Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система органов прокуратуры

Введение

Лекция № 5: Прокурорский надзор и органы прокуратуры.

Заключение

 

Конституционный Суд РФ (ст. 126) устанавливает, что Верховный Суд РФ является высшим органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Сомнению часто подвергается право Верховного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики, в котором многие также видят опасность для независимости нижестоящих судов. Разъяснения теперь, в отличие от прежних лет, не характеризуются как руководящие, но они полезно служат единообразию правоприменительной практики по конкретным вопросам, а потому приветствуются самими судами.

В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т.е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют суды- независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость.


 

План:

Введение

1. Система органов прокуратуры

2. Работники прокуратуры и требования, предъявляемые к ним

3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры Российской Федерации

4. Функции органов прокуратуры

5. Военная прокуратура

 

В ходе изложения лекционного материала студентам необходимо уяснить:

· прокуроры для выполнения своих основных функций наделены широким кругом., полномочий. Эти полномочия зависят от вида, осуществляемого прокурором надзора, а также от вида его деятельности;

· особое внимание следует уделить рассмотрению полномочий прокурора при осуществлении прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. А для этого необходимо обратиться к названным Закону «Об оперативно-розыскной деятельности», к УПК РСФСР;

· следует разобраться, в чем различие между протестом, представлением и постановлением прокурора. Знать в каких случаях они выносятся и каковы их правовые последствия для органов и должностных лиц, которым эти акты адресованы;

· необходимо уяснить, какие требования предъявляются к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, порядок назначения их на должность. Обратить внимание на гарантии неприкосновенности прокуроров, меры материальной, социальной и правовой защиты.

В заключение заметим, что обратившись к ст. 54 Закона «О прокуратуре РФ» студенты должны уяснить значение содержащегося в этом законе наименования «прокурор».

Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, а также уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, выполняет иные функции, установленные законом. Прокуратура действует на основании Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г., с изменениями и дополнениями от 21 ноября 1995 г. и от 10 февраля 1999 г.27.

По своему правовому назначению этот закон занимает особое место среди иных нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность органов прокуратуры. Его особенность определяется прежде всего универсальностью, он регулирует деятельность прокуроров в полном объеме как по предмету и пределам надзора, так и полномочиям прокуроров по устранению установленных нарушений закона. В то же время Закон не подменяет и не заменяет соответствующих норм законодательства по сложившимся отраслям права: уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, административного, трудового, исправительно-трудового и т.д. Более того, в отдельных случаях он отсылает к нормам законов по отдельным отраслям права.

Прокурорский надзор, его предмет и пределы, полномочия прокурора, формы и средства по устранению нарушений закона имеют ряд специфических признаков, отличающих его от методов контроля за законностью со стороны иных государственных органов.

Во-первых, прокурорский надзор имеет самые широкие границы, которыми не обладает ни один государственный орган. Его предметом являются соблюдение Конституции РФ, исполнение законов. Осуществляется надзор и за исполнением указов Президента РФ. Он распространяется на все министерства, органы представительной и исполнительной власти, а также на деятельность их должностных лиц. В этом заключается принципиальное отличие прокурорского надзора от иных видов надзора и контроля (административного, технического, экологического и т.п.).

В число объектов прокурорского надзора не входят лишь высшие представительные и исполнительные органы и соответствующие высшие должностные лица Российской Федерации и республик в ее составе, а также органы судебной власти.

Во-вторых, при осуществлении прокурорского надзора прокурор не вмешивается в хозяйственную, управленческую и оперативную деятельность организаций, учреждений и должностных лиц (исключение составляет надзор прокурора за расследованием преступлений). Прокурор не обладает никакой административной властью и не управляет поднадзорными ему организациями. Он не вправе применять сам меры наказания, в отличие, например, от сотрудника ГИБДД, который может оштрафовать нарушителя Правил дорожного движения. Однако при установлении такого нарушения закона прокурор может возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении и передать дело на разрешение суду.

Исходя из сказанного, под прокурорским надзором следует понимать осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц – прокуроров – за соблюдением Конституции РФ, за точным исполнением и единообразным применением законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

Следует сказать, что Закон «О прокуратуре РФ» предусматривает перечень и содержание правовых актов прокурорского реагирования на установленные нарушения законов в порядке общего надзора, которые он вправе применять и при осуществлении других отраслей надзора. К их числу относятся: протест (ст.23), представление (ст.24), постановление (ст.25), предостережение о недопустимости нарушения закона (ст.25-1).

 

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему прокурорских органов и учреждений. Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов федерации, городов, районов, военные, транспортные и иные прокуратуры.[[93]]

В основе построения прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство. Входящие в систему прокурорских органов военные, транспортные и другие специализированные прокуратуры действуют на правах областных и районных прокуратур.

Военные прокуратуры занимают в системе прокуратуры РФ автономное место. Они образуют свою систему органов военной прокуратуры, высшим звеном которой является Главная военная прокуратура, входящая в состав Генеральной прокуратуры РФ на правах структурного подразделения. Ее возглавляет Главный военный прокурор - заместитель Генерального прокурора РФ. В остальной своей части построение органов военной прокуратуры соответствует построению военных судов. К среднему звену системы военной прокуратуры относятся прокуратуры военных округов и им равные. К низшему звену - прокуратуры гарнизонов, приравненные к прокуратурам городов и районов.

К юрисдикции транспортных прокуратур относится осуществление надзора за соблюдением законов на определенной железной дороге. Всего на правах областных в РФ действуют 17 транспортных прокуратур. Надзор за исполнением законов на территории волжского бассейна осуществляет Волжская природоохранительная прокуратура. Каждая из перечисленных прокуратур имеет низовые звенья, действующие на правах прокуратур районов. Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголовное наказание в виде лишения свободы.

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором РФ.

Генеральная прокуратура РФ возглавляется Генеральным прокурором РФ. Он имеет первого заместителя и заместителей. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей, других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок полномочий Генерального прокурора - 5 лет. Заместители Генерального прокурора РФ по его представлению назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации. Прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые назначаются на должность Генеральным прокурором РФ, причем прокуроры субъектов Федерации - по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации [[94]].

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют прокуроры, назначаемые и освобождаемые от должности Генеральным прокурором РФ. Сведения о назначении прокурора на должность и об его освобождении публикуются в печати.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.