Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 8: Юридическая помощь и ее организация

Осуществляемые органами пограничной охраны

Система органов пограничной службы РФ

Органы внешней разведки

 

  Разведывательную деятельность осуществляют  
Служба внешней разведки Органы разведки Министерства обороны РФ Органы разведки ФАБСИ
Органы разведки Федеральной пограничной службы РФ   Органы разведки ФСБ РФ

 

  ФПС РФ  
Учебные заведение, учреждения и организации Пограничные войска Органы пограничного контроля Оперативные органы
  Пограничные округа    
  Пограничные отряды    
  Пограничные заставы    
           

 

Виды правоохранительной деятельности,

 

Органы пограничной охраны осуществляют
Внешнюю разведку ОРД Административную деятельность
  Уголовно-процессуальную деятельность (дознание) Пограничный контроль, охрану государственной границы

 


 

Введение

1. Адвокатура

2. Нотариат

3. Частная детективная и охранная деятельность

 

Введение

 

Конституция Российской Федерации (ч.3 ст.13, ст.30) закрепила право граждан на объединения, которое в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»61 может быть реализовано путем создания различных общественных организаций, движений, фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности и активного участия в их деятельности62, которые осуществляют юридическую помощь гражданам.

Цель юридической помощи заключается в том, чтобы каждому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, физическому или юридическому лицу предоставлялась квалифицированная (юридическая) помощь, объясняемая как признание реализации прав и свобод человека и гражданина на основе квалифицированного знания дела и его решения.

Юридическую помощь осуществляют различные общественные объединения, под которымипонимаются добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, создаваемые по инициативе граждан, объединившихся на основе общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5 Закона).

Традиционными формами участия населения в правоохранительной деятельности были ДНД, товарищеские суды, наблюдательные комиссии при региональных органах управления, адвокатура. Создаваемые на основе коллективного членства, эти организации и объединения главное свое предназначение видели в оказании помощи государственным правоохранительным органам в их работе по охране правопорядка.

В целом, создание общественных организаций и объединений должно способствовать реализации прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц, входящих в эти объединения.

Реализуя свое право на объединение, граждане могут создавать политические партии и общественные движения, профессиональные союзы, женские и молодежные организации, творческие союзы и т.д., преследующие социальные, политические и иные общественно полезные цели, ставящие своей целью совместное решение различных социальных проблем, которые могут возникнуть у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленные на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц.

Неоценима роль общественных объединений и организаций в решении общегосударственной задачи по охране права в стране, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Однако, традиционные формы (например, ДНД) претерпевают организационные изменения, другие (товарищеские суды, наблюдательные комиссии) стоят на перепутье и требуют правового обновления, роль третьих (адвокатура) неизмеримо выросла и также ждет своего законодательного закрепления. Более того, в последнее время появились новые формы участия граждан в правоохранительной деятельности, в основе создания которых лежат не столько коллективные, сколько индивидуальные интересы (частные нотариальные палаты, частные детективные и частные охранные предприятия).

Они, как правило, создаются по инициативе отдельных граждан либо по заявлению группы учредителей и выполняют функции охраны не правовых интересов вообще, а отдельных лиц, конкретных предприятий, учреждений и организаций.

Адвокатура

 

Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам[96].

Правовая помощь по своему содержанию охватывает широкий круг действий: помощь в поиске нужного нормативного акта, разъяснение его содержания, содействие в составлении документа, подбор аргументов, определение органа, способного наиболее эффективно решить возникшую проблему, осуществление представительства, ведение защиты и т.д. Адвокатура - не государственная структура, а профессиональное объединение, независимое от органов власти.

Правовой основой деятельности адвокатуры являются Конституция РФ, Положение об адвокатуре РСФСР утвержденное Верховным Советом РСФСР 20.11.80 г., УПК РСФСР, ГПК РСФСР.

Общая задача адвокатуры - оказание юридической помощи - конкретизируется в отдельных видах этой помощи, к которым относятся:

1. консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам;

2. составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

3. представительство в судах, других государственных органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях[97];

4. участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника и представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика[98];

5. участие в качестве представителей сторон в Конституционном Суде РФ;

6. защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи;

7. иная не запрещенная деятельность (разработка уставов, подготовка к регистрации юридических лиц, заключение контрактов, правовое обслуживание коммерческих операций и т.д.).

В основе организации деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы.

Гуманизм. Адвокатура служит для служения человеку - защите его доброго имени, чести, достоинства, жизни, здоровья, личных тайн, собственности, прав.

Законность. Адвокат обязан вести защиту только законными методами, немедленно реагировать на все нарушения закона судом, прокурором, органами предварительного следствия и дознания, должностными лицами и т.д.

Добровольность. Любое лицо, имеющее юридическое образование, может подать заявление о приеме в адвокатуру. Лица, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет, принимаются в адвокатуру без прохождения стажировки, однако им может быть назначен испытательный срок продолжительностью до 3 месяцев. Лица, не имеющие стажа, до зачисления в адвокатуру должны пройти стажировку сроком от 6 месяцев до года. Адвокат и стажер не вправе совмещать адвокатскую деятельность со службой в государственных и общественных организациях за исключением научной и преподавательской деятельности, а также для адвокатов, работающих в районах, где объем адвокатской деятельности является недостаточным[99]. Адвокат имеет право на получение гонорара за свою работу. Взимание гонорара или части его, минуя кассу юридической консультации, рассматривается как уклонение от налогообложения, нарушение норм адвокатской этики и влечет соответствующую ответственность.

Самоуправление. Адвокатское сообщество управляет своими делами самостоятельно, решая наиболее важные вопросы на общем собрании[100] (конференции[101]) коллегии, предоставляя определенные полномочия ее выборным органам - президиуму[102], председателю президиума[103], ревизионной[104] и квалификационной[105] комиссиям.

Президиумом коллегии организуются юридические консультации для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи. Это основное рабочее звено. Члены коллегии адвокатов входят в состав какой-либо юридической консультации и там проводят свою работу. Численность юридических консультаций различна: от 2-3 человек в сельской местности до 50-60 в Москве. Во главе юридической консультации стоит заведующий, назначаемый президиумом коллегии адвокатов. Каждая юридическая консультация должна отчислять на общие нужды коллегии до 30% валового поступления средств. Реально в различных коллегиях этот процент различен. Эти отчисления составляют бюджет коллегии, расходуемый на нужды самих юридических консультаций (аренда и ремонт помещений, приобретение литературы и оргтехники, зарплата технических работников и т.д.). Непосредственно на содержание президиума отчисляются очень незначительные суммы.

Независимость адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства в ее дела со стороны государственных органов. Численный состав, штаты, смета расходов и доходов коллегии не утверждается исполнительными органами. Минюст больше не устанавливает правил оплаты труда адвокатов, поскольку размеры их гонораров определяются соглашениями между адвокатами и клиентами[106].

Некоторые полномочия в отношении адвокатских объединений сохраняет Министерство юстиции РФ. Оно рассматривает ходатайства об образовании новых адвокатских коллегий, оценивает с точки зрения закона их уставы, выдает им лицензии на право заниматься адвокатской деятельностью. Если деятельность вновь созданной коллегии адвокатов противоречит ее уставу или закону, Минюст вправе лишить ее лицензии.

Гласность, открытость в деятельности адвокатуры заключается в том, что адвокаты вправе знать о положении дел в их профессиональной организации. Они вправе внести на обсуждение общего собрания любой вопрос, касающийся деятельности этой организации. Адвокатская тайна - необходимое условие существование адвокатуры. В содержание адвокатской тайны включаются:

1. сам факт обращения гражданина в коллегию адвокатов за юридической помощью и мотивы, побудившие к такому обращению;

2. сведения о преступлении, его участниках, последствиях, данные о личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком;

3. те же сведению, сообщенные адвокату родственниками обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью;

4. сведения о личной жизни граждан, почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним;

5. сведения, сообщенные адвокату лицом, которое он представляет в гражданском или административном процессах;

6. сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатских досье.

Существуют пять основных гарантий сохранения адвокатской тайны:

1) требование закона не разглашать сведения, сообщенные в связи с осуществлением защиты и оказанием другой юридической помощи[107];

2) запрет допрашивать в качестве свидетеля защитника обвиняемого - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением обязанностей защитника[108];

3) запрет допрашивать в качестве свидетеля представителя по гражданскому делу - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением обязанностей представителя;

4) разрешение встреч защитника с обвиняемым (подсудимым, осужденным) наедине без ограничения их количества и продолжительности[109];

5) отсутствие уголовной ответственности адвоката за недоносительство о любом преступлении, ставшем ему известным со слов обвиняемого или его родственников, если они обратились за юридической помощью.

Адвокат обязан сохранять в тайне доверенные ему сведения бессрочно, даже после смерти лица, доверившего эти сведения, за исключением случаев, когда они служат его реабилитации. Адвокат не вправе оказывать конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Децентрализация как принцип организации адвокатуры означает самоуправление на уровне каждой коллегии, невмешательство одной коллегии в дела другой, отсутствие общефедерального органа, стоящего над коллегиями и управляющего их делами.

2. Нотариат

 

Нотариатом называется система государст­венных органов и должностных лиц, а также част­ных нотариусов, осуществляющих различные но­тариальные действия в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальные действия предусмотрены зако­ном и заключаются в удостоверении сделок, для которых законодательством установлена обяза­тельная нотариальная форма (договоры, завеща­ния, доверенности); выдаче свидетельств на право собственности, долю в общем имуществе; свиде­тельстве верности копии документа, подписи и перевода; удостоверении различного рода фактов; принятии мер к охране наследственного имущест­ва и др. Нотариальные действия осуществляются в определенном законом порядке, по строго регла­ментированным правилам, несоблюдение кото­рых приводит к признанию нотариального акта недействительным.

Нотариальная деятельность тесно связана с судебной, в особенности с осуществлением пра­восудия по гражданским делам. Удостоверяя бес­спорные права какого-либо лица, нотариат предупреждает возникновение споров о праве, которые должен рассматривать суд. Суд рассмат­ривает жалобы на нотариальные действия или об отказе в них. Нотариально закрепленный договор облегчает стороне доказывание своего права, по­скольку содержание договора, подлинность под­писей, удостоверенных в нотариальном порядке, являются достоверными. Но в отличие от суда, который рассматривает споры, нотариат осуществляет действия только в от­ношении дел, по которым отсутствует спор о праве. Его деятельность направ­лена на юридическое закрепление гражданских прав.

Правом осуществления нотариальных действий наделяется ряд должност­ных лиц административных органов (начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов, главные врачи больниц и др.). В то же время сущест­вуют органы и должностные лица, которые занимаются нотариальными дейст­виями на профессиональной основе. Именно они и рассматриваются как государственный нотариат.

Организация и деятельность нотариальных органов осуществляется в со­ответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариа­те, а также различными инструкциями, утверждаемыми Министерством юстиции РФ.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Нотариус осуществляет свою деятельность на определенной территории, именуемой нотариальным округом. Нотариальный округ устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом считается вся территория города.

Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению министерствами юсти­ции республик в составе РФ, органами юстиции краев, областей, автоном­ной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Нотариаль­ные конторы, как правило, создаются в городах, а в крупных городах - в каждом районе города.

Должность нотариуса, занимающегося частной практикой, учреждается органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Они же определяют количество нотариусов в нотариальном округе. Нотариус, занимающийся частной практикой, открывает свою контору, счета в банке, нанимает и увольняет работников, распоряжается поступившими доходами.

Руководство государственными нотариальными конторами осуществляет Министерство юстиции РФ, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты.

Нотариусом может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку в государственной нотариальной кон­торе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квали­фикационные экзамены и получивший лицензию на право нотариальной деятельности.

Стажировка в государственной нотариальной конторе или у нотариуса организуется органами юстиции или нотариальной палатой сроком на 1 год. Для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности, он может быть сокращен, но не более чем на 6 месяцев. Права и обязанности стажера определяются трудовым договором и правилами прохождения стажировки, разработанными совместно Министерством юстиции РФ и Федеральной но­тариальной палатой.

Квалификационная комиссия, принимающая экзамены у лиц, прошедших стажировку и желающих стать нотариусом, образуется при органах юстиции субъектов РФ с участием представителей нотариальной палаты. Решение ква­лификационной комиссии может быть обжаловано в апелляционную комис­сию, действующую при Министерстве юстиции РФ. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд.

Лица, сдавшие квалификационный экзамен, получают лицензию на пра­во нотариальной деятельности. Лицензию выдают органы юстиции субъек­тов РФ в течение месяца после положительного решения квалификацион­ной комиссии. Наделение нотариуса полномочиями осуществляется Министерством юстиции РФ или по его поручению - органами юстиции на конкурсной ос­нове из числа лиц, получивших лицензию.

Компетенция нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, и нотариусов, занимающихся частной практикой, одинакова.Всеони осуществляют свои действия от имени государства. Основным правом нотариуса является право совершать предусмотренные законом нотариальные действия. Нотариус может осуществить любое нотари­альное действие в отношении обратившегося к нему лица, за исключением случаев, когда место совершения нотариальных действий определено законо­дательством РФ и международными договорами. Нотариус имеет право со­ставлять проекты доверенностей, сделок, заявлений, изготавливать копии до­кументов и выписки из них. Он также может истребовать от физических и юридических лиц документы для подтверждения обстоятельств, служащих ос­нованием для совершения нотариального действия. Решения нотариусов, как государственных, так и частных, имеют одинаковую юридическую силу. Од­нако некоторые нотариальные действия находятся в исключительной компе­тенции государственных нотариусов: выдача свидетельств о праве на наслед­ство, принятие мер к охране наследственного имущества.

