Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 7: Органы обеспечения государственной безопасности в РФ

Органы и учреждения системы Минюста России

Введение

Лекция № 6: Министерство юстиции РФ и его органы

 

План:

1. Основные функции Министерства юстиции РФ

2. Органы и учреждения системы Министерства юстиции РФ

3. Структура Министерства юстиции РФ

 

 

Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.

На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.

Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин. Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.

По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.

Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности.
В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.

С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.

13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось»…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».

После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.

Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.

С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».

По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.

Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.

После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития.
Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина.


1. Основные функции Министерства юстиции РФ (Минюст России)

• Координация нормотворческой деятельности федеральных органов ис­полнительной власти;

• юридическая экспертиза проектов законодательных и иных норматив­ных правовых актов;

• осуществление государственной регистрации нормативных правовых ак­тов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих пра­ва, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер;

• представление в Правительство РФ предложения об отмене или приос­тановлении действия нормативных правовых актов федеральных орга­нов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции РФ, международным договорам РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Пра­вительства РФ;

• изучение практики применения законодательства в сфере юстиции;

• ведение государственного реестра нормативных правовых актов феде­ральных органов исполнительной власти;

• участие в подготовке Свода законов РФ, разработке и реализации про­грамм правовой информатизации;

• представление правовой информации Президенту РФ, Правительству РФ, иным федеральным органам государственной власти;

• обмен правовой информацией с иностранными государствами;

• осуществление государственной регистрации общероссийских и между­народных общественных объединений, отделений иностранных неком­мерческих неправительственных объединений, а также юридических лиц;

• организационное и методическое руководство деятельностью Службы судебных приставов;

• организация оперативно-розыскной деятельности в учреждениях, ис­полняющих уголовные наказания, и следственных изоляторах; обеспе­чение исполнения уголовных наказаний;

• наделение нотариусов полномочиями по совершению нотариальных дей­ствий от имени Российской Федерации;

• дача согласия на образование коллегий адвокатов, ведение их реестра; *' координация деятельности по государственной регистрации актов граж­данского состояния;

• правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специаль­ного и двойного назначения;

• исполнение в пределах своей компетенции обязательства Российской Федерации по международным договорам РФ о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

• выдача разрешений на открытие представительств иностранных юриди­ческих организаций на территории РФ;

• иные функции.

Органы и учреждения юстиции (министерства и отделы юстиции субъек­тов РФ; адвокатура, нотариат, учреждения записи актов гражданского состояния (загсы), Российский федеральный центр судебных экспертиз и региональные лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия. Научный центр правовой информации, Главный информа­ционно-аналитический центр Минюста России, Административно-тех­нический центр) Кроме того, это:

• органы и учреждения уголовно-исполнительной системы (центральные и территориальные органы управления и учреждения, исполняющие уго­ловные наказания: исправительные и воспитательные колонии, тюрь­мы и т. п.);

• Служба судебных приставов (Департамент судебных приставов Мини­стерства юстиции РФ и его структурные подразделения);

• учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

3. Структура Минюста России:

• Министр юстиции РФ, который руководит деятельностью Минюста России и отвечает за его работу, его заместители, руководители под­разделений Минюста России. Министр в пределах своей компетенции вправе издавать приказы, инструкции, разъяснения и другие ведомственные акты;

• коллегия Минюста России в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, начальников управлений Минюста России по феде­ральным округам, иных руководящих работников этого Министерства, а также сотрудников Администрации Президента РФ;

департаменты и управления Минюста России, отвечающие за деятель­ность судебных приставов, регистрацию нормативных актов федераль­ных органов исполнительной власти, иные участки работы Минюста Рос­сии, в т. ч. и за вопросы организации работы в самом аппарате Минюста России, его материально-техническое и финансовое обеспечение и др.

Служба судебных приставов. Структура Службы судебных приставов.

1. Судебные приставы приносят присягу. При исполнении служебных обя­занностей судебные приставы носят форменную одежду со знаками раз­личия и эмблемой. Категории судебных приставов:

• судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятель­ности судов;

• судебные приставы-исполнители.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должности судебных приставов:

• гражданство РФ;

• достижение 25-летнего возраста;

• среднее общее или среднее специальное образование (высшее юриди­ческое образование - для старшего судебного пристава);

• способность по своим деловым, личным качествам и состоянию здоро­вья выполнять обязанности судебного пристава;

• отсутствие судимости.

2, Обязанности судебных приставов по обеспечению установленного поряд­ка деятельности судов:

v' обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников про­цесса и свидетелей;

• выполнение распоряжений председательствующего в судебном заседа­нии в сфере обеспечения порядка в суде; исполнение решений о при­менении к гражданам мер процессуального принуждения;

• охрана зданий суда, помещений судебных заседаний и совещательных комнат в рабочее время;

I/ проверка готовности судебных помещений к проведению судебных за­седаний; доставка к месту проведения заседания материалов дела и ве­щественных доказательств;

I/ взаимодействие с военнослужащими воинских подразделений по кон­воированию лиц, содержащихся под стражей;

** поддержание общественного порядка в здании суда;

*> осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судеб­ному приставу-исполнителю;

• участие по указанию старшего пристава в совершении исполнительных действий;

• предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений в су­дебных помещениях; выявление нарушителей и задержание их в случае необходимости;

• прохождение специальной подготовки и периодических проверок по пригодности к действиям в условиях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

3. Обязанности судебных приставов-исполнителей'.

4/ принятие мер по своевременному, полному и правильному исполне­нию исполнительных документов;

• предоставление сторонам исполнительного производства и их предста­вителям возможности знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки и снимать копии;

• рассмотрение и принятие решений по заявлениям и ходатайствам сто­рон исполнительного производства, разъяснение им порядка и срока обжалования таких решений;

• заявление самоотвода, если судебный пристав-исполнитель прямо или косвенно заинтересован в результатах исполнительного производства или по иным причинам не может оставаться объективным и бесприст­растным.

4. Структура Службы судебных приставов:

• Главный судебный пристав РФ - заместитель Министра юстиции РФ;

• департамент судебных приставов Минюста России во главе с замести­телем Главного судебного пристава РФ;

• Служба судебных приставов Управления военных судов Минюста, воз­главляемая заместителем начальника Управления военных судов - Глав­ным военным судебным приставом;

5/ службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ во главе с заместителями начальников органов юстиции субъектов РФ - главными судебными приставами субъектов РФ;

• районные, межрайонные или соответствующие им подразделения су­дебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляе­мые старшими судебными приставами.

 

Заключение

 

Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества.

Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.

Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.

На всех этапах развития Российского государства Минюст выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.

 

 


 

План:

Введение

1. Понятие и виды органов обеспечения безопасности.

2. Органы федеральной службы безопасности.

3. Органы внешней разведки.

4. Федеральная пограничная служба Российской Федерации.

5. Федеральные органы правительственной связи и информации.

6. Федеральные органы государственной охраны.

Приложение: схемы к лекции.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Военная прокуратура | Система органов ФСБ РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 1584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.