Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможна ли нравственная политика?





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Таким образом, главные общественные функции морали и политики совпадают. Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач. Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали, как ее специфическое дополнение.

Разделение политики и морали и учений о них впервые произвел лишь в конце XV - начале XVI в. Николо Макиавелли.

Несмотря на элементы общности, политика имеет и принципиальные отличия от морали.

1. Важнейшим из них является конфликтность политики. Она представляет собой деятельность, направленную на разрешение групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти. Мораль же характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающие политической остроты.

2. Непосредственным источником политики являются экономические и другие насущные интересы людей, в первую очередь интересы крупных социальных групп: наций, классов, слоев и т.п. Непосредственным же источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды.

3. Многие императивы морали носят характер идеалов, которых в реальной жизни едва ли кому-нибудь удается достичь. В отличие же, требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальные наказания.

4. Политика направлена вовне и целесообразна, т.е. ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Мораль же оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Для нее важны не столько достигнутые результаты, сколько сам поступок, его мотивы, средства и цели.

5. Мораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик - отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика же носит групповой, коллективный характер. В ней индивид выступает как часть или представитель класса, нации, партии и т.п.



6. Политика ситуативна, она призвана учитывать реальную ситуацию, все факторы, способные повлиять на достижение целей. Моральные же требования в своей основе универсальны и, как правило, независимы от конкретной обстановки.

7. Важнейшей отличительной особенностью политики является также опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований. Мораль же в принципе осуждает насилие и опирается главным образом на "санкции" совести.

Отмеченные выше особенности политики по отношению к морали свидетельствуют об автономности этих сфер жизнедеятельности и дают основания для различных толкований вопроса о совместимости политики и морали.

 

 

В мировой социальной жизни выделить четыре главных подхода к взаимоотношению политики и морали.

Исторически первым из них является морализаторский подход. Выражаемый в крайней форме - в форме морального абсолютизма, - этот подход означает, что политика должна не только иметь высоконравственные цели, но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы, используя при этом лишь нравственно допустимые средства. Освобожденный от крайностей, морализаторский подход к политике представлен, в частности, в идеологии христианско-демократического направления.

Согласно второму подходу, политика и мораль автономны и не должны вмешиваться в компетенции друг друга. Мораль - это дело гражданского общества, личной ответственности, политика же - область противоборства групповых интересов, свободная от нравственности.

Родоначальником таких взглядов многие считают Макиавелли. Попытки освободить политику от нравственных оценок, как правило, предпринимаются для того, чтобы оправдать антигуманные действия или вывести политику из-под критики. На самом же деле они ведут к вмешательству политики в область морали и к ее разрушению.

Третья точка зрения на их соотношение – это игнорирование политикой нравственных ценностей. В реальной жизни безнравственность политики - широко распространенное явление. Это служит основанием для трактовки политики и морали как непримиримых противоположностей - добра (морали) и зла (политики).

Наиболее негативно оценивает политику анархизм. Близкой к анархизму общей оценки политики придерживается марксизм. Он трактует политику как неизбежное в условиях существования эксплуатации, классов и социального неравенства зло, область насилия. Поэтому у многих создается впечатление о политике как о "грязном", аморальном занятии.

Можно выделить целый ряд причин, объясняющих кажущуюся, а часто и реальную аморальность политики:

1. Уже упомянутые свойства власти распоряжаться материальными и духовными благами, судьбами людей.

2. Органическая связь политики с насущными интересами людей. В политике реальные, прагматические интересы традиционно стояли на первом плане, оправдывая хитрость, ложь, убийства и другие безнравственные поступки.

3. Обобщенность, безличность, представительность и опосредованность осуществления политических решений, облегчающие отступление от морали. Политические решения обычно принимаются от имени партии, народа, нации, класса и т.п. и касаются не конкретных личностей, а достаточно общих социальных групп и объединений.

4. Влияние на политику групповых ценностей и групповой морали, часто противоречащих общечеловеческим основам нравственности.

5. Мультипликационный эффект политических злоупотреблений. Он заключается в том, что аморальные действия в высших эшелонах власти имеют свойство умножаться, нарастать подобно катящемуся вниз снежному кому. Мультипликационный эффект злоупотреблений ведет к закрытости и вырождению правящей элиты.

6. Ориентация политики на эффективность, достижение цели. Средства же и способы получения результатов мало кого интересуют и обычно остаются в тени.

7. Конфликтность политики, ее функционирование как отношений друзей (союзников) - врагов (соперников), повышающие эмоциональную враждебность или, по меньшей мере, напряженность между субъектами политики.



8. Публичность политики, внимание к ней со стороны общества, а также более высокие нравственные требования, предъявляемые гражданами к политическим лидерам. Политики оцениваются гражданами прежде всего в двух главных качествах: деловых (компетентность, энергичность, умение руководить людьми) и человеческих, нравственных (порядочность, справедливость, забота о людях, готовность защищать их интересы).

Таким образом, реальная политика очень часто бывает далека от нравственности и считается многими "грязным делом". Однако полностью оторваться от морали политика не может, ибо это рано или поздно ведет к компрометации самой политики и деградации всего общества.

Осознание этого проявляется в следующем, четвертом, подходе. Он исходит из признания необходимости воздействия нравственности на политику, учитывающего специфику последней. Один из важнейших обоснователей компромиссного подхода - Вебер. Он считал, что не следует полностью разделять этику и политику. Для того чтобы очертить границу влияния нравственности на политику, Вебер разделяет мораль на этику убеждений и этику ответственности. Соотношение этики ответственности и этики убеждений в реальных действиях должен определять сам политик.

Институциализациянравственных требований представляет собой их закрепление в нормах политических организаций и прежде всего в праве, что предполагает определенные санкции за нарушение моральных принципов. Такое институциональное закрепление морали - одно из важнейших условий гуманизации политики.

Для своей эффективности политические институты должны быть рассчитаны не на морально совершенных людей, а на обыкновенных граждан. Они призваны способствовать обычным людям в выражении их интересов, защите прав и выполнении обязанностей, побуждать их соблюдать приемлемые для всех "правила игры" - государственные законы, обеспечивающие сочетание индивидуальной пользы с благом всего общества.

В современном мире центральным направлением институциализации нравственных требований к политике являются права человека. В соответствии с документами, принятыми мировым сообществом, они выступают универсальным критерием оценки гуманности политики, ее человеческого измерения.

 

ЛИТЕРА ТУРА

1. Общая и прикладная политология /Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Красно­ва. М., 1997. Гл. V. §

2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. Гл. 3, 4.

3. Поздняков Э.А. Философия политики. М., 1994.Ч.1. Разд. III.

4. Сутор Б. Политическая этика //Полис. 1993. № 1.

5. Платон. Государство. // Собр. соч.: В 4-х т. М., 1994. Т. 3.

6. Макиавелли Н. Государь. М., l990.

7. Гоббс Т. Левиафан // Соч. М., 1986. Т. 3.

8. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

9. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.

10. Берк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1993.

11. Дезами Т. Кодекс общности. М., 1956.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч. Т. 4.

13. Гуторов В.А. Античная социальная утопия: вопросы истории и теории. Л., 1989.

14. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема II.

 

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2023; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.