Нотариус обязан при осуществлении своей деятельности быть беспристра­стным, подчиняться только требованиям закона и ведомственных норматив­ных актов. Он обязан предупреждать обратившихся к нему лиц о последстви­ях осуществляемых нотариальных действий. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые ему стали известны в связи с осуществлением профессио­нальной деятельности, отказать в совершении нотариального действия, если оно не соответствует закону. Нотариус, занимающийся частной практикой, несет личную ответственность по решению суда в случае причинения ущерба нотариальными действиями, совершенными в противоречие с действующим законодательством. В обеспечение материальной ответственности нотариус, занимающийся частной практикой, должен заключить договор страхования. Без его заключения он не имеет права выполнять свои полномочия. Нотари­усы не имеют права заниматься предпринимательской и иной деятельностью, оказывать посреднические услуги при заключении договора.

У нотариуса могут быть помощники. Помощником нотариуса является лицо, имеющее лицензию на право осуществления нотариальной деятельно­сти, но по каким-либо причинам не занимающее должность нотариуса. По­мощник нотариуса замешает его в случае длительного отсутствия (отпуска, болезни). В этом случае помощник нотариуса наделяется всеми правами но­тариуса. Но ответственность за ущерб, причиненный действиями помощни­ка нотариуса, несет сам нотариус. Он может предъявить впоследствии регрессный иск помощнику в размере причиненного ущерба.

Нотариальная палата является некоммерческой организацией, пред­ставляющей собой профессиональное объединение, основанное на обяза­тельном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотари­альные палаты образуются в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах, Москве и Санкт-Петербурге.

Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Нотариальная палата осуществляет представительство и защиту интересов нотариусов, оказание им помощи в развитии частной нотариальной деятельности, организацию стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса, повышение профессиональной подготовки нотариусов, организацию страхования нотариусов и т. д. Нота­риусы обязаны платить взносы на содержание палаты и представлять сведе­ния о совершенных нотариальных действиях, иные документы, касающиеся их финансово-хозяйственной деятельности, при проверках, проводимых но­тариальными палатами. Нотариальная контора имеет право ходатайствовать перед судом о лишении нотариуса права нотариальной деятельности. Основ­ные вопросы деятельности палаты решает собрание нотариусов палаты, а те­кущей работой руководит правление во главе с президентом.

Нотариальные палаты в обязательном порядке являются членами Феде­ральной нотариальной палаты. Федеральная нотариальная палата объединя­ет все нотариальные палаты, а значит всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории РФ. Федеральная палата представляет интересы но­тариусов и нотариальных палат на государственном и международном уров­нях. Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей нотариальных палат, которое избирает правление и президен­та Федеральной нотариальной палаты.

Система контроля за деятельностью нотариусов. Контроль за деятельностью нотариусов осуществляет суд, рассматривая в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства спор о праве, ос­нованном на совершении нотариального действия, жалобы на совершение но­тариального действия или отказ в нем. Суды также рассматривают и требова­ния о возмещении ущерба нотариусами, занимающимися частной практикой.

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, осуществляют орга­ны юстиции, а за нотариусами, осуществляющими частную практику, - но­тариальные палаты. Контроль за соблюдением нотариусами налогового законодательства возлагается на налоговые органы. В населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор или нотариусов, занимающихся частной практикой, нотариальные действия осуществляются должностными лицами органа исполнительной власти на основании решения его руководителя.

За границей для российских граждан нотариальные действия осуществ­ляют консульские учреждения. Капитаны морских судов, главные и дежурные врачи больниц, начальни­ки воинских частей, исправительных учреждений и следственных изолято­ров имеют право удостоверять завещания и доверенности. Удостоверенные ими документы имеют силу нотариально удостоверенных.

 

2. Частная детективная и охранная деятельность

 

Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г.64 впервые введен новый вид правоохранительной деятельности – «частная детективная и охранная деятельность» (ЧДОД). Она определяется как «оказание на возмездной договорной (контрактной) основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется» (ст. I Закона).

Из этого определения вытекают следующие принципиальные положения:

1. это новый вид правоохранительной деятельности, которую осуществляют специально создаваемые частные предприятия. Она направлена на защиту прав и интересов (прежде всего личных, имущественных) клиентов, пользующихся услугами этих предприятий;

2. пользоваться услугами этих предприятий, т.е. быть их клиентами, могут отдельные как физические, так и юридические лица;

3. эта деятельность осуществляется на возмездной, договорной основе, т.е. она является платной, в размерах и порядке, определяемом договором между предприятием ЧДОД и клиентом;

4. для осуществления частной детективной и охранной деятельности необходимо получить специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел;

5. правовой статус граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, отличается от правового статуса работников правоохранительных органов.

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система органов ФСБ РФ | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 6547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.