Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Экономическое воздействие туризма

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

/. Какова экономическая сущность цены?

2. Каковы необходимые условия рыночного ценооб­разования?

3. Каковы факторы, влияющие на цену в туризме?

4. Какие особенности присущи ценообразованию в туризме?

5. Расскажите о структуре цены, на туристский продукт.

6. Как рассчитывается цена туристской путевки?
Тема 9. Внешнеэкономическая деятельность

Международный туризм - это система путешествий и обменов, осуществляемая на основе межгосударственных договоров с учетом действующих международных норм.

Международный туризм реализуется путем осуществления международных туристских связей на основе приема иност­ранных туристов в России, поездок российских граждан за границу. Важные критерии эффективности международного туризма - развитая материальная база, унифицированные туристская документация, нормативная база и стандарты обслуживания, а также тесное взаимодействие отдельных туристских организаций и их специализированных подраз­делений в осуществлении планов и программ международ­ного сотрудничества в данной сфере.

Международный ту­ризм - активное направление внешнеэкономических связей.

Туризм в России, как и во всем мире, все больше превра­щается в массовое общественное явление, так как массовым стало стремление людей сменить обстановку, удовлетворив таким образом потребность в отдыхе и восстановлении тру­доспособности. С экономической точки зрения особенность туризма состоит в том, что он вызывает к жизни новую форму потребительского спроса. Спрос этот касается не одного товара, а целого комплекса товаров и услуг; он становится массовым, охватывает широкие слои населения. Удовлетво­рение любого спроса требует производства товаров и предо­ставления услуг.

Таким образом, туризм имеет двойное значение - произ­водственное и социальное. От того, насколько восстановле­ны физические и психические силы человека, зависят его производственные результаты. Мотив восстановления тру­доспособности как движущая сила туризма имеет в то же время социальное значение, ибо это дает человеку удовлет­ворение, не испытывая которого, трудно говорить о благосо­стоянии. А ведь последнее и является конечной целью эко­номической деятельности общества. Зная истоки потребно­сти в туризме, можно определить место туризма в иерархии всех известных потребностей человека, соответствующим образом развивать отрасли производства, которые удовлет­воряют эту потребность и, следовательно, влияют на эконо­мику страны.

Международный туризм для развивающихся стран явля­ется источником поступления иностранной валюты и созда­ния рабочих мест. В то же время он привносит изменения в традиционные социальные системы и природную среду, создавая дополнительную зависимость. Последнее десяти­летие внесло изменения в баланс дебетов, выводя восприя­тие туризма из примитивной оценки условий развития — стоит или не стоит его поддерживать. Международный ту­ризм теперь - это современный инструмент экономики, свя­занный как с доходами, так и с проблемами. Почти все раз­вивающиеся страны признают целесообразность развития международного туризма.

Международный туризм - важный источник поступле­ний в казну любого государства, он играет роль стимулятора внутренней и мировой торговли. Во многих странах на долю туризма приходится от пятой части до половины вало­вого национального продукта, в России же - менее 1 %.

Экономическое воздействие туризма на экономику стра­ны проявляет себя разными путями. Передвижения лю­дей вносят значительный вклад в решение вопроса занятости, приносят доход национальным, региональным струк­турам, объединениям и предприятиям, корпорациям, сред­ним и мелким деловым предприятиям и домашним хозяй­ствам, а также правительствам. Таким образом, они могут оказывать помощь в развитии национальной инфраструк­туры. Международный туризм вносит также вклад в на­циональный платежный баланс, помогая оплате внешне­го долга.

Туризм активизирует социально-культурный и экономи­ко-хозяйственный комплекс, обогащает культуру, как и до­суг, количеством и качеством услуг, разнообразием видов культурного обслуживания и досуговых мероприятий. Куль­тура страны обогащается за счет увеличивающегося потока посетителей, среди которых туристская клиентура играет доминирующую роль. Богатство культуры - в ее базисном ресурсе и вкладе в туризм и познание.

АНАЛИЗ ВЪЕЗДНЫХ И ВЫЕЗДНЫХ ПОТОКОВ В ТУРИЗМЕ

В настоящее время в России туристский бизнес развива­ется с преимущественной ориентацией на выезд. Большин­ство действующих в России туристских фирм предпочита­ют заниматься отправкой своих сограждан за границу. Та­ким образом, действующая модель выездного туризма обеспечивает мощный канал вывоза капитала из России, со­здание новых рабочих мест за рубежом. Этот процесс мож­но проследить по результатам статистических данных Все­мирной туристской организации (ВТО), которые дают пред­ставление о развитии выездного туризма не только в данный момент, но и в перспективе.

Эксперты ВТО представили концепции, дефиниции и классификации, используемые в статистике туризма. Ключевым понятием и основной единицей учета является посетитель — путешествующее лицо, выезжающее за пре­делы своей обычной среды на срок менее года с любой це­лью, кроме занятия профессиональной деятельностью, оп­лачиваемой в посещаемом месте (в стране). Главными критериями выделения посетителей из совокупности путеше­ственников является смена обычной среды, цель и продол­жительность поездки.

Различают две категории посетителей: туристы - кочу­ющие посетители — и однодневные посетители. Не отно­сятся к посетителям и не учитываются в статистике туризма иностранные рабочие, кочевники, бродяги, беженцы, воен­нослужащие иностранных армий, работники консульской и дипломатической служб.

Наиболее распространенными группировочными призна­ками являются цель поездки, продолжительность пребыва­ния, постоянное местожительство, место назначения, ви­ды используемого транспорта и средств размещения, а так­же пол, возраст, образовательный уровень и степень эконо­мической активности посетителей.

Международной статистикой предусматривается следу­ющая классификация по целям поездок: служебные или де­ловые поездки; с целью туризма; частные; обслуживание на транспорте.

Кроме того, классификация ведется по странам выезда, например российских, и въезда иностранных граждан с де­тализацией по целям поездок. Наибольшее внимание уделя­ется поездкам с целью туризма.

Производится также перспективный анализ развития международного туризма по каждой стране в виде оценки наиболее вероятной ситуации развития туризма. Расчеты ведутся специалистами ВТО на основе прогнозных турист­ских карт.

В табл. 10.1 и 10.2 представлена динамика выездного и въездного туризма в России по целям поездок.

За период с 1996 по 2000 г. картина выезда россиян за гра­ницу постоянно менялась в пределах 1,5 млн человек. До 2005 г. характер изменений остается прежним, с той лишь разницей, что увеличивается абсолютное число выезжаю­щих - до 10,3 млн человек в год.

Структура выезда за границу российских граждан скла­дывалась следующим образом: деловые поездки составляли 17 %; поездки с целью туризма - 43; по частным приглаше­ниям - 29; обслуживающий персонал - 11 %. До 2005 г. эта тенденция сохраняется. Однако возрастает удельный вес де­лового туризма.

Анализ выездных туров по странам строится по класси­ческой схеме: три пятерки выезжающих стран. Наибольшей популярностью у россиян пользуются Финляндия, Литва, Польша, Китай, Турция. Объем выездного потока составля­ет в среднем за анализируемый период от 700 до 1500 тыс. человек. Германия, Испания, Италия, Япония, Кипр образу­ют вторую пятерку выезда с объемом от 150 до 500 тыс. че­ловек. В третью группу входят Египет, Франция, ОАЭ, США, Болгария. Количество выезжающих из России граж­дан составляет 100-130 тыс. человек.

Въездной поток иностранных граждан в Россию колебал­ся за период с 1996 по 2000 г. в пределах 5,5-7,4 млн человек. При этом деловые поездки составляли 27 %; с целью туриз­ма - 30; по частным приглашениям - также 30; обслуживаю­щий персонал - до 13; транзит - до 0,1 %. Предполагается, что до 2005 г. эта тенденция в основном сохранится.

Российская Федерация наибольшей популярностью пользуется у следующих стран: Польши, Финляндии, Гер­мании, Китая, США. За анализируемый период въездные потоки по этим странам характеризовались объемами от 80 (США) до 740 тыс. человек (Польша). Имели место, хотя и в меньших объемах, контакты с Италией, Великобритани­ей, Францией, странами Балтии.

Структура въездных и выездных потоков с целью туриз­ма весьма схожа. Россия имеет постоянных партнеров по туристскому бизнесу (въездному и выездному туризму) в лице Польши, Финляндии, Китая; по въезду - также в лице Турции и Испании, а выезду - Германии. На долю этих стран приходится до 2/3 туристского потока (рис. 10.1,10.2).

Перспективный анализ по мировым туристским пото­кам строится на основе ретроспективных данных. Начиная с 1950 г. пятерку лидеров в мировом туристском движении возглавляли США и Канада. Предпочтение отдавалось так­же Италии, Франции и Швейцарии. К 2000 г. позиции Кана­ды и Швейцарии были заметно утрачены. Их место посте­пенно заняли Испания и Китай. Имеют тенденцию к возрас­танию рейтинга Россия. Мексика, Великобритания. Специалисты ВТО относят РФ к числу наиболее популярных в туристском отношении стран мира, отдавая ей 9-е место (табл. 10.3). Но Россия, обладая уникальными природными данными и неизведанностью маршрутов, наличием памят­ников истории и культуры мирового уровня, может претен­довать и на более высокое место. В следующем параграфе остановимся на этих вопросах.

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Объем въездного российского туризма за последние годы существенно вырос. Это подтверждают и экспертные иссле­дования, и данные статистических служб. Но наивно было бы считать этот рост тенденцией, да еще стабильной. Поче­му? Одна из причин - несоответствие гостиничной базы, курортно-рекреационных зон России мировым требовани­ям. По расчетам специалистов, объем общероссийских ин­вестиций, необходимых чтобы привести наши гостиницы в порядок, составляет порядка 20 млрд долл.

Достаточно взглянуть на карту нашей страны, чтобы по­нять, что туристские ресурсы России неисчерпаемы. Однако исследования показывают, что более 60 % россиян, выез­жавших в зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия, которые они ищут в «далеких палестинах», можно получить у себя дома. Причем речь идет не только о красоте родной природы или лечебных факторах отече­ственных курортов. У нас уникальные возможности для со­бытийного, экстремального, приключенческого и многих других видов туризма. Увы, в лучшем случае знания сограж­дан о туристских возможностях страны ограничиваются представлениями о Черноморском побережье Кавказа, горо­дах Золотого кольца и домах отдыха в пределах области, края, в которых они живут.

Как результат, ресурсная база внутреннего туризма задей­ствована на 10—15 %. В итоге в сфере внутреннего туризма отсутствует полноценный товарно-денежный обмен - осно­ва экономического развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые, собственно, и должны стать ос­новой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж.

Причины этого хорошо известны. Выездной туризм при­носит российским туристским компаниям куда большую прибыль, чем въездной. Поэтому большинство из них ори­ентированы на продажу турпродуктов выездного туризма.

Есть еще внутренний туризм, который также мог бы при­носить деньги. Но и он, по сути, находится в зачаточном со­стоянии. Ибо, как утверждают сами турфирмы, показывать россиянам Россию нерентабельно. Исключение составляют разве что черноморские курорты и незначительное количе­ство все тех же местных санаториев и домов отдыха.

В немалой степени это происходит просто потому, что наиболее обеспеченные живут в больших городах. Они под­вергаются постоянньм стрессам и нуждаются в полноцен­ном отдыхе, но мало информированы о рекреационных воз­можностях даже ближайших к местам их проживания реги­онов. Какая-то информация, конечно, поступает - через массовые туристские издания, популярные журналы и теле­передачи, но она, в отличие, скажем, от рекламы иностран­ных направлений, почти всегда общего характера и в таком виде вряд ли способна оказать на потенциальных внутрен­них туристов существенное воздействие.

Большую роль в оживлении внутреннего туризма, в ин­формировании россиян о туристских приоритетах собст­венной страны могли бы сыграть сами туркомпании. Но по­скольку, о чем уже говорилось, у них нет прямой заинтере­сованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы ра­ботают преимущественно с прибыльными зарубежными на­правлениями и опасаются браться за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому что ничего о них не знают.

По данным Департамента туризма Минэкономразвития России, основу въездного туризма в настоящее время со­ставляет бизнес-туризм, т. е. иностранцы едут в нашу страну главным образом с деловыми целями, а не за достопримеча­тельностями или здоровьем. Следовательно, въездной ту­ризм нуждается в переориентации: его основу, как и в дру­гих странах с развитой туриндустрией, должны составлять экологические, культурно-познавательные, лечебно-оздоро­вительные туры, путешествия, круизы и т. п.

Каков же все-таки вклад иностранных туристов в бюджет нашей страны и ее регионов? Согласно данным Департа­мента туризма, ежегодно в Россию въезжают около 7 млн зарубежных гостей, которые в общей сложности расходуют около 400 млн долл. Оценки эти, по-видимому, сильно зани­жены (в среднем получается, что один турист израсходовал всего около 60 долл. за поездку). Однако даже если ориенти­роваться на них, то при увеличении потока туристов до 15 млн в год, можно будет рассчитывать на ежегодный при­рост доходов от въездного туризма до 800 млн долл. и более. А если к этой цифре прибавить средства, которые могут быть получены от внутреннего туризма, то ежегодный при­рост бюджета отечественной туротрасли может составить 2 млрд долл. и более.

Но 2 млрд долл., даже если их и даст въездной и внутрен­ний туризм в ближайшее время, - это все равно как мини­мум в десять раз меньше, чем нужно для того, чтобы удов­летворить материальные потребности гостиничной отрас­ли. Хотя это тоже немалые средства. Их вполне можно упот­ребить с пользой, ибо десятки, сотни российских гостиниц остро нуждаются в финансовых инъекциях, чтобы обрести привлекательный вид для туриста - и иностранного, и свое­го, отечественного, который становится все разборчивее.

По данным специалистов группы ЭКСПАНС (табл. 10.4), общее количество гостиниц туристского класса в указанных регионах составляет 2,5 тыс. При этом средний коэффици­ент износа гостиничной базы - 69,4 %. Учитывая этот сред­ний коэффициент, можно полагать, что из этих 2,5 тыс. в бо­лее или менее удовлетворительном состоянии - только 765, остальные нуждаются в реконструкции и ремонте.

Далее: лишь 22 % (или 168) гостиниц соответствуют ми­ровым стандартам, т. е. могут претендовать на размещение иностранных туристов. При среднем количестве номеров в одной гостинице 250-300 гостиничный фонд, пригодный для нормального размещения туристов, может быть оценен в 42-50 тыс. номеров по всей России.

В то же время, по оценкам экспертов, только Санкт-Пе­тербургу необходимы 30 тыс. номеров туристского класса. Всего же суммарная общероссийская потребность оценива­ется в 500-600 тыс. номеров, или около 2 тыс. гостиниц. Если же учесть, что возведение современной пятиэтажной гостиницы обходится в среднем в 5-10 млн долл., то требуе­мый объем инвестиций составляет от 10 до 20 млрд долл. И это минимум, потому что необходимо не только постро­ить гостиницы, но и затратить существенные средства на их «раскрутку».

Тем не менее вложение столь значительных средств мо­жет быть привлекательным для инвесторов, так как срок окупаемости инвестиций в гостиничный сектор при увели­чении турпотока (как зарубежного, так и российского) всего лишь вдвое составит пять-десять лет. В мировой инвести­ционной практике это вполне приемлемый период.

В середине мая 2001 г. в Минэкономразвития России рас­сматривался проект концепции развития внутреннего (въез­дного) туризма. Разработчики концепции отметили, что, по их мнению, гостиничный сектор - основа въездного туриз­ма - начнет расти, если государство будет ежегодно вклады­вать в него хотя бы 120 млн руб. в год. Однако, по данным правительства Москвы, сумма инвестиций в гостиницы только столицы оценивается в 5 млрд долл.

Но, говоря о господдержке, мы опять не ответили на вопрос: откуда же взять 20 млрд долл., которые необходимы для приведения отечественных гостиниц к мировым стан­дартам? Ведь те 120 млн руб. в год, которые государство обе­щает вкладывать в развитие гостиничного сектора, дела не решат.

Прежде всего, видимо, необходимо разобраться, на каких направлениях эти средства особенно нужны.

Естественно, что в первых рядах - те туристские зоны, которые, с одной стороны, обладают высоким потенциалом и привлекательностью, а с другой - не имеют ресурсной базы, позволяющей оказывать туристам услуги мирового уровня.

Разумеется, в этих зонах есть в большей или меньшей степени развитые гостиничные хозяйства. Другое дело, что те технологические нормы и правила, с применением кото­рых строились провинциальные гостиницы, в большинстве случаев не соответствуют современным и тем более миро­вым требованиям. К примеру, согласно классификации, предложенной Минэкономразвития, на относительно высо­ком уровне в настоящее время находится гостиничный сек­тор Москвы и Санкт-Петербурга. Однако в Северной столи­це только около 2 тыс. номеров могут быть отнесены к тури­стскому классу, а требуется еще минимум 30 тыс. В Москве ситуация несколько лучше, но также далека от идеала.

К условно высокому уровню относятся Калининград и Кавминводы. К среднему - Золотое кольцо, Карелия и По­волжье. Вот и нужно использовать имеющиеся средства прежде всего на реконструкцию гостиниц в этих городах и регионах.

Что касается состояния гостиничного фонда остальных территорий России, то оно, увы, крайне плохое. В большин­стве из них до 30 % номеров без удобств, что вообще проти­воречит современным требованиям к гостиничному биз­несу. А значит, вполне возможно, что вкладывать средства в реконструкцию таких гостиниц нецелесообразно и луч­ше использовать деньги на строительство новых отелей, пансионатов и домов отдыха, соответствующих мировым стандартам.

Какие же гостиницы нам необходимы? Как считают экс­перты, приоритетным направлением в ближайшее время бу­дет строительство малых гостиниц класса три звезды.

Большую надежду специалисты возлагают на частный сектор, который уже сумел себя проявить на Черноморском побережье Кавказа. Но там активность тех, кто вкладывает средства в строительство недорогих частных гостиниц, обусловлена сверхвысоким спросом со стороны массового туриста. Значит, привлекать гостей на первых порах должны государственные или коммерческие гостиницы, а заняться их возведением - либо федеральные департаменты с при­влечением госсредств, либо представители крупного и сред­него бизнеса, желающие перспективно вложить деньги. Последнее, пожалуй, наиболее эффективно. Тем более что государственная концепция обещает таким инвесторам су­щественные налоговые льготы.

Половина территории России - объект туризма. Какова же должна быть региональная структура внутрироссийского туристского рынка с учетом потенциала российских территорий? Для этого разобьем карту России на турист­ские районы, для каждого из которых выделим приоритет­ные типы и направления туризма. Далее с помощью спе­циальных экспертных методик и шкал оценим основные параметры района, характеризующие его туристскую при­влекательность, а также факторы, влияющие на уровень сложности посещения: привлекательность, климатическая и экологическая ситуация, развитие гостиничного бизне­са и состояние инфраструктуры, территориальный фак­тор (т. е. площадь территории и взаимоотдаленность на­селенных пунктов), доступность района для массового ту­риста, наличие объектов культурно-исторического значе­ния, курортных и рекреационных комплексов. В результа­те интегрирования всех параметров получим туристский потенциал района, который представляет собой услов­ную величину, иллюстрирующую, в какой степени, при условиях вложения инвестиций в туристские комплексы района, он может быть востребован туристами с учетом их комплексных потребностей в турпродуктах различно­го типа.

Усредненный показатель турист­ского потенциала России составляет 55,8 %, - а это весьма высокий показатель, который демонстрирует, что более по­ловины ландшафтно-географических и климатических ре­сурсов страны (при такой-то территории) могут быть ис­пользованы для развития самых различных туристских на­правлений (с учетом потребностей туристов). Для сравне­ния, оцененный специалистами туристский потенциал лю­бимой россиянами Турции составляет 38,4 %, Греции - 35, Италии - 49, Франции, Испании и Германии - чуть более 50 % (естественно, что потенциалы отдельных районов и областей могут быть значительно выше). Следовательно, Россия — страна весьма перспективная с точки зрения комп­лексного туризма.

Наиболее же привлекательной для массового иностран­ного и российского туриста в ближайшие 3-5 лет, при про­чих равных условиях, по-прежнему останется южная курор­тная область, инвестиции в которую оцениваются в объеме, не меньшем 2,5 млрд долл. Высоким потенциалом, требую­щим инвестиций, характеризуются Центральная, Северная и Поволжская территории, которые за счет комплекса своих особенностей способны привлечь значительные туристские потоки.

А вот как будет выглядеть перспективная структура тури­стского рынка в случае его инвестиционного развития в те­чение 3-5 лет.

Дискомфорт, который зачастую испытывают иностран­цы, побывав в российских провинциях, весьма существенно усиливает их опасения за успешное развитие нашей страны и за будущее вложенных в ее экономику денег. Ведь комфорт и стабильность - чуть ли не базовые характеристики циви­лизованной и процветающей страны. Следовательно, дос­тижение комфорта и стабильности в туристском секторе ав­томатически спроецируется и на имидж страны, восприни­маемый иностранцами. Для России это особенно важно, если учесть стереотипы, которые сформировало в мировом общественном сознании ее непростое прошлое. Комфорт же немыслим без хороших гостиниц, высокого уровня сервиса в них.

А поедут к нам иностранцы, появятся и деньги для реше­ния многих насущных задач.

 

 

////////////………………………….

Применительно к индустрии туризма существуют такие поня­тия, как «видимая» и «невидимая» торговля, «видимый» и «неви­димый» экспорт и импорт.

Видимая торговля имеет дело с экспортом и импортом мате­риальной продукции — такой, как товары и сырье. При этом торго­вым балансом страны называется разница между стоимостью ви­димого экспорта и стоимостью видимого импорта.

Невидимая торговля имеет отношение к импорту и экспорту сферы услуг. Большая часть дохода от невидимого экспорта тури­стских услуг поступает от прибывающих иностранных туристов, а также от продажи им билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания. Невидимый импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубеж­ных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в странах пребывания, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма.

Экспорт продукции, товаров и услуг (включая потребление продукции, товаров и услуг в стране пребывания иностранными туристами) обеспечивает доход страны. Расход страны заключа­ется в оплате импорта продукции, товаров и услуг из других стран (включая потребление продукции, товаров и услуг гражданами страны во время их пребывания за рубежом).

Разница между полным доходом страны от экспорта (видимо­го и невидимого) и полной стоимостью импорта (явного и неявного) называется платежным балансом. Платежный баланс мо­жет быть отрицательным (дефицит) и положительным.

В случае большого дефицита происходит утечка денежных ресурсов страны, поэтому не только малые страны, но и такие промышленно развитые государства, как США, Англия и Германия, стремятся к увеличению доходов от туризма и предпринимают серьезные усилия для привлечения в страну иностранных туристов.

Все международные операции страны отражаются в платеж­ном балансе. Туристские потоки и связанные с ними поступления валюты или утечка иностранной валюты также отражаются в пла­тежном балансе страны. Так, если резидент страны путешествует за рубежом, то он там и тратит валюту; это отражается отрица­тельно на балансе его страны и положительно — на балансе прини­мающей страны. По направлению движения валюты можно опре­делить, что для страны, отправляющей своего резидента за ру­беж, расходы туриста являются импортом, а для принимающей страны — экспортом, который как бы несравним с импортом и экспортом товаров. Все это отражается на счете «Туризм». Если счет положительный, то это означает, что расходы приехавших в страну туристов превышают расходы туристов, выезжающих из страны, и положительно влияют на ее платежный баланс. Однако здесь не учитываются тарифы международных транспортных пе­ревозок и вторичное воздействие расходов туристов в стране.

ВТО провела классификацию стран по положению туризма в их платежном балансе, т.е. по поступлениям от международного туризма и платежам резидентов страны для осуществления путе­шествий. Поступления и расходы, связанные с потоком капиталов, затраты на импорт товаров и услуг, предназначенных для потреб­ления туристами, и платежи от инвестиций и работы за рубежом были исключены из баланса. Баланс текущего туристского счета отражает экономическую ситуацию страны и может характеризо­вать ее как с положительным, так и с отрицательным балансом.

Текущий туристский баланс, как правило, положителен в стра­нах Средиземноморья. Это — Франция, Италия, Испания, Кипр, Мальта, а также Австрия и Швейцария. Из развивающихся стран к ним можно отнести, например, Тунис, Таиланд, Мексику, стра­ны Карибского бассейна и др.

Отрицательный текущий туристский баланс в основном при­сущ индустриальным странам с высоким уровнем жизни, напри­мер скандинавским странам, Германии, Канаде и нефтедобыва­ющим странам Персидского залива.

