Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спекуляция в рыночном хозяйстве




В) испытывающих антипатию к риску, или противников риска.

В некоторых случаях математическое ожидание при осуществлении рис­ковой деятельности может быть равно в денежном выражении нерисково­му варианту, и все же люди поведут себя по-разному. Например, ваш долж­ник вместо того, чтобы вернуть вам 10 долл., предлагает бросить монету. Если вы выиграете, то получите не 10, а 20 долл. (т. е. ваш чистый выиг­рыш составит 10 долл.), но если проиграете - не получите ничего (т. е. потеряете свои 10 долл.). Математическое ожидание Е(х) в этом случае со­ставит: (0,5 х 10) + (0,5 х - 10) = 0. Оно равно нулю, и получается, что вам вроде бы безразлично, играть в орлянку с должником или потребовать про­сто свои деньги назад.

Но кто-то пожелает пойти на риск в надежде получить больше, а кто-то предпочтет не предпринимать никаких действий, связанных с риском. Для того, чтобы объяснить выбор экономических агентов, необходимо вклю­чить в наш анализ концепцию ожидаемой полезности.

Практика показывает, что в основной своей массе люди не склонны к рисковой деятельности. Такое поведение обычно объясняется, помимо осо­бенностей человеческой психики, чисто экономической причиной, а имен­но: действием закона убывающей предельной полезности.

Предположим, что у вас есть 100 долл. Вы можете сыграть в рулетку и поставить «на красное» 50 долл. В случае выигрыша (при удачной игре «на цвет» сумма ставки увеличивается в два раза) у вас будет 150 долл.: 50 долл., которые вы не ставили, плюс 50 долл. х 2 - ваш выигрыш. Таким образом, вы увеличите свое первоначальное богатство, равное 100 долл., на 50 долл. В случае проигрыша у вас останется всего 50 долл., т. е. вы умень­шите свое первоначальное богатство на 50 долл. Математическое ожидание в денежном выражении составит:

(0,5 х - 50) + (0,5 х 50) = 0.

Но предельная полезность, как видно из графика общей полезности (рис. ниже), убывает, поэтому в условных единицах полезности ожидае­мая полезность будет иметь отрицательное значение:

(0,5 х-2) +(0,5 х 1) = - 1

 

 

 

Иначе говоря, в случае проигрыша ваши убытки будут в условных еди­ницах полезности больше, чем ваше приобретение в случае выигрыша. Та­ким образом, в категориях предельных величин ситуация выглядит иначе, чем в денежном исчислении, и вы не будете склонны рисковать. Вот поче­му мы говорили ранее о необходимости различать математическое ожида­ние денежной суммы выигрыша и ее ожидаемую полезность. Выражаясь более простым языком, можно сказать, что, конечно, вам доставит радость получить больше того, что вы имеете, но для вас гораздо ощутимее будет потеря того, к чему вы уже привыкли. В экономической теории данный феномен получил название эффекта владения. Эффект владения заключа­ется в том, что люди гораздо выше оценивают то, чем они владеют, чем то, что пока им не принадлежит.

Возвращаясь к Санкт-Петербургскому парадоксу, мы можем теперь ска­зать, что индивиды, отказываясь от игры в подбрасывание монеты, несмот­ря на бесконечно большое значение математического ожидания, руковод­ствуются, согласно гипотезе Бернулли, прежде всего ожидаемой полезнос­тью выигрыша. А предельная полезность дохода с каждым его приростом снижается. При уменьшающейся предельной полезности денежного выиг­рыша люди будут требовать все возрастающих выплат, для того, чтобы ком­пенсировать свой риск в случае проигрыша.

Конечно, существуют люди, которые все же склонны идти на риск. Само понятие предпринимательства всегда связано с большим или меньшим рис­ком. Для таких людей, испытывающих склонность к риску, кривая обшей полезности будет приобретать вогнутый вид, и приобретение в случае вы­игрыша будет превышать убыток в случае проигрыша в условных едини­цах полезности (рис. ниже).

 

 


Математическое ожидание в денежном выражении, как и в случае, рас­смотренном выше, будет следующим:

(0,5 х - 50) + (0,5 х 50) = 0

 

Но предельная полезность в данном случае возрастает, поэтому в условных единицах ожидаемая полезность будет иметь положительное значение:

(0,5х-1) + (0,5х5) = 2.

Положительный знак говорит о том, что для людей, склонных к рисковой деятельности, ощутимее будет радость выигрыша, чем неудовольствие г проигрыша.

И, наконец, в случае нейтрального отношения к риску кривая общей полезности будет приобретать вид прямой линии (рис. ниже).

 

Математическое ожидание в денежном выражении, естественно, не меняется:

(0,5 х - 50) + (0,5 х 50) = 0.

Но и предельная полезность не меняется, поэтому в условных единицах полезности ожидаемая полезность будет также равна нулю:

(0,5 х -2) + (0,5 х 2) = 0.

Таким образом, мы видим, что для людей, безразличных к риску, поло­жительные эмоции от выигрыша равны отрицательным эмоциям от проиг­рыша.

С точки зрения теории ожидаемой полезности все три рассмотренные варианта выбора будут рациональными. Однако впоследствии было выяв­лено и описано достаточное количество случаев, не укладывающихся в дан­ную теорию. Рассмотрим некоторых из них.

Известен так называемый эффект точки отсчета. Чтобы пояснить его, приведем пример. Человек собирается купить джинсы стоимостью 50 долл., при этом у него есть выбор, либо купить их в магазине рядом с до­мом, либо потратить час времени и купить их в другом магазине по цене 40 долл. Конечно, он может махнуть рукой на деньги и купить их рядом с домом, но все же существуют достаточные стимулы для поездки в целях экономии. Если же тот же самый человек стоит перед выбором, купить ко­жаную куртку за 690 долл. рядом с домом или - за 680 долл. в удаленном магазине, стимулов к поездке будет гораздо меньше. Экономия в 10 долл. получается в обоих случаях, но точка отсчета заключается в проценте эко­номии, т. е. отношении сэкономленных денег к цене товара, выраженном в процентах.

Человек может вести себя, опровергая концепцию ожидаемой полезно­сти, в результате нелинейной зависимости объективных и субъективных вероятностей. Существует тенденция к повышению субъективной вероят­ности по мере увеличения желательности событий, т. е. человек выдает же­лаемое за действительное. Применительно к рисковой деятельности, мож­но сказать, что человек в большей степени будет склонен идти на риск, если повышается притягательность возможного исхода.

Исключения из теории ожидаемой полезности связаны также с желани­ем большинства людей избежать риска любой ценой. Существует эффект определенности. Он заключается в том, что привлекательность опреде­ленных исходов для людей оказывается непропорционально выше, чем неопределенных. Проведенные эксперименты показывают, что выигрыш с 100%-ной вероятностью люди оценивают непропорционально выше, чем выигрыши с вероятностью, приближающейся к 100%, но не дости­гающей ее: с вероятностью 99%, 98% и т. д. Люди оценивают веро­ятность не только с количественной, но и с качественной точек зрения. Они оказываются еще менее склонны к риску, чем это предполагается в теории ожидаемой полезности.

М.Фридмен и Л.Сэвидж в своей статье «Анализ полезности при выборе альтернатив, предполагающих риск» связывают склонность или антипатию к риску с уровнем до­ходов различных лиц и строят кривую полезности (рис. ниже).

Участок А - группа лиц с низ­кими доходами.

Участок В - промежуточная группа.

Участок С - группа лиц с вы­сокими доходами.

 

 

Лица, принадлежащие к груп­пам А к С, испытывают обычную антипатию к риску. Лица группы В склонны к риску, поскольку они не успели привыкнуть к богатству, недавно перейдя из группы А, но у них есть шанс попасть в группу С. Группа В немногочисленна, так как из-за своего стремления к риску лица этой группы быстро переходят в группу А или в группу С. В данном случае рациональность поведения в отношении риска зависит от фактического дохода, или благосостояния.

Есть и другие факты, противоречащие концепции ожидаемой полезнос­ти. Однако данная концепция остается основной при оценке рационально­го выбора в условиях неполноты информации.

Итак, подавляющая масса людей стремится максимально снизить риск, так как относится к категории противников риска.

 

Существует несколько способов снизить риск, или несколько способов страхования. Под страхованием понимается процедура, позволяющая ин­дивиду обменять риск больших потерь на определенность малых.

Объединение риска - это способ его снижения, при котором риск де­лится между несколькими участниками, так что в случае проигрыша поте­ри, приходящиеся на долю каждого, не так велики. На этом методе осно­вывается существование различных коллективных фондов, касс взаимопо­мощи. Обычная страховая компания в своей деятельности также использу­ет объединение риска: большое количество индивидов объединяют свой риск, уплачивая страховые взносы, а страховой случай имеет сравнительно небольшой процент и компенсируется из общей «кассы».

Распределение риска - способ страхования, применяемый в случае воз­можного крупного ущерба, когда одной компании не под силу взять на себя полностью обязательства по страхованию. Например, предприятие страхует свою деятельность от пожара, причем размеры предприятия таковы, что возможные потери могут быть весьма существенны. Предприятий подоб­ного типа мало, или рассматриваемое предприятие единично в своем роде, поэтому невозможно применить объединение рисков. Тогда оно обращает­ся в крупную страховую ассоциацию, и риск возможной потери распреде­ляется между компаниями, входящими в нее. В таком случае каждая ком­пания получает в качестве вознаграждения за участие в распределении рис­ков часть страхового взноса страхующегося предприятия и принимает на себя обязательство в той же пропорции компенсировать ущерб от возмож­ных потерь в случае пожара. Риск оказывается распределенным между ря­дом страховых компаний.

Диверсификация - способ, при котором экономические субъекты ис­пользуют свои финансовые средства в разных сферах, чтобы в случае по­тери в одной из них компенсировать это за счет другой сферы. Например, рекомендуется покупать акции различных акционерных компаний, чтобы в случае потери ценности по части акций компенсировать это за счет роста курса акций другой компании или других компаний.

Страховые компании могут быть основаны на принципе объединения риска (взаимные страховые компании) или создаваться как обыкновенные акционерные компании. Во втором случае речь идет о компаниях, ориен­тированных на получение прибыли, первоначальный капитал которых об­разуется за счет вкладчиков - акционеров, а не за счет тех, кто будет пользоваться услугами компании.

Общий принцип страхования, который вытекает из его определения, следующий: вы жертвуете какой-то долей своего текущего потребления, что­бы избежать в будущем потери, вероятность которой достаточно велика.

Надо учитывать и тот факт, что есть виды деятельности, которые связа­ны с нестрахуемыми рисками. При этом варианты нестрахуемых рисков могут нести как отрицательную, так и положительную нагрузку. Никто не застрахует вас, например, от ядерной войны или от всеобщей экологичес­кой катастрофы; понятно, что, когда речь идет о катастрофах в рамках все­го человечества, нет такой страховой компании, которая приняла бы на себя ответственность за риски подобного рода. Это негативные, но неизбежные варианты нестрахуемых рисков. Однако есть другие примеры нестрахуемых рисков. Речь пойдет о пред­принимательской деятельности. Сама суть предпринимательства содержит в себе элемент риска, и говорить о его страховании просто неуместно. По­этому можно сказать, что в данном случае факт нестрахуемости рисков яв­ляется положительным моментом. Однако предприниматель, реализуя ос­новную рисковую идею, может страховать отдельные аспекты своей дея­тельности. Например, идя на риск при создании нового предприятия по производству пиломатериалов, он скорее всего постарается застраховать свои склады от пожаров, а рабочих - от травм в процессе производства. Но сама идея и ее реализация - сформировать предприятие в данной отрасли - тем не менее остается рисковой.

 

 

 

Неопределенность, присущая рыночному хозяйству, делает возможным существование арбитражирования и спекуляции.

Арбитражирование - это деятельность, целью которой является полу­чение прибыли путем покупки какого-либо товара на одном рынке и пос­ледующей продажи этого товара на другом рынке (или другом сегменте рынка) по более высокой цене. Арбитражирование возможно только при от­сутствии равновесия на рынках, т. е. при дисбалансе между спросом и предложением. Наиболее явно используется этот способ экономической де­ятельности на рынках цветных металлов, ценных бумаг, сельскохозяйствен­ных товаров. Арбитражеры используют разницу цен в пространстве.

В отличие от арбитражирования спекуляция - это покупка какого-либо товара в расчете перепродать его на том же рынке по более высокой цене через какой-то промежуток времени, т. е. спекулянты используют разницу цен во времени. В своей спекулятивной деятельности лица, осуществляю­щие спекуляцию и арбитражирование, сознательно идут на риск. На прак­тике сочетаются оба вида этой деятельности и чаще всего они объединя­ются под общим названием спекуляции.

Рассмотрим три важнейших способа спекулятивной деятельности.

Первый способ спекулятивной деятельности - это покупка товара, его хранение в течение опреде­ленного срока и последующая продажа. Покупая товар, спекулянт рассчи­тывает на повышение цен. Если цены не повысятся, а понизятся, спекулянт потерпит убытки.

Второй способ - заключение фьючерсных контрактов, когда по исте­чении определенного срока инвестор берет на себя обязательство купить или продать определенное количество биржевого товара по цене, опреде­ленной сегодня. Например, вы полагаете, что продажная цена акций ком­пании «Альфа» повышается. Вы заключаете с биржевым посредником, ко­торый считает, что цена акций не изменится, контракт на покупку 20000 акций компании через год по сегодняшней цене - 25 долл. за акцию. Если цена через год повысится до 35 долл. (изменение на 10 долл.), то вы получите 10 х 20 000 = 200 000 долл. дополнительной прибыли, так как сможе­те продать полученные акции по более высокой цене. Но если цена упадет, вы проиграете.

Третий способ - заключение опционного контракта. Опцион - это кон­тракт, в соответствии с которым инвестор покупает право купить или про­дать в будущем какое-либо количество товара по цене, определяемой на сегодняшний день. Специфика этого способа заключается в том, что свое право вы можете реализовать или не реализовать в зависимости от вашего желания, которое определяется обстоятельствами. Если, например, вы предполагаете, что продажная цена акций компании «Альфа» возрастет, вы заключаете опционный контракт на покупку 20.000 акций по цене 25 долл. за акцию сроком на один год. Это значит, что через год тот биржевой посредник, с которым вы заключили контракт, будет обя­зан продать вам акции по 25 долл. Если продажная цена акций действи­тельно через год возрастет, вы реализуете свое право, купите акции по 25 долл., а затем перепродадите их по реальной продажной цене, получив та­ким образом прибыль. Если продажная цена снизится вопреки вашим ожи­даниям, вы не будете реализовывать свое право. В этом случае вы, прав­да, потеряете ту часть, которую заплатили в виде гонорара посреднику при заключении с ним контракта.

Опционный контракт более безопасный (менее рискованный) способ спекуляции по сравнению с фьючерсным контрактом, потому что проиг­рыш может быть равен лишь гонорару посредника. Поэтому опционный контракт в какой-то степени содержит элемент страхования.

Срочные контракты (фьючерсные контракты, опционы) используются при осуществлении хеджирования - страхования от неблагоприятного из­менения цен в момент планируемой покупки или продажи актива, характе­ризующегося неопределенностью цены. Хеджирование осуществляется с помощью заключения одного или нескольких срочных контрактов на про­дажу или на покупку, чтобы максимально сохранить стоимость финансо­вых активов инвестора.

Рассмотрим пример хеджирования. Хеджер боится снижения цены ка­кого-либо актива (например, цены акций интересующей его компании). Допустим, его устраивает цена 520 долл. за акцию. Он хочет, чтобы цена его активов не снизилась через 3 месяца и для этого заключает два встреч­ных фьючерсных контракта: контракт на продажу акций через 3 месяца по этой цене (520 долл. за акцию) и контракт на покупку акций по такой же цене. Предположим, через 3 месяца цена выросла до 540 долл. за акцию. Покупая по 520 долл. акции, хеджер выигрывает по контракту на покупку (на каждой акции он выигрывает 20 долл.). Но он проигрывает по контрак­ту на продажу, поскольку продает по 520 долл. акции, которые стоят теперь 540 долл. В результате у него нет ни прибыли, ни убытков. А если цена снижалась, скажем, до 500 долл. за акцию? Он теряет на продаже: 500 - 520 = -20 долл., но выигрывает по фьючерсному контракту на покуп­ку: 520 - 500 = 20 долл. Опять же нет прибыли, но нет и убытков, а это главное, к чему стремился наш хеджер.

Аналогично осуществляется хеджирование посредством заключения опционных контрактов. При операциях хеджирования риск не исчезает, но он меняет своего носителя: производитель перекладывает риск на бирже­вого спекулянта, так как испытывает антипатию к риску. Спекулянт прини­мает на себя риск, поскольку по сути своей является любителем риска.

Сам термин «спекуляция» приобрел во многих языках отрицательное значение. Стоит произнести слово «спекулянт», и перед нашим мысленным взором предстает ловкач, пытающийся всеми силами обмануть добропоря­дочного гражданина. Конечно, осуждение общества вполне справедливо, когда речь идет о нелегальной, противозаконной спекуляции.

Возможны злоупотребления не только с ценными бумагами (хотя здесь их размер достигает наибольших размеров), но и в любых других отраслях, где существует спекуляция. Нелегальная спекуляция осуществляется путем распространения ложной информации, совершения незаконных сделок и т. д. Государство создает специальные правила, направленные на создание мер против подобных явлений.

В условиях государственного установления фиксированных цен в ко­мандной экономике спекуляция также принимает нелегальный характер. Получая с «черного хода» товары, спекулянты в условиях тотального де­фицита в значительной степени участвуют в усугублении того дисбаланса спроса и предложения, который существует. Они скупают не избыточный товар сегодня в целях его перепродажи позднее по более высокой цене. Спекулянты нелегальным образом скупают дефицитный товар и перепро­дают его. Разница между спекулятивной и административной ценой обра­зуется не за счет временного интервала, а за счет усиления дисбаланса на товарном рынке. В эту высокую цену включается и плата работникам тор­говли, с которыми спекулянт устанавливает личные связи и которых он воз­награждает за риск торговли «с черного хода».

Однако нормальная легальная спекуляция оказывает содействие разви­тию рыночного хозяйства. О первом положительном моменте, связанном со спекуляцией, уже было сказано выше, когда речь шла о возможности страхования рисков. Спеку­лянты путем операций хеджирования дают возможность другим участни­кам рыночного процесса застраховать себя. Вторая важная функция спекуляции заключается в передаче информа­ции о тенденциях, господствующих на рынке. Казалось бы, спекулянтам невыгодно распространять информацию. Это действительно так, но они распространяют ее помимо своего желания. Ожидая роста цен на какой-либо ресурс, они начинают скупать акции компаний, занимающихся его добычей. Массовая скупка акций ведет к росту цены этих акций. Ценовой сигнал - это источник информации для всех. Общество в целом понимает, что скоро произойдет удорожание данного ресурса. Информация доступна теперь всем. Наконец, спекуляция выполняет еще одну функцию - это консервация, или уменьшение использования, дефицитных ресурсов (например, полезных ископаемых). Спекулянт, ожидая дефицит, скупает ресурс и консервирует до­бычу, чтобы продать ресурс позже, когда цена повысится. Раз меньше ресурса поступает на рынок, его цена растет. Ценовой сигнал воспринимается други­ми компаниями, и начинается повсеместная консервация добычи.

Разумеется, спекулянты не застрахованы от ошибок. Под влиянием оши­бочных ожиданий они могут послать неверные ценовые сигналы и ввести в заблуждение других экономических субъектов. Но в конце концов такие спекулянты проигрывают, и выживают те спекулянты, которые действи­тельно выполняют общественно полезные функции.

 

Тема 12. Общественные блага (товары и услуги общественного пользования)

 

Роль государства в преодолении провалов рынка.

Неприбыльный сектор и государство в системе экономических отношений.

Общественный сектор и предложение общественных благ.

Свойства общественных благ.

Спрос на чистые общественные блага и их предложение

Чистые и смешанные общественные блага.

Проблема переполнения и теория клубов.(из ЭОС)

Спрос на общественные блага.

Проблема "зайцев" ("безбилетников").

Соотношение экономической эффективности и социальной справедли­вости.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.