КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТУ by 100195. 015-2004
Технические нормативные правовые акты (ТНПА) в области технического нормирования и стандартизации (ТНиС) Организация работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь Тема 1.2 Государственная система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь Рисунок 2 - Классификация промышленной продукции В Республике Беларусь Тема 1.1 Составные элементы технического нормирования и стандартизации С целью гармонизации национального законодательства в области стандартизации с принципами международной практики введен новый единый термин - «техническое нормирование и стандартизация». Стандартизация – деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач. Она направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг. Техническое нормирование – деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг. Техническое нормирование призвано решать социальную цель – защита жизни, здоровья людей и окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, что обуславливает актуальность и глобальность данного направления деятельности. Сущность технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь отражена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Сущность технического нормирования и стандартизации Важным результатом деятельности в области технического нормирования и стандартизации (ТНиС) должно стать улучшение качества потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения. Упорядочение свойств любых объектов происходит в соответствии с определенными правилами и нормами. Оно призвано контролировать параметры объекта, оценивать уровень качества объекта, выявлять зависимости между свойствами объекта в целом и функциональными параметрами, характеристиками его элементов. В связи с этим техническое нормирование и стандартизацию следует рассматривать в трех ключевых направлениях: как науку, как практическую деятельность, как элемент управления качеством. Как наука техническое нормирование и стандартизация имеет свои научно обоснованные термины, определения, принципы, методы исследований, рассматривает вопросы государственного регулирования и управления в данной области, способствует совершенствованию ее практической деятельности. Как практическая деятельность техническое нормирование и стандартизация связаны с разработкой, внедрением и применением ТНПА, надзором за выполнением требований, правил и норм, изложенных в них, планированием и финансированием в данной области деятельности. Как элемент управления качеством техническое нормирование и стандартизацию следует рассматривать как фактор ускорения научно-технического прогресса, интенсификации производства и повышения его эффективности. Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение: - защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды; - повышение качества и конкурентоспособности продукции (услуг); -технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции (взаимозаменяемость – пригодность одного изделия, процесса или услуги для использования вместо другого изделия, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований); - устранения технических барьеров в торговле; - единства измерений; - национальной безопасности; - рационального использования ресурсов. Задачи технического нормирования и стандартизация: - установление оптимальных (в том числе обязательных) требований к качеству и номенклатуре продукции (услуг) в интересах потребителя и государства; - развитие унификации продукции (унификация продукции – это деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения); - нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических, научно-технических программ, инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды и др.) Принципы технического нормирования и стандартизации: - обязательность применения технических регламентов; - доступность технических регламентов, технических кодексов практики и государственных стандартов, а также информации о порядке их разработки, утверждения, опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц; - применение международных и межгосударственных стандартов; - использование современных достижений науки и техники; -обеспечение права участия юридических и физических лиц, а также технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов практики, государственных стандартов; - добровольное применение стандартов. Объектами технического нормирования и стандартизации являются продукция, услуги, процессы, информация. Продукция – продукт труда, произведенный для последующей реализации или производственного потребления. Под промышленной продукцией понимается материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и индивидуального характера. Классификация промышленной продукции представлена на рис. 2. Услуги – это блага, полезные результаты производственной деятельности, удовлетворяющие определенные потребности, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме. Они являются объектом купли-продажи и реализуются по ценам, целиком или в значительной мере покрывающим издержки производителя (за счет выручки от реализации) и обеспечивающим ему прибыль. Для услуг характерна неосязаемость, неразрывность производства и потребления, непостоянство качества, неспособность к хранению. Процессы, работы - деятельность, направленная на производство и реализацию продукции или услуг. Информация - условные обозначения, термины, определения, единицы физических величин, пиктограммы и пр.
Субъектами технического нормирования и стандартизации являются: - Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов. К государственным органам относятся Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь и другие государственные органы в соответствии с законодательством; - Юридические и физические лица, включая иностранные; - Иные субъекты гражданских правоотношений (в том числе иностранные), которые в установленном порядке приобрели права и обязанности в области технического нормирования и стандартизации. В Республике Беларусь государственная система стандартизации (ГСС) начала формироваться в 1991-1992 гг. на основе принципов, выработанных Межгосударственной системой стандартизации (МГСС) стран СНГ. В 1995 году в Республике Беларусь был разработан и принят Закон «О стандартизации». В соответствии с этим Законом государственные стандарты содержали требования, обеспечивающие: 1) безопасность продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды (ОС); 2) совместимость и взаимозаменяемость продукции; 3) маркировку продукции; 4) единство методов контроля. Все эти требования были обязательны дляисполнения. Требования государственных стандартов, касающиеся потребительских характеристик продукции, её эксплуатационных свойств, гарантийных сроков были добровольными. До 2004 г. обязательные требования стандартов использовались в качестве меры государственного регулирования требований к продукции и услугам. В тоже время многие требования к продукции и услугам, в том числе и обязательные, были установлены в подзаконных актах, носящих в основном ведомственный характер, что создавало определённые трудности как для отечественных, так и для иностранных производителей. В этой части положения ГСС не отвечали требованиям международной практики и положениям ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ), санитарным и фитосанитарным мерам (СФС). Соглашениями ВТО предусмотрено, что обязательные требования устанавливаются в технических регламентах (ТР), принимаемыми органами власти, а также то, что стандарты применяются в добровольном порядке. Таким образом, наиболее существенным различием между отечественной и международной практикой стандартизации являлся статус стандартов. Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь предусматривала создание системы ТНиС на базе соглашений ВТО по ТБТ и СФС. Изучение зарубежного опыта позволило установить, что наиболее эффективным является подход к ТНиС Европейского Союза (ЕС), позволяющий устранить технические барьеры в торговле, препятствующие свободному обращению продукции. Концепции данного подхода были положены в основу Закона Республики Беларусь «О ТНиС» от 05.01.2004 г. В Законе «О ТНиС» отражены принципиальные отличия от ранее действующего закона «О стандартизации». К ним относятся: 1) введение в закон новой государственной функции «техническое нормирование», в процессе реализации которой создаётся и утверждается технический регламент; 2) утверждение технических регламентов правительством, что придаёт им соответствующий статус; 3) введение новых субъектов ТНиС – органов государственного регулирования и управления (Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь); 4) унификация терминологии в области ТНиС; 5) определение основных видов технических нормативных правовых актов (ТНПА): технических регламентов (ТР), технических кодексов установившейся практики (ТКП), технических условий (ТУ), государственных стандартов и стандартов организаций; 6) установление порядка применения государственных, международных и межгосударственных (региональных) стандартов; 7) применение на принципах добровольности знака соответствия продукции государственным стандартам; 8) разработка государственных стандартов техническими комитетами (ТК), что соответствует международной практике; 9) определение случаев, когда применение государственных стандартов является обязательным. Основными предпосылками для изменения законодательства Республики Беларусь в области стандартизации явились: 1) условия присоединения к соглашениям ВТО; 2) основные положения соглашений ВТО по ТБТ и СФС в части ТНиС; 3) мероприятия Республики Беларусь по присоединению к ВТО; 4) участие Республики Беларусь в работе международных организаций по стандартизации (ИСО, МЭС); 5) принципы международной стандартизации; 6) принципы технического регулирования в ЕС; 7) Закон Республики Беларусь «О стандартизации» - 1995 г.; 8) развитие Государственной системы ТНиС в Республике Беларусь. Система технического нормирования и стандартизации (ТНиС) - это совокупность ТНПА в области ТНиС, субъектов ТНиС, а также правил и процедур функционирования системы в целом.
Рисунок 3 – Система государственного регулирования в области ТНиС
Функции системы: 1) государственное регулирование и управление в области ТНиС; 2) планирование, государственный надзор и финансирование работ в области ТНиС. Государственное регулирование и управление осуществляется Президентом, Советом Министров Республики Беларусь, Госстандартом, Минстройархитектуры. Управление осуществляет Госстандарт Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства Минстройархитектуры. Государственный комитет по стандартизации (Госстандарт) при Совете Министров Республики Беларусь возглавляет Председатель, назначаемый Президентом Республики Беларусь. Он включает следующие структурные подразделения: - Центральный аппарат, в состав которого входят отделы стандартизации, сертификации, метрологии и радиометрического контроля, государственного контроля за соблюдением требований ТНПА и вспомогательные отделы (отдел экономики и финансов, отдел бухгалтерского учёта, организационно-правовой и кадровый отдел, канцелярия); - Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС); - Белорусский государственный институт метрологии (БелГИМ); - Белорусский государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством (БГИПК); - территориальные центры стандартизации, метрологии и сертификации в каждой области с аккредитованными испытательными лабораториями; - Испытательный центр легкой промышленности; - Национальный информационный центр по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам (НИЦ по ТБТ и СФС). Коллегиальными органами Комитетаявляются: - коллегия; - научно-техническая комиссия по стандартизации и сертификации; - научно-техническая комиссия по метрологии. Важнейшим рабочим органом в системе ТНиС являются технические комитеты, которые непосредственно занимаются разработкой проектов ТНПА. Они, как правило, создаются при БелНИИ (БелГИСС, БелГИМ, др. органах). Планированием занимается Госстандарт совместно с Минстройархитектуры. В основу планирования закладываются государственные приоритеты и предложения заинтересованных субъектов. Проекты планируемых документов представляются в Совет Министров на утверждение. Государственный надзор за соблюдением ТНПА осуществляют Госстандарт и Минстройархитектуры. Финансирование осуществляется из средств республики и местных бюджетов и средств заинтересованных лиц, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Виды ТНПА определены в Законе Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации». К ним относятся: технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты (в том числе государственные стандарты, стандарты организаций), технические условия (рис. 4). Технический регламент (ТР) - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования. Он устанавливает обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь. Технический регламент разрабатывается республиканскими органы государственного управления (РОГУ), утверждается Советом Министров и является обязательным для исполнения всеми субъектами ТНиС.
Рисунок 4 – Виды технических нормативных правовых актов (ТНПА) Технические регламенты имеют следующее обозначение: ТР/2004/001/BY ТР – индекс документа 2004 – год утверждения 001 – порядковый №, присваиваемый Госстандартом BY – принадлежность к стране. Технический кодекс установившейся практики (ТКП) - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах практики технические требования к процессам ЖЦП или оказанию услуг. Разрабатывается и утверждается – уполномоченным РОГУ. Обозначение: ТКП 43. 2004 (09170) ТКП – индекс документа; 43 – порядковый номер; 2004 – год утверждения 09170 – код РОГУ, который разработал и утвердил ТКП (на основании общегосударственного классификатора ОК РБ). Стандарт – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам её разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или к оказанию услуг. Разрабатывается техническими комитетами, создаваемыми заинтересованными субъектами ТНиС, утверждается Госстандартом РБ или Министерством архитектуры и строительства. Обозначение: СТБ 1160-2003 СТБ – индекс документа; 1160 – регистрационный номер; 2003 – год утверждения. Стандарт организации (СТО) – стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В качестве СТО, как правило, разрабатываются документы на системы менеджмента качества (СМК), полуфабрикаты своего производства. Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов. Технические условия (ТУ) – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретному типу, марке, модели, виду реализуемой продукции или оказываемой услуг, включая правила приёмки и методы контроля. Обозначение присваивается разработчиком. ТУ – индекс документа; BY – международный буквенный код РБ; 100195 – шестизначный код держателя подлинника ТУ по Единому государственному регистру юридических лиц и ИП (ЕГР) точка – разделительный знак; 015 – трёхзначный порядковый регистрационный номер 2004 – год утверждения. ТУ разрабатываются при отсутствии государственных стандартов на данную продукцию или в случае необходимости их уточнения. Требования, устанавливаемые в ТУ, не должны нарушать обязательные требования действующих технических регламентов, стандартов, распространяющихся на данную продукцию.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |