Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. 1. Понятие и цели государственной семейной политики в РФ

Основное содержание лекции

1. Понятие и цели государственной семейной политики в РФ

 

В социальной политике современной России выделен особый сегмент – это государственная семейная политика. Она рассматривается как «составная часть социальной политики, система принципов, оценок и мер, нацеленная на обеспечение «государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи» (п.8 Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики», 1996 г.).

Государственная семейная политика строится на системе определенных принципов, в том числе определенных в упомянутом выше указе Президента РФ. Принципы семейной политики – это правила организаторской, управленческой деятельности, основанные на закономерностях развития института семьи.

Укажем ряд принципов:

- - базисный характер института семьи. Базисный – значит обеспечивающий сохранение устойчивости социальной системы не только в условиях ее более или менее «спокойного» состояния, но и в условиях перехода на новый уровень развития. Этот принцип предполагает при всяких социальных изменениях учитывать фактор готовности семьи к предстоящим преобразованиям. Более того, мера эффективности семейной политики должна определяться мерой устойчивости семьи и ее института, чего нельзя достичь без учета фактора готовности семьи к тем или иным преобразованиям.

- приоритет общечеловеческих ценностей (п.7 Указа Президента РФ);

- системность, целостность, самостоятельности и относительная автономность института семьи. Автономность института семьи обусловлена целостностью его организационной структуры, самодостаточной для воспроизводства соответствующих количественных и качественных параметров жизнедеятельности семьи, воспроизводства семейно-брачных отношений в конкретном социокультурном и природном контексте. Семейная политика только тогда эффективна, когда она способствует поддержанию, охранению и развитию этой целостности.

- равноправие между мужчинами и женщинами в распределении семейных обязанностей;

- единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях;

- партнерство семьи и государства;

- защита семьи от нищеты.

 

2. Законодательно-нормативный базис государственной семейной политики

Законодательно-нормативный базис государственной семейной политики заложен рядом документов, принятых в первой половине 90-х гг. 20 века. Назовем те из них, в которых семья как субъект социальной политики просматривается наиболее четко:

- Конституция РФ,

- Семейный кодексе РФ (вступил в действие с 1 марта 1996 г; принят Государственной Думой 8.12.95г.; подписан Президентом 29.12.95г.),

- Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» (1996),

- Постановление Правительства РФ «О программе социальных реформ в РФ на период 1996 – 2000 годов» (1997).

Федеральными органами исполнительной власти также разработан ряд нормативно-правовых актов, способствующих решению конкретных семейных проблем, например, развитие системы семейных пособий, социальное обслуживание.

Целевая установка законодательства направлена на соблюдение баланса интересов семьи – личности – государства, активизации субъектной роли семьи.

В результате законодательного закреплены основные социальные гарантии для лиц с несовершеннолетними детьми, трудящихся с семейными обязанностями (пособия на детей, налоговые, пенсионные, другие льготы). В трудовом законодательстве введены гарантии для беременных женщин и женщин, имеющих детей, связанные с их трудоустройством и увольнением, улучшением условий труда. Часть этих льгот была распространена на одиноких мужчин, воспитывающих детей. Обоим родителям, имеющим несовершеннолетних детей, уменьшен налогооблагаемый совокупный доход на сумму в размере 2-х минимальных зарплат на каждого ребенка. В соответствии с пенсионным законодательством женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8 лет, а также матери-инвалиды с детства получили право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при общем стаже не менее 15 лет.

Семейный кодекс РФ регулирует сферу брачно-семейных отношений и устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, определяет личные неимущественные и имущественные отношения членов семьи. По сравнению с предыдущим Кодексом, в него введены такие главы, как «Договорный режим имущества супругов» (гл.8), «Права несовершеннолетних детей» (гл. 11).

В семейном кодексе закреплен принцип «добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенство прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об из благосостоянии и развитии, обеспечении приоритетного развития прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи» (ст.3). Но кодекс не регулирует отношений государства и семьи.

Позитивной тенденцией можно считать рассмотрение семьи в некоторых государственных документах в качестве субъекта права. В частности, такой статус в 1995 г. был придан семьям вынужденных переселенцев (Постановление Правительства РФ от 26.12.95 N 1278). В 1996 г. правовой статус получили семьи, переселяющиеся в сельскую местность, а также фермерские семьи (постановление Правительства РФ от 7.02.96 г. N 135). Эта тенденция прослеживается и в жилищном законодательстве. По новому закону «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» размер расходов на оплату жилья связан с совокупным доходом семьи на одного человека. Причем компенсации (субсидии) предусматриваются, если доход не превышает установленный прожиточный минимум. Кроме того, в новой редакции закона «Об образовании» (от 13.01.96 г. N 13-Ф3) «семейное образование признается одной из форм системы образования» В статье 52 «Права и обязанности родителей» это положение вновь находит подтверждение: родители «имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье».

В законе «О занятости населения в РФ» учтена специфика социально-экономического положения ряда категорий семей. В ст.5 «Государственная политика в области содействия занятости населения» в качестве объектов государственной политики в области содействия занятости населения, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, выделяются, в частности, беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

Вопросы государственной семейной политики нашли также отражение в нормативных документах, регламентирующих социальную политику в отношении детей и женщин. По этим направлениям социальной политики приняты пакеты нормативных документов, ряд предусмотренных в них мер адресованы семье и могут быть отнесены к компетенции семейной политики.

Основные направления государственной семейной политики были утверждены в 1996 г. Указом Президента РФ. Они отражают многие острые проблемы жизнедеятельности семьи. Так, Указ определяет неотложные мероприятия и ориентирует на решение вопросов правового просвещения семьи, в частности, ее прав в сфере труда, здравоохранения, образования, социального обеспечения, социального обслуживания (п.28); укрепление в составе федеральных органов исполнительной власти социальной направленности специальных подразделений для разработки и реализации мер государственной семейной политики (п.22); поддержку деятельности общественных объединений, благотворительных фондов, занимающихся проблемами семьи (п.23).

 

3. Проблемы законодательно-нормативного регулирования

в системе «государство – семья»

Ряд отечественных ученых, занимающихся семейной проблематикой, в том числе С.В.Дармодехин, считают, что в России пока не создана единая правовая база государственной семейной политики: принимаемые государством меры адресованы индивидууму То есть законодательством регулируются в основном семейные права граждан, а интересы семей как социального института учитывают не полностью. Поэтому семья, как правило, не является самостоятельным объектом деятельности государства. Не сформулированы социальные гарантии, обеспечивающие функционирование семьи как социальной общности.

Этот же ученый отмечает, что нормативно-правовая база государственной семейной политики по своему содержанию сводится к вопросам брачно-семейных отношений, социальной поддержки индивидуума с учетом его семейного положения. Однако жизнедеятельность семьи не ограничивается ее внутрисемейными проблемами.

С.В.Дармодехин считает, что для того, чтобы разрешить эту ситуацию, отношения государства и семьи, их права и взаимные обязанности должны получить адекватное отражение в законодательстве. Речь идет об определении функций государства по отношению к семье, обеспечении ее прав и интересов, создании для этого необходимых экономических, социальных, политических и других условий.

Этот же автор отмечает, что законодательством не определены понятия «семья», «семейная политика». В социальной практике отождествляются понятия «семейная политика», «политика в интересах детей» и «политика в области жизнедеятельности женщин». При самой тесной взаимосвязи они являются самостоятельными направлениями государственной деятельности со специфическим кругом решаемых проблем. Поэтому существенное значение для теории и практики имеют адекватное определение концептуальных подходов к разработке и реализации семейной политики, ее понятия, правового статуса, цели, принципов, содержания, места и роли в системе государственной деятельности, разработка единых государственных критериев оценки процессов динамики жизнедеятельности семьи.

Государство должно законодательно признать семью правоспособной, наделить ее (а не только индивидуума) реальными правами, полноценным социальным статусом, обеспечить правовое регулирование отношений семьи и государственных институтов. Оно должно гарантировать благоприятные макроэкономические и социальные стандарты, необходимые для функционирования семьи в обществе на собственной трудовой основе, содействовать реализации ее институциональных прав и интересов, создать необходимые условия для обеспечения суверенитета семьи и др.

Очевидно, системному регулированию со стороны государства подлежит лишь определенная часть внутренних семейных отношений. В нашей стране традиционно регулировались лишь часть внутренних семейных отношений: брачно-семейные отношения (вступление в брак, его расторжение, личные имущественные и неимущественные отношения). Основная часть внутрисемейных отношений должна функционировать на основе норм морали, личностных особенностей, индивидуальных образцов поведения самих членов семей.

Государство не должно быть монополистом в области семейной политики. В нынешних социально-экономических условиях государство отказалось от патерналистских традиций прошлого в отношении семьи, провозгласив идеологию партнерских отношений, что предполагает активное участие государства в процессе вхождения семьи в развивающиеся социально-экономические отношения. Поэтому важнейшей задачей является определение обоснованных объемов государственной поддержки. Принципов перехода семьи на условия самостоятельного развития.

Необходимо законодательно определить ресурсную базу семейной политики. Семья сама является источником дополнительных ресурсов. Во многих государствах семейная экономика и предпринимательство приносят значительный доход не только семьям, но и государству. В условиях нашей страны она требует системной поддержки и стимулирования, прежде всего в области организации семейного производства, налогообложения, кредитов и др. Такая политика в отношении семьи будет способствовать не только достижению экономических целей, но, главное, укреплению семьи, семейного образа жизни, усилению его влияния на нравственные устои общества. К примеру, во Франции много лет действует Семейный кодекс, регулирующий в том числе и вопросы взаимодействия семьи и государства.

 

Использованная литература:

1. Дармодехин С.В.. К разработке концепции правового обеспечения государственной семейной политики. // Семья в России, 1998. – N1. – С.5-18.

2.Кукса Л.П. // Семья в России, 1998. – N1. – С.100-111.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
План лекции | Кластерные архитектуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.