБ не сформировалась единая партийно-политическая система, которая предполагает участие ряда партий в формировании гос. органов, наличие партийных фракций в парламенте.

 

27. Общественные объединения и общественные организации в Республике Беларусь.

.Выделяют две наиболее распространенные формы объединений граждан: общественные движения и общественные организации. Общественное движение-объединение людей, преследующих социально значимые цели и добивающихся их совместными действиями, но не оформивших свои организационные отношения в программе и уставе. Главное отличие от политических партий состоит в том, что они не ставят своей целью завоевание власти.

Общественные организации-это неправительственные, негосударственные институты, которые создаются для решения социальных проблем и реализации общественных интересов.

Общественная организация-основанное на членстве добровольное объединение, образованное на основе совместной деятельности для защиты общественных интересов и достижения уставных целей объединивщихся граждан. Их отличие от общественных движений состоит в том, что они имеют специализированный персонал, прошедший соответствующую подготовку и выполняющий функцию управления. Типы:

По социальному признаку общественные формирования делятся на рабочие, крестьянские, национально-освободительные и др.; по половозрастным признакам -на детские, молодежные, женские, движение пенсионеров и т.д.; в зависимости от сфер деятельности -на экономические, политические, социальные.

По способам и методам действий -на насильственные и ненасильственные; по уровню и масштабам деятельности - на республиканские, областные; по территориальному признаку -на городские, региональные, государственные, международные.

Типом общественных объединений являются группы по интересам -это организации, объединяющие людей, заинтересованных в выражении, отстаивании и реализации своих властно значимых интересов в отношениях с государством и другими политическими институтами. Их способ действия-убеждение, советы тем, кто управляет, информирование общественности и политических лидеров о потребностях и взглядах тех или иных социальных групп.

Группы давления -объединения, члены которых сотрудничают с целью обеспечения требуемого состояния дел через осуществление соответствуюшего политического решения. Это организации, стремящиеся поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.

Группы давления действуют на двух различных уровнях: прямое давление на правительство, членов партии, высокопоставленных чиновников и непрямое-на общественность с целью создания общественного мнения, которое в свою очередь будет воздействовать на глав правительств, всегда прислушивающихся к нему.

Примером скрытого прямого давления - лоббирование -действия, которые осуществляются в коридорах и закоулках законодательной власти, в процессе принятия законов в парламенте.

Подъем общественной активности в РБ пришелся на конец 80-начало 90-х гг. Политической предпосылкой возникновения новых объеденений явились: демократизация политической системы общества, рост социально-политической активности масс, их стремление реализовать свою инициативу посредством объединения в политические партии.

Среди общественных общественных формирований выделяют правозащитное движение – Белорусская секция Междунар. общества прав человека., Белор. Ассоциация защиты прав человека.

Среди молодежных- БРСМ, Белор. объединение молодых политиков и др.

В республике действуют общественные формирования, имеющие своей целью защиту интересов национальных меньшинств (Ассоциация украинцев Беларуси).

Широкое развитие получило экологическое движение. Действует женское движение. (Белор. союз женщин).

Характерной особенностью многопартийности в Беларуси является четкое оформление «левого» (Партия коммуностов Белорусская ПКБ, Коммунист. Партия Белоруссии и др).

Правый фланг – партии либерально-консервативной направленности и национал-демократической ориентации.

Несмотря на существование нескольких политических партий, в РБ не сформировалась единая партийно-политическая система, которая предполагает участие ряда партий в формировании гос. органов, наличие партийных фракций в парламенте.

 

28. Политический процесс: понятие, субъекты, виды, стадии.

 

Полит процесс – это полит жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общ-х целей с помощью мех-ов и ресурсов гос власти. Полит процесс раскрывает эволюцию полит явлений – развитии и изменении их их состояний о врмени и пространстве. Структура полит процесса включает субъекты и объекты политики, полит интересы и отношения, ср-ва и методы полит деятельности.

Полит процесс условно разделяют на 5 осн-х стадий:

-1-определ-е полит приоритетов

-2-включение этих приоритетов в «повестку дня» практической политики

-3-изыскани ресурсов для удовлетворения насущных и перспект-х интересов общ-ва

-4-принятие полит решений

-5-действия суб. пол. по реализацииполит воли гос-ва и интересов общ-ва, оценка их соц эф-ти.

Полит процессы могут быть разнообр-х типов:

1. эволюционные (постепенность и продуктивность трансформации политики, граждане в целом удовлетворены происх-ми переменами) и революционные (радик-е изменения в общ-ве с использованием преимущ-но насильств-х методов и ср-в).

2. открытые (полит курс и проблемы свободно обсужд-ся общ-ю) и скрытые (скрывается инфа о истинных целях субъектов политики)

3. стабильные (устойчивость полит отношений, доверие со стороны граждан) и нестабильные (неуст-ть полит ситуации в общ-ве, массовое недовольство уровнем и кач-вом жизни)

4. внутриполит-е (отр-ют изм-я в полит системе нац гос-ва) и международные (отраж-т полит жизнь мирового сообщ-ва).

 

29. Политические решения и их роль в общественном развитии.

«Решение политическое»

один из основных моментов пол процесса, содержание кот заключается в идеологическом разрешении наличной проблемы и организации политического действия, направленного на стабилизацию или изменение политической ситуации. Пол решение может иметь форму политич сознания, усмотрения, использования ритуала или традиции, а также закона.

Принятие решения имеет свои закономерности, представляющие некоторый алгоритм, последовательность шагов, которые могут привести к положительному результату. Традиционные шаги следующие: осознание существующей политич реальности; определение политич интереса; постановка цели; формирование соответствующих ценностей и способов достижения цели; принятие решения о конкретной форме деятельности с последующей организацией его выполнения, контроля, корректировки и т. д. В зависимости от политич организации системы решение принимается как волевой акт доминирующего политического субъекта, а может стать коллективным политико-правовым актом системы политических институтов. Оно может быть устным повелением лидера элиты, а может иметь форму всеобщего закона.

Современная демократия предполагает принятие политического решения посредством коллективного идеологического и политического творчества. Зачастую этот процесс носит сложный, многосубъектный и многоуровневый характер. Его подготовкой занимаются профессионалы различных научных и идеологических направлений: политологи, правоведы, социологи, психологи, представители самых различных интеллектуальных и партийно-политических корпораций. В рамках системного анализа готовится набор альтернативных вариантов, которые предполагают различия в необходимых для выполнения решения ресурсах, способах действия, его результатах, а также в возможных последствиях для разных институтов, включая все об-во.

Для повышения эффективности альтернативный набор вариантов готовят различные структуры, а выбор варианта решения осуществляют представители элиты в результате разнообразных процедур принятия, которые зависят от конкретной ситуации, свойств политического пространства, положения данной элиты и т. д. В системе <Паблик рилейшнз> работа над решением осуществляется гласно и демонстративно на основе доверия участников процесса. Подобная система политического менеджмента и маркетинга превращает процесс выработки и принятия решения в полисубъектный, в котором может принять участие любой активистски ориентированный политический или гражданский субъект.

 

30. Политическая модернизация в Республике Беларусь. Традиции и инновации.

Главные принципы нашей гос политики: планомерность, последовательность, преемственность. Сильная, эффективная гос власть, политич стабильность в нашей стране - важнейшие условия гос курса на развитие нац экономики, последовательной интеграции в мировую экономику. Планомерность гос курса находит свое выражение в поэтапном повышении жизненного уровня народа. Беларусь первая из стран СНГ восстановила уровень промышленного производства 1990 года и опережает страны СНГ по рейтингу индекса развития человеческого потенциала. За годы созидательной практики сложилась белорусская модель соц-экономич развития, кот сочетает преимущества рыночного хоз-ва с эффективной соц защитой. Белорусская модель основана не на революционной ломке прежних устоев, а на совершенствовании сложившейся экономической базы. Белорусская эконом модель содержит в себе элементы преемственности в использовании гос институтов во всех сферах, где они проявили свою эффективность. Преемственность в политике - важнейший принцип рук-ва страны. В стране создана эффективная президентская власть, кот не проводит политику двойных стандартов, в каких бы сложных условиях не приходилось работать. В соц сфере - сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа соц справедливости без отказа от накопленного опыта. Планомерность гос курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента РБ по соц поддержке одаренных учащихся и студентов.

Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, кот острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость соц инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению гос соц стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение соц стандартов направлено на то, чтобы уровень соц защиты гарантированно улучшался. В основе гос курса заложена верность историч памяти народа - Победе в ВОВ. Руководства страны решило ввести в учебных заведениях курс «ВОВ советского народа».Глава гос-ва проводит в жизнь миролюбивую политику добрососедства, избегая шагов, кот могут втянуть страну к участию в международных конфликтах. В то же время проводится создание современной армии, способной надежно защитить отечество от любой угрозы. Несмотря на имеющиеся сложности во взаимоотношениях со странами НАТО, руководство страны считает, что с ним можно и нужно налаживать нормальные отношения, конструктивно решать имеющиеся европейские и мировые проблемы, особенно в области борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств.

 

31. Политическая деятельность: понятие, субъекты, формы, способы, виды.

 

Под пол. деятельностью понимается сумма практических действий, направленная на завоевание, осуществление и удержание власти. Термин "пол. деятельность" нередко связывается с гос. органами, пол. элитами, пол. партиями, пол. лидерами. Цели, кот ставят перед собой субъекты пол. деят-ти различны. Они могут быть направлены на укрепление пол. системы, её реформирование или разрушение.

Пол. деят-ть реализуется в практических действиях, направленных на реал-цию пол. целей, выполнение пол. программ. Эти действия осуществляются в опр. формах. Обычно выделяют две формы пол. действия — мирную (ненасильственную) инасильственную.

Важнейшим мирным пол. действием явл. реформация кот. понимается изменение, преобразование, переустройство сторон общественной жизни при сохранении основ существующего строя..

К мирным способам пол. действия примыкает конформизм, т.е. приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т.п. У конформистов слабы собственные позиции.

К мирной, ненасильственной форме пол.действия можно отнести парламентские способы и методы решения пол. проблем, например путем внесения изменений в конституцию, принятия законов, заключения договоров, проведения выборов.Наиболее характерными насильственными действиями явл война, революция, контрреволюция, диктатура, терроризм.

Война — это вооруженная борьба м/у гос-ами, классами или этническими общностями. Она бывает межгосударственной, гражданской,- или межнациональной (межэтнической).

Революция — это качественное изменение в развитии природы, об-ва и познания (например, геологическая, культурная, социальная). Вопрос о завоевании власти — главный вопрос любой революции.

Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя.

Диктатура — система пол. господства, неограниченная власть группы, личности. Диктатура есть и особый способ осуществления власти с применением насильственных методов, репрессий, вооруженной силы. Она чаще всего возникает в периоды крайнего обострения классовой борьбы.

Одним из экстремистских (крайних) способов пол. действия является террор. Террор — расправа с пол противниками насильственными способами (убийство, нанесение тяжелых увечий). Помимо убийств используются шантаж, захват заложников, взрывы транспортных средств, зданий и др.

Органы гос-ва и др. субъекты политики используют разнообразные виды регулятивной деятельности: правовую, управленческую, организационную, воспитательную, агитационную. Они применяют при этом различные средства политического воздействия: СМИ и пропаганды, пол. науки,, лит-ру и иск-во, тесно взаимодействующие с гос. органами партии и другие общественные организации, а также судебную систему, органы охраны общественного порядка и госбезопасности, армию и др

 

32. Политическое участие.

Политическое участие (ПУ)

ПУ – действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на гос политику или на выбор пол лидеров. ПУ в отличие от пол деятельности имеет лишь одного субъекта – личность. ПУ бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным. При авторитарном и тоталитарном режимах оно вынужденное или принудительное, при демократическом – свободное и сознательное. Формы ПУ на Западе и в нашей стране: 1) осуществление власти или противодействие ее осуществлению (н-р, участие – деятельность представительных органов; противодействие – гражданское неповиновение, саботаж) 2) деятельность формальных общественных организаций (партии, молодежн пол организации) 3) деятельность неформальных организаций (народный фронт) 4) выборы, референдумы 5) публичные манифестации пол взглядов, собрания, ТВ Наиболее распространенная форма участия – чтение пол периодики, прослушивание и просмотр передач с обсуждением. Пол бездействие может проявляться в: 1) неучастии в пол деятельности, обусловленном низким уровнем общественного развития (в заброшенных селениях) 2) пол выключенность из-за низкой эффективности пол деятельности, разочарования в политич системе 3) пол апатии как форме неприятия пол системы (после чужеземных завоеваний, оккупации) 4)пол бойкот – выражение враждебности к пол системе. Мотивы ПУ: 1) стремление улучшить материальное положение, повышение своего соц статуса 2) стремление принадлежности к группе, поиск соц защиты у пол групп 3) удовлетворение властных потребностей.

Пол активность определяется уровнем демократизации общества. Диктатура ограничивает ПУ, демократия создает условия для ПУ. ПУ зависит от партийной принадлежности, образования, культуры. Ограничителями ПУ могут быть пол, возраст, семейное положение.

Впервые право участия граждан в политике было закреплено в конституциях Франции 1946 и Италии 1947. Но на практике оно сводилось к возможности участия в голосовании за лидеров. Это в 60-70е гг обострило внимание к данной проблеме, кот было вызвано неудовлетворенностью существующим строем. В решение проблемы участия включились не только социалистич и социал-демократич партии, но и либералы и консерваторы. Различие: консерваторы боятся угрозы чрезмерного участия, а либералы – неучастия. Они вместе против любых форм протеста, кот выходит за рамки политич правил. В Белар в годы, предшествовавшие событиям октября 1917г и в перв годы советск власти наблюд участие части населения в пол деят-ти на плюралистической идеологической основе. После создания командно-административн системы и тоталитарного режима преследовалось инакомыслие. ПУ стало носить формальн характер. ПУ для многих являлось своеобразн страховкой (для занятия служебн должности) или навязанной обязанностью.

Психология “винтика”, “маленького чел-а” сохранилась до сих пор и обуславливает наличие большого количества политически пассивных людей. Но есть и категория граждан, стремящихся вместе с удовлетворением пол интересов изменить существующие порядки.

 

33. Политические конфликты и кризисы: типология, причины, пути разрешения.

Полит. конфликт толкновение, противоборство полит субъектов, обусловленное противоположностью их полит интересов, целей, взглядов, ценностей;

-борьба 1 субъектов с другими за влияние в сист. полит отношений, доступ к принятию полит. Решений, распоряж-е рес-ми, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми.

Полит. кризис - состояние полит системы общ-ва, кот. выраж-ся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в предельно резком усилении полит. напряженности.

Объектом и субъектом является гос. Власть, обладание ею, устройство властных институтов, полит статус соц групп, политико-культ ценности, являющиеся базой полит власти.

Причины, источники конфликтов:

1)несовпадение статусов субъектов политики, их роли, ф-ций, интересов, потребностей во власти и т.п.(элита-котрэлита) 2)расхождение людей в базовых ценностях и полит. идеалах, оценка истор. и др. событий. 3)соц., этнич., религ. Идентификация граждан.

Типология: По зонам и масштабам их проявл-я:

- внутриполит- внутри общ-ва, полит. системы, полит. партии и др. общественно-полит. организаций - межсистемный- между разл. Соц-полит. системами (разл. идеологии…)

По временным хар-кам:

Долго- и кратковременные конфликты

По динамике развития:

Остротекущие, быстроразвив-ся, угасающие, разрастающиеся конфликты

По ур-ню конфл. отношений:

«глубокие», «неглубокие», «с нулевой суммой»(победа 1 стороны-полное поражение другой)

По ур-ню публичности:

Открытые(гласные-митинги,манифестации, забастовки) и закрытые(латентные-внутри правящей элиты)

По субъектам конфликта:

- вертик -между разл. ур-нями власти

- горизонт.- внутри правящей элиты и между ветвями власти

Ложные конфликты- вымышлен,надуман.

Подходы к решению:

1)отрицание или замалчивание 2)репрессии конфл-х сторон 3)реформы по устран-ю предпосылок конф. 4)устранение непоср. Причин 5)копромисс

Этапы:

1)Подготовительный: анализ проблемной ситуации,сбор инфы о субъектах и причинах,выделение рес-в(преимуществ и аргументов),форм-е правильного восприятия сторон конфл. 2)Переговоры: непосредственный контакт участников конфликта или их доверенных лиц,дискуссия и поиск оптим. Решений по проблемам. 3)Оформление: опред-ся способы и ср-ва контроля за реализ. принятых решений

 

34. Политические элиты: определение, концепции, типология. Каналы рекрутирования политических элит

элита – это самобытная соц.группа, обладающая монополией на принятие решений, самосознанием и привилегиями.

Пол элита – часть класса или соц.слоя,кот. наиболее активно и влиятельно опред-т способы и усл-я реализации интер-в большой обществ.группы как целого.

Концепции элит:

Макиавелли -правящая группа,осущ-я руководство обществом

Парето -соц. развитие как круговорот элит(двигатель истории-судьбы элит,а е большинства):элиты рождаются из низшего класса,в процессе борьбы переходят в высшие,расцветают и вырождаются.

2 слоя элит:

Высший(ядро элит)- приниает решения Низший проводит решения в жизнь, резерв для пополнения высшего

Экономическая- решение проблем зарплаты,занятости,уровень жизни

Политическая -высшие посты в гражданской бюрократич.системе.

Бюрократическая- контроль за работой разл. Админ.органов Военно-бюрократическая- милитаризация страны

Идеологическая (информационная)- представители науки, культуры,религии,образования

Типология:

Моска- форма и особ-ти организации власти: склонность элиты к "автократическому", "демократическому" либо смешанному "либеральному" режимам.

Парето- методы реализации элитами собственной власти: элиты"лис"(полаг-ся на свои ум и хитрость), "львов"(руководств-ся категориями насилия)

Арон- 1) сплоченная, представл. собой структуру с высоким уровнем централизации внутр. отношений (Советский Союз); 2) дисциплинированную, арена доминирования одной группы в общем управленческом слое(нацистская Германия); 3) разделенную; плюралистическое соревновательное взаимодействие между различными элитными группами.

К.Бек и Дж.Мэлой – 1) сплоченная закрытая элита (Советский союз); 2) разделенная закрытая элита (развивающиеся страны); 3) разделенная открытая элита (западные демократии).

Г.Филд и Дж.Хигли- 1) идеологически сплоченная, высокий уровень внутр. интеграции и проведение в жизнь ценностей только 1 идеологии; 2) разобщенная, миним.ур-нь структурирования и жесткой конкур. между элитными группами; 3) частично сплоченная, наличие наиб. Влият. фракции в элитной группе, внутри кот. устанавливаются нормы элиты первого типа; 4) согласованно, широкая структурная интеграция и процедурное согласие между всеми влиятельными элитными группами, с идеологич. и полит.различиями.

Рекрутирование- один из наиболее важных механизмов функционирования политической системы, в ходе кот. происходит выявление и заполнение полит. значимых позиций; данный процесс обеспечивает преемственность элиты, а также дальнейший отбор и назначения на специфические элитные позиции. Каналами рекрутирования называются пути продвижения к вершине политической иерархии. К числу основных институциональных каналов такого рода относят гос аппарат, армию, пол партии, религиозные организации, систему образования. Доминирование того или иного канала обусловлено историческими традициями политического развития, особенностями политического режима и т.д.

35. Феномен политического лидерства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Феномен политического лидерства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.