КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русская культура рубежа XIX-XX вв
Лекция 12. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте характеристику процесса «обмирщения культуры». 2. Объясните смысл культурного конфликта, расколовшего российское общество. 3. Какие новые отрасли культуры развиваются в период петровских реформ? Какие рождаются новые стили в XVIII веке? 4. Какие прообразы абсолютизма Вы могли бы обнаружить в культуре? 5. Когда открылся первый русский музей – Кунсткамера? 6. Охарактеризуйте особенности светского образования. Когда в России был образован первый университет? 7. В чем состоит значение российских академических экспедиций? 8. Дайте подробную характеристику новаций в архитектуре и градостроительстве столицы и провинциальных российских городов. 9. Есть ли в Вашем городе архитектурные сооружения, датируемые XVIII веком? 10. Назовите великих архитекторов России XVIII века, охарактеризуйте кратко их выдающиеся творения. 11. Охарактеризуйте живописные жанры и их ведущих зачинателей. 12. Что такое ваяние? Что Вы знаете о русских скульпторах XVIII века?
12.1. Реализм и академизм «золотого века» русской культуры 12.2. Сокровищница русской культуры – «серебряный век» 12.1. Реализм и академизм «золотого века» русской культуры Культура России XIX в. является отражением социально-политических явлений, оказавших значительное влияние на все сферы жизни общества. Прежде всего, это реформы Александра I в области образования, печати, центрального управления, положения крестьян. Победа русского оружия в период Отечественной войны привела к возрождению национального самосознания и подала надежду на продолжение реформ. Однако произошло обратное: усилилась цензура, реакция, произошли бунты и резко возросло недовольство масс. Это привело к появлению идей вольнодумства. Война углубила идейное размежевание в обществе и привела к усилению протеста против существующих порядков. Обостряется извечная русская проблема «интеллигенция и народ», возникает стремление к более глубокому философскому анализу действительности. Искусство первой половины XIX в. проникнуто идеями патриотизма, служения Родине, чувством национального самосознания, сформировавшихся после войны 1812 г. Художники прославляли подвиги Минина и Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Невского, обращались к эпохе Петра I. Исторический жанр приобрел особую популярность. Не ослабевал интерес и к жанру портрета (О.Кипренский, В.Тропинин), а пейзажная живопись стала значительно эмоциональней. Постепенно пейзажи утратили прежнюю условность композиций, приобрели более живой колорит. Разносторонность тем пейзажистов поражает: С.Щедрин создает удивительные солнечные работы, полные живым теплом; И.Айвазовский мастерски пишет морские пейзажи (марина), увлекается и реалистическим методом; И.Шишкин создает множество мягких, проникновенных пейзажей, в которых прославляет девственную русскую природу; А.Иванов, начиная свое творчество с пейзажа, приходит к главному шедевру своей жизни - картине «Явление Христа народу». Родоначальник жанровой живописи К.Брюллов прославил русскую живописную школу полотном «Последний день Помпеи». По этому поводу поэт Е.Баратынский написал: «Принес ты мирные трофеи с собой в отеческую сень. И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день». В первой половине XIX в. художники увлекаются темами повседневной жизни (А.Венецианов, П.Федотов) как одной из разновидностей реализма, а после войны 1812 г. становится весьма популярным батальный жанр, истинными мастерами которого были П.Верещагин и И.Айвазовский. Во второй половине XIX в. в живописи интенсивно проявляется реализм, который развивался параллельно с реализмом в литературе в русле демократических процессов. Художники-реалисты вступили в конфликте представителями академической школы, т. е. с официальным искусством, за что подверглись суровой критике, а их попытка преодолеть каноны академического классицизма привела в итоге к появлению нового направления. В истории русской культуры это событие получило название «бунт тринадцати». Протест проявился в том, что лучшие выпускники Академии художеств порвали с Академией и организовали «Первую Санкт-Петербургскую артель художников». Инициатором стал И.Н.Крамской, который считал, что главное в творчестве - критика общественных явлений и правдивое индивидуальное отражение окружающего мира со всеми его проблемами. В 1870 г. в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественных выставок, членами которого были И.Н.Крамской, В.Г.Перов, Г.Г.Мясоедов, Н.Н.Ге, В.И.Суриков, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.А.Серов, братья Васнецовы, В.Д.Поленов, А.К.