В чувственном познании ощущения и восприятие проявляются в единстве. Восприятия вне ощущения не бывает!!!
Восприятия различают:
По сенсорным особенностям
Подразделяются на зрительные, обонятельные, слуховые, прикосновения, вкуса, кинестетические, болевые и др. В отличие от ощущений та или иная сторона зрительного, слухового, тактильного восприятия становятся предметом осознания, понимания его значения для жизни. Восприятие предметов и явлений происходит в комплексе, во взаимодействии органов чувств: зрения и кинестетических ощущений, зрения и слуха и т.п. При этом, одна модальность является ведущей, а другие – вспомогательными. Например: в музыкальной деятельности ведущую роль играет слух, а затем кинестетическая чувствительность. У хирурга кинестетическая чувствительность играет значительную роль – это средство контроля и регуляции движений, что является необходимостью при обеспечении точности действий.
По
отношению к психической жизни
Выделяют восприятия интеллектуальные, эмоциональные, эстетические.
- интеллектуальное восприятие. Научные знания нуждаются в интеллектуальном восприятии содержания, понимания понятий и терминов, исполняемых действий, усиленного действия памяти, внимания, мышления.
- эмоциональное восприятие. Возникает при восприятии художественных произведений в искусстве. Тут ведущую роль играет непосредственное влияние воспринимаемого объекта на чувства – моральные, эстетические. Художественное восприятие осуществляется в единстве с интеллектуальным.
По сложности восприятия
Выделяют восприятие пространства, движения и времени.восприятие пространства происходит с участием зрительного, кинестетического и слухового анализаторов. Объект восприятия- дифференциация размеров и форм предметов, расстояния, размещения их в пространстве, глубины, рельефа. В восприятии пространства большую роль играет глазомер.
Восприятие горизонтальных линий точнее, чем восприятие вертикальных. Пространственные явления точно воспринимаются как тактильные и кинестетические. На слух успешно воспринимается направление звуков в пространстве: далеко, близко, вверху, внизу, справа, слева. Например: Направление посредством слуха можно определить с точностью до 10 градусов. При моноуральном восприятии звука точность восприятия направления повышается.
При восприятии пространства, в зависимости от размещения предметов в пространстве, возникают зрительные иллюзии,то есть неточное восприятие размеров, параллельности, выпуклости, вогнутости наружу или внутрь. Например: карандаш, погружённый в стакан с водой, кажется изогнутым и т.д.
- восприятие движения. Это отражение изменения положення предметов в пространстве. Зависит от того, как воспринимается движущийся объект относительно другого неподвижного или движущегося предмета. В первом случае движение предмета воспринимается более адекватно, чем во втором. Неподвижный предмет, относительно которого воспринимается движение другого предмета, кажется движущимся, но его движение воспринимается в противоположном направлении. Например: мчащийся поезд и стоящее дерево. Если в поле зрения нет неподвижного предмета, относительно которого воспринимался бы движущийся предмет, то движение воспринимается в 15 -20 раз медленней. Например: движение самолёта на фоне безоблачного неба кажется замедленным.
- восприятие времени заключается в отражении продолжительности и последовательности действия раздражителя на организм. Специального органа для восприятия времени нет. Тут берут участие все анализаторы, отражая продолжительность действия стимулов. Важную роль в восприятии времени играют различные органические изменения, их ритмичность (дыхание, сердцебиение и т.п.) Непосредственное восприятие продолжительности времени является незначительным (0,7 5 секунды). Большие интервалы времени мы воспринимаем опосредовано. (Например; времена года.)
- восприятие последовательности (Частный случай восприятия времени) происходит благодаря перерывам в продолжительности действия раздражителей на анализаторы. Зависит от отношения к содержанию, от характера воспринимаемого объекта. (Например: восприятие интересного вызывает иллюзию ускорения хода времени, восприятие неинтересного, неприятного, вынужденное ожидание создаёт иллюзию его замедления).
Избирательность
Проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Это свойство обусловлено потребностями, интересами человека, необходимостью в знаниях, профессиональной направленностью. Выражается в соотнесении сведений, получаемых о предметах ссамими предметами как носителями определённой информации. Обеспечивает ориентацию в реальном мире и регуляцию практической деятельности человека. Является приобретённым свойством, формирующимся в процессе практики, взаимодействия с окружающим миром.
Целостность
Восприятие всегда целостный образ предмета. Определяет структуру восприятия. Отсутствие в предмете какой-либо детали или одной его стороны не мешает целостному восприятию. Например: безрукий человек.
Структурность
Восприятие не есть сумма ощущений, а обобщённая структура, абстрагированная отэтих ощущений.Например: образы «героя» и «злодея». Мы воспринимаем и абстрагируемся в зависимости от ситуации.
Константность
Мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету и величине.Например: цвет каменного угля воспринимается как чёрный. Хотя на солнце он кажется желтоватым, цилиндр воспринимается - как круглый, хотя в некоторых положениях его форма больше похожа на эллипс; «небо синее», "трава зелёная» и т.д.
Осмысленность
Восприятие тесно связано с мышлением и пониманием сущности предмета и явления. Она придаёт оригинальность нашему восприятию. Глубина осмысления зависит от опыта и знаний. Потому одни и те же предметы людьми разного уровня культурного развития, детьми и взрослыми воспринимаются и осмысливаются по-разному.
Синкретичность
Восприятие, характеризующееся нераздельностью, слитностью воспринимаемой информации. Характерно для детей, неопытных людей. Приводит к неадекватности восприятия. При этом один предмет может быть принят за другой. Во многих случаях человек видит то, что хочет увидеть, в зависимости от установки восприятия, которая во многом обусловлена содержанием предыдущего опыта, направленности. Например: «все мужчины -...», «все женщины ~...» или «жизнь прекрасна и удивительна» и т. д.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление