Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модуль 2. Основы конституционного строя РФ




Учебный вопрос «Система источников конституционного

права в России»

С учетом федеративного устройства и критерия юридической силы в системе источников конституционного права можно выделить нормативные правовые акты федерального и регионального уровней, а также муниципальные правовые акты.

1. Конституция РФ, законы о поправках к Конституции РФ, и постановления Конституционного Суда РФ о толковании статей Конституции РФ.

Конституция РФ по правовой природе имеет высшую юридическую силу, прямое действие и составляет основу применения иных норм права в российской правовой системе. Принятые в 2008 году законы о поправках к Конституции РФ, определяющие контрольные полномочия Государственной Думы РФ в отношении Правительства РФ (Председатель Правительства РФ обязан ежегодно выступать с отчетом об итогах работы Правительства) и увеличение сроков полномочий Президента РФ и Государственной Думы РФ, по своей сути также обладают высшей юридической силой и являются с точки зрения процедуры принятия и вступления в юридическую силу неотъемлемой частью Конституции РФ. Аналогичное правило верно и для правовых актов Конституционного Суда РФ, дающих толкование статей Конституции, особенно в тех случаях, когда правовые позиции Суда юридически обосновывают новые нормы права в контексте толкования Конституции. Например, Конституционный Суд РФ в своих решениях вводит новый источник права – законы о поправках к Конституции, право Президента РФ путем издания Указа вносить изменения в ст. 65 Конституции, обязательность рассмотрения текстов законопроектов Советом Федерации по ст. 106 Конституции в случае пропуска срока 14 дней.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, нормы международных договоров.

К ним относятся классические международные документы о правах человека, ратифицированные в России, а также принципы международного права и нормы, содержащиеся в иных международных документах. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» даны разъяснения по всем важнейшим положениям, вытекающим из применения норм международного права в правовой системе России. Среди общепризнанных принципов Верховный Суд указывает на принципы всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Эти принципы реализуются и позволяют корректировать действующее российское законодательство.

Для международных договоров важна процедура их ратификации Федеральным Собранием на основании федерального закона «О международных договорах в РФ». Именно таким образом были ратифицированы основные международные акты ООН и Совета Европы. После ратификации международные договоры имеют приоритет перед законами РФ (ст. 15 Конституции РФ), но в целом в процессе ратификации Конституционный Суд РФ дает заключение о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора. Нератифицированные международные договоры, которые подписаны российской делегацией и находятся в стадии ратификации (например, Европейская конвенция о гражданстве 1997 г.), имеют приоритет перед подзаконными актами РФ. Суды вправе официально применять нормы международных договоров, которые ратифицированы и опубликованы для всеобщего сведения.

Однако особое значение с точки зрения правоприменения имеют нормы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной федеральным законом 30 марта 1998 г. и вступившей в силу 5 мая 1998 г. в день передачи ратификационной грамоты генеральному секретарю Совета Европы. Европейская конвенция содержит «контрольный механизм» исполнения ее норм, и подлежит применению с учетом актов толкования Европейского Суда по правам человека. Кроме того, юрисдикция Европейского Суда по правам человека признана юридически обязательной федеральным законом о ратификации Европейской конвенции, протоколов к ней в редакции таких актов толкования, поэтому эти европейские документы по своему значению являются более весомыми источниками конституционного права в отличие от традиционных международных документов, не имеющих «контрольного механизма». Отсюда следует, что в процессе исполнения решений Европейского Суда по правам человека Федеральное Собрание неизбежно вносит изменения в российское законодательство в той части, где оно не соответствует положения Европейской конвенции, хотя прямого указания на прямое влияние норм Конвенции в данном случае нет. Это вытекает из реальной практики применения норм Европейской конвенции, которая в настоящее время становится одним из наиболее значимых источников конституционного права.

3.Законодательные акты. К ним относятся федеральные конституционные законы, федеральные законы, Конституции, Уставы и законы субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, декларации, законы Союза ССР и законы РСФСР, действующие в части, не противоречащей Конституции РФ.

Закон – это нормативный акт, принятый органом законодательной власти в особом порядке или на референдуме, выражающий волю народа, обладающий юридической силой и регулирующий наиболее значимые общественные отношения. Законы образуют правовую основу деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных и иных объединений граждан, и принимаются по предметам ведения.

Особое место занимают федеральные конституционные законы, которые отличаются от федеральных законов следующими чертами:

- они развивают и дополняют Конституцию РФ;

- принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ;

- особый порядок принятия квалифицированным большинством голосов в парламенте (ст. 108 Конституции РФ);

- неприменимость права отлагательного вето Президента РФ.

Конституция РФ установила исчерпывающий перечень федеральных конституционных законов. Сегодня действуют ФКЗ о Конституционном Суде (1994 г.), об арбитражных судах (1995 г.), о референдуме (2004 г.), о судебной системе (1996 г.), об Уполномоченном по правам человека в РФ (1997 г.), о Правительстве РФ (1997 г.), о военных судах (1999 г.) и др.

Среди традиционных федеральных законов выделяются «Основы законодательства» (принимаются по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ), «Кодексы» (с высоким уровнем систематизации правовых норм). Отдельный вид законодательных актов составляют Декларации, в частности Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990 г., Декларация прав человека и гражданина 1991 г.

Нормативные правовые акты законодательного характера – законы Союза ССР и законы РСФСР, принятые до вступления в силу Конституции РФ, действуют в части, не противоречащей ей (например, Закон Союза ССР 1987 г. «О всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни», закон о местном самоуправлении в РСФСР 1991 г. с изменениями).

4. Акты Конституционного Суда РФ и акты конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Акты Конституционного Суда РФ – постановления, определения и заключения – и аналогичные по наименования акты региональной конституционной юстиции содержат положения нормативного и доктринального характера. В федеральном законе «О Конституционном Суде РФ» указано, что решения Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и является обязательным для всех субъектов конституционного права. Решения Конституционного Суда РФ по своей природе могут быть актами толкования Конституции РФ, актами толкования норм законодательства по жалобам граждан и запросам должностных лиц государственных органов. В структуре решения содержаться правовые позиции Суда – это интерпретация конституционно-правовых принципов и норм, а также правовой аргументации судей в процессе принятия судебного решения. Правовые позиции в значительной степени и выступают источником конституционного права, поскольку имеют общий характер, применяются Конституционным Судом при принятии других решений (тем самым имеют прецедентный характер) и общеобязательны.

5.Нормативные договоры. Это соглашения нескольких субъектов права, устанавливающие правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц. Нормативные договоры могут быть межгосударственными договорами (например, о создании Союзного государства России и Беларуси 1999 г., о Таможенном Союзе 2007 г.) и внутригосударственными договорами (ранее – Федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, о создании Ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ).

6. Подзаконные акты. Это нормативные правовые акты, принятые в соответствии с действующими актами законодательства в рамках компетенции органов государственной власти. К ним относятся:

- акты органов законодательной власти: постановления и распоряжения палат Федерального Собрания РФ (Государственной Думы и Совета Федерации), постановления и распоряжения органов законодательной власти субъектов РФ (например, Законодательного Собрания Новосибирской области);

- акты Президента РФ, глав республик и губернаторов, органов исполнительной власти (Указы, распоряжения и поручения Президента РФ; поручения Председателя Правительства РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и инструкции федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, Указы и распоряжения глав республик в составе РФ, постановления и распоряжения губернаторов, региональных правительств и администраций).

Подзаконные акты могут приниматься для реализации положений законов и детального регулирования общественных отношений, а также для устранения «пробелов в праве».

7. Правовые обычаи. Это исторически сложившиеся правила поведения, на закрепленные в нормах конституционного права, санкционированные государством при применении с целью регулирования конституционных отношений. Обычаи в современной правовой системе постепенно уступают свои позиции действующим законам, однако могут применяться при функционировании парламента (например, открытие первого заседания Государственной Думы старейшим депутатом, или учет мнения судей при назначении Советом Федерации судей Конституционного Суда РФ). Обычаи упоминаются в нормах федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» 2000 г.: обычаи этих народов содержат правила ведения традиционного хозяйства и образа жизни.

8. Нормативные акты органов местного самоуправления: Устав муниципального образования, правовые акты представительного органа местного самоуправления, акты главы муниципального образования и главы местной администрации.

9. «Правообразующие» источники: Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Бюджетное послание Президента РФ, ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ. Эти документы выступают основой развития действующего законодательства и оказывают существенное влияние на содержание норм конституционного права.

 

Тема №4: «Основы конституционного строя в РФ»

Учебные вопросы:

1. Понятие конституционного строя и его основ.

2. Конституционные характеристики российского государства.

3. Конституционно-правовой статус общественных объединений и политических партий

4. Правовые основы обеспечения безопасности и охраны конституционного строя. Правовой режим чрезвычайного положения.

 

1 учебный вопрос: «Понятие конституционного строя и его основ»

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Совокупность этих черт позволя­ет говорить об определенной форме организации государства или о государственном строе. Этот строй закрепляется конституцией и становится конституционным строем. Государственный (конституцион­ный) строй каждой страны характеризуется определенной структурой отношений между государством, обществом и личностью, формой правления, системой высших органов государственной власти и порядком их формирования, формой государственного устройства и политическим режимом и т.д.

Класси­фикация типов государства:

а) по форме правления – различают республики (Украина, Ки­тай, Франция), когда высшие органы государственной власти избира­ются народом, и монархии (Великобритания, Саудовская Аравия, Япо­ния), когда верховная власть сосредоточена, иногда лишь формаль­но, в руках монарха и передается по наследству. Сейчас сохранились в основном конституци­онные монархии. Республики, в свою очередь, делятся на парламент­ские (Италия, ФРГ), президентские (США, Бразилия) и полупрезидентские (Франция) – в зависимости от объема полномочий президен­та и парламента;

б) по форме национально-государственного устройства – разли­чают унитарные государства (Чехия, Казахстан, Тунис), которые мо­гут делиться на области, провинции, но имеют одну конституцию, одну систему высших органов государственной власти, и федератив­ные (Россия, США, Индия), которые состоят из нескольких государс­твенных образований, являющихся субъектами федерации с собствен­ной конституцией и системой высших органов власти;

в) по форме политического режима в разные исторические эпохи различались деспотические, олигархические, бонапартистские, воен­нополицейские и другие государства;

г) по отношению к религии большинство стран является светс­кими, когда церковь отделена от государства. Однако в некоторых странах церковь и высшее духовенство добиваются первенствующей роли в политической, духовной и культурной жизни общества – их можно охарактеризовать как клерикальные (Иран). В случае, если главой государства является глава церкви, государство называется теократическим (Ватикан);

д) по уровню развития производительных сил различают доин­дустриальные государства – с преобладанием ручного труда в произ­водственной сфере, индустриальные и с высоким уровнем развития механизации и автоматизации в промышленности и сельском хозяйстве и постиндустриальные - когда ведущую роль приобретает сфера ус­луг, наука и образование;

Общественный строй – это система всех общественных отноше­ний, регулируемых правом и охраняемых государством. Это понятие употреблялось в нашей стране до 1993 г. Оно более широкое, чем по­нятие «конституционный строй», которое можно определить как сово­купность общественных отношений, урегулированных нормами консти­туционного права, связанных с осуществлением государственной власти. А совокупность норм конституционного права, регулирующих эти отношения, составляют один из основных институтов конституци­онного (государственного) права – основы конституционного строя. Это – генеральный институт конституционного права, это - консти­туция конституции.

Основы конституционного строя – это совокупность конституци­онных норм, закрепляющих а) основы общественного устройства государства; б) отражающих базовые ценности общества (справедливость, свобода, равенство, народовластие); в) важнейшие принципы построе­ния государства (федерализм, местное самоуправление, разделение властей).

Однако недопустимо сводить понятие конституционного строя к перечню элементов, из которых оно складывается. Конституционный строй – это единый государственно-правовой организм, который ба­зируется на определенной форме общественных отношений, причем важнейшими из них являются экономические отношения, составляющие базис общества, который определяет в значительной степени всю политическую систему общества – его надстройку.

Характеристика основ конституционного строя РФ дана в I гла­ве Конституции РФ, она состоит из 16 статей. Выделим основные черты конституционного строя РФ, закрепленные в Конституции:

а) демократическое федеративное правовое государство с рес­публиканской формой правления (статьи 1, 3, 4, 5, 11, 15);

б) социальное государство (ст. 7);

в) светское государство (ст. 14);

г) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью в обществе (статьи 2, 6, 7);

д) экономическое, политическое и идеологическое многообразие, в т.ч. многообразие форм собственности (статьи 8, 9, 13);

е) свобода экономической деятельности, рыночная экономика (ст. 8, 9);

ж) разделение властей (ст. 10);

з) местное самоуправление (ст. 12).

 

2 учебный вопрос: «Конституционные характеристики российского государства»

 

Часть 1 статьи 1 Конституции РФ гласит: «РФ – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это важнейшие характеристики конституционного строя РФ.

Определение РФ в качестве демократического государства раскрывается в статье 3, прежде всего положением о том, что:

- единственным источником власти в России является народ;

- народ эту власть осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления;

все его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами.

Основные принципы демократии:

- подчинение меньшинства большинству;

- равноправие всех граждан перед законом и судом, в т.ч. рав­ное право всех граждан на участие в управлении делами общества и государства.

Производные принципы демократии:

- выборность основных органов государства и должностных лиц;

- их подотчетность избирателям;

- подконтрольность и ответственность органов государства, формируемых путем назначения, перед выборными органами;

- разделение властей;

- местное самоуправление;

- политическое и идеологическое многообразие;

- гласность, свобода мысли, слова;

- уважение прав меньшинства и другие.

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятель­ны. Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное собрание РФ, исполнительную – Правительство РФ и судебную – сразу три суда – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный.

Характеристика российского государства в качестве федератив­ного указывает на форму его национально-государственного устройс­тва. Федерация - это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству.

В РФ статус субъектов РФ придан не только национально-государственным образованиям (республикам, автономиям), но и адми­нистративно-территориальным единицам (краям, областям, городам фе­дерального значения).

Конституционные принципы федеративного устройства РФ: федеративное устройство РФ основано на а) государственной целостности; б) единстве системы государственной власти; в) разг­раничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

г) равноправии и самоопределении народов в РФ (статья 5, часть 3).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъ­ектов федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами.

В Конституции РФ наше государство провозглашается правовым.

Сущность правового государства включает последовательный де­мократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушений их прав государственной властью. Главное – это связанность государс­тва правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.

Основные принципы правового государства:

- верховенство закона во всех сферах общественной жизни и верховенство конституции перед другими законами;

- обязательность соблюдения конституции и законов органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами, всеми гражданами и их объединениями;

- взаимная ответственность государства и гражданина;

- контроль за исполнением законодательства;

- незыблемость свободы личности;

- равенство всех граждан перед законом и судом;

- приоритет норм международного права;

- осуществление власти только конституционными органами.

Сущность республиканской формы правления в том, что все высшие органы государственной власти либо избираются народом на основе всеобще­го избирательного права, либо формируются общенациональными представительными органами.

Различают 2 основных вида республики – президентские и пар­ламентские.

В Конституции РФ не уточняется тип российской республики, но вполне очевидно, что это не парламентская республика, хотя она полностью не соответствует и классической форме президентской республики.

Статья 7 провозглашает РФ социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

РФ – светское государство и никакая религия не может устанавливаться в качестве государствен­ной или обязательной.

 

3 учебный вопрос: «Конституционно-правовой статус общественных объединений и политических партий»

В соответствии с Федеральным Законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года «под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

Они могут создаваться без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государство не вмешивается в их внутренние дела, а общественные объединения не вмешиваются в деятельность государственных органов.

Конституция и федеральный закон запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст.13, ч. Б Конституции РФ).

Предусматриваются различные формы общественных объединений:

а) общественные организации, членами которых могут быть физические и юридические лица, имеющие равные права и обязанности;

б) общественные движения, фонды, учреждения и органы общественной самодеятельности – не имеющие индивидуального членства.

Каждое общественное объединение должно иметь устав и другие учредительные документы (решение съезда, собрания учредителей). Общественные объединения могут быть общероссийскими или международными, региональными и межрегиональными, местными.

Общественные объединения могут быть зарегистрированы государственными органами (министерством юстиции или органами юстиции субъекта РФ) и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

Общественные объединения, в том числе не зарегистрированные в органах юстиции, в случае нарушения законодательства РФ несут ответственность вплоть до приостановления или ликвидации его по решению суда.

Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и ОМС. Главная цель политических партий – борьба за власть, участие в выборах в различные органы государственной власти и местного самоуправления. Членами политической партии могут быть только граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Членство в партии является добровольным и индивидуальным. Принципы функционирования политической партии – добровольности, – равноправия, – самоуправления, – законности, – гласности.

Требования, предъявляемые к политической партии:

- региональные отделения должны функционировать не менее чем в 2/3 субъектов РФ;

- в политической партии должно состоять не менее 500 человек, при этом численность региональных отделений законом не определяется;

- руководящие органы, региональные отделения и другие структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Политические партии являются единственным видом общественных объединений с правом выдвижения кандидатов в депутаты и на иные выборные должности. Но это право является и их обязанностью, если партия в течение 5 лет подряд не принимает участия в выборах, она подлежит ликвидации.

В представительных органах разрешается создание организационных структур политических партий фракций и депутатских групп.

 

4 учебный вопрос «Правовые основы обеспечения безопасности и охраны конституционного строя. Правовой режим чрезвычайного положения»

Институт «чрезвычайного положения», как особого режима управления, уходит своими корнями к эпохе Римской республики. В 1901 г. такой режим распространялся более чем на треть населения России. Чрезвычайные меры государственного управления широко использовались и в годы Советской власти без официального введения ЧП. С конца 80-х годов словосочетание ЧП прочно вошло в наш лексикон. Первоначально его правовые основы были заложены в законе СССР, а в 1991 г. в России был принят закон РФ «О Чрезвычайном положении».

Конституция РФ заложила новые правовые основы режима ЧП. Статья 56 закрепляет, что «в условиях ЧП для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия». 30 мая 2001 года был принят настоящий Федеральный конституционныйзакон РФ от 30.05.2001г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», в котором учтены новые конституционные положения и новые реалии времени.

Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Цель ЧП - а) скорейшая нормализация обстановки; б) восстановление законности и правопорядка; в) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина и оказание им необходимой помощи; г) защита конституционного строя РФ.

Условия введения ЧП – это обстоятельства, по которым вводится ЧП, представляющие собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

а) социальные конфликты – попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями;

б) природно-техногенные катастрофы – чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, повлекшие человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде.

Право введения ЧП принадлежит Президенту РФ. ЧП вводится Указом Президента РФ, который утверждается Советом Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента РФ. Указ Президента РФ, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования.

Срок действия ЧП определен ст.9 Федерального закона на всей территории РФ не более 30 суток, в отдельных местностях не более 60 суток. Президент РФ может своим указом продлить срок действия ЧП.

Содержание указа Президента РФ: обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП; границы территории, на которой вводится ЧП; силы и средства, обеспечивающие режим ЧП; перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений; государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях ЧП; время вступления указа в силу, а также срок действия ЧП.

Указ о введении ЧП подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения.

Для обеспечения режима ЧП используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны. В исключительных случаях могут привлекаться также Вооруженные Силы РФ, другие войска.

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим ЧП, указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено ЧП, может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим ЧП.

Указом Президента РФ на территории ЧП могут вводиться особые формы управления путем создания:

а) временного специального органа управления территорией;

б) федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.113 сек.