Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материальная культура

Организационную культуру можно определить, полагаем, как совокупность всех используемых организацией достижений человечества – технических, технологических, управленческих, эстетических, поведенческих, отношенческих и др.

Показывать пример по соблюдению действующих в организации правил и указаний.

Авторитет и псевдоавторитет руководителя

Лекция 7 по ОП –модуль 3 в ТМ

 

Раздел 5. Лидерство в организации

Тема 5.1. Власть, управление, руководство и лидерство.

5.1.1.Власть. Формы власти: власть принуждения, вознаграждения, экспертная, харизматическая, должностная, информационная. Сила власти (для самостоятельного изучения).

5.1.2. Организационные страхи: страх потерять работу, должность; не справиться с работой, допустить ошибку, быть обойдённым другими, потерять собственное «Я».

 

АВТОРИТЕТ (нем. Autoritat, от лат. auctoritas — власть, влияние), в широком смысле — общепризнанное неформальное влияние к.-л. лица или орг-ции в различных сферах обществ, жизни (например, воспитание, наука), основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте (А. родителей, врачей и т. д.); в более узком значении — одна из форм осуществления власти. Часто говорят об А. закона, к.-л. правила, социальной нормы, что обозначает признание их необходимости людьми, на которых распространяется их действие. А. выражается в способности лица или группы лиц (носители А.) направить, не прибегая к принуждению, поступки или мысли другого человека (или людей). Существование А. связано с ограниченностью возможностей человека рационально оценивать многие возникающие перед ним проблемы, что связано со сложностью самой действительности. Отсюда необходимость принятия на веру утверждений носителей А. При этом предполагается способность носителя А. обосновать свои требования.

 

Помимо авторитета бывает и псевдоавторитет, т. е. авторитет ложный.

Псевдоавторитет руководителя:

1. Авторитет расстояния, строится на сохранении дистанции.

2. Авторитет доброты – основывается на снижении требовательности.

3. Авторитет подкупа – пример «ты – мне, я – тебе».

4. Авторитет резонерства – надоедает поучениями, разглагольствованиями.

5. Авторитет педантизма – строится на мелочной опеке, излишне жесткой регламентации работы.

6. Авторитет чванства – строится на высокомерии, чрезмерном тщеславии, на мнимых и реальных прошлых заслугах.

7. Авторитет подавления (страха) – руководитель с низким культурным уровнем непрерывно угрожает в целях насаждения постоянного страха.

Теории лидерства (руководства)

 

В англоязычных странах понятие лидерства и руководства – это синонимы, а в России и Германии – это разные вещи. В переведённых с английского языка учебниках лидерство означает руководство и наоборот.

Опыт, практика показывают, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координирования, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где есть лидеры, будут гораздо эффективнее, чем организации без лидеров.

При простом руководстве (не лидерстве) подчиненные могут работать на 60–65 % своих возможностей, т. е. удовлетворительно выполнять свои обязанности, а добиться 100 %-го использования способностей подчиненных может именно лидер, который вызывает у подчиненных эмоциональный отклик.

Слово лидер происходит от английского lеаdеr – руководитель, глава, лидер; вождь, правитель; командир.

Руководство – это управление деятельностью людей и организаций на основе официальных полномочий.

Отношения: начальник-подчиненный, основа отношений – должностные инструкции, главный принцип – подчинение.

Лидерство – управление деятельностью людей и организаций на основе способности к влиянию.

Отношения: ведущий-ведомый, основа отношений – доверие, главный принцип – добровольность.

Лидера определяют как личность, способнуюобъединить людей ради достижениякакой-либо цели. Если нет общей цели – нужен ли лидер? Да, лидеры бывают разные. «Эмоциональный»лидер (сердце группы) – это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку». С «деловым» лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые отношения, обеспечить успех дела. К «информационному» лидеру (мозг группы) обращаются с вопросами, потому что он всё знает, может объяснить и помочь.

Руководство – явление более стабильное, менее подверженное перепадам мнений и настроений членов группы, чем лидерство. Руководитель обладает администра­тивными рычагами управления (поощрение, наказание и т. п.), лидер – неформальными (личное обаяние, авторитет и т. п.).

Лидер воодушевляет людей, поднимает их дух, пере­дает им свое видение сегодняшней ситуации, будущего, помогает адаптироваться к реальностям жизни, без потерь пройти этапы изменений и т.д. Он добровольно принимает на себя ответственность за достижение групповых интересов и играет решающую роль в принятии решений, организации деятельности группы, регулировании межличностных отношений в своем окружении. Лидер не только направляет и ведёт своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

Проблемой лидерства ученые занимаются уже на протяжении многих десятилетий. Проведены сотни исследований и, тем не менее, нет пока еще единого мнения по поводу того, в чём секрет влияния лидера на его группу.

Дань теме лидерства отдали такие учёные, как Левин, Лайкерт, Фидлер, Митчел и Хаус, Херси и Бланшар, МакГрегор и ещё много других. Ими было проведено множество исследований, создавались различные теории. В настоящее время специалисты продолжают исследования. На эту тему есть много публикаций, таких, как "Популярное лидерство" или "50 советов, как стать эффективным лидером", проводятся сотни конференций и семинаров, тренингов. Термин прочно вошел в лексикон руководителей корпораций. Каждый уважающий себя бизнес-гуру, включая легендарного Друкера, считает необходимым высказаться по вопросам лидерства, а ведущие бизнес-школы предлагают пользующиеся колоссальным спросом программы по развитию лидерских навыков. Упав на благодатную российскую почву, зерна нового увлечения дают мощные всходы – все возрастающий интерес к титанам отечественного бизнеса, попытки найти объяснения экономических успехов качествами одно­го человека, публикации значительного числа переводных книг о лидерстве.

Для управления важно и формальное руководство, и неформальное лидерство. Неформальный лидер важен потому, что он постоянно функционирует внутри группы, оказывая постоянное влияние на людей, которые по отношению к нему выступают как «ведомые». Неформальный лидер во многом помогает руководителю, успешно дополняя его работу. Лидерское влияние затрагивает изменения работников в поведенческой сфере, касается усиления или, наоборот, нивелировки личностных черт, мотивационной сферы и т.д.

В хорошо организованных группах лидер чаще пользуется такими формами обращения к членам группы, как совет и просьба, и гораздо реже – наставлениями.

 

Внимание: Различные теории лидерства (управления) изучаются в курсе менеджмента, поэтому мы их здесь рассматривать не будем, хотя в экзаменационных тестах вопросы по лидерству будут. Ниже рассмотрим лишь основную идею теории П. Херси и К. Бланшара (в матричном виде[8]).

 

5.1.5.Стили руководства, лидерства, управления (для самостоятельного изучения).

5.1.5.Основные подходы и теории лидерства. Структурный подход. Теория черт. Черты, присущие лидеру (для самостоятельного изучения).

5.1.6. Поведенческий подход. Стили руководства К. Левина: директивный (авторитарный, автократический), демократический, попустительский (либеральный, анархический) и их сравнительная характеристика. Условия применения и эффективность (для самостоятельного изучения).

5.1.7.Стили лидерства Р. Лайкерта (эксплуататорски-авторитарный, благосклонно-авторитарный, консультативно-демократический, основанный на участии в принятии решений). Дихотомия «ориентация на работу – ориентация на людей». Управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутона, критерии стилей руководства «внимание к людям – внимание к работе» (для самостоятельного изучения).

5.1.8. Ситуационный подход. К числу теорий данного подхода относится т еория П. Херси и К. Бланшара – "теория жизненного цикла".

Основная идея теории: стиль руководства должен соответствовать зрелости исполнителей: профессиональной (могут работать) и психологической (хотят работать) – см. рисунок-матрицу.

 

Подчинённые работать
Подчинённые работать не хотят не могут могут
1. Использовать директивный (авторитарный) стиль 3. Использовать партисипативный (соучаствующий в управлении) стиль
хотят 2. Использовать поддерживающий стиль 5. Использовать делегирующий стиль

Рисунок – Стили руководства Херси-Бланшара в зависимости от профессиональной и психологической зрелости работников

 

Психологически зрелые люди имеют сформированное чувство долга, ответственности; умеют учитывать не только свои желания, но и требования окружающих; имеют усвоенные морально-этические нормы поведения и адекватную самооценку.

 

5.1.9.Партисипативный стиль руководства (для самостоятельного изучения).

 

5.1.10.Типологии лидеров: по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель); по характеру условий деятельности (универсальный и ситуационный лидер), по методам руководства (авторитарный и демократический). Инструментальный и эмоциональный лидер (для самостоятельного изучения).

Лидер инструментальный (деловой) выделяется вкладом в общее дело.

Лидер эмоциональный – человек, который имеет личностные качества, нужные для установления комфортных межличностных отношений.

