Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. 1. Охарактеризуйте культурологические концепции: И.Гердера, П.Сорокина, Н.Данилевского, О.Шпенглера




Вопросы для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте культурологические концепции: И.Гердера, П.Сорокина, Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, Э.Кассирера, К.Юнга, Ю.Лотмана, М.Бубера, З.Фрейда, Э.Тайлора, Ч.Дарвина, К.Маркса.

2. Перечислите известные вам подходы в осмыслении сущности культуры.

3. Дайте характеристику каждого из трех, выделенных П.Сорокиным, типов культур: идеационального, чувственного, идеалистического.

4. Как трактует П.Сорокин функцию любви в контексте культуры?

5. Питирим Сорокин в книге «Человек. Цивилизация. Общество» приводит следующие данные о соотношении светских и религиозных произведений в живописи и скульптуре западноевропейского средневековья (по векам):

  До X в. X-XI в. XII-XIII в.
Религиозные 81,9 94,7 97,0
Светские 18,1 5,3 3,0
В целом      
  XIV-XV в. XVI в. XVII в.
Религиозные 85,0 64,7 50,2
Светские 15,0 35,3 49,2
В целом      
  XVIII в. XIX в. XX в.
Религиозные 24,1 10,0 3,9
Светские 75,9 90,0 96,1
В целом      

 

a. Выявите общую тенденцию в развитии религиозного и светского содержания. Какая из них начинает преобладать со временем? Почему?

b. В какие века было особенно сильное преобладание религиозного содержания? С чем это было связано?

c. Приведите конкретные примеры, подтверждающие ваши выводы.

d. Составьте собственные вопросы к содержанию данной таблицы.

e. Озаглавьте таблицу.

 

1.3. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»

Как и слово «культура» слово «цивилизация» вошло в широкий научный оборот в XIX в.. Часто эти слова употребляются как синонимы, однако словом «цивилизация» обозначают чаще те качества культуры, которые необязательно ассоциируются с духовным ее содержанием.

Определенное разграничение и противопоставление понятий осуществил И.Кант (1724-1804), а в XX веке Освальд Шпенглер, который считал цивилизацию той высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. По мнению Шпенглера, цивилизация является неизбежной судьбой каждой культуры. Прибегая к метафоре, он оценивал культуру как «живое тело души», а цивилизацию – как «ее мумию».

Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis», обозначающего «жителей города», или «граждан». До нашего времени это значение сохранилось в слове цивильный, по-прежнему подразумевающем (в западных языках) качества, подобающие гражданину, - учтивость, любезность, привычность к городской среде. Однако этимология слова и его раннее употребление отличаются от тех значений и смысла, которые оно приобрело впоследствии.

Существует точка зрения, согласно которой культура и цивилизация выступают синонимами и понимание цивилизации очень близко пониманию культуры как способа жизни людей в отличие от жизни других организмов. Так, Э.Тайлор писал: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». В данном определении культура и цивилизация отождествлены.

Однако уже во II веке нашей эры римский историк К.Тацит выделил три основных признака, отличающих римскую культуру от культуры других народов:

· материальное изобилие

· государственность

· письменность

Перечисленные признаки стали исходными для последующих исследований цивилизации как особой социальной организации людей. Соответственно в науке сформировались подходы к понятию цивилизации, среди которых выделим наиболее утвердившиеся в теории:

· цивилизация – это этап культурно-исторического процесса («линейный» подход к цивилизации и культуре)

· цивилизация – это локально-исторический тип культуры («локально-исторический подход»)

· цивилизация – это развитие общества в определенной природной среде (географический подход к цивилизации и культуре)

Цивилизацию можно определить как социальную организацию общественной жизни, охватывающей длительный период существования и основанной на единой ментальности и культуре. Ментальность же следует понимать как присущую индивиду или определенной социальной общности совокупность специфического склада мышления, чувственно-эмоциональных реакций на действительность, психологических установок, сложившуюся под влиянием определенных географических условий и социальных факторов.

Реальные связи между культурой и цивилизацией выступают в следующих формах: генетическая, структурно-функциональная, дисфункциональная.

В изучении культуры, как и цивилизаций в отечественной культурологии (в теории цивилизаций) следует подчеркнуть значение философско-исторического анализа теории цивилизаций, предпринятого Б.С.Ерасовым. Хрестоматия русского философа, востоковеда Б.С.Ерасова (1932-2001) «Сравнительное изучение цивилизаций» (1998) стала одним из самых популярных изданий по цивилизационной теории в современной России. При всем разнообразии определений цивилизации выделим данное Б.С.Ерасовым: «Цивилизация – организм поддержания длительной преемственности между прошлым, настоящим и будущим, что и сформировало всемирную историю как протяженность социокультурного бытия, в котором общество и человек получают возможность избежать напрасной траты кратковременного бытия и направить свою деятельность на приумножение и сохранение духовного или материального достояния. Однако проблемность процесса преемственности состоит в том, что сохранение накопленных материальных и духовных богатств должно идти наряду с процессами обновления и изменения. Сложное взаимодействие процессов изменения и сохранения и обеспечивает динамику развития цивилизаций».

Актуальными представляются выводы Б.С.Ерасова о специфике и динамике цивилизационного устроения российского общества, хаосе и криминале как постцивилизационном состоянии, цивилизационных аспектов модернизации.

Таким образом, цивилизация является макромасштабной социокультурной общностью, имеющей свои принципы организации и динамику и соотносящуюся с государством, религией, культурой.

 

1. Дайте определение цивилизации.

2. Назовите основные подходы к соотношению понятий «культура» и «цивилизация».

3. Как понимал цивилизацию Э.Тайлор?

4. Какие подходы к понятию «цивилизация» утвердились в теории?

5. Назовите формы связей между культурой и цивилизацией.

6. Как характеризует цивилизацию О.Шпенглер?

7. Как понимает цивилизацию и какое ей дает определение Б.С.Ерасов?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.