Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные научные направления и теории РПС и региональной экономики




ЦЕЛЬ, ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА И ЕГО СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

 

По определению академика Н. Н. Некрасова, "Региональная экономика как отрасль экономической науки изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обуславливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе".

Целью изучения "Региональной экономики" является формирование основ территориальной организации производительных сил Украины, современного состояния и направлений регионального развития экономики.

Объектом изучения данного курса являются производительные силы страны и её регионов (о диспропорции в развитии которых в Украине было упомянуто) с учетом природных, социальных и экономических условий и факторов.

Под производительными силами понимают систему субъективных (человек) и объективных (средства производства) факторов освоения и развития природных богатств. Они состоят из средств производства и рабочей силы (рис. 1.1).

 

Предметы труда
Средства труда
Производительные силы
Средства производства
Рабочая сила

 


Рис. 1.1. Структура экономической категории "Производительные силы"

Средства производства включают предметы и средства труда.

Предметы труда – те вещи, на которые человек воздействует в процессе труда (природно-ресурсный потенциал или продукты его первичной переработки).

Природно-ресурсный потенциал (ПРП) – совокупность всех природных возможностей, которые имеются и могут быть использованы для достижения определенной цели. Включает природные условия и ресурсы.

Природные условия – элементы природной среды, которые не принимают непосредственного участия в производстве и непроизводственной деятельности, но своим наличием могут способствовать получению более высоких результатов. К ним относятся:

(1) географическое положение;

(2) геологическое строение;

(3) рельеф;

(4) климат.

Природные ресурсы – элементы природной среды, принимающие непосредственное участие в производстве и непроизводственной деятельности.

Включают:

(1) минеральные ресурсы;

(2) земельные ресурсы;

(3) водные ресурсы;

(4) биологические ресурсы;

(5) рекреационные ресурсы;

(6) космические ресурсы.

В последние годы в связи с небывалым ростом НТП и вовлечением в процесс производства ранее не вовлекаемых богатств природы происходит постепенное стирание граней между понятиями "природные условия" и "природные ресурсы". Так, ветер морского побережья, как элемент климата, сегодня вовлечен в процесс получения электроэнергии.

Стоит отметить, что природные условия и ресурсы могут быть как позитивным фактором, способствующим экономическому росту и повышению доходов граждан, так и негативным, препятствующим эффективному развитию национальной экономики. Многое зависит от того, как страна этими ресурсами воспользуется.

Средства труда – то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда, видоизменяя их в соответствии со своими целями и потребностями (машины, станки, оборудование, транспортные средства, здания, нематериальные активы). Уровень развития средств труда является важнейшим показателем технического прогресса, степени развития производительных сил и самого работника.

Рабочая сила – совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе производства материальных благ. В современной терминологии наряду с этим понятием активно используются такие термины, как "трудовые ресурсы", "трудовой потенциал", "человеческий капитал" и др.

Так, трудовые ресурсы определяются, как рабочая сила страны, население трудоспособного возраста. А человеческий капитал уже можно представить, как совокупность данных человеку природных (здоровье, интеллект, творческие способности) и приобретенных возможностей (знания, навыки, производительный труд) и развитых в результате инвестирования в оздоровление, образование, профессиональную подготовку, науку. Т. о., эти понятия не совсем тождественны, например, трудовой потенциал можно рассматривать как часть человеческого, вместе с другими его составляющими, которые проявляются не только в сфере труда.

Но все эти понятия в той или иной форме отображают высокую роль человека в экономической системе, ведь именно рабочая сила или человеческий капитал является главной составляющей производительных сил. И теория и практика экономического развития любой страны свидетельствуют, что инвестиции (вложения) в человеческий капитал являются основными факторами успеха и экономического роста в долгосрочной перспективе.

Величина человеческого капитала зависит от демографической ситуации в стране и качества жизни.

Демографическая ситуация характеризуется системой показателей, важнейшие из которых:

(1) численность населения, её динамика; эти показатели важны для определения контингента трудовых ресурсов, объемов производства товаров личного потребления, объемов строительства и т.д.;

(2) интенсивность демографических процессов: рождаемость, смертность, естественный прирост и др.

 

Естественный прирост населения
=
Родившиеся за год
Умершие за год

 

Если этот показатель положительный, то рождаемость превышает смертность, если отрицательный – наоборот. Нулевой значение свидетельствует о простом воспроизводстве населения страны.

Чтобы все эти показатели были сопоставимы, обычно их рассчитывают на 1000 человек населения, получая соответствующие коэффициенты (рождаемости, смертности, естественного прироста);

(3) размещение населения на территории (плотность, формы расселения, урбанизация, миграция);

(4) структура (половозрастная, национальная, по уровню образования и т. д.);

(5) численность и динамика трудовых ресурсов;

(6) демографическая политика государства (система административных, экономических, пропагандистских мер, регулирующих численность и структуру населения в стране).

Качество жизни - совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также доступность различных благ (здравоохранение, образование).

Для оценки качества жизни в любой стране был разработан Индекс развития человеческого потенциала ООН (Human Development Index, HDI). Индекс измеряет достижения страны с точки зрения продолжительности жизни, получения образования и фактического дохода, по трем основным направлениям:

(1) здоровье и долголетие, измеряемые показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

(2) доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием.

(3) достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).

Также при определении рейтинга учитываются множество факторов, такие как гражданские свободы, достоинство человека, его возможность участия в общественной жизни, социальной защищенности, показателях здоровья, уровня культурного развития населения, состояния преступности, охраны окружающей среды и многие другие. На основе этого выделяют 4 группы стран: с очень высоким рейтингом, высоким, средним и низким. Ежегодно специалисты ООН составляют отчет для 182 стран мира по развитию человеческого потенциала, где ранжируются страны мира.

Также важным показателем развития человеческого капитала является уровень (индекс) образованности. Индекс измеряет достижения страны с точки зрения уровня образования её населения по двум основным показателям:

(1) индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса);

(2) индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (1/3 веса).

Эти два измерения уровня образования сводятся в итоговом индексе, который стандартизируется в виде числовых значений от 0 (минимальное) до 1 (максимальное). Принято считать, что развитые страны должны обладать минимальным показателем 0,8, хотя в подавляющем большинстве они имеют показатель 0,9 или выше.

Подводя итоги вышеизложенному, можно сказать, что, среди других дисциплин, изучаемых в вузах, "Региональная экономика" рассматривает в комплексе:

· природно-ресурсный, трудовой, экономический и финансовый потенциал страны и её регионов;

· отраслевую структуру экономики;

· предпосылки регионализации Украины и её экономическое районирование;

· проблемы управления регионами и взаимоотношение между центром и регионами;

· региональную политику государства и др.

К наукам, на которые в настоящее время опирается "Региональная экономика", относятся: экономическая теория, экономическая и социальная география, размещение производительных сил, социально-экономическая статистика, макроэкономика, экономика различных отраслей хозяйства, экология и экономика природопользования, управление, финансы, экономико-математическое моделирование и др.

 

 

Региональная экономика – относительно молодая наука, отпочковавшаяся от науки о размещении производительных сил в середине ХХ в. В свою очередь наука о размещении производительных сил (РПС) возникла в недрах экономической и социальной географии, но в отличие от географии, которая занимается фундаментальными вопросами, РПС направлена на прикладные результаты исследования и является экономической дисциплиной.

Потребность в исследованиях о РПС появилась после промышленной революции, когда основным звеном экономики стали крупные промышленные предприятия. Тогда и встал вопрос о том, как эффективно размещать их по территории страны с учетом имеющихся природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Вплоть до середины ХІХ века РПС имела в большей степени познавательный характер, а научной стала только тогда, когда в своих исследованиях начала опираться на законы экономической теории и выработала собственные закономерности.

В последние десятилетия в связи с усилением региональных проблем в мире, во многом обусловленных диспропорциями в размещении и развитии производительных сил, появилась потребность в региональной экономике, которая и выделилась в самостоятельную дисциплину. Она имеет первостепенное значение при составлении целевых программ развития отраслей, регионов и экономики страны в целом.

Первые фундаментальные исследования, связанные с РПС и региональной экономикой, появились в конце ХIХ века. Однако, с учетом того, что эти науки можно отнести к междисциплинарным, можно выделить несколько направлений в области РПС и регионалистики.

Региональная экономика – относительно молодая наука, отпочковавшаяся от науки о размещении производительных сил в середине ХХ в. В свою очередь наука о размещении производительных сил (РПС) возникла в недрах экономической и социальной географии. Однако, в отличие от географии, которая занимается фундаментальными вопросами, наука о РПС направлена на прикладные результаты исследования и является экономической дисциплиной.

В последние десятилетия в связи с усилением региональных проблем в мире, во многом обусловленных диспропорциями в размещении и развитии производительных сил, появилась потребность в региональной экономике, которая и выделилась в самостоятельную дисциплину. Она имеет первостепенное значение при составлении целевых программ развития отраслей, регионов и экономики страны в целом.

К наукам, на которые в настоящее время опирается "Региональная экономика", относятся: экономическая теория, экономическая и социальная география, размещение производительных сил, социально-экономическая статистика, макроэкономика, экономика различных отраслей хозяйства, экология и экономика природопользования, управление, финансы, экономико-математическое моделирование и др.

Первые фундаментальные исследования, связанные с РПС и региональной экономикой, появились в конце ХIХ века. Однако, с учетом того, что эти науки можно отнести к междисциплинарным, можно выделить несколько направлений в области РПС и регионалистики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.