 

Тема 5.2. Ошибки в поведении руководителя

5.2.1.Терминаторный стиль руководства

 

Ю. Д. Красовский так описывает стиль руководства, уничтожающий желание подчинённого работать.

1. Оттирание подчинённого от выполнения им своих функций.

2. Открытое недоверие.

3. Поручение работ, требующих меньше квалификации, чем у работника.

5. Втягивание в коллективные интриги, конфликты.

5. Низкий уровень организации работы.

6. Плохие условия труда и быта.

7. Низкая оплата труда и её задержка.

8. Создание преград для повышения квалификации для развития личности работника.

9. Профессиональная и коммуникативная некомпетентность.

10. Присваивание идей подчиненных.

11. Наказание инициативы: увеличение объёма работ без увеличения заработной платы; вся ответственность в случае неудачи возлагается на работника.

 

5.2.2.Наиболее типичные у правленческие ошибки руководителя

А.И. Пригожин выделяет такие, как: естественные ошибки, предубеждения, незнания, неумения, дисфункциональные склонности, управленческие иллюзии.

1. Естественные (неизбежные) ошибки:

– в прогнозах тенденций на рынке, возможных действий конкурентов, спроса и т.п.

– в оценках ситуации в организации, качества продукции, способностей работников и т.п.

– в прогнозировании непредвиденных событий, последствий собственных действий и т. п.

2. Предубеждения:

– неприятие перехода от модели управления «приказ-исполнение» к модели управления «согласование интересов»;

– стремление все решения согласовывать до получения «идеального» решения или максимальной удовлетворенности всех ключевых сотрудников;

– неприязнь к поведенческим технологиям, например, к использованию правил, методик для проведения коммерческих переговоров, командной работы, разрешения конфликтов и т.п. (в нежелании учиться);

– предубеждение против качественных методов стимулирования, оценки работников («ерунда то, что нельзя посчитать»);

– отношение к работе над стратегией как к занятию абсолютно не практичному;

– занижение оценки реального потенциала работников;

– боязнь делегировать ответственность своим подчиненным.

3. Незнания:

– закономерностей смены стадий развития организаций;

– методов формулирования должностных функций;

– современных мотивационных систем;

– методов анализа ситуации;

– управленческих технологий.

5. Неумения:

– формулировать цели своей фирмы;

– доводить общефирменные цели до подразделений и работников;

– просчитывать свои решения на реализуемость;

– планировать многовариантно;

– обеспечить фактическое выполнение решений;

– использовать индивидуальные особенности работников.

5. Дисфункциональные склонности:

– к самоцентризму, т.е. стягиванию максимума количества решений и проблем организации на себя;

– к демотивирующему стилю руководства, т. е. упор на подчеркивание упущений работников, а не на оценку их достижений;

– к «информационной алчности», т. е. стремление знать и контролировать в организации всё;

– дублирование порядка, когда руководители дают задания, повторяющие должностное инструкции, положения об отделах и т. д.;

– склонность давать задания, устраивать разбирательства «через голову подчиненных руководителей;

– перегрузка лучших работников по принципу: «грузить на того, кто везет»;

– привычка назначать нереальные, т. е. «мобилизационные» сроки выполнения заданий[9];

– поспешность в выдаче заданий, отчего у подчиненных возникает установка: «не торопись выполнять – скоро отменят»;

– необязательность на слово, пренебрежение взятыми обязательствами, данными обещаниями и сведениями, что разрушает репутацию руководителя – его ценнейший капитал;

– склонность поддаваться манипулированию со стороны подчинённых;

- ставка на исполнительного, непритязательного и безотказного работника в ущерб высокопрофессиональным и инициативным специалистам.

6. Управленческие иллюзии:

– вера в непогрешимость своих решений, убежденность в том, что главные причины сбоев в управлении – в низкой исполнительской дисциплине, во внешних обстоятельствах, а не в собственных просчётах;

– культ материального стимулирования, сведение всей мотивации к доплатам, премиям, бонусам, нежелание «включать» более сложную мотивацию персонала;

– склонность видеть причины своих трудностей прежде всего во вне, а не внутри организации;

– преувеличение фактора лояльности ближайших сотрудников при их подборе и оценке и т. д. (подбор по принципу личной преданности);

– склонность рассматривать достигнутое благополучие как постоянное; самоуспокоение, игнорирование возможных угроз.

Другие возможные ошибки: перенос решения на завтра; выполнение работы наполовину; стремление сделать всё сразу; стремление сделать всё самому; убеждение, что вы знаете всё лучше всех; неумение разграничить функции;попытки свалить вину на других.

 

Всем руководителям в качестве исходных моментов можно рекомендовать следующие основные правила рабочего поведения:

1. Болеть за свое предприятие и связывать себя с его целями; следить за задачами своего отдела и контролировать их выполнение.

2. Быть справедливым, честным и беспристрастным.

3. Заботиться о своих подчиненных и условиях их работы.

4. Правильно использовать данные «руководительские» полномочия.

5. Применять свои полномочия для принятия решений и брать на себя ответственность за эти решения.

6. Поддерживать и совершенствовать уровень как своих собственных знаний и умений, так и знаний и умений подчиненных; уметь грамотно применять знания и умения подчиненных.

7. Обеспечивать рабочие взаимоотношения своих подчинённых таким образом, как о них договорено.

8. Находиться в постоянном взаимодействии с подчиненными, с начальством параллельных отделов.

9. Быть руководителем с ориентацией на сотрудничество.

 

Результатом поведения руководителя будет его принадлежность или к типу неудачников, или к типу победителей (см. таблицы 9 и 10).

 

Таблица 9 – Психологическая характеристика противоположных типов руководителей

Неудачник Победитель
Ходит вокруг проблемы и часто не решает её совсем – нерешителен Смело борется за решение проблемы
Обещает и не делает Обещает и делает
Недружелюбен Дружелюбен
Предпочитает говорить сам Больше слушает других
Концентрирует внимание на недостатках Ищет в других положительные качества
Не перенимает чужого опыта Учится у других
Боится ошибок Не боится ошибок
В работе использует только два режима: апатический и истерический Работает ритмично

Таблица 10 – Типичные фразы противоположных типов руководителей

Неудачник Победитель
Вы меня неправильно поняли Я выразился недостаточно ясно
Это не моя вина Я допустил ошибку и исправлю её
Мы так никогда не делали Это интересная мысль
Я не хуже других Со мной всё в порядке, но я могу стать ещё лучше
Мне не повезло Мне повезло
В инструкции написано именно так Попробуем проявить гибкость
Руководство никогда этого не поймет Давайте разработаем хорошие предложения для руководства

 

Весьма интересен перечень ошибок руководителя, представленный в Учебно-методическом комплексе ГУУ, разработанном кафедрой ИСиПУ [].

Оценка руководителя со стороны непримиримой оппозиции (считают, что в интересах дела его необходимо снять с занимаемой должности):

- очень ориентирован на своё «Я» («Я же один работаю!»);

- всё берет на себя («Лезет во все дыры!»);

- не имеет единомышленников и не формирует такую команду;

- замыкает всю информацию на себе, не информируя (или информируя постфактум) о своих решениях;

- постоянно нарушает субординацию руководителей подразделений;

- создает руководителям тупиковые ситуации, поскольку, делая что-то за них, не информирует их об этом;

- не хочет воспринимать критику «снизу» («Прижимает тех, кто его критикует»);

- мало считается с мнением ведущих специалистов;

- личные интересы у него преобладают над деловыми, но замаскированно («На дело ему по существу наплевать!»);

- единолично решает, как распределять премии («Мне виднее!»);

- сильно ориентирован на вышестоящее руководство («Не пойдет на конфликт, если необходимо отстаивать интересы дела!»).

Оценка руководителя со стороны умеренной оппозиции (считают, что в интересах дела его пока можно оставить):

- все предложения воспринимает как ущемление своего «Я»;

- инициативу сначала принимает «в штыки», а через некоторое время выдает за свою;

- угодничает «наверху», выдавая положение дел за нормальное (как формирование коллектива на трудностях выживания);

- по существу не представляет интересы отдела в вышестоящих инстанциях;

- руководит единолично («Много дел, которые идут через него»), но не наладил диспетчеризацию подразделений («Подразделения разорваны между собой»);

- сковывает возможности руководителей в организации управления;

- тактические варианты стиля его руководства очень примитивны, поскольку не ценит сильных работников («Ну и пусть увольняются!»);

- болезненно воспринимает всех, кто неординарно мыслит («Хочешь занять мое место?»);

- злопамятен, мстителен, мнителен, особенно после увольнения одного из лидеров, которого считал претендентом на своё место;

- ориентируется на «серость», боится ярких личностей, коварен;

- планируемые им организационные перестановки руководителей подразделений очень произвольны («Загубит дело!»);

- ориентирован на старые заделы («Нового ничего нет»);

- не успевает все контролировать, так как перегружен текучкой, поэтому теряет перспективу;

- у него отсутствует общая цель;

- нет взаимодействия «по горизонтали» («Умеет лишь стравливать людей!»;

- ориентируется на эксплуатацию человеческого труда, людей считает «винтиками», но если они ему нужны, то может даже заискивать («Людей третирует и на них же выезжает»; «Выпивает все соки»);

- своим поведением вынуждает руководителей лабораторий делать то, что они сами считают нужным, игнорируя требования начальника отдела и не информируя его об этом;

- навязывает свою точку зрения;

- не всегда способен контролировать работу («Многое уходит из-под его контроля»);

- авторитарный стиль у него переплетается с либеральным, причём чаще всего он ошибается: там, где нужно поступить жёстко, поступает мягко, и наоборот;

- нет надежды, что он исправится.

 

Дисторзии (вывихи) смыслового восприятия и комплекс «угрожаемого авторитета»

Группу эффектов искажения информации при восприятии, известных в психологии, можно пополнить ещё одним, с которым автору пришлось несколько раз столкнуться и описания которого в литературе не встречено. Можно назвать его «эффект кривого зеркала». Заключается он в том, что поступающая информация – то, что человек слышит в свой адрес, воспринимается не только с обычными искажениями (потерей и/или восполнением другой информацией) но и тут же истолковывается, а иногда просто грубо искажается таким образом, будто в ней скрыта угроза для самооценки, репутации, Я-образа», ценности личности и т. п. То есть человек слышит то, что боится услышать, а не то, что говорится, хотя ничего плохого его собеседник не говорил и даже не имел в виду. На этапе восприятия происходит не простое искажение, но перцептивноепереструктурирование [10]подмена того, что человек слышит, тем, что он боится услышать.

Например, сотрудница одного отдела приходит в другой отдел и говорит: «О, как много у вас папок с делами, в шкафы не умещаются!». На что сотрудница другого отдела, в соответствии с эффектом кривого зеркала, отвечает» «А вы думали, что только у вас много работы?». В комплиментах усматриваются колкости, и даже в конструктивной критике – подсиживание.

 

Конечно, в литературе описан «комплекс угрожаемого авторитета» – это когда начальник во всех вопросах, репликах, словах подчинённого ищет (и, что самое «смешное», находит!) намёки на собственную некомпетентность – и профессиональную, и социально-психологическую, а значит, в знаниях, умениях, навыках; на несообразительность, на управленческую слабость (неспособность принимать оптимальные решения, выбрать нужный стиль руководства и общения с вышестоящими и нижестоящими сотрудниками и т. д.).

Но оказалось, не только руководителю может быть присущ этот комплекс, а всем нам, независимо от занимаемого положения и образования.

Возникают, естественно, вопросы: 1) почему и, конечно, 2) что делать с этим? На первый вопрос почему напрашивается ответ «А потому, что действительно человек занимает не своё место, т. е. достиг, согласно принципу Питера, уровня своей некомпетентности. И знает свои слабые места, и во всём ему чудятся соответствующие намёки». Однако нужны исследования, которые бы подтвердили эту гипотезу-ответ. Но найдутся ли желающие принять участие в таком эксперименте? Вряд ли, или даже можно выразиться вполне определённо: конечно, нет.

На второй вопрос – что делать – хочется ответить словами В. И. Ленина: «Учиться, учиться и учиться». Чему? Психологии, конечно. Эта наука, хотя и молодая, хотя и на Западе, а не у нас, накопила немало полезных и интересных наблюдений, выявила такие феномены в психологии, которые помогут людям лучше понять себя и других. А значит, меньше делать ошибок в своём поведении и в своей жизни, и быть более успешными благодаря большей адекватности восприятия и поведения.

 

Раздел 6. Направления развития организации

Тема 6.2. Организационная культура

Словарь иностранных слов в русском языке: Культура (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание) – в широком смысле – всё, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей; а в более узком смысле – идейное и нравственное состояние общества [СИС]. А вот то, что создано природой, культурой не является.

С. И. Ожегов даёт пять определений культуры. 1. Совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. 2. То же, что и культурность (культурность – степень общественного и умственного развития, присущая кому-нибудь). 3. Разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного. 4. Разводимое растение, а также клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. 5. Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение: культура производства, речи, физическая культура.

Философский энциклопедический словарь: Культура включает в себя предметные результаты деятельности, нормы права и морали, результаты познания, знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы общения людей.

Если обобщить приведённые выше определения культуры, то кратко можно сказать, что в русском языке культура понимается как совокупность всех достижений человечества.

Человечеством созданы техника и технологии – это техническая и технологическая культура; правила общения – это культура общения; правила, методы и средства воспитания – педагогическая культура; правила поведения в обществе – этикет, правила питания – культура питания и т. д. Законодательство страны свидетельствует о его юридической культуре; принятые в магазине правила торговли – о культуре торговли, образовательные технологии – о технологической культуре образовательного процесса и т. д. Существует также культура быта, одежды, поведения, отношения к потребителю или покупателю; художественная, эстетическая, садово-парковая, политическая, управленческая, исполнительская, психологическая, религиозная, информационная культура и др.

Этническая культура включает язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поколение. В общем, всё, к чему приложил руку человек, можно расценить с двух точек зрения: культурно–некультурно (или не очень культурно).

Уровень культуры, в том числе и организационной, определяется степенью соответствия всего того, что и как делается, мировым достижениям в той или иной области. Высокий уровень культуры означает высокую степень соответствия, низкий – низкую степень. Высокий уровень культуры означает, что человек усвоил весь (ну или почти весь) положительный опыт, накопленный человечеством в той или иной области человеческого взаимодействия. Можно сказать, что уровень культуры личности пропорционален усвоенному и применяемому ею объёму знаний, накопленных человечеством.

Высокую культуру человека во взаимоотношениях характеризует его забота о других людях, об их интересах, в том числе и в плане экономии и сохранении чужих ресурсов – времени, внимания, объёма памяти, зрения, здоровья, о справедливости в отношениях и распределении работ и вознаграждений.

Некультурное поведение – это, прежде всего, эгоистическое поведение, вызванное эгоизмом, жадностью, ленью [11], избеганием ответственности одновременно со стремлением переложить свою вину на других и т. п.

Организационную культуру рассматривают на трёх уровнях: микроуровне (уровень сотрудников), мезоуровне (уровень подразделения) и макроуровне (уровень организации).

Нормы и нематериальные ценности – это в социальной жизни то, чего мы физически не ощущаем. Социологи называют их нематериальной культурой.

В структуре организационной культуры исследователи выделяют следующие компоненты: мировоззрение, организационные ценности, стили поведения, нормы, психологический климат, понимание себя и своего места в организации, коммуникационная система и язык общения, внешний вид и одежда, привычки и традиции, связанные с приемом и ассортиментом пищи, отношение ко времени и его использованию, взаимоотношения между людьми, развитие и самореализация работника, трудовая этика и мотивирование [1]. Конечно, в этом списке нет главного – элементов материальной культуры.

Что главное в организации, без чего она по определению существовать не может, как не смогли многие обанкротившиеся или потерявшие самостоятельность отечественные предприятия? Главное – конкурентоспособный продукт (или услуга, работа). И не зря в комплексе маркетинга 4Р продукт стоит на первом месте. Поэтому в иерархии компонентов организационной культуры первым должен стоять продукт, его культура. Культура продукта многогранна: это его функциональные, технические, эксплуатационные, эстетические характеристики, его дизайн, вес и т. д. Уровень культуры, полагаем, нужно оценивать в континууме высокий–низкий. Продукт высокого уровня культуры изготовлен на основе новейших достижений в соответствующей области, с использованием новейших высокоэффективных технологий и такого же оборудования. И тогда он будет конкурентоспособен, предприятие (страна, работники) – богатыми, со всеми вытекающими отсюда последствиями – сильной армией, высоким качеством и уровнем жизни, медицины и т. д.

 

Итак, иерархия компонентов ОК представляется примерно следующей: продукт, технология, производственное оборудование (техника), условия труда, ценности, нормы, правила поведения, традиции и т. д.

На первом месте всё же – культура производства, включающая в себя первые четыре компонента. Хотя кто же создаёт конкурентоспособные продукты? Конечно, люди – учёные, изобретатели, инженеры-конструкторы и инженеры-технологи. А качественно изготавливают их – рабочие, правильно обученные и хорошо мотивированные.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психологический фактор мотивации – Х-фактор | Именно культура продукта или услуги лежит в основе их конкурентоспособности, а значит, и успешности деятельности организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.