Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Штампы сознания, не требующие работы мышления

Индивидуальные особенности мышления

самостоятельность Характеризуется умением человека ставить новые задачи и разрешить их, не обращаясь к помощи других людей. Зависит от знаний и опыта.  
критичность Появляется в способности человека не попадать под влияние чужих мыслей, объективно оценивать положительные и негативные аспекты явления или факта, выявить ценное и ошибочное, зависит от знаний и опыта.  
гибкость Проявляется в умении человека быстро менять свои действия при изменении ситуации и освобождаться от зависимости закреплённых предыдущим опытом способов и приёмов решения аналогичных задач.  
глубина Проявляется в умении проникать в суть сложных вопросов, раскрывать причины явлений, утаённые за напластованиями несущественных проявлений, видеть проблему там, где её не замечают другие, предусматривать возможные последствия событий и процессов.
широта Проявляется в способности охватить широкий круг вопросов, творческом мышлении в разных отраслях знания и практики. Является показателем эрудированности человека, его разносторонности.
последовательность Проявляется в умении соблюдать логическую последовательность при высказывании суждений, их обосновании, без изменения темы, без отклонения в сторону, без подмены предмета мышления.
скорость Способность быстро разбираться в сложной ситуации, быстро обдумывать правильное решение и принять его. Зависит от знаний и опыта.

 

 

Стереотипы. К ним принадлежат социальные, профессио­нальные, бытовые и т.п. упрощенные и схематичные представ­ление о предметах и явлениях. Они используются как образцы для механического подражания. Становясь привычными, сте­реотипы превращаются в привычки и выполняются без участия сознания — автоматически. Восприятие, классификация и оценка предметов и событий происходит не путем размышле­ний, а исходя из соответствия их стереотипам.

Принципы и законы. Они отличаются от стереотипов тем, что передают адекватные и точные смыслы систем мыслей, образов и законов. Они проверены на истинность и используются в учебной, научной и поведенческой действительности. Их пре­имущество над стереотипами в том, что они точно и ясно пе­редают смыслы.

Формулы — обозначения предметов, явлений и процессов выражают смыслы словами, буквами или числами, связанными между собой количественно, качественно или передают их ме­ру — природную сущность.

Сентенции — положения (мысли, суждения), выражение в форме предложений, рекомендаций, правил, которые являются продуктами зрелой способности суждения талантов и гениев че­ловечества относительно морального содержания поведения и жизни человека. Поэтому они имеют морально-поучающий ха­рактер.

Каноны — поучающе - напутственные основы жизни и дея­тельности, которые указывают человеку на нечто значительное, ценное и умеренное. Это система твердых установленных пра­вил, норм действий и поведения или деятельности человека. Они — нормативный пример для подражания, господствующая форма действий и моды в жизни и искусстве. Канон — узако­ненный способ действия, правило и обязанность действовать так, а не иначе. Выполнять каноничные действия — например, этикет — следует, безусловно, вследствие общественных требо­ваний, а не внутренних стимулов и собственных побуждений.

Пословицы — популярные правила, установленные здравым смыслом.

!!! Человек, который преимущественно пользуется формами обобщенного знания, блокирует свое мышление вплоть до ос­тановки его работы: зачем мыслить, размышлять, когда все уже давно всем известно. Над ним доминирует чужой опыт. Пол­ьзуясь им, он превращается в исполнителя, который может только копировать действия, привычки и знания.

Штампы сознания можно использовать для развития твор­ческих способностей, если применить критический метод — ис­следовать источники и условия создания стереотипов.

 

3.10.Общая классификация нелогических форм мышления по Клаппареду:

Всё мышление подразделяется на:

Логическое Соответствует реальности, для доказательности пользуется законами логики.
Аффективное Не соответствует реальности. Диктуется страстями, эмоциями, аффектами.
Паралогическое претендует на реальность и доказательность, но доказательность идёт в разрез с логикой. Например: "Этого не может быть, потому что не может быть никогда"
Аутистическое может претендовать на реальность без доказательности. Например: вера в Бога.
Мечта не претендует на реальность и доказательность.

Мышление человека базируется на метафорах и символах!!!

 

Образное мышление - это не обязательно конкретное мышление. Оно может быть метафорическим, а может быть абстрактным.

!!! Если изучением логического мышления занимается формальная логика (основоположник Аристотель), то аффективное мышление изучалось тремя школами, как дологическое, магическое, первобытное мышление.

1 школа - Английская (Фрезер «Золотая ветвь», «Фольклор в ветхом завете», Тайлор «Первобытная культура»).

Принципы аффективного мышления:

1. Принцип анимизма (приписывание свойств психического, душевного неодушевлённым предметам) или социоантропоморфизма (приписывание человеческих соотношений животным, предметам).

2. Подобное рождает подобное и причина похожа на следствие. Символическое действие способно вызвать реальное явление. То, что раньше было частью объекта, сохраняет связь с ним. изображение объекта так же имеет с ним связь.

2 школа - Французская (Люсьен Леви - Брюль «Первобытное мышление», «Хрестоматия по психологии мышления» (отрывки).

Сформулировал основной закон первобытного мышления - партиципация (сопричастность): всё друг с другом состоит в магической связи. Воздействуя на один предмет можно воздействовать на другой.

Свойства аффективного мышления:

1. Отсутствие чётких различий между состояниями сознания (сном и бодрствованием).

2. Анимизм;

3. Коллективные представления (Это те представления, которые в реальном мире отсутствуют, но, тем не менее, разделяются большинством людей в данном обществе и навязываются последующим поколениям через социальные и экономические предпосылки).

4. Нечувствительность к опыту;

5. Двойное пространство (реальное и магическое) Например: чёрная кошка переходит дорогу - значит, будет неудача.

3 школа - Структурно - антропологическая Основоположник Леви - Стросс. (Подробнее смотрите его основной труд «Структурная антропология»).

Механизмы магического мышления:

1. Обобщение (реальное - с опорой на реальные признаки и ситуации и магическое — сопорой на магические признаки и часто являющееся прямым отождествлением).

2. Магическая абстракция - отречение от реальных свойств и подчёркивание магических связей.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды мышления | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.