Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Редукции




Когнитивный диссонанс и способы его

Формулы человека, успеха, самооценки

Л. Н. Толстой говорил, что человек представляет собой дробь, которая стремится к единице, но не достигает её никогда.

1. Формула человек Л. Н. Толстого [Псих.и пед./Николаенко, с.26]:

 

 
 
Мнение других о человеке


Мнение человека о себе
Человек =

2. Формула успеха человека Наполеона – формула квадрата, сторонами которого являются ум и воля, (то, что нужно для успеха):

 

Успех = УМ х ВОЛЯ,

 

причём Ум = Воле, т. е. формула успеха, образно выражаясь, – это формула квадрата, сторонами которого являются ум и воля.

3. Формула самооценки американского психолога Уильяма Джеймса:

 

Самооценка =

 

Успех – это достигнутая цель или цели (хотел поступить в вуз – и поступил, хотел стать отличником – и стал им и т. д.).

На рисунке в упрощённом виде показаны механизмы формирования мотивации достижения и мотивации избегания неудач.

Рисунок – Механизмы формирования мотивации достижения и мотивации избегания неудачи

Стабильность представлений человека о себе и о мире является условием устойчивости психики и её деятельности. Но нередко эта стабильность нарушается и тогда человек испытывает когнитивный диссонанс.

Когнитивный диссонанс (КД) – явление и состояние, наступающее в случае возникновения рассогласованности знаний, дисгармония в знаниях.

Автор теории когнитивного диссонанса – Леон Фестингер. Теория когнитивного диссонанса была сформулирована им в 1957 г. Основным постулатом теории когнитивного диссонанса является утверждение о том, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованности, непротиворечивости. Поэтому если индивид слышит, видит, узнаёт каким-то другим способом информацию, противоречащую той, в которую он верит, в правильности которой он убеждён, то он начинает вести себя так, чтобы избавиться от возникшего диссонанса. И к тому же вместе с попытками редуцировать уже возникший диссонанс субъект активно избегает ситуаций, способных его породить.

В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний. Были сформулированы следующие положения:

- между когнитивными элементами может возникнуть диссонанс;

- существование диссонанса ведет к стремлению его редуцировать или воспрепятствовать его усилению;

- проявление этого стремления включает или изменение поведения, или изменение знаний, или селекцию информации.

Было выделено пять областей, где важную роль может играть редукция когнитивного дисбаланса: 1) конфликт после принятия решения, 2) вынужденный поступок, 3) селекция информации, 4) несогласие с убеждениями социальной группы, 5) не ожидавшиеся результаты действий.

Естественно, что человек стремится избавиться от этого состояния, уменьшить КД или, как говорят психологи, редуцировать его (в пер. с лат редуцировать – значит приводить обратно, возвращать).

Редуцировать КД можно одним из следующих способов:

1. Изменить свои знания, принять новые, отказавшись от старых.

2. Проигнорировать новую информацию или вытеснить её, забыть.

3. Дистанцироваться от неё.

4. Обвинить источник информации в наличии этих качеств (это вы такие, а мы другие).

5. Девальвировать источник информации.

6. Упорствовать, д оказывать свою правоту, невзирая на факты (Тем хуже для фактов).

 

Какой способ самый трудный?

А самый лёгкий?

 

Вывод: для того, чтобы не возникало конфликтов из-за несовпадения мнений, нужно выбирать такие выражения, которые не претендуют на провозглашение истины в последней инстанции – мол, только так, и не иначе,– не быть категоричным и безапелляционным, даже если Вы абсолютно уверены в своей правоте и неправоте другого, а начинать фразы с выражения своего личного мнения, а не провозглашения абсолютной истины: По моему мнению, Я думаю, Мне кажется, Я полагаю, Я считаю.

Нельзя говорить: «Книга (идея) неинтересная»! Надо, в крайнем случае, сказать: «Мне не очень нравится», или «Мне эта книга (идея) не показалась интересной». Или «Этот костюм некрасивый»! Лучше «Мне не нравится, или не в моём вкусе».

Бенджамин Франклин сказал как-то: «Есть три вещи, поддающиеся с крайним трудом, – это сталь, бриллиант и познание самого себя» [Майерс, с. 68]. И призыв древнегреческого мудреца Фалеса «Человек, познай самого себя!» до сих пор остаётся в силе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.