Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия возникновения новой философии




Бернардино Телезио.

Бернардино Телезио исключает Бога из исследования природы. Он является лишь творцом мира, в дальнейшем не вмешивающегося в ее процессы. Говоря о необходимости освобождения философии от функции служанки теологии, Телезио призывает опираться на непосредственное восприятие, опыт и собственный разум. Он провозглашает принцип телесности, материальности вещей: телесный принцип является их вечной, неизменной сущностью, в то время как сам этот принцип пассивен, а движение и изменение вызваны борьбой двух противоположностей — тепла и холода. Последние бестелесны, но проявляться вне материальной субстанции вещей не могут.

Натурфилософские воззрения Телезио связаны с его трактовкой познания и человека. Тепло является основой активного жизненного принципа, который обозначается Телезио как дух.

Своей концепцией о жизненном духе натурфилософ указывает на единство всех живых существ. В качестве этого духа выступает “пневма”, представляющая собой теплую телесную подвижную материю, находящуюся в живом организме и способствующая движению; она также определяет жизненно важные функции организма (чувствительность, восприятие и т. д.). Человек же отличается от животных тем, что его “пневма” более “тонкая” и “теплая”.

Главным средством познания является восприятие, говорит Телезио, мышление и суждение определяются им, как следствие восприятия, поэтому любая наука должна исходить из непосредственного опыта.

 

 

Лекция № 13.

Тема: Основные черты философии Нового времени (XVII – XIX вв.) Общая характеристика философии XVII в. Эмпиризм и рационализм. Представители.

 

В процессе исторического развития в недрах феодализма постепенно развиваются товарно-денежные отношения и складываются зачатки капиталистического производства; эти объективные факторы обусловили возникновение потребности в новом видении мира. Феодальные привилегии, сословные границы обнаружили свою несовместимость с развитием капиталистической промышленности и торговли. Освобождаясь от пут феодальных отношений, человек стремится к самоутверждению, к осознанию самого себя, к более адекватному пониманию своего места в мире. Отчасти эта задача начала выполняться в эпоху европейского Возрождения. И, хотя философы Ренессанса и считали, что просто возрождают интерес к античной философии и науке, они, часто сами того не подозревая, создавали новое мировоззрение.

Для христианства и Средневековья единственная творческая сила заключена в Боге. Даже человек, обладающий богоподобием, — лишь “червь земной”. Зарождающийся капитализм поощрял инициативу и активность личности, и философы Возрождения ставили в центре мироздания человека, подчеркивая, что именно человек является главной фигурой и высшим судьей всего разумного и целесообразного. Отсюда и интерес к человеческому достоинству, к свободе и разуму человека. Постепенно освобождаясь от авторитета средневековой философии, мыслители эпохи Возрождения создали антропоцентристское (от греч antropos — “человек”) мировоззрение, обосновывая гуманизм и индивидуализм как фундаментальные характеристики нового мировоззрения.

В связи с интенсивным развитием промышленности, мореплавания, торговли и великих географических открытий резко расширился кругозор европейских ученых. Великие открытия Н. Коперника (1473—1543), Г. Галилея (1564—1642) и И. Кеплера (1571—1635) фактически создали новое естествознание, отличительной чертой которого стало соединение теории, сформулированной на языке математики, с запланированными наблюдениями и экспериментами. Стремительно развиваются новые отрасли естествознания — механика, физика, химия, экспериментальная биология. Накопление сложных научных проблем, обостряет потребность в философском анализе знаний — в выработке общей методологии познания.

Как мы уже сказали, мыслители эпохи Нового времени и прежде всего материалистической направленности опирались на достижения естествознания. То, что в этот период из всех областей научных знаний наибольшее развитие получили такие дисциплины, как математика, механика и физика, вполне отвечало потребностям развития производства и в то же время накладывало свой отпечаток на философское осмысление мира. Так, в частности, философы того времени пытались объяснить многие явления в области биологии с позиций механики (к примеру, французский философ-материалист Ламетри рассматривал человека как сложно устроенный механизм, т. н. механицизм в понимании человека и живого вообще).

Естествознание опирается в это время на экспериментальный метод и метод анализа. Их применение эксперимента обусловило великие открытия естествознания той поры. Однако метод анализа стал постепенно обнаруживать свою односторонность, ограниченность. Исследование явлений природы чисто аналитически, без применения синтеза породило у ученых привычку рассматривать природные процессы и явления в отрыве друг от друга, вне их всеобщей связи и взаимодействия, т. е. не диалектически, а метафизически. Поэтому в естествознании, а затем и в философии, стал господствовать метафизический метод мышления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.