Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и структура деятельности

КЛАССИФИКАЦИЯ ЮНГА

ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

Механизмы защиты:

1. Рационализация

Выдвижение ложной, логически обоснованной аргументации. Необходимость аргументации своего поведения, но анализ причин является стрессообразующим

2. Сублимация

Перенос негативных желаний в социально одобряемую деятельность

3. Забывание

Отказ от принятия фактов психотравмирующего события

4. Регрессия

Выбор модели детского поведения как способ уйти от психораздражающих факторов.

5. Проекция

Перенос личных негативных характеристик на другое лицо. Цель: существование необходимости осудить данную негативную характеристику. Подсознание специально закрыто от человека, чтобы он не мог осознать движущие негативные моменты. Обосновать эти моменты способна методика психоанализа. Психоаналитик определяет наличие комплекса, идентифицирует его на осознанный уровень его неприятеля.

 

 

Чтобы работать с человеком, необходимо отделить его от окружающих. Это возможно при разделении людей в группы по какому-либо доминирующему признаку. Классический пример типизации- темпераменты Аристотеля.

Основания:

- фактор стабильности психики

- фактор активности (флегматик- стабильный, неактивный/сангвиник- стабильный, активный/ холерик- нестабильный, активный/меланхолик- нестабильный, неактивный)

На этой классификации построены все последующие классификации. Их недостаток- общество, как и человеческое свойство ДИСКРЕТНО, т.е. способно являться в достаточно большом диапазоне. Свойство человека не может быть основанием классификации, т.к. оно изменчиво.

Выход:

1) предложить классификации по большому количеству свойств. Возможное следствие- проблематика усилиться на такое количество раз, как и параметры.

2) найти основание, которое было бы стабильным независящим от настроения человека. С другой стороны, данная классификация должна будет учитывать весь потенциал вариантов.

Эту проблему разрешил Юнг. В основу классификации он положил ориентирование на сознание. Эта величина достаточно стабильна, информативна и гибка. Перед Юнгом встала проблема: было необходимо, чтобы у психики человека присутствовал весь диапазон рассматриваемого феномена а с другой стороны, чтобы главенствовал один параметр. Поэтому в основание своей классификации Юнг положил ориентир на сознание, выделив два типа: экстраверт и интроверт.

ЭКСТРАВЕРТ - личность, сознание которой направлено на объект, вовне, т.е. на окружающую действительность. Это значит, что человек воспринимает объект самостоятельность(стол воспринимает как стол).

ИНТРОВЕРТ – психика ориентирована на свойство объекта, на внутренний мир (стол черный, тяжелый- а уже потом стол).

Характеристики экстраверта абсолютны, интроверта - относительны. Для интроверта характеристики и свойства объекта такая же реальность как для экстраверта сам факт его существования. Уверенность в абсолютности свойств относительно мировосприятия приводит к тому, что интроверт с детства доказывает свою точку зрения. С этой стороны у интроверта формируется уверенность в правильности своей точки зрения, следовательно, они любят полемику, споры. Их очень сложно переубедить, т.к. они уверены в своей точке зрения. Интроверты малообщительны и не любят авторитетов, т.к. они сами себе авторитеты. Нежелание общаться приводит к тому, что интроверт становится нелюдимым.

Экстраверт – полная противоположность. Они высокоэнергичны, активны, обладают поверхностным набором знаний, коммуникативны и уважают авторитеты.

Возможно ли смешение двух этих типов? Юнг говорит, что нет.

Мирей: человек на осознанном уровне при обычных обстоятельствах ведет себя в соответствии со своим типом. В стрессообразующей ситуации он ведет себя противоположно (экстраверт как интроверт, интроверт как экстраверт).

 

ЛИЧНОСТЬ, ПОВЕДЕНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Соотношение понятий «активность, поведение, деятельность»

 

В отечественной психологии понятие «активность» раскрывается через понятие живой и неживой активности. Любые формы материи обладают качеством движения, в т.ч. изменения, развития, отражения. Отражение- это способность отвечать на воздействие. Биологическая форма движения материи (жизнь) – новая ступень развития материи.

Всякий живой организм избирательно (активно) относится ко всем внешним раздражителям, тем самым обнаруживая качественно новое свойство материи – саморегулирование. Например одноклеточные организмы обнаруживают раздражимость к веществам, необходимым для поддержания жизни (биотическим) и остаются индифферентны (безразличны) к веществам абиотическим. В живой клетке, как саморегулирующейся системе, испытывающей раздражение, возникают поисковые движения, которые прекращаются только в той среде, которая способствует свойству данной клетки- химизму. Выражение внешних воздействий живых организмов зависит не только от силы и характера этих воздействий, но также и от внутреннего состояния организма.

Активность- это всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования, поддержания жизненно важных связей с окружающим миром.

Энгельс: активность- это присущая только живому существу способность к самостоятельной силе реагирования.

Источником активности живого существа является его потребность. Потребность- это составная живого существа, выражающая его зависимость от конкретных условий его существования, порождающая активность по отношению к этим условиям.

У животных, в отличии от растений, возникает новый вид раздражимости – чувствительность. Переход от раздражимости к чувствительности связан с изменением образа жизни.

Признаки предметов (запах, форма, цвет) сами по себе безразличны (ими нельзя удовлетворять органические потребности)- абиотические раздражители приобретают сигнальное значение., т.е. они соотносят организм к другим воздействиям (биологически значимым). Тем самым они ориентируют организм в среде, благодаря чему даже простейшее животное может начать реагировать не только на биотические раздражения, но и на абиотические, которые в данной ситуации могут сигнализировать появления различных биологических раздражителей. У животных возникает возможность отражать значительно больше воздействий, чем это доступно растениям.

У высокоразвитых животных чувствительность развивается и формируется в в органах чувств, в дальнейшем развивается и возникает ЦНС. В целом для животных характерно активное ориентирование во внешней среде и образование временных и более устойчивых связей или условных рефлексов на сочетание различных раздражителей с присущим для животных активным ориентированием во внешней среде. С характером внешней (двигательной) активности опосредованным участием психического отражения можно связать понятие поведения.

Поведение - это присущее живым существам (животным) взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью.

Для животных, особенно для низших, характерны инстинктивные формы поведения, т.е. обусловленные инстинктивной (родовой) памятью, проявляющейся в безусловных рефлексах, инстинктах.

Инстинкты - врожденные формы реагирования на окружающие условия среды.

Инстинкты приобретают цепной характер, наследственно вызывая серию приспособленных реакций. Внешне инстинктивное поведение может быть не целесообразным, но инстинктивные формы поведения строго приурочены к определенным условиям и теряют свою внешнюю целесообразность, как только стандартные условия изменяются; они носят жесткий, (стереотипный) характер. Инстинктивное поведение животных с изменением среды не изменяется. Условные инстинктивные связи хотя и образуются, но лишь в рамках инстинктивной программы поведения.

У высших животных на первый план выступают новые формы поведения, которые определяются большим количеством условных нервных связей, которые имеют условно-рефлекторную природу. Высшие животные начинают воспринимать и анализировать целые ситуации, приспосабливать к условиям, регулируя свое поведение. У них различают навыки и интеллектуальные действия.

Навык - такие действия животных, в основе которых лежат условные связи, функционирующие автоматически.

Основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами, способность предвосхищать результат определенной ситуации. Это поведение является уже типом разумного поведения. Проявляется оно в процессе конкретно ориентированного манипулирования (поиска путей удовлетворения своих потребностей).

Отличие поведения животных от человека:

1. Интеллектуальное поведение животных отличается тем, что животные могут действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации. Поведение человека характеризуется способностью к абстрагированию от данной конкретной ситуации, следовательно, способность предвосхищает последствия, которые могут возникнуть в связи с развитием данной ситуации.

2. Создание по ранее намеченному плану орудий труда и употребление их по назначению: животные живут в мире постоянных вещей.

3. Обусловленность поведения человека общественным опытом, передаваемым каждому индивиду в процессе его восприятия, обучения в целях формирования личности через языковые и различные другие средства человеческой культуры. В языковых средствах в абстрактных формах представлены признаки мира.

Поведение животного направлено исключительно на удовлетворение потребностей. Потребность организма не только толкает животное к активности, потребности также определяют выделение в окружающем мире и ответные действия.

Совсем по другом организовано поведение человека (пример: ребенок с ложкой). С раннего периода человек усваивает формы удовлетворения потребностей, но конкретная форма и содержание поведения человека определяется опытом. Это изменение что человек выделяет в вещах и на какие ответные действия способен. Поведение человека с ранних лет имеет социальную (общественную) направленность. Этот тип поведения, обусловленный требованиями общества, носит название деятельность.

Теория деятельности Леонова: побуждения, которые порождают деятельность, расходятся с непосредственной целью, которая управляет этой деятельностью. Речь идет о деятельности человека с сознательной целью, с желаемым в будущем результатом деятельности, о цели, которая обусловлена определенными требованиями. Их следует отнести к психической регуляции деятельности (наличие в деятельности какой-либо сознательной цели). Психика должна отражать собственные объективные свойства вещей (для этого есть определенные языковые средства), которыми должна определяться деятельность.

Психическое регулирование должно стимулировать и поддерживать активность, которая сама по себе немедленно не удовлетворяет различные потребности, т.е. присутствует фактор воли.

Итак, деятельность неразрывно связана с познанием и волей и невозможна без сознательных и волевых процессов.

Деятельность – внутренняя и внешняя (психическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Когда признак сознания цели отсутствует, речь идет об импульсивном поведении. Такое поведение уравновешивается эмоциями.

Понятие «активность» наиболее широкое, потом идет понятие «поведение», затем «деятельность».

Различение деятельности и активности с использованием друг друга характерно лишь для отечественной психологии (!).

 

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

При рассмотрении структуры деятельности следует исходить из того, что деятельность представляет собой процесс, побуждаемый (во внутреннем плане) мотивом, направляемый к достижению определенного результата, представленного (во внутреннем плане) в виде идеального образа (осознанной цели деятельности).

Поскольку речь идет об отдаленном результате, то требуется решение ряда задач, связанных с постановкой ряда промежуточных целей. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой задачи, называется действием.

Деятельность человека осуществляется посредством различных действий. Частные задачи могут распадаться на более мелкие задачи. В этом случае они не носят более сложный характер, оно состоит из цепи актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты являются частными действиями или операциями. Их результат не означается как цель, однако они являются самостоятельной составной частью действий.

Более мелкая единица анализа деятельности- отдельное движение- механизмы, посредством которых осуществляется деятельность. Результат движения же не осознается как цель, однако отдельные движения для того, чтобы деятельность была успешной, должны быть подчинены условиям в которых они осуществляются.

Итак, реализация деятельности во внутреннем плане представляет собой развитие ряда последовательных стадий:

1. Актуализация потребностей и формирование мотивов, связанных с управлением деятельностью

2. Постановка соответствующих этому мотиву целей

3. Решение промежуточных задач на пути достижения этих целей

Во внешнем плане деятельность реализуется через ряд последовательных действий. Действия складывается из операций, которые реализуются посредством выполнения отдельных движений, связанных друг с другом в пространстве и во времени и составляющих систему.

Любая реальная деятельность имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод законности | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.