Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модуль 7. Судебная власть и местное самоуправление

Учебный вопрос: «Конституционно-правовой статус Правительства РФ».

Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти. Согласно Конституции РФ «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ» (ст.110). Правительство - единственный орган исполнительной власти, прямо названный в Конституции, статус которого регулируется Конституцией РФ (гл.6). Вместе с тем, правовой статус Правительства РФ регулируется и специальным федеральным конституционным законом 1997 г. «О Правительстве РФ». Процедуры и порядок осуществление Правительством РФ его полномочий устанавливаются в Регламенте Правительства РФ 2004 г.

Правительство РФ - это коллегиальный орган. В состав Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. В настоящее время в составе Правительства два первых заместителя. Некоторые заместители могут одновременно занимать иные руководящие должности (В.Ю. Сурков – руководитель Аппарата Правительства РФ, А. Хлопонин – полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе). В состав Правительства могут входить также иные руководители, имеющие статус федерального министра.

Порядок формирования Правительства определен Конституцией РФ.

На первом этапе вновь избранный Президент РФ с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ. Предложение о кандидатуре на пост Председателя вносится Президентом в Думу не позднее 2-недельного срока со дня вступления его в должность или после отставки Правительства. Кандидат на должность Председателя выступает в Думе с программой основных направлений деятельности будущего Правительства. Если Дума трижды отклонит кандидатуры, предложенные Президентом, то он сам назначает Председателя, распускает Думу и назначает новые выборы в Думу. При этом Президент имеет право трижды подряд предлагать одну и ту же кандидатуру, и после роспуска Думы именно этого человека назначить Председателем Правительства (решение Конституционного Суда 1996 г.). 8 мая 2012 года Государственная Дума утвердила Д.А. Медведева Председателем Правительства РФ.

На втором этапе назначенный Председатель Правительства в течение недельного срока представляет Президенту предложение о структуре федеральных органов исполнительной власти. Структуру утверждает своим указом Президент РФ (структура действующего Правительства РФ утверждена 21 мая 2012 года).

На третьем этапе Президент по предложению Председателя Правительства назначает заместителей Председателя и федеральных министров, а также руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту.

На четвертом этапе Председатель Правительства в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства. При этом необходимо учитывать, что основные направления внутренней и внешней политики РФ определяет Президент РФ.

Правительство несет полную ответственность перед Президентом, и он в любое время за недостатки в работе может отправить Правительство в отставку. Именно так не раз происходило в 1998 году.

Определенная роль в контроле за деятельностью Правительства отводится и Федеральному Собранию, которое путем принятия федерального конституционного закона определяет статус Правительства. Федеральное собрание ежегодно принимает федеральный закон об утверждении федерального бюджета, проект которого вносит Правительство, и утверждает ежегодный отчет Правительства РФ об исполнении бюджета.

Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству или отказать ему в доверии при постановке этого вопроса Председателем Правительства, на основании чего Президент может принять решение об отставке Правительства.

Кроме того, палаты Федерального Собрания вправе приглашать на свои заседания и заслушивать Председателя и других членов Правительства. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации имеют право задавать им вопросы, направлять им парламентские и депутатские запросы по различным вопросам их деятельности, члены Правительства обязаны давать ответ на запросы в установленные сроки.

Необходимо отметить также роль Счетной палаты, формируемой Федеральным Собранием, за исполнением федерального бюджета и за финансовой деятельностью различных организаций и предприятий, получающих средства из федерального бюджета или льготы по федеральным налогам.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ, поэтому оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Возможно и досрочное прекращение полномочий Правительства.

Таким образом, о тставка Правительства РФ: ¨обязательна перед вновь избранным Президентом; ¨ возможна по собственному желанию, при этом она может быть принята Президентом РФ или отклонена им; ¨ по требованию Президента РФ; ¨ в случае выражения недоверия Думой и в случае отказа в доверии Думой при постановке этого вопроса Председателем Правительства (по усмотрению Президента, который может отправить в отставку Правительство или распустить Думу).

Во всех случаях Правительство по поручению Президента может продолжать действовать до формирования нового Правительства. Президент может отправить в отставку и отдельных членов Правительства. Например, в 1997 г. в отставку были отправлены все члены Правительства, кроме Председателя, и после этого был сформирован новый состав Правительства. При отставке Председателя Правительства в отставку уходят все члены Правительства.

Компетенция Правительства РФ определена Конституцией РФ: ¨ разработка и исполнение федерального бюджета; ¨ обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики; ¨ проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; ¨ управление федеральной собственностью; ¨ осуществление мер по обеспечению обороны и государственной безопасности; ¨ осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ¨ реализация внешней политики.

Кроме того, Правительство осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Например, Правительство РФ обладает широкой компетенцией в сфере экономики:

- осуществляет регулирование экономических процессов (Министерство экономического развития РФ);

- осуществляет управление федеральной собственностью (Росимущество);

- обеспечивает действие конституционных принципов единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности (Федеральная антимонопольная служба РФ);

- осуществляет руководство таможенным делом (Федеральная таможенная служба РФ);

- прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики (Министерство экономического развития РФ, Министерство промышленности и торговли РФ);

- разработка и реализация налоговой политики в РФ (Министерство финансов РФ);

- обеспечение совершенствование бюджетной системы РФ (Министерство финансов РФ);

- принятие согласованных с Центральным Банком РФ мер по регулированию рынка ценных бумаг в РФ (Федеральная служба по финансовым рынкам);

- управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

- осуществление валютного регулирования и валютного контроля;

- руководство валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами;

- разработка и осуществление мер по проведению единой политики в области цен (Федеральная служба по тарифам) и др.

 
Разработка федерального бюджета и представление его для утверждения в Думу – это одна из немногих форм контроля деятельности Правительства со стороны Федерального Собрания, которое может не утвердить бюджет. Это может стать причиной постановки вопроса о доверии Правительству, что, в свою очередь, может повлечь отставку Правительства или роспуск Думы. Правительство обеспечивает исполнение федерального бюджета. При этом контроль со стороны Федерального Собрания осуществляет Счетная палата.

Председатель Правительства РФ: ¨ представляет Правительство внутри страны и за рубежом; ¨ ведет заседания Правительства; ¨ подписывает акты Правительства; ¨ вносит предложения Президенту о структуре и персональном составе федеральных органов исполнительной власти; ¨ вносит предложения о наложении взысканий и поощрении членов Правительства; ¨ распределяет обязанности между своими заместителями.

Заместители Председателя Правительства: ¨ координируют в соответствии с распределением обязанностей работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность.

Федеральные министры: ¨ принимают участие в выработке и реализации политики Правительства; ¨ обладают полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Все вопросы, отнесенные к ведению конкретного министерства, решаются с обязательным участием федерального министра или его представителя.

Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в месяц. На заседаниях Правительства имеет право председательствовать Президент РФ. Заседания Правительства могут быть открытые и закрытые.

В качестве постоянного органа Правительства для оперативного и предварительного решения вопросов государственного управления создается Президиум Правительства, в состав которого входят Председатель, его заместители, руководитель аппарата Правительства, а также федеральные министры финансов, экономики, обороны, иностранных и внутренних дел. Правительство вправе отменить любое решение Президиума Правительства.

При Правительстве РФ также создаются постоянно действующие комиссии – по высоким технологиям и инновациям, по устойчивому развитию российской экономики, по административной реформе, по координации деятельности «Открытого правительства» и др.

Для реализации своих полномочий Правительство активно использует свое конституционное право законодательной инициативы. Кроме того, все законопроекты, связанные с бюджетной и финансовой политикой и предусматривающие расходы за счет федерального бюджета, могут вноситься другими субъектами только при наличии заключения Правительства. Члены Правительства, а также полномочный представитель Правительства вправе присутствовать и участвовать в обсуждении законопроектов на всех заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий. Правительство может также направлять своих официальных представителей для защиты позиций Правительства по своим заключениям, законопроектам и поправкам к ним.

Правительство издает свои постановления и распоряжения, принимаемые большинством голосов. В пределах своей компетенции Правительство может издавать постановления, имеющие нормативный характер. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента, они могут быть отменены Президентом РФ, а Федеральное собрание может обратиться в Конституционный Суд с запросом о соответствии актов Правительства Конституции РФ.

Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства или его заместителями, действуют на всей территории РФ и вступают в силу через 7 дней после официального опубликования. В постановлении могут быть предусмотрены другие сроки: ¨ с конкретной даты, указанной в акте; ¨ со дня опубликования; ¨ с момента подписания.

 

3 учебный вопрос: «Структура федеральных органов исполнительной власти»

Наряду с Правительством и Президентом РФ функции исполнительной власти в РФ осуществляют и иные органы исполнительной власти. В Конституции РФ 1993 г. содержится упоминание о таких понятиях как «система федеральных органов исполнительной власти» (п. «г» ст.71) и «структура федеральных органов исполнительной власти» (п.1 ст.112). О системе федеральных органов исполнительной власти сказано лишь, что ее установление находится в «ведении РФ»; а о структуре федеральных органов исполнительной власти - что предложения о ней представляются для утверждения Президенту РФ Председателем Правительства РФ не позднее недельного срока после его назначения на должность.

Соотношение понятий «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти дал Конституционный суд РФ в своем Постановлении по делу о толковании ст. ст. 71, 76, 112 Конституции РФ 1999 г. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, система федеральных органов исполнительной власти в которую входят: «Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти», - «определяется на основе Конституции РФ, ФКЗ «О Правительстве РФ» и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, если они не урегулированы законодателем, Президент РФ также может издавать указы, но они не должны противоречить Конституции РФ и прекращают свое действие в случае принятия Закона по тем же вопросам.

Что касается понятия «структура федеральных органов исполнительной власти», то Конституционный Суд дал ему следующее толкование: оно не означает внутреннюю организацию этих органов. Понятие «структура федеральных органов исполнительной власти находится в системной связи со ст.83 (п.«д») Конституции, где устанавливается, что Президент РФ компетентен по предложению Председателя Правительства РФ назначать на должность заместителя Председателя Правительства и федеральных министров». Под конституционным понятием «структура федеральных органов исполнительной власти», как считает Конституционный Суд РФ, следует понимать перечень этих органов, который Председатель Правительства РФ, в соответствии со ст.112 (ч.1) Конституции РФ, в недельный срок предлагает Президенту РФ как основу для представления кандидатур на должности в Правительстве РФ. Таким образом, структура федеральных органов исполнительной власти толкуется как система этих же федеральных органов исполнительной власти, взятая в ее динамическом состоянии, в стадии ее практического установления.

Нормотворчество Президента РФ по вопросам системы и структуры федеральных органов исполнительной власти осуществляется весьма интенсивно. Так, после 1991 г. было принято большое число указов Президента РФ, определяющих очередной этап административной реформы.

Согласно ныне действующим Указам Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г., и от 21 мая 2012 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти», структуру федеральных органов исполнительной власти образуют: федеральные министерства; федеральные службы; федеральные агентства.

Существовал ряд причин разработки концепции административной реформы:

– отсутствие четкой связи между смыслом, ролью, функциями и организационно-правовым статусом федерального органа исполнительной власти (не было разницы между министерством и другими органами);

– совмещение в одном органе исполнительной власти регулятивных, правоприменительных и нередко надзорных функций, а также функций, граничащих с коммерческой деятельностью, что способствовало коррупции;

– утрата многими министерствами управленческих функций в своей сфере деятельности и соответственно вмешательство Президента в этот процесс;

– появление большого числа межведомственных органов, которые фактически запутывали схему управления и распределение зон ответственности.

Указом Президента РФ 2004 г. установлено, что федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах деятельности, установленных актами Президента и Правительства. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, дает им поручения и контролирует их исполнение, имеет право отменять их решения, противоречащие федеральному законодательству, осуществляет координацию государственных внебюджетных фондов.

Основная функция федеральной службы – контроль и надзор в определенных сферах деятельности, а также специальные функции в сфере обороны, безопасности, охраны государственной границы и т.д.

Федеральное агентство – орган власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, правоприменению, кроме функций контроля и надзора.

Все они находятся в ведении Правительства РФ, а часть из них, кроме того, подведомственна Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами. Это – министерства обороны, юстиции, МВД, МИД, МЧС, федеральные службы: Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России), Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России), Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России), Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП), Управление делами Президента Российской Федерации.

Деятельность федеральных органов исполнительной власти регламентируется Конституцией РФ, федеральными законами и положениями. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, утверждаются Президентом РФ. Их руководители назначаются и освобождаются также Президентом РФ. Положения об иных федеральных органах исполнительной власти утверждаются Правительством РФ. Их руководители назначаются и освобождаются Правительством РФ.

В министерстве (и иных ведомствах) образуется коллегия в составе министра, его заместителей, других руководящих работников, ее решения принимаются большинством голосов и объявляются приказом министра. Однако персональную ответственность за деятельность министерства несет министр. Один из заместителей министра — пресс-секретарь представляет министерство в палатах Федерального Собрания.

Министр, в пределах своих полномочий, издает приказы, которые могут иметь нормативный характер и, в случае регистрации их в Министерстве юстиции, обязательны для исполнения на всей территории РФ.

 

 

Тема №18: «Система органов судебной власти в Российской Федерации»

Учебные вопросы:

1. Понятие и принципы судебной власти.

2. Судебная система в Российской Федерации.

3. Органы судейского сообщества.

1 учебный вопрос: «Понятие и принципы судебной власти»

В правовом государстве обеспечение законности, прав и свобод граждан в обществе возможно только при условии независимости судебной власти. Понятия «судебная власть» и «правосудие» иногда употребляются как синонимы.

Правосудие – это особый вид государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, связанных с нарушением норм права.

Основное назначение судебной власти – защита членов общества от произвола других граждан и от произвола самого государства, его органов и должностных лиц. Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов, судебная власть играет также важную роль в сдерживании и ограничении других ветвей власти: законодательной и исполнительной.

Судебная власть, являясь одной из ветвей государственной власти, обладает всеми ее признаками: определенный законом порядок образования ее органов, специфические функции, государственно-властные полномочия, обязательность решений на всей территории РФ и др. В то же время ей присущи отличительные признаки: ¨ исключительность судебных органов; ¨ особая процедура, процессуальная форма осуществления полномочий органами судебной власти; ¨ единый статус судей, их независимость, и несменяемость; ¨ особая система контроля внутреннего характера за деятельностью судебных органов в виде судебного надзора за законностью судебных решений.

Основные функции судебной власти:

а) правосудие, осуществляемое специфическими формами – посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства;

б) судебный контроль за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения во время следствия, дознания, оперативно-розыскной деятельности;

в) толкование правовых норм;

г) официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение;

д) ограничение конституционной правоспособности граждан (признание граждан недееспособными).

Наряду с этими функциями можно выделить и функции внутреннего характера: надзор за решениями судов; рассмотрение дисциплинарных проступков судей и др.

Конституционные основы судебной власти — это совокупность взаимосвязанных принципов и правовых норм, закрепленных Конституцией РФ и конституционным законодательством и определяющих: ¨ взаимоотношения судебной власти с человеком; ¨ организацию судебной системы; ¨ функционирование всех ее органов.

Взаимоотношения личности с судебной властью раскрываются в конституционном разделе о личных правах человека в сфере правосудия.

Важнейшим принципом организации судебной системы является осуществление правосудия только судом, учрежденным в соответствии с законом, не допускается создание чрезвычайных судов, принцип единства судебной системы, признание обязательности исполнения судебных решений на всей территории РФ, единым статусом судей, финансированием судов из федерального бюджета, закрепление специализации судов, в соответствии с которым суды независимы друг от друга.

К организационным принципам относится и сочетание профессиональных и общественных начал в осуществлении правосудия.

Принципы функционирования судебной системы включают: ¨ независимость, несменяемость и неприкосновенность судей; ¨ открытость и гласность при разбирательстве дел во всех судах; состязательность и равноправие сторон в суде; ¨ презумпции невиновности.

В ФКЗ «О судебной системе РФ сказано также, что суды осуществляют судебную власть «в лице судей и привлекаемых к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществления правосудия».

В Конституции РФ закреплены важнейшие принципы и гарантии статуса судей:

- судьями в РФ могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет (ст. 119 Конституции);

- судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ);

- судьи в РФ несменяемы (ст. 121 Конституции РФ);

- судьи неприкосновенны, судья в РФ «не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом» (ст. 122 Конституции РФ).

В ходе осуществления в РФ конституционные принципы и гарантии статуса судей в РФ получили новое развитие в конституционном и ином законодательстве. Так, с 2001 г. конституционное требование минимального возраста для ординарных (не занимающих руководящие должности в суде) судей (25 лет) распространено на новый вид судов – конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Вместе с тем, текущее законодательство закрепляет более высокие возрастные цензы для судей высших судов: 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет – для судьи Конституционного Суда РФ; 35 лет и стаж работы по профессии не менее 10 лет – для судей Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ; 30 лет и стаж работы по профессии не менее 7 лет – для судей верховных судов республик; краевых, областных судов; судов автономной области, автономных округов, городов федерального значения.

2 учебный вопрос: «Судебная система в Российской Федерации»

Организация судебной системы в РФ предопределена тремя факторами: 1) федеративным устройством России; 2) полиморфизмом, т.е. наличием нескольких видов судов - не только общей юрисдикции, но и специальной юрисдикции; 3) полицентризмом - наличием нескольких высших судебных органов как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ; построением взаимоотношений высших судов не по иерархическому принципу, а по критерию разницы специализаций соответственно этому, суды в РФ могут быть классифицированы по двум основаниям.

1. По критерию их принадлежности Российской Федерации либо субъекту РФ (т.е. республике в составе РФ, краю, области, автономной области, автономному округу) различают:

– федеральные суды;

– суды субъектов РФ, т.е. суды республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов.

Деление судов на федеральные суды и суды субъектов РФ - новое для России. В законодательстве и практике оно проведено достаточно слабо и, в целом, не отрицает принципа единства судебной системы в РФ. Напротив, в законодательстве принцип единства судебной системы РФ неоднократно подчеркивается.

2. По критерию особенностей категорий дел, рассматриваемых в суде, суды в Российской Федерации дифференцируются на три вида:

– суды общей юрисдикции (суды, рассматривающие гражданские, уголовные дела и дела об административных правонарушениях, а также военные суды);

– суды специальных юрисдикций (арбитражные суды, военные суды);

– суды, осуществляющие нетрадиционные виды судопроизводств: конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

3. Суды, составляющие судебную систему РФ, различаются между собой по объему компетенции и занимают разное место в судебной иерархии. По этим критериям различают звенья судебной системы.

В настоящее время в соответствии с федеральным конституционным законом в судебной системе функционируют следующие судебные органы:

А. Федеральные суды:

– Конституционный Суд РФ;

– Верховный Суд РФ, верховные суды республик, суды краевые, областные, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районные, городские, военные и специализированные, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

– Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Б. Суды субъектов РФ:

– конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

– мировые судьи.

Порядок формирования судов:

а) судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ;

б) судьи федеральных судов и их руководство назначаются:

– в Верховном и Высшем Арбитражном Судах - Советом Федерации по представлению Президента РФ на основе заключений квалификационных коллегий этих судов;

– во всех остальных федеральных судах, включая военные суды, судьи назначаются Президентом РФ по представлению председателей высших судов, основанному на заключении их квалификационных коллегий и согласованному с законодательными органами субъектов РФ;

в) судьи конституционных и уставных судов субъектов РФ и мировые судьи – в порядке, установленном законодательством субъектов РФ.

3 учебный вопрос: «Органы судейского сообщества»

Судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи субъектов РФ (республик, краев, областей, автономий, городов федерального значения), составляющих судебную систему РФ, образуют судейское сообщество. Статус судейского сообщества регулируется федеральным законом «Об органах судейского сообщества в РФ» 2002 г.

Органами судейского сообщества являются формы его самоорганизации, такие как:

– Всероссийский съезд судей;

– конференции судей субъектов РФ;

– Совет судей РФ;

– советы судей субъектов РФ;

– общие собрания судей судов;

– Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

– квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

– Дисциплинарное судебное присутствие (деятельность регулируется ФКЗ 2009 г.)

Основными задачами органов судейского сообщества являются: «содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики» (ст.4 ФЗ от 14 марта 2002г.).

 

Тема №19: «Конституционное правосудие в Российской Федерации»

 

Учебные вопросы:

1. Конституционное правосудие в системе конституционного права РФ.

2. Понятие и виды конституционного контроля.

3. Структура и организация деятельности органов судебного конституционного контроля в России.

 

1 учебный вопрос «Конституционное правосудие в системе конституционного права РФ»

Судебный конституционный контроль в настоящее время является неотъемлемым признаком демократического государства. В России в процессе становления институтов конституционного контроля и надзора появляется динамично развивающееся законодательство о конституционном судопроизводстве и специфические формы деятельности органов конституционного правосудия. Это способствует расширению научных исследований проблем функционирования конституционного правосудия и ставит вопрос о статусе конституционного правосудия в системе отрасли конституционного права РФ.

Поскольку основными критериями отраслевого деления системы российского права выступают предмет и метод правового регулирования, российские правоведы высказывают разные позиции относительно правовой природы данной формы судебной деятельности. Наиболее известной является точка зрения профессора Н.В. Витрука о том, что конституционное правосудие – самостоятельная отрасль права, регулирующая качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования конституционного контроля, осуществляемого конституционными судами в форме самостоятельного вида судопроизводства — конституционного судопроизводства. Конституционное правосудие имеет своим предметом публичные общественные отношения, характеризуемые как отношения власти и подчинения между их субъектами. Обязательным субъектом этих отношений выступает конституционный суд, который обладает властными контрольными функциями. По структуре конституционное правосудие как отрасль права делится на две подотрасли — судебное конституционное право и судебный конституционный процесс.

В действительности конституционное правосудие представляет собой подотрасль конституционного права РФ, так как обладает самостоятельным предметом (это совокупность однородных публичных правоотношений материального и процессуального характера, возникающих в процессе осуществления конституционно-контрольной деятельности специализированными судебными органами), но не имеет собственного метода (сохраняется традиционный императивный метод конституционно-правового регулирования).

 

2 учебный вопрос «Понятие и виды конституционного контроля»

Доктрина конституционного контроля была впервые сформулирована и применена Верховным Судом США под председательством Джона Маршалла. Огромное значение для судебной власти США имело решение Верховного Суда по "делу Мэрбери против Мэдисона", вынесенное в 1803 г. Суть дела такова. Некий В. Мэрбери попросил суд издать судебный приказ, обязывающий государственного секретаря Дж. Мэдисона выдать ему патент на занятие должности мирового судьи в федеральном округе Колумбия, на которую он был должным образом назначен. Рассматривая это дело, верховный судья Дж. Маршал пришел к заключению, что ст. 13 Закона о судоустройстве 1789 г., уполномочивающая суд издавать подобного рода приказы, противоречит предписаниям конституции США. Таким образом, был сформулирован принцип "любой закон, противоречащий конституции, ничтожен", который был положен в основу доктрины и практики конституционного надзора. Несмотря на то, что федеральная конституция США не наделила Верховный Суд правом проверки соответствия законов Конгресса Конституции, он это право применил в деле 1803 г. и закрепил за собой. И эти полномочия в дальнейшем не оспаривались.

В современных государствах существуют различные системы конституционного контроля: 1) осуществление контроля всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина, Мексика, Дания, Норвегия). В этих странах вопрос о конституционности нормативного акта ставится любым судом, но окончательное решение принимает высшая судебная инстанция.

2) конституционный контроль осуществляется только высшей судебной инстанцией (Австралия, Индия, Ирландия, Канада, Швейцария).

3) осуществление конституционного контроля специализированными судебными органами (конституционными судами), для которых эта деятельность является единственной или главной функцией. Эти конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции (Германия, Австрия, Италия, Турция, Россия). Они формируются парламентским, внепарламентским и смешанным способами. Видную роль в формировании института судебного конституционного контроля сыграл профессор права Венского университета Ганс Кельзен. В сентябре 1919 года был создан Высший Конституционный суд Австрии, а институт конституционного судопроизводства был закреплен в Конституции 1920 года.

4) осуществление конституционного контроля квазисудебными органами ( Конституционным Советом во Франции и Казахстане, Конституционным Трибуналом в Польше ) и внесудебными органами ( парламентом и Президиумом ЦИК, а позже Комитетом конституционного надзора в СССР; Президентом ).

Конституционный контроль является специфической функцией компетентных государственных органов по обеспечению верховенства конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений.

Классификация видов конституционного контроля может быть осуществлена по следующим основаниям:

по времени осуществления - предварительный (превентивный, предупредительный) и последующий (репрессивный) конституци­онный контроль. При предварительном контроле акт проверяется до его вступления в силу, последующий контроль распространяется на вступившие в силу акты, юридически действующие;

по правовым последствиям — консультативный и учреждающий (постановляющий) конституционный контроль.

Решение в порядке консультативного контроля имеет не только высокий моральный авторитет, но и юридически значимо, оно обязывает к рассмотрению заключения конституционного суда либо аналогичного ему органа тем органом, от которого зависит дальнейшая судьба проекта закона или самого закона, принятого парламентом.

по обязательности проведения — обязательный и факультативный конституционный контроль. Как показывает практика, предварительный конституционный контроль зачастую является обязательным, реже факультативным. Факультативный контроль проводится лишь по инициативе управомоченного органа либо индивида в случае сомнений относительно кон­ституционности закона;

по способу проведения — абстрактный и конкретный конституционный контроль. Абстрактный контроль означает проверку конституционности закона вне связи с каким-либо делом, конкретный контроль осуществляется только в связи с конкретным делом, при разрешении которого применен или подлежит применению определенный закон, конституционность которого оспаривается. Конкретный контроль предусматривается обычно для управомоченных индивидов, юри­дических лиц, во всех остальных случаях используется абстрактный конституционный контроль;

по основаниям проверки конституционности актов — конституционный контроль содержания актов (материальный контроль), по форме акта и способу его принятия (формальный контроль). Материальный контроль означает проверку соответствия содержания акта положениям конституции. При формальном контроле проверяется соблюдение конституционных требований относительно издания акта (входило ли издание акта в компетенцию издавшего органа, соблюдены ли при этом процедурные правила, в надлежащей ли форме издан акт)

 

3 учебный вопрос «Структура и организация деятельности органов судебного конституционного контроля в России»

Этапы: Комитет конституционного надзора СССР (1989-1991 гг.), Конституционный Суд РСФСР (13 судей, возможность по собственной инициативе возбуждать судопроизводство) (1991-1993 гг.), Конституционный Суд РФ (с 1994 г.).

Конституционный Суд – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Он принимает решения, являющиеся окончательными и обязательными, лишает неконституционные нормативные акты юридической силы. Работает исключительно по обращениям, но может быть инициатором при внесении в Госдуму проекта фед. закона.

Полномочия КС РФ:

– дела о соответствии Конституции РФ определенных видов нормативных актов

– споры о компетенции между органами государственной власти

– проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (постановление 1998 г. об обязанности суда приостановить производство по делу до рассмотрения КС запроса)

– толкование Конституции РФ (вывод КС об определенном содержании нормы Конституции на основе интерпретации, о предпочтении одного из вариантов применения нормы Конституции, о самостоятельности того или иного правила в нормах Конституции)

– заключение КС о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента в рамках процедуры импичмента

– решение КС о соответствии Конституции инициативы проведения референдума РФ

– право законодательной инициативы по предметам ведения

– направление посланий Федеральному Собранию

Возможно расширение компетенции на основе нормативных договоров, если это не противоречит существу его деятельности.

 
Состав Конституционного Суда 19 судей, назначаемых на 15 лет. Повторное назначение не допускается. Требования к судьям: возраст не менее 40 лет, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судья не может быть депутатом, не может занимать иные государственные должности, не может заниматься политической, предпринимательской и иной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Председатель Суда, его заместитель и судья-секретарь избираютсячленами Суда тайным голосованием сроком на 3 года, по истечении срока полномочий их могут избрать на новый срок. По инициативе не менее 5 судей они могут быть освобождены досрочно 2/3 голосов от общего числа судей.

Судьи разделены на две равноправные палаты (9 и 10 судей), одну из них возглавляет Председатель Суда, другую – заместитель Председателя. Все дела рассматриваются палатами, наиболее важные – на пленарных заседаниях.

В своей деятельности Конституционный Суд руководствуется принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Решения Конституционного Суда принимаются открытым голосованием путем поименного опроса судей, которые не вправе воздержаться или уклониться от голосования. Судья, несогласный с решением Конституционного Суда вправе письменно изложить свое мнение по рассматриваемому вопросу, которое подлежит опубликованию вместе с решением суд. Решение Конституционного Суда окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его оглашения. Акты, признанные судом неконституционными, утрачивают силу, а не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие. Примером является постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2012 года, в котором ратификация Протокола о присоединении России к ВТО признана соответствующей Конституции РФ.

 

Тема №20: «Конституционные основы местного самоуправления в РФ»

Учебные вопросы:

1. Понятие и система местного самоуправления.

2. Структура органов местного самоуправления и их компетенция.

1 учебный вопрос «Понятие и система местного самоуправления»

Местное самоуправление представляет собой специфическую форму социального регулирования, при которой субъект управляет своими собственными делами на основе принципов самоорганизации, самофинансирования и самоконтроля. Местное самоуправление в РФ – это одна из важнейших основ конституционного строя РФ, один из принципов демократии, одно из конкретных прав граждан – право на самоуправление, а также одна из форм народовластия. Местное самоуправление регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом РФ от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ и др.

Местное самоуправление – это признаваемая и гарантируемая государством самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории с учетом исторических и иных местных традиций.

Другими словами, суть местного самоуправления состоит в том, что граждане и формируемые ими органы местного самоуправления берут на себя ответственность за управление местными делами, а государство снимает с себя эту ответственность.

Соответствующее терминологическое определение идея местного самоуправления получила на границе XVIII-XIX веков. X. Шоллер и Г. Штимпфл, немецкие исследователи, увязывают возникновение понятия "местное самоуправление" с событиями Великой Французской революции, и считают его формой закрепления независимости социума от государства. Говоря об образовании данного явления, следует уточнить соотношение между местным самоуправлением и самоуправлением в целом. Исторически местное самоуправление явилось предтечей самоуправления, по крайней мере, этой точки зрения придерживаются многие исследователи. Ранее упоминавшиеся X. Шоллер и Г. Штимпфл непосредственно указывают на то, что понятие "самоуправление" впервые стало использоваться в связи с «местным самоуправлением». Проводя анализ немецкого местного самоуправления XIX в., они отмечают, что понятие "самоуправление" возникает в юридической науке в 50-е годы этого столетия, тогда как до этого и административная наука, и законодательство Германии говорили лишь о территориальном и местном управлении. В то же самое время термин "самоуправление" более широко и полно использовали в Англии XVIII столетия, откуда это понятие пришло в Германию, а затем и в Россию. В самом деле, как раз в данный период местное самоуправление в России становится предметом самостоятельного научного анализа, основательно входит в политический лексикон. Данной теме посвящены труды В.И. Пешкова, А.В. Васильчикова, А.Д. Градовского. Русские юристы причисляли к местному самоуправлению городское и земское самоуправление. Так, А. Васильчиков рассматривал самоуправление как систему, возлагающую на местных жителей все бремя управления и наделяющую их при этом соответствующими правами. В земских кругах России наиболее популярно было определение Н. Лазаревского: "Местное самоуправление есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, сознавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением". Это определение стало основой общественной теории местного самоуправления, противоположной по содержанию государственной теории местного самоуправления Н.М. Коркунова (местные органы власти – разновидность госорганов, поэтому речь идет не о самоуправлении, а о местном управлении). Также хорошо известно в России и определение, которое принадлежало англичанами П. Ашлейу и И. Редлиху: "Местное самоуправление есть осуществление местными жителями или их избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательной властью или которые принадлежат им по общему праву".

Историческими корнями местного самоуправления можно считать существовавший практически у всех народов обычай решать вопросы, затрагивающие коллективные соседские интересы, “всем миром” (на сходе, вече, круге, курултае и т. п.). В отношении российских народов эта традиция – не только “преданья старины глубокой”. Земское движение, да и организация власти в российском селе в целом еще в начале нынешнего века опирались на крестьянскую общину. Взгляд на землю как на неотчуждаемую общинную собственность и сегодня разделяют многие россияне, особенно в районах традиционного проживания казачества. Необходимо подчеркнуть: именно общинную, а не коллективную, то есть принадлежащую всему населению, а не коллективу с поименно перечисленными членами.

Основные этапы формирования местного самоуправления:

– земская реформа 1864 г. Александра II (введение земских учреждений с относительной самостоятельностью), в дальнейшем земская контрреформа 1890-1892 гг. ввела административный контроль над земствами

– в советский период – отрицание принципа разделения властей и встраивание местных Советов в систему Советов как низшего уровня государственного управления – Советы в своей структуре создавали исполнительные комитеты, но реальные решения принимало руководство КПСС, которая формально не являлась субъектом права.

– в период 1990-1993 гг. первые попытки отделения местных органов от системы государственных и партийных органов, но в дальнейшем в 1993 г. указами Президента введено назначение глав местных администраций.

– с принятием Конституции РФ ситуация стабилизируется, Конституционный Суд неоднократно подтверждает правило о необходимости формирования местных органов власти на выборной основе, так как это более соответствует природе муниципальной власти. Вместе с тем выявляется зависимость местных органов от региональных ввиду отсутствия необходимых бюджетных средств. На местные органы возлагаются чрезмерные государственные обязанности при их неспособности их решать в рамках местных бюджетов.

– реформа «вертикали власти» с 2000 г. поставила вопрос о целесообразности отмены прямых выборов мэров городов и встраивания местных органов в структуру властной вертикали. В Законе 2003 г. были введены специфические институты временной администрации (в случае стихийных бедствий и невозможности создания МСУ на этой территории, либо в случае «банкротства» местного бюджета).

Модели местного самоуправления

1. Англосаксонская (Великобритания, Ирландия, США): самостоятельная компетенция МСУ и отсутствие контроля центральной администрации.

2. Французская (континентальная) (Франция, Италия и др.): наличие контроля за МСУ со стороны представителей центральной администрации, сочетание выборности и назначаемости.

3. Местное (коммунальное) самоуправление (местные коммуны или общины в Германии): существование только выборных органов МСУ, выполнение ими своих обязанностей как МСУ, так и в качестве делегированных им государственных полномочий.

Субъектами местного самоуправления являются местное население или муниципальное образование в целом. В соответствии с федеральным законом муниципальное образование – это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Население муниципального образования реализует свое право местного самоуправления как непосредственно, так и через выборные органы. Объектом местного самоуправления, в первую очередь, также является население этой территории, т.е. проявляется определенное противоречие – народ одновременно является и субъектом и объектом данных общественных отношений, связанных с местным самоуправлением. Кроме того, управление соответствующей территорией означает регулирование деятельности в различных сферах общественной жизни, решение вопросов развития промышленности, сельского хозяйства, управление муниципальной собственностью, социальное и культурное обслуживание населения, именуемые в федеральном законе вопросами местного значения. Необходимо также отметить, что и территории, и населяющие их граждане являются одновременно объектами и государственного управления, осуществляемого органами государственной власти РФ и ее субъектов.

Принципы деятельности местного самоуправления закреплены в Конституции РФ и федеральном законе. К общим принципам местного самоуправления относятся:¨самостоятельность решения населением вопросов местного значения; ¨ организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; ¨ соразмерность полномочий местного самоуправления его материально-финансовым ресурсам; ¨ многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; ¨ сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления; ¨ ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; ¨ соблюдение прав и свобод человека и гражданина; ¨ государственные гарантии местного самоуправления; ¨ законность; ¨ гласность и др.

Все муниципальные образования делятся на два уровня: ¨ городские и сельские поселения; ¨ муниципальные районы и городские округа

К вопросам местного значения поселений относятся: ¨ бюджет поселения; ¨ местные налоги и сборы; ¨ муниципальная собственность поселения; ¨ организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения; ¨обеспечение услугами связи, торговли и бытового обслуживания населения; ¨ организация досуга, физкультуры, спорта, массового отдыха населения; ¨ дорожное строительство и транспортное обслуживание в границах поселения; ¨ обеспечение первичных мер пожарной безопасности; ¨ благоустройство; ¨ сбор и вывоз бытовых отходов и мусора; ¨ землепользование и другие вопросы.

К вопросам местного значения муниципального района относятся: ¨ бюджет муниципального района; ¨ местные налоги и сборы; ¨ собственность муниципального района; ¨ организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения поселений; ¨ обеспечение поселений услугами связи, торговли и бытового обслуживания; ¨ содержание и строительство дорог между поселениями; ¨ транспортное обслуживание между поселениями; ¨ начальное и общее среднее образование на территории муниципального района; ¨ медико-санитарная помощь; ¨ землепользование на межселенных территориях; ¨ ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации; ¨ утилизация и переработка отходов; ¨ выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета муниципального района и другие вопросы.

Поскольку городской округ является городским поселением, имеющим права муниципального района, круг вопросов местного значения, отнесенный к его ведению, включает в себя как вопросы местн6ого значения поселения, так и муниципального района.

Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: ¨ принятие устава, издание муниципальных правовых актов, установление своих символов; ¨ проведение муниципальных выборов и местного референдума; ¨ создание муниципальных предприятий и учреждений, установление тарифов на их услуги; ¨ принятие и выполнение программ социально-экономического развития; ¨ учреждение средств массовой информации; ¨ осуществление внешнеэкономических связей и др.

В поселениях с числом жителей не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится собрание (сход) граждан.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - это самоорганизация граждан на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения Формами непосредственной демократии являются также публичные слушания (для обсуждения вопросов местного значения или информирования населения о деятельности органов местного самоуправления), опрос граждан (для выявления мнения населения и его учета при принятии решений), обращения граждан в органы местного самоуправления (должен быть письменный ответ по существу обращения в течение одного месяца) и другие.

 

2 учебный вопрос «Структура органов местного самоуправления и их компетенция»

Структуру органов местного самоуправлениясоставляют: ¨ глава муниципального образования; ¨ местная администрация. Кроме того, могут создаваться ¨ контрольный орган муниципального образования; ¨ иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Избирается на основе всеобщих выборов или сформируется из глав поселений и части депутатов представительных органов поселений, входящих в состав района.

В исключительной компетенции представительного органа находятся: ¨ принятие устава; ¨ утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; ¨ установление местных налогов и сборов; ¨ принятие программ развития муниципального образования; ¨ определение порядка управления муниципальным имуществом; ¨ определение порядка принятия решений о создании муниципальных предприятий и установлении тарифов на их услуги; ¨ контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения и другие.

Нормативные правовые акты, связанные с налогами, сборами и расходами из местного бюджета, могут быть внесены только главой местной администрации или при наличии его заключения.

Все нормативные правовые акты, принятые представительным органом, подлежат подписанию и обнародованию главой муниципального образования, который имеет право отлагательного вето. Если при повторном рассмотрении отклоненный акт будет одобрен двумя третями голосов, то он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования. Он избирается представительным органом из своего состава и становится его председателем либо избирается на муниципальных выборах. Он может войти в состав представительного органа в качестве его председателя либо возглавить местную администрацию. Совмещение этих постов не допускается, кроме поселений с численностью населения менее 1000 человек.

Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий. Руководит ее работой глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое главой муниципального образования по контракту по результатам конкурса.

Контрольный орган муниципального образования образуется для контроля за исполнением местного бюджета и за соблюдением порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, формируется на муниципальных выборах или представительным органом.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае издания противоречащего законодательству нормативного правового акта, что подтверждено решением суда, представительный орган местного самоуправления может быть распущен законом субъекта РФ, принятым по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ. Глава муниципального образования или глава местной администрации в тех случаях могут быть отрешены от должности правовым актом высшего должностного лица субъекта РФ. Эти решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

В каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований, которые, в свою очередь, могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Эти объединения не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований и ограничивать их деятельность. Общероссийское объединение может направлять своих представителей в Конгресс местных и региональных властей Совета Европы и участвовать в работе этого Конгресса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.211 сек.