Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики

В Российской Федерации с 1980 по 2009 гг.

Год Рождае-мость, % Смерт-ность, Естест-венный прирост, % Год Рождае-мость, %с Смерт-ность, %с Естест-венный прирост,
  15,9 11,0 4,9   8,6 13,8 -5,2
  16,6 11,3 5,3   8,8 13,6 -4,8
  17,2 10,4 6,8   8,3 14,7 -6,8
  17,2 10,5 6,7   8,7 15,4 -6,7
  16,0 10,7 5,3   9,1 15,6 -6,5
  13,4 10,7 3,9   9,8 16,2 -6,4
  13,4 11,2 2,2   10,4 16,4 -6,0
  12,1 11,4 0,7   10,4 16,0 -5,6
  10,7 12,7 -2,0   10,2 16,1 -5,9
  9,4 14,5 -5,1   10,4 15,2 -4,8
  9,6 15,7 -6,1   11,3 14,6 -3,3
  9,3 15,0 -5,7   12,1 14,6 -2,5
  8,9 14,2 -5,3   12,4 14,2 - 1,8

 

В январе—апреле 2010 г. в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 44 субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 57 субъектах). В январе-апреле 2010 года рождаемость в стране составила 12,3%о, смертность — 14,6%о. Таким образом, продолжается тенденция роста рождаемости, но отмечается некоторое увеличение показателя смертности. В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся осталось на том же уровне, что и в январе—апреле 2009 г. — 1,2 раза, в 25 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5—2,2 раза.

Естественный прирост по-прежнему остается отрицательным (-2,3). Тем не менее, в 19 субъектах Российской Федерации зафиксирован естественный прирост населения в январе—апреле 2010 г., как и в соответствующем периоде предыдущего года.

Таким образом, в последние 4 года отмечается увеличение рождаемости и уменьшение смертности, однако естественный прирост по-прежнему остается отрицательным (рис. 1.1).

Тем не менее, естественная убыль населения в январе—апреле 2010 г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 24,2 тыс. человек. Численные потери населения России были компенсированы за счет увеличившегося на 61,2% миграционного прироста.

Изучение демографической ситуации на конкретном терапевтическом участке, в районе деятельности семейного врача (врача обшей практики) имеет большое значение для разработки лечебно-профилактических мероприятий, планирования деятельности врачебного и сестринского персонала, так как работа с населением различных возрастных групп имеет свои особенности.

Пример. Среднегодовая численность населения, находящегося под наблюдением семейного врача, составляет 1500 человек, из них в возрасте до 14 лет — 225 человек, лиц старше 50лет — 300, женщин — 780, в течение года в семьях родилось 15 детей, умерло 18 человек. Таким образом, используя формулы 1.1-1.6, можно определить:

• возрастной тип населения;

• рождаемость;

• смертность;

• естественный прирост населения.

1)определение возрастного типа населения:

доля лиц до 14 лет = ----х100%=15%

доля лиц старше 50 лет = ---- -х100%=20%

2)структура населения по полу:

доля женщин = -----х100%=52%,доля мужчин =100% - 52%=48%

3) общий показатель рождаемости:

ОПР=-----х100%=10%о

4)общий показатель смертности:

ОПС=-----х100%=12%о

5)естественный прирост:

10-12=-2%о

Таким образом, характеризуя демографическую ситуацию среди семей, находящихся под наблюдением, можно отметить, что возрастной тип населения является регрессивным с преобладанием женского населения, рождаемость находится на низком уровне, смертность — на среднем уровне, естественный прирост населения отрицателен, то есть можно говорить о противоестественной убыли населения. На основании этих данных можно сделать вывод о необходимости усиления деятельности медицинской сестры по планированию семьи, следует также уделить внимание охране здоровья женщин и лиц пожилого возраста.

 

Укреплению здоровья населения способствует хорошо налаженная система санитарного просвещения, в которой участвуют все медицинские работники. Она представляет совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение и восстановле­ние здоровья и трудоспособности человека, на продление его активной жизни.

Медицинские сестры, работающие как в учреждениях клинической медицины, так и на поликлинических участках вместе с врачами являются пропагандистами медицинских знаний среди населения. Наиболее важные направления работы: антенатальная профилактика в период беременности, проводимая в женских консультациях; профилактика заболеваний среди детей, в осуществ­лении которой велика роль медицинских работников всех детских учреждений. Их деятельность направлена на организацию рацио­нального питания, развития физкультуры и спорта, правильное половое воспитание, пропаганду здорового образа жизни. Медсестры, работающие в женских консультациях (акушерки), проводят занятия с будущими матерями, подготавливают их к родам, преподают им навыки общения с новорожденными.

Санитарное просвещение, реализуемое медицинскими работниками, планируется как обязательная часть их производствен­ной деятельности и организуется в соответствии с профилем данного учреждения. Особое внимание уделяется включению санитарно-просветительской работы в систему диспансеризации насе­ления.

Для обучения населения приемам оказания первой помощи следует использовать все средства массовой информации. Должное внимание необходимо уделять санитарно-просветительным занятиям на производстве; их могут проводить подготовленные медсестры под руководством цеховых или участковых врачей. Особо важная роль в пропаганде санитарных знаний принадлежит медсестрам с высшим образованием yi фельдшерам, которые вполне могут заменить врача на этом крайне важном участке работы по профилактике нарушений состояния здоровья населения разных возрастных групп.

В условиях рыночной экономики, когда медицинская помощь в условиях стационара для необеспеченных слоев населения не всегда доступна, повышение его санитарной культуры становится важным механизмом в борьбе за сохранение здоровья.

Медицина 20 в веке – болезнецентрическая. Больные – выздоровевшие – повторно-заболевшие – хронические больные.

Парадигма: “Больной – врач”

“Больной - сестра”

Медицина 21 века – здраво центрическая. Гражданин – врач – здоровое общество.

Парадигма: “Пациент – врач”.

Девиз медицины 21 века: Человек познай и сотвори себя сам!

Парадоксальная ситуация: цель медицины – здоровый человек, а поле ее деятельности – больные люди. Хотя утверждают, что медицина стоит на 3 - китах: профилактике, диагностике и лечении. Поэтому первичная медико-санитарная помощь сводится не только к борьбе с болезнями и радикальному вмешательству в кризисных ситуациях. Главный упор делается на профилактику заболеваний и укрепление здоровья. Многосторонние реформы в системе здравоохранения пока не дают должного ожидаемого результата. Одна из перспектив выхода из сложившейся ситуации: активное участие населения в решении проблем здоровья.

Первыми шагами законодательно-правового характера в стратегии реформирования здравоохранения можно назвать Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в Р.Ф. В них, а также в приказах Минздрава РФ от 22.12.95 № 364 “О мерах по развитию медицинской профилактики в РФ”, от 06.10.97 № 295 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения РФ», концепции Президентской программы «Здоровье работающего населения России на 2004 – 2015гг.» и Федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливается приоритет профилактических мер в действующей системе здравоохранения.

Поэтому основой деятельности медицинского персонала учреждений ПМСП является:

1. Конкретный анализ состояния здоровья и условий жизни отдельных семей.

2. Изучение роли семьи в сохранении здоровья её членов.

3. Организация внутрисемейной помощи во время болезни одного из членов.

Основные виды деятельности среднего медицинского работника направлены на оказание помощи отдельным лицам, семьям и группам населения и включают:

- проведение мер по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп;

- профилактика заболеваний;

- выявление физических, психических социальных, экологических, этнических факторов риска для здоровья пациента (семьи) и консультирования населения по вопросам уменьшения их влияния на здоровье;

- обучение пациента и его семьи вопросам поддержания здоровья в различные возрастные периоды, ухода и само ухода, здорового образа жизни.

Работа медсестры или фельдшера в области укрепления здоровья может включать:

- оценивает состояние здоровья пациента и его мнение о собственном благополучии;

- обеспечение информацией – разрабатывает содержание программы укрепления здоровья относительно конкретного пациента или ситуации, достает печатные материалы и / или рассказывает и обсуждает;

- поощряет образ жизни и поведение, благоприятные для здоровья, служит примером, предоставляет знания и поддержку, программы по достижению благополучия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Среднегодовая численность населения | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.