Саврасов и др. Товарищество организовывало передвижные выставки по стране, приобщая к искусству сотни тысяч людей и пропагандируя реалистическую школу живописи. Этих художников поддерживали критик В.В.Стасов и купец-меценат П.М.Третьяков, покупавший лучшие полотна тогда еще мало известных художников. Позже из собрания П.М.Третьякова возникла знаменитая художественная галерея. В 70-х гг. XIX в. художники демократических убеждений, находясь под влиянием интенсификации общественного движения и революционных идей, обращаются к воплощению революционных образов в своих произведениях (Н.Ярошенко, В.Маковский, С. Коровин, И.Репин и др.). По-новому зазвучали образы русской истории в творчестве В.Сурикова, И.Репина, В.Васнецова, Н.Ге. Высочайшего мастерства достиг портретный жанр. Живописцам удалось выразить в портретах выдающихся личностей эпохи и скрытую тревогу, и сомнения, и глубину мысли своих героев (работы И.Крамского, Н.Ге, И.Репина). Но главным достижением живописи той поры явился новый взгляд на роль народа в русской истории, который стал главным героем многих произведений («Бурлаки на Волге» И.Репина, «Боярыня Морозова» В.Сурикова, «Тройка» В.Перова). Нигде в Европе творчество целого поколения художников не было так связано с народной темой, как в России. Ярко и разнообразно реалистическая традиция представлена в русской литературе. Начиная с «энциклопедии русской жизни» - романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, его «Бориса Годунова», «Капитанской дочки», «Дубровского» была проложена дорога творениям М.Лермонтова, Н.Гоголя, И.Тургенева, Н.Лескова, И.Гончарова, Н.Салтыкова-Щедрина, Н.Некрасова, Л.Толстого, Ф.Достоевского, А.Чехова, М.Горького. Произведения перечисленных авторов – не только факт русской культуры, но и важнейший момент духовного развития человечества. XIX век справедливо именуется «золотым веком» русской культуры, веком «пушкинского» типа культуры (хотя сам век не связан с временем жизни самого поэта и его творчеством). В начале XIX в. скульптура была еще связана с архитектурным творчеством, оставаясь верной классицизму. Ф.Щедрин, И.Витали, И.Мартос отдавали предпочтение и портрету, и скульптурным монументальным памятникам. Постепенно классицизм в скульптуре стал уступать место реалистическим направлениям. Это ярко проявилось в творчестве П.Клодта (скульптура конных групп на Аничковом мосту). Во второй половине XIX в. кардинальных изменений в скульптуре не замечено. Этот консерватизм объяснялся отчасти тем, что скульпторы были в большей зависимости от заказчиков, нежели живописцы. Весомое влияние оказывала и Академия: академизм сохранил свое преимущественное положение по сравнению с другими, более прогрессивными направлениями. Ярче всего новые веяния проявились в творчестве скульптора М.Антокольского, создавшего немало выдающихся произведений, среди которых были настоящие шедевры: портреты Петра Великого, Ермака, Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, поражающие глубиной исторического видения мастера. В области зодчества начиналась эпоха градостроительства. В архитектуре еще преобладал поздний классицизм, но постепенно в свои права вступала эклектика. Выдающимися архитекторами классицизма по праву считаются А.Воронихин (Казанский собор в Петербурге), А.Захаров (комплекс зданий Адмиралтейства), К.Росси (Ансамбль Дворцовой площади в Петербурге), А.Монферран (Исаакиевский собор в Петербурге). После войны 1812 г. началось строительство в Москве, где творили О.Бове (Большой театр), К.Тон (храм Христа Спасителя) и другие архитекторы, создавая ее ансамбли и стараясь не разрушить колорит исконно русского города. Наряду со столицами застраивались многие русские города. Появились здания нового типа и нового назначения: банки, гостиницы, доходные дома, крытые торговые ряды, требовавшие иного подхода к своему архитектурному решению. Менялся и облик прежней застройки: в целях экономии средств и сохранения исторического облика городов старые здания перестраивались. Изменялась сама идеология строительства и архитектуры, в которых главным условием становится утилитаризм. Эклектика приобретает ведущее направление, представляя собой систему разнородных элементов, заимствованных из различных стилей и эпох. Но, несмотря на эклектизм, в архитектуре шли поиски русского национального стиля и делались попытки осознать его своеобразие и неповторимость. Образцами для подражания стали памятники древнерусской архитектуры, на основе которых построены здание Исторического музея в Москве (О.Шервуд), церковь Воскресения «на крови» в Петербурге (А.Парланд). К концу XIX в. в русской архитектуре стал появляться стиль модерн.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |