КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
O f1 e f2 s t
Эффект дохода и эффект замены Снижение цены на товары имеет двоякое воздействие. Во-первых, потребители получают возможность воспользоваться ростом действительной покупательной способности. Они могут купить то же количество товаров за меньшее количество денег, и, таким образом, у них останется больше средств для дополнительных покупок. Во-вторых, они станут потреблять большее количество товара, который подешевел, и меньшее количество тех товаров, которые стали относительно дороже. Эти два процесса обычно происходят одновременно, но будет полезным провести между ними различия в нашем анализе. Их специфика показана на рис., где первоначальная бюджетная линия обозначена буквами RS и рассматриваются только два товара — продукты питания и одежда. Здесь потребитель максимизирует полезность за счет выбора «потребительской корзины» в точке А, достигая таким образом Уровня полезности, соответствующего кривой безразличия U1. Теперь посмотрим, что происходит, если снижается цена продуктов питания, заставляя бюджетную линию вращаться против часовой стрелки к линии RT.
Продукты питания, ед
Теперь потребитель выбирает набор в точке В на кривой безразличия U2. Следовательно, снижение цены продовольствия допускает повышение уровня удовлетворения потребностей потребителя — его покупательная способность, или реальный доход, возросла. Общее изменение в потреблении продуктов питания вызвано более низкой ценой, обозначенной F1F2. Сначала потребитель покупает количество OF1 единиц продовольствия, но после изменения цены потребление продуктов питания увеличилось до OF2. Отрезок линии F1F2, следовательно, представляет увеличение размеров покупок продуктов питания. А что произошло с приобретением одежды? Оно снизилось с ОС1 до OC2 — снижение, представленное отрезком C1C2. Запомним, что продовольствие относительно недорого, тогда как одежда относительно дорога. Падение цены отражается в эффекте замещения и эффекте дохода. Эффект замещения представляет собой изменение потребления продуктов питания, связанное с изменением их цен, при условии, что степень удовлетворения (или реальный доход) остается неизменным. Эффект замещения охватывает изменение в потреблении продуктов питания, которое происходит в результате изменения цены, делающего продовольствие относительно более дешевым, чем одежда. Эта замена отражается движением вдоль кривой безразличия. На рисунке эффект замещения может быть измерен проведением бюджетной линии параллельно новой бюджетной линии RT (отражая более низкую относительную цену продуктов питания) — так, чтобы она касалась кривой безразличия U1 (оставляя уровень удовлетворения постоянным). При заданной бюджетной линии потребитель выбирает набор товаров и услуг в точке С и потребляет OE единиц продовольствия. Отрезок линии F1E представляет, таким образом, эффект замещения. Из рисунке видно, что когда цена на продукты питания снижается, эффект замещения всегда ведет к увеличению количества требуемых продуктов питания. Объяснение лежит в нашем предположении, что предпочтения носят выпуклый характер. Для кривых безразличия, показанных на рисунке, точка, которая максимизирует степень удовлетворения на новой бюджетной линии RT, должна лежать ниже и правее первоначальной точки касания. Теперь рассмотрим эффект дохода (т. е. изменение потребления продовольствия, вызванное ростом покупательной способности при оставшихся неизменными ценах на продукты питания). На рисунке эффект дохода отражается в том, что пунктирная бюджетная линия, проходящая через точку С, смещается к бюджетной линии RT. Потребитель выбирает теперь набор товаров В на кривой безразличия U2, а не набор С на кривой U1 (потому что более низкая цена на продукты питания позволила повысить степень полезности потребителя). Рост потребления продовольствия с OE до OF2 выражает эффект дохода, который является положительной величиной, так как продукты питания являются нормальным товаром. Эффект дохода отражает движение от одной кривой безразличия к другой, и, таким образом, с его помощью можно измерять изменение покупательной способности потребителя.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |