КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 11. Экономическое воздействие туризма
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ /. Какова экономическая сущность цены? 2. Каковы необходимые условия рыночного ценообразования? 3. Каковы факторы, влияющие на цену в туризме? 4. Какие особенности присущи ценообразованию в туризме? 5. Расскажите о структуре цены, на туристский продукт. 6. Как рассчитывается цена туристской путевки? Международный туризм - это система путешествий и обменов, осуществляемая на основе межгосударственных договоров с учетом действующих международных норм. Международный туризм реализуется путем осуществления международных туристских связей на основе приема иностранных туристов в России, поездок российских граждан за границу. Важные критерии эффективности международного туризма - развитая материальная база, унифицированные туристская документация, нормативная база и стандарты обслуживания, а также тесное взаимодействие отдельных туристских организаций и их специализированных подразделений в осуществлении планов и программ международного сотрудничества в данной сфере. Международный туризм - активное направление внешнеэкономических связей. Туризм в России, как и во всем мире, все больше превращается в массовое общественное явление, так как массовым стало стремление людей сменить обстановку, удовлетворив таким образом потребность в отдыхе и восстановлении трудоспособности. С экономической точки зрения особенность туризма состоит в том, что он вызывает к жизни новую форму потребительского спроса. Спрос этот касается не одного товара, а целого комплекса товаров и услуг; он становится массовым, охватывает широкие слои населения. Удовлетворение любого спроса требует производства товаров и предоставления услуг. Таким образом, туризм имеет двойное значение - производственное и социальное. От того, насколько восстановлены физические и психические силы человека, зависят его производственные результаты. Мотив восстановления трудоспособности как движущая сила туризма имеет в то же время социальное значение, ибо это дает человеку удовлетворение, не испытывая которого, трудно говорить о благосостоянии. А ведь последнее и является конечной целью экономической деятельности общества. Зная истоки потребности в туризме, можно определить место туризма в иерархии всех известных потребностей человека, соответствующим образом развивать отрасли производства, которые удовлетворяют эту потребность и, следовательно, влияют на экономику страны. Международный туризм для развивающихся стран является источником поступления иностранной валюты и создания рабочих мест. В то же время он привносит изменения в традиционные социальные системы и природную среду, создавая дополнительную зависимость. Последнее десятилетие внесло изменения в баланс дебетов, выводя восприятие туризма из примитивной оценки условий развития — стоит или не стоит его поддерживать. Международный туризм теперь - это современный инструмент экономики, связанный как с доходами, так и с проблемами. Почти все развивающиеся страны признают целесообразность развития международного туризма. Международный туризм - важный источник поступлений в казну любого государства, он играет роль стимулятора внутренней и мировой торговли. Во многих странах на долю туризма приходится от пятой части до половины валового национального продукта, в России же - менее 1 %. Экономическое воздействие туризма на экономику страны проявляет себя разными путями. Передвижения людей вносят значительный вклад в решение вопроса занятости, приносят доход национальным, региональным структурам, объединениям и предприятиям, корпорациям, средним и мелким деловым предприятиям и домашним хозяйствам, а также правительствам. Таким образом, они могут оказывать помощь в развитии национальной инфраструктуры. Международный туризм вносит также вклад в национальный платежный баланс, помогая оплате внешнего долга. Туризм активизирует социально-культурный и экономико-хозяйственный комплекс, обогащает культуру, как и досуг, количеством и качеством услуг, разнообразием видов культурного обслуживания и досуговых мероприятий. Культура страны обогащается за счет увеличивающегося потока посетителей, среди которых туристская клиентура играет доминирующую роль. Богатство культуры - в ее базисном ресурсе и вкладе в туризм и познание. АНАЛИЗ ВЪЕЗДНЫХ И ВЫЕЗДНЫХ ПОТОКОВ В ТУРИЗМЕ В настоящее время в России туристский бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Большинство действующих в России туристских фирм предпочитают заниматься отправкой своих сограждан за границу. Таким образом, действующая модель выездного туризма обеспечивает мощный канал вывоза капитала из России, создание новых рабочих мест за рубежом. Этот процесс можно проследить по результатам статистических данных Всемирной туристской организации (ВТО), которые дают представление о развитии выездного туризма не только в данный момент, но и в перспективе. Эксперты ВТО представили концепции, дефиниции и классификации, используемые в статистике туризма. Ключевым понятием и основной единицей учета является посетитель — путешествующее лицо, выезжающее за пределы своей обычной среды на срок менее года с любой целью, кроме занятия профессиональной деятельностью, оплачиваемой в посещаемом месте (в стране). Главными критериями выделения посетителей из совокупности путешественников является смена обычной среды, цель и продолжительность поездки. Различают две категории посетителей: туристы - кочующие посетители — и однодневные посетители. Не относятся к посетителям и не учитываются в статистике туризма иностранные рабочие, кочевники, бродяги, беженцы, военнослужащие иностранных армий, работники консульской и дипломатической служб. Наиболее распространенными группировочными признаками являются цель поездки, продолжительность пребывания, постоянное местожительство, место назначения, виды используемого транспорта и средств размещения, а также пол, возраст, образовательный уровень и степень экономической активности посетителей. Международной статистикой предусматривается следующая классификация по целям поездок: служебные или деловые поездки; с целью туризма; частные; обслуживание на транспорте. Кроме того, классификация ведется по странам выезда, например российских, и въезда иностранных граждан с детализацией по целям поездок. Наибольшее внимание уделяется поездкам с целью туризма. Производится также перспективный анализ развития международного туризма по каждой стране в виде оценки наиболее вероятной ситуации развития туризма. Расчеты ведутся специалистами ВТО на основе прогнозных туристских карт. В табл. 10.1 и 10.2 представлена динамика выездного и въездного туризма в России по целям поездок. За период с 1996 по 2000 г. картина выезда россиян за границу постоянно менялась в пределах 1,5 млн человек. До 2005 г. характер изменений остается прежним, с той лишь разницей, что увеличивается абсолютное число выезжающих - до 10,3 млн человек в год. Структура выезда за границу российских граждан складывалась следующим образом: деловые поездки составляли 17 %; поездки с целью туризма - 43; по частным приглашениям - 29; обслуживающий персонал - 11 %. До 2005 г. эта тенденция сохраняется. Однако возрастает удельный вес делового туризма. Анализ выездных туров по странам строится по классической схеме: три пятерки выезжающих стран. Наибольшей популярностью у россиян пользуются Финляндия, Литва, Польша, Китай, Турция. Объем выездного потока составляет в среднем за анализируемый период от 700 до 1500 тыс. человек. Германия, Испания, Италия, Япония, Кипр образуют вторую пятерку выезда с объемом от 150 до 500 тыс. человек. В третью группу входят Египет, Франция, ОАЭ, США, Болгария. Количество выезжающих из России граждан составляет 100-130 тыс. человек. Въездной поток иностранных граждан в Россию колебался за период с 1996 по 2000 г. в пределах 5,5-7,4 млн человек. При этом деловые поездки составляли 27 %; с целью туризма - 30; по частным приглашениям - также 30; обслуживающий персонал - до 13; транзит - до 0,1 %. Предполагается, что до 2005 г. эта тенденция в основном сохранится. Российская Федерация наибольшей популярностью пользуется у следующих стран: Польши, Финляндии, Германии, Китая, США. За анализируемый период въездные потоки по этим странам характеризовались объемами от 80 (США) до 740 тыс. человек (Польша). Имели место, хотя и в меньших объемах, контакты с Италией, Великобританией, Францией, странами Балтии. Структура въездных и выездных потоков с целью туризма весьма схожа. Россия имеет постоянных партнеров по туристскому бизнесу (въездному и выездному туризму) в лице Польши, Финляндии, Китая; по въезду - также в лице Турции и Испании, а выезду - Германии. На долю этих стран приходится до 2/3 туристского потока (рис. 10.1,10.2). Перспективный анализ по мировым туристским потокам строится на основе ретроспективных данных. Начиная с 1950 г. пятерку лидеров в мировом туристском движении возглавляли США и Канада. Предпочтение отдавалось также Италии, Франции и Швейцарии. К 2000 г. позиции Канады и Швейцарии были заметно утрачены. Их место постепенно заняли Испания и Китай. Имеют тенденцию к возрастанию рейтинга Россия. Мексика, Великобритания. Специалисты ВТО относят РФ к числу наиболее популярных в туристском отношении стран мира, отдавая ей 9-е место (табл. 10.3). Но Россия, обладая уникальными природными данными и неизведанностью маршрутов, наличием памятников истории и культуры мирового уровня, может претендовать и на более высокое место. В следующем параграфе остановимся на этих вопросах. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Объем въездного российского туризма за последние годы существенно вырос. Это подтверждают и экспертные исследования, и данные статистических служб. Но наивно было бы считать этот рост тенденцией, да еще стабильной. Почему? Одна из причин - несоответствие гостиничной базы, курортно-рекреационных зон России мировым требованиям. По расчетам специалистов, объем общероссийских инвестиций, необходимых чтобы привести наши гостиницы в порядок, составляет порядка 20 млрд долл. Достаточно взглянуть на карту нашей страны, чтобы понять, что туристские ресурсы России неисчерпаемы. Однако исследования показывают, что более 60 % россиян, выезжавших в зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия, которые они ищут в «далеких палестинах», можно получить у себя дома. Причем речь идет не только о красоте родной природы или лечебных факторах отечественных курортов. У нас уникальные возможности для событийного, экстремального, приключенческого и многих других видов туризма. Увы, в лучшем случае знания сограждан о туристских возможностях страны ограничиваются представлениями о Черноморском побережье Кавказа, городах Золотого кольца и домах отдыха в пределах области, края, в которых они живут. Как результат, ресурсная база внутреннего туризма задействована на 10—15 %. В итоге в сфере внутреннего туризма отсутствует полноценный товарно-денежный обмен - основа экономического развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые, собственно, и должны стать основой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж. Причины этого хорошо известны. Выездной туризм приносит российским туристским компаниям куда большую прибыль, чем въездной. Поэтому большинство из них ориентированы на продажу турпродуктов выездного туризма. Есть еще внутренний туризм, который также мог бы приносить деньги. Но и он, по сути, находится в зачаточном состоянии. Ибо, как утверждают сами турфирмы, показывать россиянам Россию нерентабельно. Исключение составляют разве что черноморские курорты и незначительное количество все тех же местных санаториев и домов отдыха. В немалой степени это происходит просто потому, что наиболее обеспеченные живут в больших городах. Они подвергаются постоянньм стрессам и нуждаются в полноценном отдыхе, но мало информированы о рекреационных возможностях даже ближайших к местам их проживания регионов. Какая-то информация, конечно, поступает - через массовые туристские издания, популярные журналы и телепередачи, но она, в отличие, скажем, от рекламы иностранных направлений, почти всегда общего характера и в таком виде вряд ли способна оказать на потенциальных внутренних туристов существенное воздействие. Большую роль в оживлении внутреннего туризма, в информировании россиян о туристских приоритетах собственной страны могли бы сыграть сами туркомпании. Но поскольку, о чем уже говорилось, у них нет прямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому что ничего о них не знают. По данным Департамента туризма Минэкономразвития России, основу въездного туризма в настоящее время составляет бизнес-туризм, т. е. иностранцы едут в нашу страну главным образом с деловыми целями, а не за достопримечательностями или здоровьем. Следовательно, въездной туризм нуждается в переориентации: его основу, как и в других странах с развитой туриндустрией, должны составлять экологические, культурно-познавательные, лечебно-оздоровительные туры, путешествия, круизы и т. п. Каков же все-таки вклад иностранных туристов в бюджет нашей страны и ее регионов? Согласно данным Департамента туризма, ежегодно в Россию въезжают около 7 млн зарубежных гостей, которые в общей сложности расходуют около 400 млн долл. Оценки эти, по-видимому, сильно занижены (в среднем получается, что один турист израсходовал всего около 60 долл. за поездку). Однако даже если ориентироваться на них, то при увеличении потока туристов до 15 млн в год, можно будет рассчитывать на ежегодный прирост доходов от въездного туризма до 800 млн долл. и более. А если к этой цифре прибавить средства, которые могут быть получены от внутреннего туризма, то ежегодный прирост бюджета отечественной туротрасли может составить 2 млрд долл. и более. Но 2 млрд долл., даже если их и даст въездной и внутренний туризм в ближайшее время, - это все равно как минимум в десять раз меньше, чем нужно для того, чтобы удовлетворить материальные потребности гостиничной отрасли. Хотя это тоже немалые средства. Их вполне можно употребить с пользой, ибо десятки, сотни российских гостиниц остро нуждаются в финансовых инъекциях, чтобы обрести привлекательный вид для туриста - и иностранного, и своего, отечественного, который становится все разборчивее. По данным специалистов группы ЭКСПАНС (табл. 10.4), общее количество гостиниц туристского класса в указанных регионах составляет 2,5 тыс. При этом средний коэффициент износа гостиничной базы - 69,4 %. Учитывая этот средний коэффициент, можно полагать, что из этих 2,5 тыс. в более или менее удовлетворительном состоянии - только 765, остальные нуждаются в реконструкции и ремонте. Далее: лишь 22 % (или 168) гостиниц соответствуют мировым стандартам, т. е. могут претендовать на размещение иностранных туристов. При среднем количестве номеров в одной гостинице 250-300 гостиничный фонд, пригодный для нормального размещения туристов, может быть оценен в 42-50 тыс. номеров по всей России. В то же время, по оценкам экспертов, только Санкт-Петербургу необходимы 30 тыс. номеров туристского класса. Всего же суммарная общероссийская потребность оценивается в 500-600 тыс. номеров, или около 2 тыс. гостиниц. Если же учесть, что возведение современной пятиэтажной гостиницы обходится в среднем в 5-10 млн долл., то требуемый объем инвестиций составляет от 10 до 20 млрд долл. И это минимум, потому что необходимо не только построить гостиницы, но и затратить существенные средства на их «раскрутку». Тем не менее вложение столь значительных средств может быть привлекательным для инвесторов, так как срок окупаемости инвестиций в гостиничный сектор при увеличении турпотока (как зарубежного, так и российского) всего лишь вдвое составит пять-десять лет. В мировой инвестиционной практике это вполне приемлемый период. В середине мая 2001 г. в Минэкономразвития России рассматривался проект концепции развития внутреннего (въездного) туризма. Разработчики концепции отметили, что, по их мнению, гостиничный сектор - основа въездного туризма - начнет расти, если государство будет ежегодно вкладывать в него хотя бы 120 млн руб. в год. Однако, по данным правительства Москвы, сумма инвестиций в гостиницы только столицы оценивается в 5 млрд долл. Но, говоря о господдержке, мы опять не ответили на вопрос: откуда же взять 20 млрд долл., которые необходимы для приведения отечественных гостиниц к мировым стандартам? Ведь те 120 млн руб. в год, которые государство обещает вкладывать в развитие гостиничного сектора, дела не решат. Прежде всего, видимо, необходимо разобраться, на каких направлениях эти средства особенно нужны. Естественно, что в первых рядах - те туристские зоны, которые, с одной стороны, обладают высоким потенциалом и привлекательностью, а с другой - не имеют ресурсной базы, позволяющей оказывать туристам услуги мирового уровня. Разумеется, в этих зонах есть в большей или меньшей степени развитые гостиничные хозяйства. Другое дело, что те технологические нормы и правила, с применением которых строились провинциальные гостиницы, в большинстве случаев не соответствуют современным и тем более мировым требованиям. К примеру, согласно классификации, предложенной Минэкономразвития, на относительно высоком уровне в настоящее время находится гостиничный сектор Москвы и Санкт-Петербурга. Однако в Северной столице только около 2 тыс. номеров могут быть отнесены к туристскому классу, а требуется еще минимум 30 тыс. В Москве ситуация несколько лучше, но также далека от идеала. К условно высокому уровню относятся Калининград и Кавминводы. К среднему - Золотое кольцо, Карелия и Поволжье. Вот и нужно использовать имеющиеся средства прежде всего на реконструкцию гостиниц в этих городах и регионах. Что касается состояния гостиничного фонда остальных территорий России, то оно, увы, крайне плохое. В большинстве из них до 30 % номеров без удобств, что вообще противоречит современным требованиям к гостиничному бизнесу. А значит, вполне возможно, что вкладывать средства в реконструкцию таких гостиниц нецелесообразно и лучше использовать деньги на строительство новых отелей, пансионатов и домов отдыха, соответствующих мировым стандартам. Какие же гостиницы нам необходимы? Как считают эксперты, приоритетным направлением в ближайшее время будет строительство малых гостиниц класса три звезды. Большую надежду специалисты возлагают на частный сектор, который уже сумел себя проявить на Черноморском побережье Кавказа. Но там активность тех, кто вкладывает средства в строительство недорогих частных гостиниц, обусловлена сверхвысоким спросом со стороны массового туриста. Значит, привлекать гостей на первых порах должны государственные или коммерческие гостиницы, а заняться их возведением - либо федеральные департаменты с привлечением госсредств, либо представители крупного и среднего бизнеса, желающие перспективно вложить деньги. Последнее, пожалуй, наиболее эффективно. Тем более что государственная концепция обещает таким инвесторам существенные налоговые льготы. Половина территории России - объект туризма. Какова же должна быть региональная структура внутрироссийского туристского рынка с учетом потенциала российских территорий? Для этого разобьем карту России на туристские районы, для каждого из которых выделим приоритетные типы и направления туризма. Далее с помощью специальных экспертных методик и шкал оценим основные параметры района, характеризующие его туристскую привлекательность, а также факторы, влияющие на уровень сложности посещения: привлекательность, климатическая и экологическая ситуация, развитие гостиничного бизнеса и состояние инфраструктуры, территориальный фактор (т. е. площадь территории и взаимоотдаленность населенных пунктов), доступность района для массового туриста, наличие объектов культурно-исторического значения, курортных и рекреационных комплексов. В результате интегрирования всех параметров получим туристский потенциал района, который представляет собой условную величину, иллюстрирующую, в какой степени, при условиях вложения инвестиций в туристские комплексы района, он может быть востребован туристами с учетом их комплексных потребностей в турпродуктах различного типа. Усредненный показатель туристского потенциала России составляет 55,8 %, - а это весьма высокий показатель, который демонстрирует, что более половины ландшафтно-географических и климатических ресурсов страны (при такой-то территории) могут быть использованы для развития самых различных туристских направлений (с учетом потребностей туристов). Для сравнения, оцененный специалистами туристский потенциал любимой россиянами Турции составляет 38,4 %, Греции - 35, Италии - 49, Франции, Испании и Германии - чуть более 50 % (естественно, что потенциалы отдельных районов и областей могут быть значительно выше). Следовательно, Россия — страна весьма перспективная с точки зрения комплексного туризма. Наиболее же привлекательной для массового иностранного и российского туриста в ближайшие 3-5 лет, при прочих равных условиях, по-прежнему останется южная курортная область, инвестиции в которую оцениваются в объеме, не меньшем 2,5 млрд долл. Высоким потенциалом, требующим инвестиций, характеризуются Центральная, Северная и Поволжская территории, которые за счет комплекса своих особенностей способны привлечь значительные туристские потоки. А вот как будет выглядеть перспективная структура туристского рынка в случае его инвестиционного развития в течение 3-5 лет. Дискомфорт, который зачастую испытывают иностранцы, побывав в российских провинциях, весьма существенно усиливает их опасения за успешное развитие нашей страны и за будущее вложенных в ее экономику денег. Ведь комфорт и стабильность - чуть ли не базовые характеристики цивилизованной и процветающей страны. Следовательно, достижение комфорта и стабильности в туристском секторе автоматически спроецируется и на имидж страны, воспринимаемый иностранцами. Для России это особенно важно, если учесть стереотипы, которые сформировало в мировом общественном сознании ее непростое прошлое. Комфорт же немыслим без хороших гостиниц, высокого уровня сервиса в них. А поедут к нам иностранцы, появятся и деньги для решения многих насущных задач.
////////////…………………………. Применительно к индустрии туризма существуют такие понятия, как «видимая» и «невидимая» торговля, «видимый» и «невидимый» экспорт и импорт. Видимая торговля имеет дело с экспортом и импортом материальной продукции — такой, как товары и сырье. При этом торговым балансом страны называется разница между стоимостью видимого экспорта и стоимостью видимого импорта. Невидимая торговля имеет отношение к импорту и экспорту сферы услуг. Большая часть дохода от невидимого экспорта туристских услуг поступает от прибывающих иностранных туристов, а также от продажи им билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания. Невидимый импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в странах пребывания, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма. Экспорт продукции, товаров и услуг (включая потребление продукции, товаров и услуг в стране пребывания иностранными туристами) обеспечивает доход страны. Расход страны заключается в оплате импорта продукции, товаров и услуг из других стран (включая потребление продукции, товаров и услуг гражданами страны во время их пребывания за рубежом). Разница между полным доходом страны от экспорта (видимого и невидимого) и полной стоимостью импорта (явного и неявного) называется платежным балансом. Платежный баланс может быть отрицательным (дефицит) и положительным. В случае большого дефицита происходит утечка денежных ресурсов страны, поэтому не только малые страны, но и такие промышленно развитые государства, как США, Англия и Германия, стремятся к увеличению доходов от туризма и предпринимают серьезные усилия для привлечения в страну иностранных туристов. Все международные операции страны отражаются в платежном балансе. Туристские потоки и связанные с ними поступления валюты или утечка иностранной валюты также отражаются в платежном балансе страны. Так, если резидент страны путешествует за рубежом, то он там и тратит валюту; это отражается отрицательно на балансе его страны и положительно — на балансе принимающей страны. По направлению движения валюты можно определить, что для страны, отправляющей своего резидента за рубеж, расходы туриста являются импортом, а для принимающей страны — экспортом, который как бы несравним с импортом и экспортом товаров. Все это отражается на счете «Туризм». Если счет положительный, то это означает, что расходы приехавших в страну туристов превышают расходы туристов, выезжающих из страны, и положительно влияют на ее платежный баланс. Однако здесь не учитываются тарифы международных транспортных перевозок и вторичное воздействие расходов туристов в стране. ВТО провела классификацию стран по положению туризма в их платежном балансе, т.е. по поступлениям от международного туризма и платежам резидентов страны для осуществления путешествий. Поступления и расходы, связанные с потоком капиталов, затраты на импорт товаров и услуг, предназначенных для потребления туристами, и платежи от инвестиций и работы за рубежом были исключены из баланса. Баланс текущего туристского счета отражает экономическую ситуацию страны и может характеризовать ее как с положительным, так и с отрицательным балансом. Текущий туристский баланс, как правило, положителен в странах Средиземноморья. Это — Франция, Италия, Испания, Кипр, Мальта, а также Австрия и Швейцария. Из развивающихся стран к ним можно отнести, например, Тунис, Таиланд, Мексику, страны Карибского бассейна и др. Отрицательный текущий туристский баланс в основном присущ индустриальным странам с высоким уровнем жизни, например скандинавским странам, Германии, Канаде и нефтедобывающим странам Персидского залива. В большинстве развивающихся стран ситуация почти безнадежна. Эти страны имеют отрицательный туристский баланс из-за того, что они не обладают необходимой инфраструктурой для привлечения туристов из других стран и часто обязаны импортировать многие продукты, потребительские товары и оборудование для инфраструктуры. Кроме того, они платят из валютных выручек от туризма проценты за взятые за рубежом кредиты, а также заработную плату иностранному персоналу, который помогает управлять фирмами. Часть денег уходит в виде репатриированной прибыли транснациональным корпорациям и др.
Воздействие международного туризма на платежный баланс страны зависит от остальных составляющих платежного баланса, т. е. от текущего платежного баланса и баланса движения капиталов. В результате разных комбинаций этих составляющих суммарный баланс может быть как положительным, так и отрицательным. В свою очередь туризм может оказать влияние на движение капиталов, и, следовательно, последние также должны тщательно анализироваться для точного определения воздействия туризма на платежный баланс, да и на всю экономику (табл. 4.1). Оценить точно влияние туризма на платежный баланс очень сложно. В последнее время ведется разработка единого международного счета туризма на базе сбора всей финансовой статистики о международном туризме. Однако не все деньги, потраченные иностранными туристами в стране пребывания, могут автоматически улучшить ее платежный баланс. Мировой практике известен ряд расходов, которые несет принимающая туристов сторона. В первую очередь это — расходуемые предметы и товары, привычные для иностранного туриста, но не производимые или не потребляемые в стране пребывания, начиная от строительных и отделочных материалов гостиниц, гостиничного и ресторанного оборудования, мебели, спортивного инвентаря и заканчивая пищевыми продуктами, напитками и сувенирами. Увеличение приема иностранных туристов создает дополнительную нагрузку на местную инфраструктуру: водо- и электроснабжение, канализацию, уборку мусора, дороги, транспорт, связь, службу безопасности. Выявляется необходимость расширения и развития аэропортов, вокзалов, морских или речных портов, гостиниц, дорог и т.д., для чего необходимо инвестировать огромные средства. В странах, развивающих индустрию туризма, это делается, как правило, за счет иностранных инвесторов. Привлечение же зарубежных инвесторов приводит к необходимости возвращения части полученных ими доходов в страну инвестора. В ряде стран развитие туризма приводит к необходимости привлечения иностранных сезонных рабочих, что также вызывает дополнительные валютные расходы и нагрузку на местную сферу обслуживания. Для государства важно так сбалансировать доходы, получаемые от въездного туризма, с расходами на него (включая возврат валюты стране-инвестору, долгосрочные расходы на строительство и благоустройство гостиниц, дорог, аэропортов, средств связи, подготовку персонала для создания комфортных условий пребывания иностранным туристам), чтобы в конечном итоге обеспечить устойчивый положительный платежный баланс страны по статье «Туризм». Конференцией ООН по туризму и путешествиям (с учетом рекомендаций ВТО) была разработана и принята Методика учета доходов и расходов страны по международному туризму. Согласно рекомендациям Международного валютного фонда в актив платежного баланса по статье «Туризм» включаются следующие доходы: • от продажи товаров и туристских услуг въездным и внутренним туристам; • экспорта товаров туристского спроса и оборудования для туристских предприятий; • продажи прочих услуг (подготовка кадров, предоставление услуг специалистами страны зарубежным партнерам); • транспортных расходов въездных туристов на внутренний и международный транспорт в стране пребывания; • инвестиций иностранного капитала в индустрию отечественного туризма; • кредитов, предоставленных другим странам (проценты и возмещение капитала) для развития туризма. В пассив платежного баланса по статье «Туризм» включают следующие расходы: • на приобретение туристских услуг и товаров выездными туристами в стране пребывания; • импорт товаров, необходимых для обслуживания въездных туристов, в том числе на прямой и косвенный импорт; • приобретение прочих услуг (подготовка кадров за рубежом, оплата труда иностранных рабочих и специалистов, занятых в сфере туризма); • перевозки выездных туристов зарубежными транспортными компаниями; • зарубежные инвестиции на развитие туризма в других странах; • долгосрочные кредиты (проценты и возмещение капитала), вложенные в развитие отечественного туризма. Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала статистические материалы по развитию туризма в государствах Европы, США, Канаде, Японии и др. Оценка экономического воздействия туризма основана на расходах туристов. Здесь очень важно рассматривать разные аспекты экономики, которые испытывают на себе воздействие расходов туристов. Расчет экономического воздействия расходов туристов производится с помощью мультипликатора. Так как местные предприятия зависят от других предприятий-снабженцев, любые сдвиги расходов туристов в туристской местности приведут к изменениям на производственном уровне экономики, дохода, занятости, обменного курса. Мультипликатор туризма — это отношение изменений одного из ключевых экономических показателей (например, производства, занятости, дохода и т.д.), к изменению расходов туристов. Определение мультипликатора базируется на кейсианском анализе. Существует некий коэффициент, на который должны умножаться расходы туристов. Для оценки общего изменения производства применяется мультипликатор производства. Для оценки изменений общего дохода используется другой коэффициент, на который также должны умножаться расходы туристов. Из рис. 1 видно, что расходы в первую очередь идут на предприятия, непосредственно обслуживающие туристов. Далее эти деньги тратят фирмы. Часть денег уходит из экономического оборота на оплату импорта товаров и напитков, которые туристы потребляют на месте пребывания, или на оплату услуг, предлагаемых туристскими предприятиями, находящимися за пределами данной местности. Деньги, потраченные туристами на эти виды продуктов и услуг, в дальнейшем не играют роли в генерировании экономической деятельности. Поэтому количество де пег, активно циркулирующих в местной экономике, сокращается на эту сумму. Оставшиеся деньги используются на покупку местных товаров и услуг, оплату труда, покрытие налогов и разных поборов. В каждом цикле расходования некоторая часть денег оседает у местных жителей в виде доходов (заработная плата, прибыль и т.д.). Определенная часть этих денег накапливается и прекращает свой оборот в экономике. Доход, который не накапливается, тратится на импорт и уходит в виде налогов в бюджет государства. Таким образом, доходы сокращаются, и в каждом цикле происходит утечка капитала из рассматриваемой системы. Доходы расходуются в большем объеме в результате дальнейшего генерирования экономической деятельности за счет расходов туристов.
