КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Составляющей служебную, профессиональную и личную тайну
Нормативное регулирование защиты информации,
Важнейшую часть объекта правового регулирования информационной безопасности современной России составляют правоотношения, связанные с обеспечением информационной безопасности личности. Интересы личности - ее права и свободы - стоят на первом месте в числе интересов прочих объектов национальной безопасности Российской Федерации, включая и ее информационную составляющую. Международные гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина закреплены в Конституции нашего государства, в связи с чем сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни того или иного лица без его согласия не допускаются, а конституционные права граждан в области неприкосновенности их личной жизни могут быть нарушены только в строгом соответствии сзаконом1. Ввиду отсутствия в российском информационном праве четкого и однозначного понятия тайны частной жизни законодатель относит эти сведения, отождествляемые им с личной, семейной тайнами, персональными данными, тайной переписки, телефонных, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица, к конфиденциальной информации. Вместе с тем такая позиция не вполне обоснованна, поскольку информацию о частной жизни физического лица не следует причислять к данному перечню. Понятие конфиденциальной информации обычно связывается с неразрывным единством трех категорий ее субъектов - собственников (доверителей), владельцев (держателей) и пользователей, тогда как специфика сведений о частной жизни человека в своем исходном виде не предполагает наличия каких-либо иных субъектов, помимо их собственника. Как только информация подобного рода по тем или иным причинам выходит за пределы, контролируемые единолично её собственником, она сразу же превращается в сведения ограниченного доступа иной категории (конфиденциальную информацию или информацию, составляющую государственную тайну). Поэтому сведения о частной жизни физического лица следует относить к особой разновидности информации ограниченного доступа - внутренней информации, статус которой действующим российским законодательством пока не определен. Особой разновидностью сведений, связанных с неприкосновенностью частной жизни, являются персональные данные граждан. Эти сведения могут содержать в себе отдельные элементы личной тайны, однако главным образом они ассоциируются все же не с частной жизнью граждан, а с документированными данными анкетного, биографического или справочного характера, способствующими идентификации личности своих владельцев. В результате их неправомерного использования для человека могут наступить такие же негативные последствия, как и в случае незаконного разглашения тайны его частной жизни. Поэтому персональные данные гражданина, как и сведения о его частной жизни, также следует относить к внутренней, а не конфиденциальной информации. В области защиты внутренней информации российское право старается придерживаться международных стандартов, определяющих основные принципы организации автоматизированной обработки сведений личного характера и обеспечения права граждан на защиту персональных данных. Для удовлетворения этих требований в Конституцию РФ включен ряд норм, декларирующих охрану персональных данных1. Кроме того, правовое регулирование оборота данных сведений, как уже отмечалось, предусматривается и некоторыми федеральными законами. Несмотря на это, защита собираемых данных о физических лицах на сегодняшний день организована крайне слабо, персональные данные правопослушных граждан нередко оказываются в руках нечистоплотных дельцов и используются в противоправных целях. Объясняется это отсутствием единого закона, регламентирующего юридическую ответственность за несанкционированное использование этого рода сведений.
1 См.: Конституция РФ. Ст. 2; ч. 1 ст. 23; ч. 1 ст. 26; ч. 4 ст. 29 и др. Пользователям персональных данных подобная информация поступает в ходе непосредственных контактов с их собственниками, а также в ходе контактов с их держателями (владельцами профессиональной тайны), которым сведения, составляющие тайну частной жизни, и персональные данные передаются (доверяются) самими гражданами. В этой связи необходимо уточнить содержание самой профессиональной тайны. В российском законодательстве ее единообразное понятие на сегодняшний день также отсутствует. В действующих нормативных правовых актах говорится лишь о сведениях, связанных профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в Соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. К ним законодатель относит врачебную, нотариальную, адвокатскую тайны, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д. Мнения большинства юристов сводятся к тому, что под профессиональной тайной следует понимать личную и семейную тайну, доверенную представителям некоторых профессий в силу исполнения последними своих профессиональных обязанностей и защищенную от разглашения законом1. ! См., напр.: Петрухин И. Л. Личные тайны (человек и власть). - М.,1998. 12-13.
Тем не менее существует и несколько иная точка зрения о том, что понятие профессиональной тайны должно охватывать все без исключения сведения, получаемые представителями различных профессий в силу исполнения ими своих профессиональных обязанностей и защищаемые от разглашения законом. Специалисты считают, что конфиденциальная информация может быть отнесена к профессиональной тайне лишь в том случае, если она отвечает следующим требованиям (критериям охраноспособности права): добровольно доверена или стала известна лицу лишь в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей; лицо, которому доверена информация, не состоит на государственной или муниципальной службе (в противном случае информация считается служебной тайной); запрет на распространение информации установлен федеральным законом; информация не относится к сведениям, составляющим государственную тайну; профессиональная тайна направлена на защиту других видов тайн, что свидетельствует о ее производном характере1. За разглашение сведений, составляющих профессиональную тайну, законодательством предусмотрена дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Ряд специалистов относит к категории профессиональной тайны также сведения, содержащие в своей первооснове и коммерческую тайну, правовой режим которой установлен федеральным законодательством. В этом случае несколько видоизменяется характер гражданско-правовой и уголовной ответственности, связанный с разглашением профессиональной тайны. В информационной деятельности должностных лиц (в том числе сотрудников милиции) профессиональная тайна автоматически трансформируется в тайну служебную. Правовая охрана служебной тайны (так же, как и профессиональной) основывается на разрозненных, нередко противоречащих друг другу положениях различных отраслей права и подзаконных нормативных правовых актов. Отсутствует и четкое понятие служебной тайны. В органах внутренних дел (ОВД) имеется три основных категории сведений, относимых к служебной тайне: 1) информация, непосредственно получаемая от физических или юридических лиц (в ее основе лежат сведения о частной жизни граждан, их персональные данные либо коммерческая тайна); 2) информация, содержащая профессиональную тайну, которую сотрудники ОВД получают в ходе исполнения своих служебных обязанностей от добросовестных держателей; 3) результаты оперативно-служебной деятельности ОВД. Всем эти сведениям необходимо присваивать гриф «ДСП», для них должен устанавливаться соответствующий правовой режим их защиты, за нарушение которого предусмотрена дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. 1 См.: Анищенко И. И. Правовой режим профессиональной тайны: Сборшт научных трудов юридического факультета СевКавГТУ. Вып. 3. — Ставроиощ,, 2004. Для избежания нарушений закона в ходе решения своих служебных задач сотрудникам ОВД необходимо строго придерживаться определенных нормативных предписаний. В тех случаях, когда после получения конфиденциальной информации от держателей они обретают статус ее пользователей, их основная задача заключается в обеспечении защиты этих сведений от дальнейшего неправомерного доступа к ним. Реализация данных требований основывается на выполнении предписаний соответствующих подзаконных нормативных правовых актов высших исполнительных органов государственной власти и приказов МВД России. В случаях, когда сотрудники ОВД сами намереваются обрести статус держателей информации, составляющей служебную тайну, им прежде всего необходимо позаботиться о неукоснительном выполнении соответствующих правовых предписаний, регламентирующих основания и условия ее добывания, а уже после этого обеспечить их последующую защиту от несанкционированного доступа.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |