Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По степени свободы цен от воздействия государства при их определении различают

Цены региональные и местные.

Единые или поясные цены устанавливаются и регулируются госу­дарственными органами. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как, например, газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата и некоторые другие.

Региональные и местные цены регулируются региональными орга­нами власти и управления. В процессе формирования эти цены ори­ентируются на издержки производства и реализации, складывающи­еся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг, оказы­ваемых населению.

Региональными являются закупочные ценына продукцию сельс­кого хозяйства.

Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов. Исходя из этого экономического признака различают несколько видов цен.

1. Цена в месте производства продукции.

2. Единая цена с включением расходов по доставке. Фирма устанавливает единую цену для всех покупателей, независимо от их местоположения, с включе­нием в нее одинаковой суммы транспортных расходов, рассчитываемой как средняя стоимость всех перевозок. Единая цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места про­изводства.

3. Зональные цены. В соответствии с этим методом определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается еди­ная цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны.

4. Цены, определяемые на основе базисного пункта. Согласно этому методу, предприятие устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Факти­ческие цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, ус­тановленной для ближайшего от заказчика базисного пункта, транспортных расходов по доставке товара к месту назначения.

1. Свободные цены – свободно складываются на рынке под воз­действием спроса и предложения. Государство может воз­действовать на эти цены (их уровень) лишь косвенно.

Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку товара.

2. Регулируемые цены – складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определен­ное воздействие государства, которое осуществляется методами либо прямого ограничения роста или снижения цен, либо путем регламентации рентабельности, либо путем установления пре­дельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прей­скуранта, либо путем установления предельных значений элементов цены, либо каким-нибудь аналогичным методом.

3. Фиксированные цены – прямо устанавливаются государством. Существуют такие формы фиксирования цен, как: прейс­курантные цены, «замораживание» рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен.

Классификация цен в зависимости от степени новизны товара: различают цены на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.

По новым товарам выработаны определенные виды и методы образования цен.

При выпуске на рынок нового товара предприятие или фирма выбирает, как правило, одну из двух альтернативных стратегий – «снятия сливок» или «проникновения на рынок».

1. Цена «снятия сливок»: с самого начала изготовления и появления нового товара на рынке, на него устанав­ливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар по такой цене.

Цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается удовлетворенным. Снижение цены позволяет увеличить зону продажи – привлечь новых покупателей.

Преимущества метода «снятия сливок»:

1) высокая цена обеспечивает достаточно большой размер при­были даже при существенных издержках в первый период выпуска товара;

2) высокая цена позволяет сдерживать покупательский спрос, так как при более низкой цене предприятие (фирма) не смогло бы полно­стью удовлетворить потребность в товаре в связи с ограниченностью своих производственных возможностей;

3) высокая первоначальная цена способствует созданию «имиджа» качественного товара, что может в дальнейшем существенно облег­чить его реализацию при снижении цены;

4) повышенная цена способствует увеличению спроса на престиж­ный товар;

5) ошибка в завышенной цене может быть исправлена путем ее сни­жения – покупатели более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению.

Основным недостатком этой стратегии ценообразования является то, что высокая цена привлекает конкурентов. Поэтому цену «снятия сливок» можно успешно использовать при определенном ограничении конкуренции. Условием успеха является также достаточный спрос.

2. Цена «проникновения (внедрения) на рынок». С помощью этого метода предприятие (фирма) устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов. Такая стратегия возможна при больших объемах выпуска това­ров, которые позволяют возмещать общей массой прибыли потери ее на отдельном изделии. А это, в свою очередь, требует значительных финансовых затрат, что делает цену «проникновения на рынок» почти неприемлемой для мелких и средних предприятий, не располагающих такими финансовыми возможностями. Использование этого метода дает эффект при эластичном спросе, а также когда рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.

3. «Психологическая» цена. Здесь учитывается психология восприятия цены покупателем. «Психологичес­кая» цена на товар обычно чуть ниже круглой суммы. Например, 99, а не 100 руб. В результа­те у покупателя создается впечатление: а) точного определения затрат на производство и невозможности обмана; б) более низкой цены. Учитывается также и другой психологический момент: покупатели любят получать сдачу.

В действительности в выигрыше остается продавец: количество проданных товаров и соответственно сумма полученной прибыли у него возрастают.

4. Цена «следования за лидером» в отрасли или на рынке: цена на товар устанав­ливается примерно на уровне цены главного конкурента – как пра­вило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену лидера. На взаимозаменяемую продукцию (бензин) устанавливается одинаковая цена. Если товары близки друг другу по по­требительским характеристикам (автомобили), то в ценах могут быть некоторые различия. Лидерство в ценах обеспечивается только в том случае, если фирма имеет явные преимущества перед конкурентами либо по объемам производства товаров, либо по уровню издержек.

5. Цена с возмещением издержек производства. В данном случае фирма устанавливает цену на свой товар, основываясь на фактических издержках производства и средней норме прибыли на рынке или в отрасли. Цена устанавливается по формуле:

 

Ц = И + Р + Н (И + Р),

 

где И – издержки производства;

Р – административные расходы и расходы по реализации;

Н – средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.

6. Престижная цена – устанавливается на высококачественные товары известной фирмы, обладающие уникальными свойствами. Цены устанавливаются очень высокие.

Факторы выбора методов определения цены:

· скорость внедрения на рынок нового товара;

· доля рынка сбыта, контролируемая этой фирмой;

· характер реализуемого товара (степень новизны, взаимозаменяемость и др.);

· период окупаемости инвестиций;

· конкретные условия рынка (степень монополизации, ценовая эластичность спроса, круг потребителей и др.);

· положение фирмы в соответствующей отрасли (финансовое положение, связи с другими производителями и др.).

На товары, реализуемые на рынке относительно длительное вре­мя, устанавливаются следующие виды цен:

1. Скользящая или падающая цена – устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка она снижается. Такой метод установле­ния цены применяется чаще всего по отношению к товарам первой необходимости.

Однако при таком методе определения цены требуется:

· затруднить появление на рынке конкурента;

· постоянно повышать качество товаров;

· сокращать издержки производства.

2. Долговременная цена – устанавливается на товары массового спроса. Она не подвержена изменениям на протяжении долгого вре­мени.

3. Цены потребительского сегмента рынка. Суть этого метода: на примерно одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным груп­пам населения с разным уровнем доходов, устанавливаются неодина­ковые цены – например, на различные модификации легковых авто­мобилей, на авиабилеты, на билеты в театры и т.д. Основная пробле­ма в этом случае состоит в определении правильных соотношений цен на различные по качеству товары и услуги.

4. Гибкая цена – меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке. Использование такой цены возможно при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки. Применение этой цены эффективно, когда цены устанавливает непосредственно продавец. Чем больше уровней управления у фирмы, тем дольше принимаются решения и тем ниже эффективность использования этой цены.

5. Преимущественная цена. Эти цены пригодны для фирм, занимающих доминирующее положение на рынке, и способных на определенное снижение цен. Такие фирмы могут обеспечить значительное снижение издержек производства за счет роста объемов выпуска и сокращения расходов по реализации товаров.

Главные цели, которые при этом ставятся фирмой:

· предотвратить внедрение на рынок новых конкурентов;

· заставить конкурентов платить большую цену за право внедре­ния на рынок.

6. Цены на изделия, выпуск которых прекращен. Цены на такие товары (например, запасные части к легковым автомобилям и грузовикам самых разных марок и моделей, выпуск которых завершен) выше, чем на обычные.

7. Цена, установленная ниже, чем у большинства предприятий. Такая цена определяется на товары, дополняющие другой товар, продаваемый по обычной цене. Эта цена используется как реклама.

8. Договорная цена. Суть этого метода определения цены состоит в том, что покупателю предлагаются какие-либо льготы и скидки по сравнению с обычной ценой. Например, при покупке двух видеокассет третья дается бесплатно. У покупателя создается впечатление, что он получил значительную выгоду, приобретая данный товар в боль­шем количестве, чем ему необходимо. Фактически же выгоду получа­ет продавец, так как у него увеличивается товарооборот и повышается прибыль.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами:

1) отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами;

2) находятся в зависимостиот цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.

Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров иихимпорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.

Мировая цена есть денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и т.д.

Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экс­порта и импорта. На мировые цены большое влияние оказывает инфляция.

На экспортируемые товары действуют два основных вида цен:

1) цена франко – станция отправления;

2) цена франко – станция назначения.

Эти цены различаются методами возмещения транспортных расходов и каждая из них имеет много разновидностей. На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются специальные цены и надбавки к ним.

На импортируемые товары цены устанавливаются на основе им­портной (контрактной) стоимости с включением расходов по закупке и доставке товаров до границы в валюте страны экспортера. Затем на территории России импортная стоимость пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка. К ней добавляются налог на импорт, таможенная пошлина, акцизы, НДС и другие платежи.

Розничные цены на импортные потребительские товары устанав­ливаются внутри страны, как правило, свободными, исходя из соот­ношения спроса и предложения.

Уровень мировых цен учитывается и в розничных ценах, и в тари­фах на услуги, например, в гостиницах для иностранцев, при продаже потребительских товаров на иностранную валюту в специальных валютных магазинах.

Несколько особняком стоят цены, используемые в учете и статистике. Статистика цен применяет методы статистического наблюде­ния, изучения и анализа всех сложных явлений ценообразования и функционирования цен. К основным конкретным задачам статисти­ки цен относится наблюдение за уровнем и динамикой цен путем сис­тематизации и нахождения их средних значений в динамических ря­дах. Органы статистики осуществляют регистрацию цен. Регистри­руемые цены используются для расчетов индексов цен. Производится также изучение цен по их ценообразующим элементам, т.е. методом разработки структуры цен.

К ценам, используемым в учете и статистике, относятся: индексы цен, текущие, средние цены, сопоставимые и неизменные цены. Эти виды цен позволяют выявлять и анализировать тенденции в динами­ке цен, измерять динамику физических объемов производства и реа­лизации товаров и услуг, осуществлять контроль и анализ выполне­ния стоимостных показателей. Цены статистического учета являются агрегированными, обобщенными.

В настоящее время в условиях инфляционного роста цен большое значение приобретают расчеты индексов цен и, в частности, индекса потребительских цен, характеризующего стоимость жизни населения.

Индексы цен производителей (индексы оптовых цен предприятий, индексы цен капитальных вложений, индексы цен на продукцию сель­ского хозяйства, индексы транспортных тарифов и др.), а также индексы потребительских цен используются для оценки показателей системы национальных счетов и, прежде всего, ВВП, что очень важно для анализа развития экономики.

Существуют также лимитные (предельно допустимые) цены, кото­рые устанавливаются на стадии проектирования новых изделий. Они являются исходными при определении оптовых цен на эти изделия.

Имеются также проектные и ориентировочные цены, используе­мые в период разработки изделий, когда еще нет утвержденной (со­гласованной) цены.

Научно-исследовательскими организациями, разрабатывающими прогнозы развития отдельных отраслей и производств, определяются прогнозные цены.

 

2. Ценовая система и ее признаки

 

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воз­действием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков взаимозависимых и взаимодействующих цен. Наиболее важными и основными блоками единой системы цен являются:

· оптовые цены;

· закупочные цены;

· розничные цены;

· тарифы на услуги транспорта.

Основные блоки цен в свою очередь включают в себя ряд подблоков. Так, блок оптовых цен подразделяется на два подблока – оптовые (отпускные) цены предприятия и оптовые цены промышленности. А блок тарифов транспорта состоит из нескольких подблоков – тарифы ж/д транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы реч­ного транспорта, тарифы автотранспорта и т.д.

В основе взаимосвязи всех цен, образующих единую систему, лежит принцип «сообщающихся сосудов»: изменение цен в одномиз основных блоков данной системы довольно быстро передается«поцепочке» во все другие блоки цен.

Ведущую и определяющую рольво всей системе цен играютценына продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относятся топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика), а также отрасли металлургии. Так, изменение ценнаэнергоносители находит быстрое отражение в уровне цен всех без исключения отраслей экономики. Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышленности оказывает динамика закупочных цен на продукцию отраслей сельского хозяйства.

Различные блоки цен, входящие в систему цен, имеют не только прямую, но и обратную связь. Например, повышение цен в топлив­ном комплексе через определенное время возвращается в эти отрасли в виде удорожания материально-технических ресурсов (машин, обо­рудования, электроэнергии и др.), потребляемых ими.

В условиях административной экономики повышение цен в названных отраслях часто блокировалось с помощью финансовой системы путем предоставления дотаций отраслям, потребляющим энергоносители (сельское хозяйство, отрасли, производящие потребительские товары и некоторые другие).

В условиях перехода к рынку дотаций в таких широких масштабах, как прежде, быть не может, так как это привело бы к искусственному искажению структуры и динамики цен, материально-вещественных и стоимостных пропорций во многих отраслях экономики, что противоречит самой сути рыночных отношений. Отмена массовых дотаций значительно усилила взаимозависимость всех видов цен, входящих в единую систему, сделала ее более гибкой и динамичной, более адекватной требованиям рынка.

Тесная взаимосвязь цен, входящих в единую систему, обусловлена двумя обстоятельствами.

1. Все цены формируются на единой методологической основе. Этой основой являются законы стоимости, спроса и предложения.

2. Все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют в конечном счете единый хозяйственный комплекс. Взаимосвязь предприятий, отраслей может быть самой разнообразной: производственной, экономической, технологической и др.

Вместе с тем взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не исключает и самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков, а, наоборот, предполагает такое движение.

Необходимо отметить довольно тесную связь между системой цен и экономической средой, в которой действуют цены. Эта среда включает: товарное производство, различные формы собственности, кон­куренцию, которые и составляют основу рыночной экономики.

Система цен характеризуется такими показателями, как уровень цен, структура цен, динамика цен.

 

1. Дайте характеристику основных видов цен в зависимостиотобслуживаемой сферы товарного обращения.

2. Перечислите элементы оптовой (отпускной) цены предприятия, оптовой цены промышленности, закупочной и розничной цены и дай­те определение состава и структуры цены.

3. Охарактеризуйте цену потребления, покажите, чем она отлича­ется от продажной (рыночной) цены.

4. Назовите виды цен в зависимости от территории их действия.

5. Расскажите о видах цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов.

6. Назовите виды цен по степени их свободы от воздействия госу­дарства и дайте им характеристику.

7. Охарактеризуйте виды цен на новые товары.

8. Перечислите виды цен на товары, реализуемые на рынке отно­сительно продолжительное время, и дайте им характеристику.

9. Дайте характеристику экспортных и импортных цен.

10. Что такое система цен и каковы ее признаки?

11. Какие причины вызывают взаимосвязь и взаимозависимость различных видов (блоков) цен?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цены единые или поясные; | Лекция: система. Основные характеристики системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.