Рис. 1. Мультипликативный процесс Однако надо отличать мультипликатор от акселератора: первый — это отношение новых инвестиций к увеличению производства и доходов, а второй — отношение дополнительного потребления к росту производства и доходов. При оценке значения мультипликатора важно не только выбрать методику, но и определить вид мультипликатора. Каждый вид выполняет свои специфические функции. Мультипликатор продаж измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристов. Мультипликатор производства измеряет объем дополнительного производства в экономике за счет увеличения расходов туристов. Принципиальное различие между этими двумя видами заключается в том, что в мультипликаторе производства не все купли-продажи связаны с текущим производством (например, некоторые продажи совершаются из складских запасов произведенной продукции). Мультипликатор доходов измеряет дополнительные доходы (заработная плата, арендная плата, проценты от ссуд и прибыли), образующиеся в экономике в результате увеличения расходов туристов. Мультипликатор занятости характеризует количество рабочих мест, созданных за счет дополнительных расходов туристов. Туризм — это многопродуктивная индустрия, непосредственно связанная с большим числом секторов экономики, и, следовательно, для расчета мультипликатора требуется большая база данных. Существующие модели расчетов мультипликатора международного туризма имеют недостатки, которые преодолеваются на практике. Ограничение, связанное с неэластичностью предложения, может стать сдерживающим фактором при предложении необходимого количества и качества товаров и услуг при увеличении расходов туристов. Как уже отмечалось выше, если излишний спрос не удовлетворяется местным производством, то дополнительные расходы туристов создают инфляцию, и недостающие продукты и услуги импортируются, а поэтому размер мультипликатора сокращается. Многие виды мультипликатора по своей природе статичны и негибки. Для устранения этих ограничений могут быть построены динамические модели. Ограниченность модели заключается в том, что производственная функция и функция потребления линейны, и характер внутрисекторных расходов стабилен, отсюда и предположение, что дополнительные расходы туристов оказывают та кое же воздействие на экономику, как и равное количество предыдущих расходов. Следовательно, когда увеличивается производство, предполагается, что товары будут покупаться в таких же пропорциях, что и раньше, без учета уровня будущих сбережений. Статичность мультипликатора также не учитывает продолжительность времени мультипликативного воздействия на экономику. Значения мультипликатора различны в зависимости от характера местной экономики и меры взаимосвязанности разных секторов. Для разработки политики и планирования мультипликатор дохода, например, является наиболее ценным, так как он обеспечивает информацией о национальном доходе прежде, чем произведены продукция или оборот. В результате проведенных ВТО расчетов мультипликатора продаж в туризме и доходов от него получены следующие значения мультипликатора продаж: для Доминиканской Республики — 1,2, Бермудских островов — 1,1, восточного Карибского бассейна — 1,07, Антигуа — 0,88, Багамских островов — 0,78, Каймановых островов — 0,65 и т.д. Подробный анализ мультипликаторов производится в целях анализа эффективности инвестиций государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, проверки относительных величин воздействия различных видов туризма и воздействия туризма по сравнению с другими секторами экономики. 11.1. Экономическое воздействие туризма 11.2. Показатели развития отрасли туризма 11.3. Измерение экономической эффективности туризма 1. Экономическое воздействие туризма Итак, туристы тратят деньги в отелях, ресторанах, транспорте и таким образом проникают в экономику страны пребывания. Это проникновение можно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного проникающего воздействия. Прямое воздействие — это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, также нуждаются в покупке товаров и услугах других секторов местной экономики (например, гостиницы пользуются услугами строителей, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов и др.). Таким образом, генерированная экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, и является косвенным воздействием. Однако оно не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение. Во время прямого и косвенного расходования у местного населения накапливается доход в форме заработной платы, арендной платы и др. Этот дополнительный доход местные жители могут расходовать на покупку отечественных товаров и услуг, создавая тем самым новый виток экономической активности. Туризм, однако, может оказать и негативное воздействие на экономику. Производство туристской продукции и услуг требует переброски ресурсов из других сфер экономики, где потребность в них также высока (например, при перемещении трудовых ресурсов в туристскую сферу из сельских местностей происходит сокращение работников в производстве сельскохозяйственной продукции и создается сверхнапряжение в городской местности из-за дополнительных мест в больницах, школах и т.д.). Поэтому для составления полной картины надо учитывать и определять цену использования редких ресурсов для туризма взамен использования их в других сферах. Инфляция может привести к сокращению количества употребляемых местным населением продуктов. Этот инфляционный риск особенно велик в развивающихся странах из-за неэластичности предложения и невозможности импортировать качественные продукты по причине низкого курса местной валюты по отношению к твердым валютам. Инфляцию можно приостановить с помощью уменьшения спроса со стороны иностранных и местных потребителей или увеличения импорта за счет финансовых средств, получаемых от тех же иностранных гостей. Экономическая эффективность туризма означает получение экономического эффекта (или, другими словами, выигрыша) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы. Любое государство, развивающее туризм, стремится достичь максимальной выгоды. Развитие туризма может оказать существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты: будут появляться новые рабочие места, улучшится инфраструктура, то есть будут строиться новые отели, дороги, парки, магазины и т.д. Экономические выгоды являются основной движущей силой туристского развития. Для того чтобы получить максимальную выгоду от развития туризма, государству необходимо разработать туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства. Туристская политика государства — это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на работу сферы туризма для осуществления конкретных целей развития социально-экономического комплекса. Стратегия, на которой базируется государственная туристская политика, заключается в разработке концепции развития и составления целевых программ по развитию туризма как на уровне федерации в целом, так и на уровне отдельного субъекта федерации. Для реализации целевых программ по развитию туризма требуются большие финансовые ресурсы. Помимо этого, государство осуществляет регулирование туристской деятельности путем: • создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; • содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом рынках; • прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма. Политика государства по отношению к туризму основывается на стратегии и тактике. Под стратегией понимается общее направление и способ использования средств для достижения конкретной цели. Для достижения целей в конкретных условиях применяется туристская тактика, т. е. конкретные меры и приемы. Задача туристской тактики есть выбор оптимального решения в данной хозяйственной ситуации. Экономический эффект от развития туризма — многоуровневый. В результате туристской деятельности образуется бюджетный эффект — результат пополнения бюджетов различных уровней за счет налоговых поступлений. Говоря о понятии эффективности развития туризма, необходимо помнить не только о прибыли и доходе, которые получит государство, но и о затратах, которые их обеспечили. Основой оценки эффективности является соотношение затрат и результатов. Источниками затрат могут быть реконструкции памятников архитектуры, финансируемые за счет государственного бюджета, затраты, связанные с коммерческой деятельностью предприятий, обслуживающих туристов. Высокий эффект экономика туристской дестинации, населенные пункты дестинации и страна в целом получат от въездного туризма. Здесь интегрируются интересы туристов, которые удовлетворяют свои познавательные и другие потребности, местных региональных и федеральных бюджетов, так как увеличиваются налоговые поступления, и интересы населения, чей культурный уровень и занятость повышаются. Туризм — это вид деятельности, непосредственно влияющий на социальную, культурную, образовательную, экономическую сферы региона. Эффективность от туристской деятельности определяется либо количеством туристов-посетителей, либо объемом деятельности коммерческих туристских структур, производящих туристский продукт. Эффективность от туристской деятельности определяется либо количеством туристов-посетителей в регионе, либо объемом деятельности (среднегодовая занятость коечной базы в днях, товарооборот на одно место в предприятиях общественного питания, доход от экскурсий и других культурных мероприятий, валютный обмен на одного туриста и др.) коммерческих структур, производящих специфический туристский продукт. Поскольку туризм охватывает широкий диапазон видов деятельности и выходит за рамки традиционного представления о нем как о явлении, связанном только с отдыхом, то эффект от него должен рассматриваться с точки зрения спроса особого типа потребителя. Эффективность управления туризмом рассматривается в двух направлениях: · экономическом; · социальном. Основными и наиболее простыми являются расчеты частоты поездок и интенсивность путешествия, что в какой-то мере позволит сделать вывод об эффективности внедрения предлагаемых мероприятий и развития туризма как подотрасли экономики в целом в дестинации. Многие исследователи отмечают, что в связи с тем, что туристский бизнес относится к высокорентабельной коммерческой деятельности, основными оценочными показателями принято считать прямые экономические. Социальные показатели фактически не относятся к критериальным. На самом деле, кроме прямого экономического эффекта существуют косвенный и социальный экономические эффекты. Косвенный экономический эффект связан с повышением рентабельности сопутствующих (сопряженных) с туризмом отраслей (торговли, общественного питания, транспорта и т.д.), а также с дополнительными налоговыми поступлениями в местные и государственные бюджеты. Социальный эффект во многих случаях не рассчитывается и либо носит декларативный характер, либо выступает в форме ограничений, например экологических. Если экономический эффект можно выразить количественно, то систему показателей социального плана измерить очень сложно и практически невозможно. Развитие рекреационно-туристского комплекса, обеспечивающего создание условий для эффективного использования уникальных природно-климатических ресурсов и расширение материально-технического потенциала курортно-туристских предприятий, является одним из приоритетных направлений развития дестинации. С точки зрения экономики города и региона в целом туризм можно условно рассматривать как одну из ее отраслей. В этом случае сравнительную оценку эффективности различных вариантов развития туризма следует проводить с учетом влияния этой отрасли на функционирование других отраслей. Однако, так как на сегодняшний день методы и формы полного учета косвенного экономического эффекта нуждаются в уточнении, то в первом приближении, абстрагируясь от указанного влияния других отраслей, можно в качестве критерия оптимальности принять прибыль, получаемую социально-экономической сферой города (региона) от туристской деятельности. Составляющие доходов можно представить в развернутом виде (раздельно по приему и отправке туристов). Прием туристов. 1. Прямые доходы - от въездного туризма в виде различных региональных и федеральных налогов, выплачиваемые турфирмами и другими участниками туристского бизнеса. 2. Доходы от затрат туристов на обслуживание (проживание, питание, транспорт и другие виды услуг). 3. Косвенные доходы - от загрузки гостиниц, баров, казино, ресторанов, развлечений, посещения исторических и культурных центров. 4. Косвенные доходы - от создания дополнительных рабочих мест. Отправка туристов. 1. Прямые доходы - от налогообложения туристской деятельности по отправке туристов, выплачиваемого турфирмами и другими участниками бизнеса. 2. Доходы от дополнительной загрузки транспортных средств и других объектов сферы услуг, привлекаемых при отправке туристов. 3. Косвенные доходы - от создания дополнительных рабочих мест в системе обслуживания по отправке туристов. Одним из условий туристской деятельности должно явиться отчисление части доходов от выездного туризма, система которого достаточно хорошо организована в городе, не требует узконаправленных капитальных затрат и может дать городу (в основном за счет налогообложения) до одного триллиона рублей в год. Таким образом, для эффективности туризма требуется выполнить основные частные задачи: 1. Определить состояние и развитие социально-экономических условий в регионе с оценкой структурного состава общества по уровням доходов и определением основных экономических показателей, а также конкретизацией их влияния на различные виды туризма. 2. Выработать требования к основным показателям, характеризующим уровень состояния и развития туризма, и оценки по ним состояния туристской деятельности в регионе по въездному и выездному туризму. 3. Раздельно рассмотреть вопросы продвижения въездного и выездного туризма (в силу существующих принципиальных их различий), а именно: • въездной туризм обеспечивается в первую очередь рекламой достоинств региона (в основном вне его территории), которую должна обеспечить городская администрация. Отсюда необходимость создания специальной модели подобных мероприятий с рассмотрением долевых затрат на них среди участников организации и реализации туристского бизнеса; • проведение турпродукта выездного туризма должно возлагаться непосредственно на сами турфирмы, и доля участия городских структур в этом очень мала, т. е. это — другая задача, которая требует другой модели. 4. Для завершения постановки задачи разработать обобщенную модель туристской фирмы с учетом зависимости ее деятельности от социально-экономических условий. 5. Ввести методические принципы оценки городских затрат на туристскую деятельность, которые необходимы для замкнутости поставленной задачи. 6. Определить Nx и N2. Расчеты целесообразно проводить путем усреднения результатов, полученных по двум методикам: • обработка по специальной методике статистических данных по въезду и выезду с последующим построением прогнозных зависимостей; • построение соответствующих связей вида (6) с последующей оценкой точности полученных усредненных данных. 7. Наполнить построенные модели фактическим содержанием. Это сведется к определению соответствующих компонентов затрат, которые должны производить турфирмы и городская администрация для эффективного функционирования туристских мероприятий. 8. Создать комплекс соответствующих компьютерных программ. 2. Показатели развития отрасли туризма Эффективность туризма означает получение экономического результата от: · организации туризма; · туристского обслуживания; · производственно-обслуживающего процесса туристского предприятия. Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда. Экономическая эффективность развития туризма на микроуровне характеризуется системой экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону: · объем туристского потока; · величина туристских расходов; · состояние и развитие материально-технической базы; · показатели финансово-экономической деятельности; · показатели развития международного туризма. К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: 1) Общее число туристов (в том числе организованных и самодеятельных) - измеряется количеством человек, которые приняли участие в путешествиях. Этот показатель характеризует масштабы охвата населения туристскими мероприятиями и определяется путем суммирования количества туристов за определенный период, принятых на обслуживание по дням регистрации, то есть в первый день обслуживания. 2) Количество туродней (ночевок, койко-дней) - измеряется в человеко-днях и определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе): где Д — количество туродней, чел.-дней; Ч — количество туристов, чел; tcр — средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе, дней. Величина суммарных туристских расходов РΣ в данном регионе определяется следующим образом: где Д — количество туродней, чел.-дней; Рср — средние расходы туриста за сутки. Однако туристский поток — явление неравномерное. Для ха< рактеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициенты неравномерности, которые рассчитываются тремя способами. где Дmах, Дmin - число туродней в месяце максимального и минимального туристского потока соответственно, чел.-дней; Дгод, Дсм — годовое и среднемесячное число туродней соответственно, чел.-дней. 3) Среднемесячное количество туродней определяется путем деления годового количестватуродней на 12 месяцев: Материальной основой воспроизводственной деятельности любого хозяйствующего субъекта являются производственные потребности. Производственные потребности в туризме выражаются в первую очередь в потребностях в материально-технической базе. Материально-техническая база является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для обслуживания туристов полным комплексом услуг (размещение, питание, перевозка, лечение, экскурсии и др.). В состав материально-технической базы туризма входят: · туристские фирмы и агентства; · гостиницы; · туристские базы; · предприятия питания и торговли; · автотранспортные предприятия; · пункты проката туристского снаряжения и инвентаря; · бюро реализации туристских путевок; · контрольно-спасательные службы (посты); · туристские клубы, станции и т.п. Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе). К ним относятся: · коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т. п.; · число коек, предоставляемых местными жителями; · число мест в торговых залах предприятий питания для туристов; · число мест в театрах, отведенных для туристов; 4- число ванн в водолечебницах для туристов и т. д. Мощность коечного фонда определяется по формуле: где Мк — общее количество койко-мест, ед.; КГ — число койко-мест круглогодичного использования; Кс — число койко-мест сезонного использования, ед.; tc — число дней сезонного использования. Показатели финансово-экономической деятельности туристского предприятия включают: · выручку от реализации туристского продукта; · показатели использования ресурсов рабочей силы; · показатели использования основных фондов и оборотных средств; · показатели производительности труда и фонда заработной платы; · показатели финансового состояния туристского предприятия. Выручка от реализации туристского продукта является важным показателем. Она должна покрыть все произведенные затраты и обеспечить получение прибыли. Выручка от реализации туристского продукта определяется: · при расчетах наличными деньгами — при их поступлении в кассу как произведение цены единицы товара (услуги) на его реализованное количество; · при безналичных расчетах — по мере поступления денежных средств на расчетный счет предприятия в учреждение банка за купленный туристский продукт. Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся: · количество туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы); · количество туродней по иностранным туристам; · суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок. Показатели развития туризма важны для анализа как экономической деятельности туристского предприятия, так и состояния туристского рынка, анализа тенденций и выработки стратегии и тактики деятельности на туристском рынке.
Контрольные вопросы и задания: 1. Дайте определение туристской дестинации. 2. Приведите примеры положительного и отрицательного социально- 3. Для каких стран характерен отрицательный и положительный туристский баланс и почему? 4. Поясните сущность мультипликатора туризма. 5. Дайте определение «устойчивого развития туризма» и перечислите его основные принципы.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 4024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |