КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная теория Герберта Спенсера
Основные работы: «Основания социологии», «От свободы к рабству», «Личность против государства», «Система синтетической философии», «Социальная статика». Основные идеи: 1. Основал «органическую школу» в социологии («органицизм»). Аналогию между обществом и биологическим организмом Спенсер проводил по следующим основаниям:
2. Обосновал идею социальной эволюции («эволюционизм»). В своей интерпретации социальной эволюции исходил из теории Ч. Дарвина о естественном отборе. Социальная эволюция - это переход материи из неопределенной, бессвязной однородности в определенную связанную однородность - социальное целое. 3. Социальную эволюцию определял как последовательный переход от военного общества к индустриальному. Главный фактор такой эволюции Спенсер усматривал в разделении труда.
4. Отверг идею О. Конта о приоритете идей, вносящих в мир перевороты. Мир по Спенсеру изменяется через чувства, для которых идеи служат только руководством. В связи с этим, Спенсер полагал, что природа общества определяется природой его членов («Ошибаются те, кто думает, что мудрый и добрый правитель может быть избран народом, в котором нет ни доброты, ни ума»). 5. Свою интерпретацию социального целого Спенсер обосновывал с позиций индивидуализма: целое - общество - не должно поглощать отдельную личность. («Общество существует для блага его членов, а не члены существуют для блага общества»). 6. Спенсер выступал не только против идей социальной революции, но и против каких бы то ни было социальных реформ, поскольку считал, что процесс эволюции общества происходит закономерно, независимо от воли конкретных людей. Доводя до логического конца эту идею, он считал, что не нужно заботиться о вдовах, сиротах, больных. По Спенсеру, если они достаточно жизнеспособны, они живут, и это хорошо, что они должны жить. Если же они недостаточно приспособлены для жизни, они умирают, и это самое лучшее, что они могут сделать. Столь радикальные взгляды свидетельствуют о том, что именно Спенсер сформулировал основы такой социальной концепции, как социал-дарвинизм. 7. Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, существующих независимо от воли отдельных личностей. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты. 8. В центре социологической концепции Г.Спенсера - теория социальных институтов. Социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Г.Спенсер выделял несколько типов институтов: домашние (семья, брак, воспитание), обрядовые (обычаи, этикет и т.д.), политические (государство, армия, суд и т.д.), церковные (церковь), профессиональные и промышленные.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |