Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы




Экономическое содержание и функции государственного бюджета

Рис. 6. Функции финансово-экономического департамента МЧС

Рис.5. Организационная структура финансово-экономического департамента МЧС России

- ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности в системе МЧС России.

Функции финансово-экономического департамента приведены на рис.6.


Структурные подразделения финансово-экономического департамента в региональных центрах МЧС России, главных управлениях МЧС России по субъектам осуществляют планирование, финансирование согласно расходным обязательствам, составление отчетности об исполнении в пределах закрепленных законодательством полномочий.[4]

 

Государственная финансовая политика

Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства для осуществления государством своих функций.

Основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу определяются в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. Реализация основных направлений развития народного хозяйства страны и обеспечение стабильности в обществе возложены на Правительство РФ, которое в рамках основных направлений финансовой политики на текущий год разрабатывает проекты законов для ее реализации и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Далее идет стандартная работа законодательной власти по принятию и утверждению законов, необходимых для реализации финансовой политики.

Деятельность государственных органов власти по разработке и реализации финансовой политики предполагает:

· разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и задач;

· создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;

· управление финансовой деятельностью государства и других субъектов финансовых отношений.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Целями финансовой политикиможно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее.

Решение фискальных задач государства связано с балансированием доходов и расходов государства. Оптимальной в этом случае является ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении расходов более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов или увеличения доходов.

Особенно труден поиск дополнительных доходов, потому что это приводит к росту налогового бремени плательщиков и противоречиво влияет на всю совокупность получаемых государством доходов.

Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает проведение регулирования экономических процессов. Государство располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов (налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы) и при помощи которых регулируются финансовые отношения.

К регулируемым экономическим процессам относятся: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий.

В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики любого государства и используется для достижения целей экономического развития.

Экономическую основу любой финансовой политики составляет финансовое управление с присущим ему финансовым механизмом. Финансовый механизм – это совокупность способов организации финансовых отношений в обществе (при помощи различных форм, видов и методов), установленных государством и законодательно оформленных. Практическое использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, созданными для управления финансами.

Финансовый механизм имеет сложную структуру, который включает в себя:

- финансовые методы;

- финансовые инструменты (различные рычаги финансового воздействия и финансовые стимулы);

- виды информационно-правового обеспечения финансовой деятельности.

К финансовымметодам относятся:

· методы разработки финансовых планов (балансовый, нормативный, экстраполяции, математического моделирования);

· методы финансового обеспечения (бюджетное финансирование, коммерческий расчет, самоокупаемость и самофинансирование, смешанное финансирование);

· методы финансового регулирования (рыночные и директивные).

В группу финансовых инструментов попадают: прибыль, доход, амортизационные отчисления, налоги, финансовые льготы и санкции, цена, дивиденды, процентные ставки, дисконт, паевые взносы, инвестиции, валютные курсы и другие формы и виды финансовых отношений, используемых в финансовом управлении.

Основными видами информационно-правового обеспечения финансового управления являются:

· правовое обеспечение – Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, приказы и письма Министерств и ведомств РФ, устав юридического лица;

· нормативное обеспечение – инструкции, нормативы, нормы, методические указания и другая документация;

· информационное обеспечение – информация о финансовой устойчивости, о платежеспособности, о ценах, курсах, дивидендах и т.п., о положении дел на кредитном, фондовом, валютном, товарном рынках, о коммерческой деятельности своих партнеров и конкурентов, об уровне инфляции, о результатах развития общественного производства, о доходах и расходах госбюджета и другая достоверная информация.

Финансовый механизм как совокупность организационно-экономических отношений зависим от системы социально-экономических отношений и от типа финансовой политики. В зависимости от типа финансовой политики выделяют два типа хозяйственного механизма:

· директивный финансовый механизм, охватывает сферу финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства, и бюджетного процесса, финансовое планирование);

· регулирующий финансовый механизм определяет правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства (использование финансовых ресурсов на частных предприятиях).

Современная финансовая политика России направлена на создание условий для роста благосостояния граждан, сокращения масштабов бедности, поддержания устойчивых темпов экономического роста на базе повышения качества человеческого капитала, развития конкуренции и повышения эффективности государственного управления.

Основные социально-экономические реформы направлены на повышение качества жизни граждан через проведение реформ в образовании, здравоохранении, в жилищно-коммунальной сфере, в системе АПК, малого предпринимательства, через реализацию национальных проектов, целевых программ.

Современная финансовая политика включает в себя следующие составные части:

· налоговую политику,

· бюджетную политику,

· таможенную политику,

· денежно-кредитную политику,

· ценовую политику,

· социальную политику,

· инвестиционную политику.

Налоговая политика – основа фискальной политики любого государства. Современная налоговая политика выражается в следующих направлениях:

· определении оптимального налогового порога (при изъятии более 30% чистого дохода экономический рост останавливается);

· сокращении налогового бремени;

· использовании в качестве основной налоговой базы прямых налогов, а не легко собираемых косвенных налогов;

· совершенствовании налогового законодательства;

· обеспечении простоты, открытости и эффективности налоговой системы.

Фискальная политика дополняется таможенной и ценовой политикой. Таможенная политика оказывает прямое воздействие на цену товаров и услуг через таможенные сборы и пошлины, чем обеспечивает более льготные условия отечественным производителям и способствует пополнению доходной части государственного бюджета. Ценовая политика сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги (напр., железнодорожные тарифы, тарифы на электроэнергию, тарифы на коммунальные услуги, тарифы на воду и т.п.). Эти платежи по сути своей налоговыми не являются, но по своему действию ничем от налоговых платежей не отличаются. За их счет возрастают цены на товары и услуги, а государство получает повышенный доход как собственник.

В целом фискальная политика любого государства направлена на оптимизацию системы налогообложения (и ценообразования) и стимулирование общественного воспроизводства с целью пополнения доходов государственного бюджета.

Бюджетная политика направлена на оптимизацию системы бюджетных и межбюджетных отношений и сводится к следующему:

· определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;

· установлению соотношения между доходными и расходными статьями;

· определению основных путей покрытия бюджетного дефицита, если он предусмотрен бюджетной политикой;

· оптимизации структуры расходной части бюджета;

· переходу от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами.

· последовательном сокращении расходов на обслуживание государственного долга;

· по распределению расходов между бюджетами разных уровней.

Особое место в структуре финансовой политики занимает денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика включает:

· эмиссионную политику – определение показателя денежной массы и ее агрегатов и, исходя из этого, предложение необходимого количества денег в оборот;

· политику стабилизации национальной валюты;

· постепенное снижение уровня инфляции;

· определение условий функционирования ссудного капитала.

Современная социальная политика включает:

· разработку механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения;

· реализацию пенсионной реформы;

· упорядочение системы социальных льгот и выплат;

· повышение заработной платы работников бюджетной сферы;

· регулирование вынужденной миграции.

Очень важной составляющей финансовой политики в настоящее время является инвестиционная политика, которая предполагает:

· повышение роли бюджета в развитии экономики РФ;

· создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;

· развитие ипотечного кредитования;

· привлечение прямых иностранных инвестиций.

 

 

 

Бюджет государства

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе государства. Обязательными признаками государственных финансов вообще и госбюджета в частности является:

· наличие товарно-денежных отношений в обществе;

· наличие государства как органа управления;

· наличие первичного распределения ВВП.

Как экономическая категория, бюджет – это финансовые отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при распределении, перераспределении национального дохода, формировании и использовании общегосударственных целевых денежных фондов с целью стабильного социально-экономического развития общества.

Бюджет в материальной форме представляет собой централизованный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций государства. Основным источником его формирования является национальный доход общества, но в условиях недостатка государственных ресурсов бюджет может пополняться за счет национального богатства.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны на текущий год и плановый период – плана образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемого соответствующими законодательными (представительными) органами государственной власти.

Государственный бюджет как часть финансовой системы и как основной финансовый план страны в обязательном порядке имеет правовую форму, является юридической категорией и имеет силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – парламентом.

Бюджетное устройствоопределяется государственным устройством – административно-территориальным и национально-территориальным и как федеративное государство имеет три уровня – федеральный, региональный и местный.

Бюджеты любого уровня имеют в своем составе доходную и расходную части. Свод бюджетов всех уровней по РФ или соответствующей территории называется консолидированным бюджетом. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.

Государственному бюджету, как основной категории финансов, присущи следующие функции:

- перераспределение национального дохода;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение социальной сферы и осуществле­ние социальной политики государства;

- контроль за образованием и использованием централизо­ванных фондов денежных средств.

 

 

Государственный бюджет оформлен как бюджетная система РФ, которая представляет собой целостную совокупность всех бюджетов, существующих на территории страны, основанную на экономических отношениях и юридических нормах.

Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Россия - федеративное(объединенное, союзное) государство с формой государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов

Бюджетная система Российской Федерации - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.

Россия как республика с федеративным устройством имеет трехуровневую бюджетную систему:

· Федеральный уровень включает федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Региональный уровень включает республиканские бюджет республик в составе РФ, краевые бюджеты, областные бюджеты, бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов(территориальный фонд обязательного медицинского страхования);

В связи с реформой межбюджетных отношений, одной из задач которой является усиление значения местных финансов и расширение сферы их применения, в России начало формироваться разделение местных бюджетов на два уровня. Законом о принципах организации местного самоуправления предусмотрено, начиная с 2006г., разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней:

· Местный уровень:

1) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга

2) бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Бюджеты государственных внебюджетных и территориальных государственных внебюджетных фондов впервые включены в состав бюджетной системы РФ с 1999 года согласно введенному в действие Бюджетному кодексу РФ.

ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» предусматривает изменение бюджетного устройства и общих принципов организации бюджетной системы, начиная с 2006 года. С 2004 года начался процесс региональной интеграции, ведущий к сокращению количества субъектов РФ, что позволяет сделать более подвижными управленческую, экономическую и бюджетную системы.

С 1 декабря 2005г. образован Пермский край, объединив граничащие между собой субъекты РФ – Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ;

с 1 января 2007г. образован Красноярский край в результате объединения Красноярского края, Таймырского автономного округа и Эвенкийского автономного округа;

с 1 июля 2007 г. – Камчатский край, в результате объединения Камчатского области и Корякского автономного округа;

с 1 января 2008 г. – Иркутская область, объединив Иркутскую область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ;

с 1 марта 2008 г. – Забайкальский край, объединив Читинскую область и Агинский Бурятский автономный округ.

Тенденция сокращения субъектов РФ за счет их объединения сохраняется.

Основными задачами бюджетов являются:

- аккумуляция бюджетных средств,

- распределение и перераспределение государственных средств по вертикали (между центром управления и нижестоящими уровнями),

- распределение и перераспределение государственных средств по горизонтали (между органами управления одного уровня).

Бюджетная система РФ построена и функционирует на следующих основополагающих принципах:

· единства бюджетной системы (единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, порядок финансирования расходов бюджетов, ведения бухгалтерского учета средств бюджетов),

· разграничения доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы,

· самостоятельности бюджетов разных уровней,

· равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований,

· полноты отражения доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов,

· сбалансированности бюджета,

· результативности и эффективности использования бюджетных средств,

· прозрачности бюджета,

· достоверности бюджета,

· адресности и целевого характера бюджетных средств,

· подведомственности расходов бюджетов,

· единства кассы.

Бюджетная система может выступать как целостная совокупность лишь в том случае, если между отдельными ее составляющими складываются связи, оформленные бюджетным законодательством. Эти взаимосвязи представляют собой структуру бюджетной системы, включающую:

· отношения между бюджетами разных уровней - вертикальные связи,

· зависимость доходных и расходных статей бюджетов любого уровня - горизонтальные связи.

Группировка доходов и расходов всех уровней бюджетной системы осуществляется на основе бюджетной классификации РФ. Законодательные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, но при этом не имеют права нарушать общие принципы построения и единства бюджетной классификации РФ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.