В большинстве развивающихся стран ситуация почти безнадежна. Эти страны имеют отрицательный туристский баланс из-за того, что они не обладают необходимой инфраструктурой для привле­чения туристов из других стран и часто обязаны импортировать многие продукты, потребительские товары и оборудование для инфраструктуры. Кроме того, они платят из валютных выручек от туризма проценты за взятые за рубежом кредиты, а также зара­ботную плату иностранному персоналу, который помогает управ­лять фирмами. Часть денег уходит в виде репатриированной при­были транснациональным корпорациям и др.

 

Воздействие международного туризма на платежный баланс страны зависит от остальных составляющих платежного баланса, т. е. от текущего платежного баланса и баланса движения капита­лов. В результате разных комбинаций этих составляющих суммар­ный баланс может быть как положительным, так и отрицатель­ным. В свою очередь туризм может оказать влияние на движение капиталов, и, следовательно, последние также должны тщатель­но анализироваться для точного определения воздействия туризма на платежный баланс, да и на всю экономику (табл. 4.1).

Оценить точно влияние туризма на платежный баланс очень слож­но. В последнее время ведется разработка единого международного счета туризма на базе сбора всей финансовой статистики о международном туризме.

Однако не все деньги, потраченные иностранными туристами в стране пребывания, могут автоматически улучшить ее платеж­ный баланс. Мировой практике известен ряд расходов, которые несет принимающая туристов сторона. В первую очередь это — расходуемые предметы и товары, привычные для иностранного туриста, но не производимые или не потребляемые в стране пре­бывания, начиная от строительных и отделочных материалов гос­тиниц, гостиничного и ресторанного оборудования, мебели, спортивного инвентаря и заканчивая пищевыми продуктами, на­питками и сувенирами. Увеличение приема иностранных туристов создает дополнительную нагрузку на местную инфраструктуру: водо- и электроснабжение, канализацию, уборку мусора, дороги, транспорт, связь, службу безопасности.

Выявляется необходимость расширения и развития аэропор­тов, вокзалов, морских или речных портов, гостиниц, дорог и т.д., для чего необходимо инвестировать огромные средства. В странах, развивающих индустрию туризма, это делается, как правило, за счет иностранных инвесторов.

Привлечение же зарубежных инвесторов приводит к необходи­мости возвращения части полученных ими доходов в страну инвестора. В ряде стран развитие туризма приводит к необходимо­сти привлечения иностранных сезонных рабочих, что также вызы­вает дополнительные валютные расходы и нагрузку на местную сферу обслуживания. Для государства важно так сбалансировать доходы, получаемые от въездного туризма, с расходами на него (включая возврат валюты стране-инвестору, долгосрочные расхо­ды на строительство и благоустройство гостиниц, дорог, аэропор­тов, средств связи, подготовку персонала для создания комфорт­ных условий пребывания иностранным туристам), чтобы в конеч­ном итоге обеспечить устойчивый положительный платежный ба­ланс страны по статье «Туризм».

Конференцией ООН по туризму и путешествиям (с учетом рекомендаций ВТО) была разработана и принята Методика уче­та доходов и расходов страны по международному туризму. Соглас­но рекомендациям Международного валютного фонда в актив платежного баланса по статье «Туризм» включаются следующие доходы:

• от продажи товаров и туристских услуг въездным и внутрен­ним туристам;

• экспорта товаров туристского спроса и оборудования для ту­ристских предприятий;

• продажи прочих услуг (подготовка кадров, предоставление услуг специалистами страны зарубежным партнерам);

• транспортных расходов въездных туристов на внутренний и международный транспорт в стране пребывания;

• инвестиций иностранного капитала в индустрию отечествен­ного туризма;

• кредитов, предоставленных другим странам (проценты и воз­мещение капитала) для развития туризма.

В пассив платежного баланса по статье «Туризм» включают сле­дующие расходы:

• на приобретение туристских услуг и товаров выездными ту­ристами в стране пребывания;

• импорт товаров, необходимых для обслуживания въездных туристов, в том числе на прямой и косвенный импорт;

• приобретение прочих услуг (подготовка кадров за рубежом, оплата труда иностранных рабочих и специалистов, занятых в сфере туризма);

• перевозки выездных туристов зарубежными транспортными компаниями;

• зарубежные инвестиции на развитие туризма в других стра­нах;

• долгосрочные кредиты (проценты и возмещение капитала), вложенные в развитие отечественного туризма.

Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала статистические материалы по развитию туризма в государствах Европы, США, Канаде, Японии и др.

Оценка экономического воздействия туризма основана на рас­ходах туристов. Здесь очень важно рассматривать разные аспекты экономики, которые испытывают на себе воздействие расходов туристов.

Расчет экономического воздействия расходов туристов произ­водится с помощью мультипликатора.

Так как местные предприятия зависят от других предприятий-снабженцев, любые сдвиги расходов туристов в туристской мест­ности приведут к изменениям на производственном уровне эко­номики, дохода, занятости, обменного курса. Мультипликатор туризма — это отношение изменений одного из ключевых эконо­мических показателей (например, производства, занятости, до­хода и т.д.), к изменению расходов туристов. Определение муль­типликатора базируется на кейсианском анализе.

Существует некий коэффициент, на который должны умно­жаться расходы туристов. Для оценки общего изменения производства применяется мультипликатор производства. Для оценки изменений общего дохода используется другой коэффициент, на который также должны умножаться расходы туристов.

Из рис. 1 видно, что расходы в первую очередь идут на пред­приятия, непосредственно обслуживающие туристов. Далее эти деньги тратят фирмы. Часть денег уходит из экономического обо­рота на оплату импорта товаров и напитков, которые туристы потребляют на месте пребывания, или на оплату услуг, предлагаемых туристскими предприятиями, находящимися за предела­ми данной местности. Деньги, потраченные туристами на эти виды продуктов и услуг, в дальнейшем не играют роли в генери­ровании экономической деятельности. Поэтому количество де пег, активно циркулирующих в местной экономике, сокращает­ся на эту сумму. Оставшиеся деньги используются на покупку местных товаров и услуг, оплату труда, покрытие налогов и раз­ных поборов. В каждом цикле расходования некоторая часть де­нег оседает у местных жителей в виде доходов (заработная пла­та, прибыль и т.д.). Определенная часть этих денег накапливает­ся и прекращает свой оборот в экономике. Доход, который не накапливается, тратится на импорт и уходит в виде налогов в бюджет государства. Таким образом, доходы сокращаются, и в каждом цикле происходит утечка капитала из рассматриваемой системы. Доходы расходуются в большем объеме в результате даль­нейшего генерирования экономической деятельности за счет рас­ходов туристов.

 
 

 

 


Рис. 1. Мультипликативный процесс

Однако надо отличать мультипликатор от акселератора: первый — это отношение новых инвестиций к увеличению производ­ства и доходов, а второй — отношение дополнительного потреб­ления к росту производства и доходов.

При оценке значения мультипликатора важно не только выб­рать методику, но и определить вид мультипликатора. Каждый вид выполняет свои специфические функции.

Мультипликатор продаж измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор производства измеряет объем дополнительного производства в экономике за счет увеличения расходов туристов.

Принципиальное различие между этими двумя видами заклю­чается в том, что в мультипликаторе производства не все купли-продажи связаны с текущим производством (например, некото­рые продажи совершаются из складских запасов произведенной продукции).

Мультипликатор доходов измеряет дополнительные доходы (за­работная плата, арендная плата, проценты от ссуд и прибыли), образующиеся в экономике в результате увеличения расходов ту­ристов.

Мультипликатор занятости характеризует количество рабочих мест, созданных за счет дополнительных расходов туристов.

Туризм — это многопродуктивная индустрия, непосредственно связанная с большим числом секторов экономики, и, следователь­но, для расчета мультипликатора требуется большая база данных.

Существующие модели расчетов мультипликатора междуна­родного туризма имеют недостатки, которые преодолеваются на практике.

Ограничение, связанное с неэластичностью предложения, может стать сдерживающим фактором при предложении необхо­димого количества и качества товаров и услуг при увеличении расходов туристов. Как уже отмечалось выше, если излишний спрос не удовлетворяется местным производством, то дополнительные расходы туристов создают инфляцию, и недостающие продукты и услуги импортируются, а поэтому размер мультипликатора со­кращается.

Многие виды мультипликатора по своей природе статичны и негибки. Для устранения этих ограничений могут быть построены динамические модели. Ограниченность модели заключается в том, что производственная функция и функция потребления линейны, и характер внутрисекторных расходов стабилен, отсюда и пред­положение, что дополнительные расходы туристов оказывают та кое же воздействие на экономику, как и равное количество пре­дыдущих расходов. Следовательно, когда увеличивается производство, предполагается, что товары будут покупаться в таких же пропорциях, что и раньше, без учета уровня будущих сбережений. Статичность мультипликатора также не учитывает продолжительность времени мультипликативного воздействия на экономику.

Значения мультипликатора различны в зависимости от характера местной экономики и меры взаимосвязанности разных секторов. Для разработки политики и планирования мультипликатор дохода, например, является наиболее ценным, так как он обеспечивает информацией о национальном доходе прежде, чем произведены продукция или оборот.

В результате проведенных ВТО расчетов мультипликатора продаж в туризме и доходов от него получены следующие значения мультипликатора продаж: для Доминиканской Республики — 1,2, Бермудских островов — 1,1, восточного Карибского бассейна — 1,07, Антигуа — 0,88, Багамских островов — 0,78, Каймановых островов — 0,65 и т.д.

Подробный анализ мультипликаторов производится в целях ана­лиза эффективности инвестиций государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, проверки относительных величин воздействия различных видов туризма и воздействия туризма по сравнению с другими секторами экономики.
Раздел 4. Эффективность деятельности предприятий отрасли туризма

11.1. Экономическое воздействие туризма

11.2. Показатели развития отрасли туризма

11.3. Измерение экономической эффективности туризма

1. Экономическое воздействие туризма

Итак, туристы тратят деньги в отелях, ресторанах, транспорте и таким образом проникают в экономику страны пребывания. Это проникновение можно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного проникающего воздействия.

Прямое воздействие — это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходи­мого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Пред­приятия, к которым непосредственно поступают расходы турис­тов, также нуждаются в покупке товаров и услугах других секто­ров местной экономики (например, гостиницы пользуются услу­гами строителей, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов и др.). Таким об­разом, генерированная экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, и является косвен­ным воздействием. Однако оно не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение.

Во время прямого и косвенного расходования у местного насе­ления накапливается доход в форме заработной платы, арендной платы и др. Этот дополнительный доход местные жители могут расходовать на покупку отечественных товаров и услуг, создавая тем самым новый виток экономической активности.

Туризм, однако, может оказать и негативное воздействие на экономику. Производство туристской продукции и услуг требует переброски ресурсов из других сфер экономики, где потребность в них также высока (например, при перемещении трудовых ре­сурсов в туристскую сферу из сельских местностей происходит сокращение работников в производстве сельскохозяйственной продукции и создается сверхнапряжение в городской местности из-за дополнительных мест в больницах, школах и т.д.). Поэтому для составления полной картины надо учитывать и определять цену использования редких ресурсов для туризма взамен использова­ния их в других сферах.

Инфляция может привести к сокращению количества употреб­ляемых местным населением продуктов. Этот инфляционный риск особенно велик в развивающихся странах из-за неэластичности предложения и невозможности импортировать качественные продукты по причине низкого курса местной валюты по отноше­нию к твердым валютам. Инфляцию можно приостановить с по­мощью уменьшения спроса со стороны иностранных и местных потребителей или увеличения импорта за счет финансовых средств, получаемых от тех же иностранных гостей.

Экономическая эффективность туризма означает получение экономического эффекта (или, другими словами, выигрыша) от организации туризма в масштабах государства, туристского об­служивания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы.

Любое государство, развивающее туризм, стремится достичь максимальной выгоды. Развитие туризма может оказать существен­ное влияние на экономику и развитие региона, способствуя при­току валюты: будут появляться новые рабочие места, улучшится инфраструктура, то есть будут строиться новые отели, дороги, парки, магазины и т.д.

Экономические выгоды являются основной движущей силой туристского развития. Для того чтобы получить максимальную вы­году от развития туризма, государству необходимо разработать ту­ристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства. Туристская политика государства — это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на работу сферы туризма для осуществ­ления конкретных целей развития социально-экономического комплекса.

Стратегия, на которой базируется государственная туристская политика, заключается в разработке концепции развития и состав­ления целевых программ по развитию туризма как на уровне феде­рации в целом, так и на уровне отдельного субъекта федерации.

Для реализации целевых программ по развитию туризма требу­ются большие финансовые ресурсы. Помимо этого, государство осуществляет регулирование туристской деятельно­сти путем:

• создания нормативных правовых актов, направленных на со­вершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

• содействия в продвижении туристского продукта на внутрен­нем и мировом рынках;

• прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализа­цию федеральных целевых программ развития туризма.

Политика государства по отношению к туризму основывается на стратегии и тактике. Под стратегией понимается общее на­правление и способ использования средств для достижения конк­ретной цели. Для достижения целей в конкретных условиях при­меняется туристская тактика, т. е. конкретные меры и приемы. За­дача туристской тактики есть выбор оптимального решения в дан­ной хозяйственной ситуации.

Экономический эффект от развития туризма — многоуровне­вый. В результате туристской деятельности образуется бюджетный эффект — результат пополнения бюджетов различных уровней за счет налоговых поступлений.

Говоря о понятии эффективности развития туризма, необхо­димо помнить не только о прибыли и доходе, которые получит государство, но и о затратах, которые их обеспечили. Основой оценки эффективности является соотношение затрат и результа­тов. Источниками затрат могут быть реконструкции памятников архитектуры, финансируемые за счет государственного бюджета, затраты, связанные с коммерческой деятельностью предприятий, обслуживающих туристов.

Высокий эффект экономика туристской дестинации, населен­ные пункты дестинации и страна в целом получат от въездного туризма. Здесь интегрируются интересы туристов, которые удов­летворяют свои познавательные и другие потребности, местных региональных и федеральных бюджетов, так как увеличиваются налоговые поступления, и интересы населения, чей культурный уровень и занятость повышаются.

Туризм — это вид деятельности, непосредственно влияющий на социальную, культурную, образовательную, экономическую сферы региона. Эффективность от туристской деятельности опре­деляется либо количеством туристов-посетителей, либо объемом деятельности коммерческих туристских структур, производящих туристский продукт.

Эффективность от туристской деятельности определяется либо количеством туристов-посетителей в регионе, либо объемом де­ятельности (среднегодовая занятость коечной базы в днях, това­рооборот на одно место в предприятиях общественного пита­ния, доход от экскурсий и других культурных мероприятий, ва­лютный обмен на одного туриста и др.) коммерческих структур, производящих специфический туристский продукт. Поскольку ту­ризм охватывает широкий диапазон видов деятельности и выхо­дит за рамки традиционного представления о нем как о явле­нии, связанном только с отдыхом, то эффект от него должен рассматриваться с точки зрения спроса особого типа потребите­ля.

Эффективность управления туризмом рассматривается в двух направлениях:

· экономическом;

· социальном.

Основными и наиболее простыми являются расчеты частоты поездок и интенсивность путешествия, что в какой-то мере по­зволит сделать вывод об эффективности внедрения предлагаемых мероприятий и развития туризма как подотрасли экономики в целом в дестинации.

Многие исследователи отмечают, что в связи с тем, что тури­стский бизнес относится к высокорентабельной коммерческой деятельности, основными оценочными показателями принято считать прямые экономические.

Социальные показатели факти­чески не относятся к критериальным. На самом деле, кроме пря­мого экономического эффекта существуют косвенный и соци­альный экономические эффекты.

Косвенный экономический эффект связан с повышением рентабельности сопутствующих (сопряжен­ных) с туризмом отраслей (торговли, общественного питания, транспорта и т.д.), а также с дополнительными налоговыми по­ступлениями в местные и государственные бюджеты.

Социальный эффект во многих случаях не рассчитывается и либо носит декларативный характер, либо выступает в форме ограни­чений, например экологических. Если экономический эффект можно выразить количественно, то систему показателей социаль­ного плана измерить очень сложно и практически невозможно.

Развитие рекреационно-туристского комплекса, обеспечива­ющего создание условий для эффективного использования уни­кальных природно-климатических ресурсов и расширение мате­риально-технического потенциала курортно-туристских предпри­ятий, является одним из приоритетных направлений развития дестинации.

С точки зрения экономики города и региона в целом туризм можно условно рассматривать как одну из ее отраслей. В этом случае сравнительную оценку эффективности различных вариан­тов развития туризма следует проводить с учетом влияния этой отрасли на функционирование других отраслей. Однако, так как на сегодняшний день методы и формы полного учета косвенного экономического эффекта нуждаются в уточнении, то в первом приближении, абстрагируясь от указанного влияния других от­раслей, можно в качестве критерия оптимальности принять при­быль, получаемую социально-экономической сферой города (ре­гиона) от туристской деятельности.

Составляющие доходов можно представить в развернутом виде (раздельно по приему и отправке туристов).

Прием туристов.

1. Прямые доходы - от въездного ту­ризма в виде различных региональных и федеральных налогов, выплачиваемые турфирмами и другими участниками туристского бизнеса.

2. Доходы от затрат туристов на обслуживание (про­живание, питание, транспорт и другие виды услуг).

3. Косвенные доходы - от загрузки гостиниц, баров, казино, ресторанов, развлечений, посещения исторических и куль­турных центров.

4. Косвенные доходы - от создания дополнительных рабочих мест.

Отправка туристов.

1. Прямые доходы - от налогооб­ложения туристской деятельности по отправке туристов, выпла­чиваемого турфирмами и другими участниками бизнеса.

2. Доходы от дополнительной загрузки транспорт­ных средств и других объектов сферы услуг, привлекаемых при отправке туристов.

3. Косвенные доходы - от создания дополнительных рабочих мест в системе обслуживания по отправке туристов.

Одним из условий туристской деятельности должно явиться отчисление части доходов от выездного туризма, система которо­го достаточно хорошо организована в городе, не требует узкона­правленных капитальных затрат и может дать городу (в основном за счет налогообложения) до одного триллиона рублей в год.

Таким образом, для эффективности туризма требуется выполнить основные частные задачи:

1. Определить состояние и развитие социально-экономических условий в регионе с оценкой структурного состава общества по уровням доходов и определением основных экономических пока­зателей, а также конкретизацией их влияния на различные виды туризма.

2. Выработать требования к основным показателям, характери­зующим уровень состояния и развития туризма, и оценки по ним состояния туристской деятельности в регионе по въездному и выездному туризму.

3. Раздельно рассмотреть вопросы продвижения въездного и выездного туризма (в силу существующих принципиальных их различий), а именно:

• въездной туризм обеспечивается в первую очередь рекламой достоинств региона (в основном вне его территории), которую дол­жна обеспечить городская администрация. Отсюда необходимость создания специальной модели подобных мероприятий с рассмот­рением долевых затрат на них среди участников организации и ре­ализации туристского бизнеса;

• проведение турпродукта выездного туризма должно возла­гаться непосредственно на сами турфирмы, и доля участия город­ских структур в этом очень мала, т. е. это — другая задача, которая требует другой модели.

4. Для завершения постановки задачи разработать обобщенную модель туристской фирмы с учетом зависимости ее деятельности от социально-экономических условий.

5. Ввести методические принципы оценки городских затрат на туристскую деятельность, которые необходимы для замкнутости поставленной задачи.

6. Определить Nx и N2. Расчеты целесообразно проводить путем усреднения результатов, полученных по двум методикам:

• обработка по специальной методике статистических данных по въезду и выезду с последующим построением прогнозных за­висимостей;

• построение соответствующих связей вида (6) с последующей оценкой точности полученных усредненных данных.

7. Наполнить построенные модели фактическим содержанием. Это сведется к определению соответствующих компонентов зат­рат, которые должны производить турфирмы и городская адми­нистрация для эффективного функционирования туристских ме­роприятий.

8. Создать комплекс соответствующих компьютерных программ.

2. Показатели развития отрасли туризма

Эффективность туризма означает получение экономического ре­зультата от:

· организации туризма;

· туристского обслуживания;

· производственно-обслуживающего процесса туристского предприятия.

Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда.

Экономическая эффективность развития туризма на микроуровне характеризуется системой экономических показателей, ко­торые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону:

· объем туристского потока;

· величина туристских расходов;

· состояние и развитие материально-технической базы;

· показатели финансово-экономической деятельности;

· показатели развития международного туризма.

К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся:

1) Общее число туристов (в том числе организован­ных и самодеятельных) - измеряется количеством человек, которые приняли участие в путешествиях. Этот показатель харак­теризует масштабы охвата населения туристскими мероприятиями и определяется путем суммирования количества туристов за опре­деленный период, принятых на обслуживание по дням регистра­ции, то есть в первый день обслуживания.

2) Количество туродней (ночевок, койко-дней) - измеряется в человеко-днях и опре­деляется путем умножения общего количества туристов на сред­нюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе):

где Д — количество туродней, чел.-дней;

Ч — количество турис­тов, чел;

tcр — средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе, дней.

Величина суммарных туристских расходов РΣ в дан­ном регионе определяется следующим образом:

где Д — количество туродней, чел.-дней;

Рср — средние расходы туриста за сутки.

Однако туристский поток — явление неравномерное. Для ха< рактеристики неравномерности туристского потока применяют ко­эффициенты неравномерности, которые рассчитываются тремя способами.

где Дmах, Дmin - число туродней в месяце максимального и ми­нимального туристского потока соответственно, чел.-дней;

Дгод, Дсм — годовое и среднемесячное число туродней соответст­венно, чел.-дней.

3) Среднемесячное количество туродней определяется путем деления годового количестватуродней на 12 месяцев:

Материальной основой воспроизводственной деятельности лю­бого хозяйствующего субъекта являются производственные по­требности. Производственные потребности в туризме выражаются в первую очередь в потребностях в материально-технической ба­зе. Материально-техническая база является основой развития ор­ганизованного туризма, так как она создает все необходимые ус­ловия для обслуживания туристов полным комплексом услуг (раз­мещение, питание, перевозка, лечение, экскурсии и др.).

В состав материально-технической базы туризма входят:

· туристские фирмы и агентства;

· гостиницы;

· туристские базы;

· предприятия питания и торговли;

· автотранспортные предприятия;

· пункты проката туристского снаряжения и инвентаря;

· бюро реализации туристских путевок;

· контрольно-спасательные службы (посты);

· туристские клубы, станции и т.п.

Показатели, характеризующие состояние и разви­тие материально-технической базы туризма, определя­ют ее мощность в данной стране (регионе). К ним относятся:

· коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т. п.;

· число коек, предоставляемых местными жителями;

· число мест в торговых залах предприятий питания для ту­ристов;

· число мест в театрах, отведенных для туристов; 4- число ванн в водолечебницах для туристов и т. д.

Мощность коечного фонда определяется по формуле:

где Мк — общее количество койко-мест, ед.;

КГ — число койко-мест круглогодичного использования;

Кс — число койко-мест се­зонного использования, ед.;

tc — число дней сезонного использо­вания.

Показатели финансово-экономической деятельно­сти туристского предприятия включают:

· выручку от реализации туристского продукта;

· показатели использования ресурсов рабочей силы;

· показатели использования основных фондов и оборотных средств;

· показатели производительности труда и фонда заработной платы;

· показатели финансового состояния туристского предприятия.

Выручка от реализации туристского продукта является важ­ным показателем. Она должна покрыть все произведенные затра­ты и обеспечить получение прибыли. Выручка от реализации ту­ристского продукта определяется:

· при расчетах наличными деньгами — при их поступлении в кассу как произведение цены единицы товара (услуги) на его ре­ализованное количество;

· при безналичных расчетах — по мере поступления денеж­ных средств на расчетный счет предприятия в учреждение банка за купленный туристский продукт.

Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:

· количество туристов, посетивших зарубежные страны (опре­деляется по числу пересечений государственной границы);

· количество туродней по иностранным туристам;

· суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.

Показатели развития туризма важны для анализа как эконо­мической деятельности туристского предприятия, так и состояния туристского рынка, анализа тенденций и выработки стратегии и тактики деятельности на туристском рынке.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определение туристской дестинации.

2. Приведите примеры положительного и отрицательного социально-
культурного, экологического и экономического воздействия туризма.

3. Для каких стран характерен отрицательный и положительный тури­стский баланс и почему?

4. Поясните сущность мультипликатора туризма.

5. Дайте определение «устойчивого развития туризма» и перечислите его основные принципы.
Тема 12. Показатели и оценка эффективности

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 4024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.