КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Штампы сознания, не требующие работы мышления
Индивидуальные особенности мышления
Стереотипы. К ним принадлежат социальные, профессиональные, бытовые и т.п. упрощенные и схематичные представление о предметах и явлениях. Они используются как образцы для механического подражания. Становясь привычными, стереотипы превращаются в привычки и выполняются без участия сознания — автоматически. Восприятие, классификация и оценка предметов и событий происходит не путем размышлений, а исходя из соответствия их стереотипам. Принципы и законы. Они отличаются от стереотипов тем, что передают адекватные и точные смыслы систем мыслей, образов и законов. Они проверены на истинность и используются в учебной, научной и поведенческой действительности. Их преимущество над стереотипами в том, что они точно и ясно передают смыслы. Формулы — обозначения предметов, явлений и процессов выражают смыслы словами, буквами или числами, связанными между собой количественно, качественно или передают их меру — природную сущность. Сентенции — положения (мысли, суждения), выражение в форме предложений, рекомендаций, правил, которые являются продуктами зрелой способности суждения талантов и гениев человечества относительно морального содержания поведения и жизни человека. Поэтому они имеют морально-поучающий характер. Каноны — поучающе - напутственные основы жизни и деятельности, которые указывают человеку на нечто значительное, ценное и умеренное. Это система твердых установленных правил, норм действий и поведения или деятельности человека. Они — нормативный пример для подражания, господствующая форма действий и моды в жизни и искусстве. Канон — узаконенный способ действия, правило и обязанность действовать так, а не иначе. Выполнять каноничные действия — например, этикет — следует, безусловно, вследствие общественных требований, а не внутренних стимулов и собственных побуждений. Пословицы — популярные правила, установленные здравым смыслом. !!! Человек, который преимущественно пользуется формами обобщенного знания, блокирует свое мышление вплоть до остановки его работы: зачем мыслить, размышлять, когда все уже давно всем известно. Над ним доминирует чужой опыт. Пользуясь им, он превращается в исполнителя, который может только копировать действия, привычки и знания. Штампы сознания можно использовать для развития творческих способностей, если применить критический метод — исследовать источники и условия создания стереотипов.
3.10.Общая классификация нелогических форм мышления по Клаппареду: Всё мышление подразделяется на:
Мышление человека базируется на метафорах и символах!!!
Образное мышление - это не обязательно конкретное мышление. Оно может быть метафорическим, а может быть абстрактным. !!! Если изучением логического мышления занимается формальная логика (основоположник Аристотель), то аффективное мышление изучалось тремя школами, как дологическое, магическое, первобытное мышление. 1 школа - Английская (Фрезер «Золотая ветвь», «Фольклор в ветхом завете», Тайлор «Первобытная культура»). Принципы аффективного мышления: 1. Принцип анимизма (приписывание свойств психического, душевного неодушевлённым предметам) или социоантропоморфизма (приписывание человеческих соотношений животным, предметам). 2. Подобное рождает подобное и причина похожа на следствие. Символическое действие способно вызвать реальное явление. То, что раньше было частью объекта, сохраняет связь с ним. изображение объекта так же имеет с ним связь. 2 школа - Французская (Люсьен Леви - Брюль «Первобытное мышление», «Хрестоматия по психологии мышления» (отрывки). Сформулировал основной закон первобытного мышления - партиципация (сопричастность): всё друг с другом состоит в магической связи. Воздействуя на один предмет можно воздействовать на другой. Свойства аффективного мышления: 1. Отсутствие чётких различий между состояниями сознания (сном и бодрствованием). 2. Анимизм; 3. Коллективные представления (Это те представления, которые в реальном мире отсутствуют, но, тем не менее, разделяются большинством людей в данном обществе и навязываются последующим поколениям через социальные и экономические предпосылки). 4. Нечувствительность к опыту; 5. Двойное пространство (реальное и магическое) Например: чёрная кошка переходит дорогу - значит, будет неудача. 3 школа - Структурно - антропологическая Основоположник Леви - Стросс. (Подробнее смотрите его основной труд «Структурная антропология»). Механизмы магического мышления: 1. Обобщение (реальное - с опорой на реальные признаки и ситуации и магическое — сопорой на магические признаки и часто являющееся прямым отождествлением). 2. Магическая абстракция - отречение от реальных свойств и подчёркивание магических связей.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |