Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9

Вопросы для самоконтроля

Классицизм, романтизм, реализм

Культура Европы XIX века

Лекция 8

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните общий смысл понятий: Просвещение, рококо, ассамблея, толерантность, демократизм.

2. Кто впервые употребил термин «Просвещение» и в чем заключалась суть термина?

3. Каковы цели, которые ставили перед собой европейские просветители?

4. Охарактеризуйте деятельность Ф.Бэкона, Р.Декарта.

5. Как можно охарактеризовать материальную культуру эпохи Просвещения?

6. Какие стили развиваются наряду со складывающимися ампиром, сентиментализмом, реализмом?

7. Что выражает асимметрия в искусстве рококо?

8. Охарактеризуйте творчество выдающихся живописцев, в работах которых наиболее ярко выражены стилевые особенности рококо.

В XIX в. происходит формирование индустриального общества. Оно зародилось в XVIII в. и просуществовало еще до середины XX столетия.

Дымящие заводские трубы, быстро растущие городские кварталы, гигантские угольные разрезы, раскинувшиеся на всю страну железнодорожные сети — только внешние признаки этого общества. Не менее важ­ны внутренние — переход к рыночной экономике, расширение индивиду­альных свобод, развитие машинного производства и наемного труда, демократизация общества и становление гражданского самосознания. XIX век — это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук. Появляются первые научно-исследовательские лаборато­рии, работающие на прямой заказ промышленности. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, применение электричества в промыш­ленности, телефона, радио произвело переворот в науке и технике. Ведущими отраслями индустрии становятся металлургия, энергетика, машиностроение, транспорт и химическая промышленность.

Благодаря успехам медицины, улучшению санитарных условий жизни и качества питания резко сокращается смертность. Напротив, средняя продолжительность жизни растет. Увеличивается и численность населе­ния. Люди со все большим желанием мигрируют из села в город в поис­ках более комфортной жизни, культурно-разнообразного досуга, лучших возможностей получить образование.

Европейская культура не могла не реагировать на экономические и социальные изменения в обществе. И она реагировала, создавая новые художественные ценности и стили, мировосприятие и образ жизни. Художественное своеобразие культуры XIX в. определяли три главных стиля – классицизм (неоклассицизм и ампир), романтизм и реализм. Только в конце столетия зарождаются новые направления, определившие облик европейской культуры уже XX в.

Классицизм или неоклассицизм начала XX столетия называют также ампиром (от фр. empire — империя), или стилем империи. Он завершил эволюцию классицизма и демонстрировал торжество государственной мощи. Ампир впитал в себя древнеегипетские мотивы (геометризм египетского орнамента, стилизованные сфинксы), мотивы росписей Помпей, этрусских ваз, которые использовались в интерьерах дворцов. Архи­тектуру отличают массивные портики с колоннами дорического (иногда тосканского) ордера, военная эмблематика (орлы, лавровые венки, воин­ские доспехи, дикторские связки). В этот период возводятся мемориаль­ные сооружения (триумфальные арки, мемориальные колонны). Если рассматривать эволюцию живописи во Франции от классицизма к ампи­ру как единую линию, то обнаруживается, что если классицизм прослав­лял пышное великолепие дворцовой жизни французских королей, то ампир — военные подвиги Наполеона и вкусы нарождающейся буржуазии. Целям прославления успехов государства служила мемориальная архи­тектура (триумфальные арки, памятные колонны), повторявшая древнеримские образцы.

На рубеже XVIII и XIX вв. в Германии и других европейских странах возникло новое направление в духовной и художественной культуре, получившее название романтизм. Романтизм стал своеобразной реакцией на классицизм с его культурой разума и рационализма. Романтизм был первым направлением в искусстве, которое признало художника субъектом творчества и провозгласило безусловный приоритет индивидуаль­ных вкусов творческой личности. Наибольшего развития романтизм достиг во Франции (Г.Жерико, Э.Делакруа, Г.Доре). Крупнейшие его представители в Германии — Ф.О.Руте, К.Д.Фридрих, П.Корнелиус, в Великобритании: — Дж.Констебль, У.Тернер. В России черты роман­тизма проявились в творчестве О.А.Кипренского, отчасти — В.А.Тропинина, С.Ф.Щедрина, М.И.Лебедева, К.П.Брюллова, Ф.А.Бруни, Ф.П.Толстого.

Романтизм противопоставил утилитаризму и материальности нарождавшегося буржуазного общества разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез и фантазий, идеализацию прошлого. Романтизм — это мир, в котором царствуют меланхолия, иррациональность, эксцентричность. Его следы проявлялись в европейском сознании еще в XVII в., но расценивались врачами как признак умственного расстройства. Но ро­мантизм противостоит рационализму, а не гуманизму. Напротив, он соз­дает новый гуманизм, предлагая рассматривать человека во всех его про­явлениях.

Первые признаки романтизма появляются почти одновременно в разных странах, но каждая внесла в его развитие свой вклад. Родиной романтизма считается Германия, здесь были заложены основы романтической эстетики. Из Германии новое течение стремительно распростра­нилось по всей Европе. Романтизм охватил литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства.

Философско-эстетическую теорию раннего романтизма разработали в Германии А.В. и Ф.Шлегели, Новалис, И.Фихте, Ф.В.Шеллинг, Ф.Шлейермахер, Л.Тик, творческое объединение которых, существовавшее в 1798-1801 гг., получило название кружка йенских романтиков. Кружок создал эстетическую концепцию новой универсальной культу­ры и помог формированию в первой половине XIX в. романтической философии, к представителям которой относят Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Артура Шопенгауэра (1788-1860), Серена Кьеркегора (1813-1855).

Немецкий философ Фридрих Шеллинг был близок йенским романтикам. Искусство — высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного («Система трансцен­дентального идеализма», 1800). В нем воедино сливаются все виды дея­тельности — теоретическая и практическая, духовная и чувственная.

Крупной исторической фигурой был немецкий философ - иррационалист Артур Шопенгауэр. В его главном произведении «Мир как воля и представление» (1819-1844) мир предстает как стихийная «воля к жизни». Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение — «пессимизмом». Мировая история не имеет смысла. Страдание — наказание за первородный грех, вину обособленно­го существования. Преодоление эгоизма и страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства лежит созерцание идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени. Высшее из искусств — музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение «воли к жизни». Влияние Шопенгауэра испытали в Германии Р.Вагнер, Э.Гартман, Ф.Ницше, Т.Манн и др., в России — Л.Толстой, А.Фет и др.

Выдающийся датский философ, теолог и писатель Серен Кьеркегор создал субъективную («экзистенциальную») диалектику личности, проходящую три стадии на пути к Богу: эстетическую, этическую и религи­озную. Кьеркегор считал, что предназначение философии состоит в познании не какого-то абсолютного духа, но повседневного существования (экзистенции) человека. Идеи Кьеркегора повлияли на всю европейскую культуру и даже науку (в этом признавался основатель квантовой механики Н. Бор).

Главными представителями романтизма в литературе считаются Новалис, Э.Т.А.Гофман, Дж.Байрон, П.Б.Шелли, В.Гюго, Э.По, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев.

Немецкий поэт и философ Новалис (1772-1801) являлся видным представителем йенского кружка романтиков. Он пытался обосновать философию «магического идеализма», утверждающего полярность и взаимопереход всех вещей, идею равновесия реальности, идеи и фанта­зии в каждом человеке.

Самый крупный представитель немецкого романтизма Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822). В своем творчестве Э.Т.А.Гофман раскрыл глубокую пропасть между образом жизни и мышлением художника и обычного человека. Героем большинства его произведений выступает музыкант-бессребреник, презирающий матери­альные блага, находящий смысл своей жизни в любви к искусству («Жи­тейские воззрения кота Мурра», 1822).

Отрицание утилитаризма и принципов буржуазного практицизма, жертвой которых становилась человеческая личность, выражали в своем творчестве не только немецкие, но и английские романтики. Крупней­шим среди них был Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788-1824). Байрон, член палаты лордов, воспевал не прелести придворной жизни, а «миро­вую скорбь», романтический бунт одиночки против всего общества. Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812-1818), философские поэмы «Манфред» (1817) и «Каин» (1821), цикл стихов на библейские мотивы, роман в стихах «Дон Жуан» (1819-1824) и лирика передают острое ощущение катастрофичности человеческого бытия, утрату ста­рых идеалов и ценностей.

Великий французский писатель-романтик Виктор Гюго (1802-1885) создал вдохновенные романы «Собор Парижской богоматери» (1831), «Отверженные» (1862), «Человек, который смеется» (1869) и другие, где обличал общественные язвы и социальную несправедли­вость.

Пессимистический взгляд на будущее, умонастроения «мировой скорби» сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов. Творчество выдающегося французского поэта Шарля Бодлера (1821-1867) называют «поэзией упадка и тления». Его, приверженца теории «искусства для искусства», считают основоположником символизма.

Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство «двоемирия», горькую насмешку над не­соответствием мечты и действительности, возведенную в литературе и искусстве в принцип «романтической иронии». Великий американ­ский писатель-романтик Эдгар Аллан По (1809—1849) умер в возрасте 40 лет. Он начал писать в 16 лет, но его поэтические произведения не по­лучали признания, пока Ш.Бодлер не перевел их на французский язык. На склоне жизни он страдал депрессиями и переживал глубокий душевный кризис. Эдгар По так и остался известен в основном благодаря мастерски написанным «страшным» и детективным новеллам.

Исторические рамки романтизма ограничиваются периодом с 1770 по 1840 г. В его развитии специалисты выделяют три этапа: предромантизм (1770-1800); зрелый романтизм (1800-1824), вызванный фран­цузской революцией 1789 г. и военными кампаниями Наполеона (Гойя, Жерико, раннее творчество Делакруа); расцвет романтизма - с 1824 по 1840 г. (зрелое искусство Тернера и Делакруа). Если в предромантизме преобладали вкусы и формы английской чувствительности, то зрелый романтизм — полностью французский. В этот период появляется новая историческая живопись и современная школа пейзажа. В третий период, называемый «романтическим движением», господствующее положение заняла концепция гения, воплотившаяся в зрелом творчестве Тернера и Делакруа.

Главными представителями романтизма в изобразительном искусст­ве считаются живописцы Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.О.Руте, К.Д.Фрид­рих, Дж.Констебль, У.Тернер.

Главой романтической школы живописи во Франции был Эжен Делакруа (1798-1863), признанный величайшим декоратором своего времени. Шедевр его творчества – картина «Свобода, ведущая народ», написанная в разгар революционных событий 1830 г. и воплотившая бунтарский пафос, характерный для романтизма.

Испания дала миру одного из величайших художников-романтиков Франсиско Хосе де Гойя (1746-1828). Он снискал славу на поприще создания портретов испанской знати и представителей королевского двора. Гойя становится самым модным художником, избирается членом в Мадридской академии художеств, становится придворным художни­ком короля Карла IV. Искусство Гойи наполняется страстной эмоциональностью, фантазией, социальным гротеском. Появившиеся в конце 80-х годов фантастические элементы в 90-е годы складываются в целост­ную концепцию художественного видения мира. Она базируется на фантасмагории, религиозном прозрении и социальном гротеске. В 1798 г. Гойя завершает самую известную серию своих гравюр - альбом «Капричос» (80 листов с комментариями художника), посвященный человече­скому безумству и глупости, представляет собой сатиру на человеческое существование.

Третьим крупным стилистическим направлением в культуре XIX в. являлся реализм.

Реализм в широком смысле понимается как правда жизни, воплощен­ная специфическими средствами искусства. В узком значении реализм представляет собой конкретно-историческое направление в искусстве, возникшее в 30-е годы XIXв. Он выражался в воспроизведении типич­ных характеров и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни.

У художников-реалистов, как и у социальных ученых, в центре внимания находилась проблема «личность и общество».

Реализм и романтизм объединяет критическое отношение к капиталистической реальности. Когда капитализм в середине XX в. вступил в новую историческую фазу, стал более цивилизованным, то пошел на убыль обличительный пафос художников, сменились художествен­ные стили эпохи. От романтизма реализм отличают методы отображения критикуемой реальности: скрупулезная работа с объективными фактами у реалистов, углубление в субъективный мир человека — у романтиков.

Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства XIX — XX вв. числятся Стендаль, О.Бальзак, Ч.Диккенс, Г.Флобер, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, М.Твен, А.П.Чехов, Т.Манн, У.Фолкнер, А.И. Солженицын, О.Домье, Г.Курбе, И.Е. Репин, В.И.Суриков, М.П.Мусоргский, М.С.Щепкин, К.С.Станиславский.

Реализм в живописи во Франции связан с художниками барбизонской школы. Этот термин обозначает живописные открытия независи­мых пейзажистов, работавших в 30-60-е годы XIX в. в деревушке близ леса Фонтенбло, — Т.Руссо, Н.Диаз, Ж.Дюпре, К.Коро, К.Труайон. Они обратились к непосредственному изображению природы, света и возду­ха, сыграли важную роль в развитии реалистического пейзажа.

 

1. Объясните общий смысл понятий: неоклассицизм (ампир), романтизм.

2. Охарактеризуйте исторические рамки романтизма.

3. Назовите главных представителей романтизма в изобразительном искусстве Европы.

4. Охарактеризуйте главных представителей европейского романтизма в литературе.

5. Какая страна считается родиной романтизма?

6. В каких сферах культуры наиболее ярко проявились признаки романтизма?

7. Как относится реализм и романтизм к капиталистической действительности?

8. Охарактеризуйте творчество крупнейших представителей реализма в литературе.

9. Охарактеризуйте творчество крупнейших представителей реализма в живописи.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Искусство рококо | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.