КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и особенности политического менеджмента как науки об управлении
Управление — это важная и неотьемлемая часть политической жизни общества. Управление позволяет решать как масштабные задачи координации политических, экономических и социальных процессов в обществе, так и более мелкие, направленные на достижение конкретных целей и задач, таких, как завоевание доверия масс, победа на выборах, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Управленческие отношения в политике многообразны. Нам предстоит познакомиться с особенностями управления в политической сфере. Чтобы лучше понять, какое место занимает управление в политической сфере, выделим вначале наиболее общие его типы. Первый тип управления в политике — субстанциональиый. Онпредставляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, социальные структуры, функциональные связи. С помощью субстанционального управления достигается целостность политической системы, сохраняется ее качественная специфика, осуществляются ее воспроизводство и развитие. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политические социализация, институализация, легитимация. На практике субстанциональное управление выглядит как подчинение людей нормам, правилам, принятым в данном обществе, как ориентация на ценности культуры, в том числе политической. Реляциоиистский тип управления (от франц. relation — отношение) существует в виде субъектно-объектных отношений, когда можно четко выделить тех, кто управляет, и тех, кто является объектом управления, т.е. должен исполнять управленческие решения. Наличиеэтого типа управления отличает социальные системы от всех остальных, потому что он существует в виде осознанной, направленной деятельности людей, преследующих свои цели, способных принимать решения и влиять друг на друга, а следовательно, он зависит от индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в управленческий процесс. В этой особенности реляционистского типа управления одновременно заключены и его сила, и его слабость. Его сила состоит в том, что человек способен не только воспроизводить ранее сложившиеся связи в системе, но и изменять их, совершенствовать, инициировать нововведения, ускорять развитие. Его слабость — в неизбежных ошибках человека, а главное, в том упорстве, которое он может проявлять, претворяя в жизнь ошибочные управленческие решения. В политике управление как субъектно-объектные отношения существует в трех основных видах: а) управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и государственными органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или отдельными его группами — с другой. Этот вид управления обычно называют государственным управлением, потому что его субьектом является государство, его учреждения и должностные лица. В нем выделяют как особый сегмент государственно-административное управление, включающее все многообразие управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти (правительством, министерствами, ведомствами и иными госучреждениями). Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно путем нормативного регулирования, т.е. путем выработки и принятия соответствующими органами и учреждениями законов, указов, распоряжений и иных нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений; б) управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности работы. Их особенностью является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций (государственных учреждений, политических партий и т.д.), что придает этому виду управления много общих черт с менеджментом экономических организаций. Управление в государственных учреждениях и политических организациях также основано на возможности субъекта управления (руководства государственного учреждения, руководящих органов партии) опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы и применять санкции в отношении тех, кто нарушает эти нормы; в) управленческие отношения, где субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не может опереться на право «легитимного насилия» и на свои статусные ресурсы для достижения политических целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэтому вынужден прибегать к иным формам и методам воздействия на предполагаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений мы и будем называть политическим менеджментом.
Чтобы лучше понять специфику политического менеджмента, вначале уточним, какие политические цели ставятся и какие задачи решаются в его рамках. Таблица 1.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |