Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционный статус народного депутата Украины

Народный депутат Украины — полномочный пред­ставитель Украинского народа в Верховной Раде Укра­ины, избранный в соответствии с законом. Конституция Украины и Закон Украины «О статусе народного депу­тата Украины» (новая редакция от 22 марта 2001 г.) определяют права и обязанности народного депутата, гарантии депутатской деятельности.

Свои полномочия народный депутат осуществляет на постоянной основе. Статус народного депутата Украины предполагает несовместимость с другими видами дея­тельности. Народный депутат не должен иметь другой представительский мандат или одновременно быть на государственной службе; занимать должность городско­го, сельского, поселкового головы; заниматься любой оплачиваемой работой, за исключением преподаватель­ской, научной и творческой деятельности, а также меди­цинской практики.

Перед вступлением в должность народный депутат приносит присягу на верность Украине перед Верхов­ной Радой Украины и скрепляет ее личной подписью. С этого момента начинаются полномочия народного де­путата. Полномочия народного депутата прекращаются с момента открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва либо досрочно в случаях, огово­ренных законом.

Решение о досрочном прекращении полномочий на­родного депутата Украины принимается большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины или, в оговоренных случаях — по решению суда.

Конституционный статус народного депутата Украи­ны включает также права и обязанности народного де­путата, гарантии депутатской деятельности (см. далее 6.4, 6.5).

4.4. Правовой статус Президента Украины

Правовой статус Президента определяется разделом V Конституции Украины. Президент Украины является главой государства и выступает от имени государства. Он гарант государственного суверенитета, террито­риальной целостности Украины, соблюдения Конститу­ции Украины, прав и свобод человека и гражданина.

Президент Украины не относится ни к одной из закреп­ленных Конституцией ветвей власти, что вполне согла­суется с принципом разделения властей. Президент Украины исполняет интегрирующую функцию, то есть обеспечивает баланс и взаимодействие между органами государственной власти.

Президент Украины избирается гражданами сроком на пять лет. Полномочия Президента Украины начина­ются с момента принесения им присяги на торжествен­ном заседании Верховной Рады. Президент Украины исполняет свои полномочия до вступления на пост ново­избранного Президента Украины. Полномочия Прези­дента Украины прекращаются досрочно в случае: от­ставки; невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья; смещения с поста в порядке импичмента; смерти.

Деятельность Президента Украины, не связанная с исполнением им своих полномочий, ограничивается. Он не вправе иметь иной представительский мандат, зани­мать должность в органах государственной власти или в объединениях граждан, а также заниматься иной опла­чиваемой либо предпринимательской деятельностью.

Полномочия Президента Украины затрагивают все ветви власти и функции государства, что объясняется его интегрирующей ролью в государственном аппарате;

1) в сфере обеспечения государственного суверени­тета Украины. Президент является Верховным Глав­нокомандующим Вооруженных Сил Украины, возглав­ляет Совет национальной безопасности и обороны Укра­ины, вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины;

2) в сфере внешней политики. Президент Украины представляет государство в международных отношени­ях. Конкретное проявление этой функции — руковод­ство внешнеполитической деятельностью государства, ведение переговоров, заключение международных догово­ров, решение вопроса о признании иностранных государств, назначение и освобождение глав дипломатических пред­ставительств Украины в других государствах и при меж­дународных организациях, принятие верительных и от­зывных грамот дипломатических представителей ино­странных государств;

3) в сфере внутренней политики. Президент Укра­ины назначает всеукраинский референдум в отноше­нии изменений Конституции, провозглашает всеукра­инский референдум по народной инициативе; создает, реорганизует и ликвидирует министерства и другие центральные органы исполнительной власти; подписы­вает законы, принятые Верховной Радой Украины; име­ет право вето в отношении принятых Верховной Радой Украины законов с последующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной Рады;

4) Президент Украины имеет широкие полномочия в деле формирования состава органов государственной власти. В частности, с согласия Верховной Рады Украи­ны он назначает Премьер-министра Украины; прекра­щает полномочия Премьер-министра Украины и прини­мает решение о его отставке; назначает по представле­нию Премьер-министра Украины членов Кабинета Министров Украины, председателей местных госу­дарственных администраций; назначает с согласия Вер­ховной Рады Украины Генерального прокурора Украи­ны и ряд других руководителей центральных органов государственной власти; назначает треть состава Консти­туционного Суда; осуществляет первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет;

5) в сфере защиты прав и свобод человека и граж­данина. Президент Украины принимает решение о при­нятии в гражданство Украины и прекращении граж­данства Украины, о предоставлении убежища в Украи­не; осуществляет помилование;

6) кроме того, Президент Украины имеет ряд полно­мочий, традиционно относящихся к прерогативам гла­вы государства, а именно: присваивает высшие воинс­кие звания, высшие дипломатические ранги и иные выс­шие специальные звания и классные чины; награждает государственными наградами; устанавливает прези­дентские знаки отличия и награждает ими.

Решения, принятые Президентом Украины, оформля­ются подзаконными актами (указами и распоряже­ниями).

 

4.5. Совет Национальной безопасности и обороны Украины

Совет национальном безопасности и обороны Украины — это координационный

орган по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины.

Его правовой статус определяется Конституцией Украины и Законом Украины «О Совете национальной безопасности и обороне Украины» (5 марта 1998 г.).

Председателем Совета национальной безопасности и обороны Украины является Президент Украины. В его состав входят по должности: Премьер-министр Украины. Министр обороны Украины, Председатель Службы безопасности Украины, Министр внутренних дел Украины, Министр иностранных дел Украины. Иные члены Совета национальной безопасности и обороны назначаются Президентом Украины. Организацию работы и исполнения решений обеспечивает Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины, назначаемый и увольняемый Президентом.

Совет национальной безопасности и обороны Украины имеет следующие функции:

1) внесение предложений Президенту Украины относительно реализации основ внутренней и внешней политики в сфере национальной безопасности и обороны;

2) координация и осуществление контроля над деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны в мирное время;

3) координация и осуществление контроля над деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны в условиях военного или чрезвычайного положения и при возникновении кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности Украины.

Решения Совета национальной безопасности и обороны Украины принимаются не менее чем двумя третями голосов ее членов. Принятые решения вводятся в действие указами Президента Украины.

4.6. Правовой статус Кабинета Министров Украины

Кабинет Министров Украины — высший орган в си­стеме органов исполнительной власти.

Кабинет Министров Украины ответственен перед Президентом Украины, подконтролен и, подотчетен Верховной Раде Украины. Конкретно это проявляется в том, что Верховная Рада принимает решение об одоб­рении Программы деятельности Кабинета Министров Украины, регулярно заслушивает отчет о ее выполне­нии. Верховная Рада вправе рассмотреть вопрос об от­ветственности Кабинета Министров Украины и при­нять резолюцию недоверия ему. Президент Украины назначает Премьер-министра Украины и принимает его отставку.

В состав Кабинета Министров Украины входят: Пре­мьер-министр Украины; Первый вице-премьер-министр; три вице-премьер-министра; министры. Состав Кабине­та Министров формируется Президентом Украины с участием Верховной Рады Украины. Так, Премьер-ми­нистр Украины назначается Президентом Украины с согласия Верховной Рады Украины. Персональный со­став Кабинета Министров Украины назначается Прези­дентом Украины по представлению Премьер-министра Украины.

Полномочия Кабинета Министров Украины:

1) обеспечение государственного суверенитета и эко­номической самостоятельности Украины, осуществле­ние внутренней и внешней политики государства, ис­полнение Конституции и законов Украины, актов Пре­зидента Украины;

2) принятие мер по обеспечению прав и свобод чело­века и гражданина;

3) проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах труда и за­нятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической бе­зопасности и природопользования;

4) разработка и осуществление общегосударствен­ных программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины;

5) обеспечение равных условий развития всех форм собственности; управление объектами государственной собственности;

6) разработка проекта закона о Государственном бюд­жете Украины и исполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины;

7) осуществление мер по обеспечению обороноспособ­ности и национальной безопасности Украины, обществен­ного порядка, борьбы с преступностью;

8) организация и осуществление внешнеэкономичес­кой деятельности Украины, таможенного дела;

9) руководство и координация работы министерств, других органов исполнительной власти.

Юридической формой решений Кабинета Министров являются обязательные для исполнения постановления и распоряжения, которые подписывает Премьер-ми­нистр Украины.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовой статус и полномочия Верховной Рады Украины | Центральные органы исполнительной власти в Украине
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.