КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вайшешика
Ньяя. Йога. Санкхья. Санкхья (санскр. – число, перечисление) – одна из шести древнеиндийских ортодоксальных философских школ, признающих авторитет Вед, создание которой приписывается мудрецу Капиле (Vii в. до н.э.). Санкхья основывается не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В центре учения – теория эволюции, выводящая всё многообразие мира из взаимодействия двух независимых друг от друга и активно взаимодействующих начал: пуруши и пракрити. Пуруша – духовное начало, порождающее формы материального мира от атомов до человека. Пракрити – бессознательная первичная материя и неисчерпаемая энергия, первопричина мира, состоящая из трёх элементов (гунн). Первая гунна (саттва) –благое светлое начало, рождающее мудрость и счастье, ведущее к гармонии и покою. Вторая (раджас) – активное страстное начало, толкающее к действию. Третье (тамас) – косное, пассивное начало, порождающее безразличие и обман. Космическая эволюция начинается с соединения пуруши и пракрити и при взаимодействии гунн порождает весь феноменальный мир. Цель философии санкхьи – помочь в освобождении пуруши из плена материи, избавить человека от необходимости перерождений и кармы и обрести состояние блаженства (мокши). Санкхья оказала значительное влияние на развитие других философских систем, особенно йогу и буддизм.
Йога (санскр. - соединение, сосредоточение, религиозное управление) - одно из шести направлений в индийской религиозно-философской мысли, опирающихся на авторитет Вед. Сформировал ось примерно на рубеже IV-III вв. до н. э. Оформление классической йоги связано с именем «Йоги-сутры» Патанджали (II в. н. э.). По философским воззрениям йога примыкает к санкхье, но в отличие от нее признает бытие верховного бога, которого считает высшим объектом размышления для сосредоточения и самопознания. Цель йоги, как и санкхьи, - освобождение (мокша). Главное в системе йога - практика, сложный комплекс приемов и методов, для овладения которыми требуется аскетическая дисциплина, жесткий самоконтроль, постоянная тренировка, умение поставить свой организм под начало воли - комплекс, который обеспечивает вхождение в состояние созерцания (медитации) и обретение истинного знания. К технике йоги как приему сосредоточения и обретения истинного знания обращались древние аскеты и последователи всех направлений индийской мысли.
Ньяя (санскр.: правило, рассуждение, логика) - одна из классических школ индийской философии, созданная мудрецом Готамой, видимо, в начале н. э. Не отрицает авторитета Вед, но строит свое учение на независимых основаниях. Философы этой школы, как и представители других систем индийской философии, считают главной целью человеческой жизни избавление «Я» от привязанности к телу, к чувствам и к объектам. Освобождение (мокша), означающее абсолютное прекращение страданий, по их мнению, становится возможным благодаря правильному познанию действительности. Поэтому особое значение сторонники этой школы придают умозрению, опирающемуся на логику и ее законы. Ньяя признает четыре самостоятельных источника познания: восприятие, вывод, сравнение и доказательство (свидетельство). Познание, опирающееся на эти источники, признается достоверным. Познание, ориентирующееся на память, сомнение, ошибку, гипотетический аргумент, считается недостоверным. Ньяя детально классифицирует источники достоверного познания, разрабатывает учение о сверхчувственном восприятии и его видах и предлагает решение ряда других важнейших логических проблем, что придает этой системе исключительное значение в истории философии и науки.
Вайшешика (санскр. от вишеша - различие, особенность) древнеиндийская философская школа, не отрицающая авторитета Вед, но образованная на независимых основаниях. Создателем ее является Канада (Улука), живший, вероятно, во 2 в. до н. э. Вайшешика, как и близкая ей ньяя, признает конечной целью человеческой жизни освобождение индивидуального «Я». При этом главное внимание в ней сосредоточено на проблемах космологии: деятельно разработана теория создания и разрушения вселенной (мировой цикл), дается изложение атомарной концепции мироздания. Весь мир и все объекты познания подводятся под семь категорий: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава). Среди субстанций различается девять видов: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша), время, пространство, душа и ум (манас). Качество, существующее лишь в субстанции, насчитывает 24 вида. Действие, свойственное также только субстанциям, имеет пять видов. Небытие насчитывает четыре вида. К вайшешике близка философская система ньяя, с которой позже она образовала единую школу. К направлению настики относятся такие системы, как чарвака, джайнизм и буддизм.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 1090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |