Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОДЕСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ МОРСЬКИЙ УНІВЕРСИТЕТ


Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

.

ЛЕКЦИЯ

ОДЕСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ МОРСЬКИЙ УНІВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА КРИМІНАЛЬНОГО ТА АДМІНІСТРАТИВНИГО ПРАВА


ЗАТВЕРДЖУЮ

Завідувач кафедри

Кримінального та

Адміністративного права

професор Калаянов Д.П.

“__”_________2010 р.

ПО КУРСУ «СУДЕБНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ»

Тема № 7.ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ РЕВИЗИЯ

.

 

3.1. Документальная ревизия как форма финансово-экономического контроля.

Контроль - функция управления социально-экономической системой любого государства. Он исторически обусловлен, поэтому его содержание, цели и задачи определяются экономическими и политическими закономерностями развития определенной общественно-экономической формации.

Контроль пронизывает весь процесс управления экономикой от формирования управленческой информации, реализации конкретных хозяйственных задач к оценке результатов хозяйственной деятельности.

В условиях рыночной трансформации всех сфер экономических отношений в Украине контроль приобретает чрезвычайно важное значение. При этом он должен постоянно развиваться и совершенствоваться, чтобы отвечать требованиям рыночных преобразований, которые происходят в экономике. Функции контроля в государстве с рыночной экономикой состоят, прежде всего, в благоприятствовании деятельности предприятий различных форм собственности с помощью экономических рычагов и стимулов (кредитование, налогообложение и тому подобное).

С помощью финансово-экономического контроля государство осуществляет беспрерывное наблюдение и проверяет хозяйствование объекта управления, устанавливает причины нарушения законодательства хозяйственной деятельности организаций предприятий, за распределением и потреблением общественного продукта, использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

По субъектам финансово-экономический контроль в Украине разделяется на государственный, независимый контроль и контроль собственника.

Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и управления, а именно: Фонд государственного имущества Украины, министерства финансов, экономики, статистики. Национальный банк Украины.



Фонд государственного имущества Украины являэться государственным органом, что осуществляет государственную политику в сфере приватизации государственного имущества. Он разрабатывает проекты государственных программ приватизации, организует и контролирует их выполнение.

Министерство финансов Украины осуществляет контроль за выполнением предприятиями и организациями независимо от форм собственности обязательств перед бюджетом по взносам платежей, за экономным и правильным расходованием бюджетных средств, а также соблюдением финансовой дисциплины предприятий и организаций, которые находятся на государственном бюджете. Функции финансово-экономического контроля Министерство финансов Украины осуществляет через Государственную контрольно-ревизионную службу и Главную государственную налоговую инспекцию.

Министерство экономики Украины контролирует выполнение планов экономического и социального развития государства, отдельных областей народного хозяйства, предпринимает меры относительно предотвращение отклонениям от определенных планами показателей.

Национальный банк Украины обеспечивает контроль за использованием кредитов по целевому назначению, соблюдением предприятиями кассовой дисциплины и правил расчетов, за наличием денег в обороте, осуществляет эмиссию денег и регулирует денежные отношения в государстве. Кроме того, проверяет деятельность коммерческих банков, в границах своих полномочий выдает инструкции, положения и прочие нормативные акты о кредитных, валютных, расчетных, кассовых сделках.

Министерство статистики Украины контролирует по имеющейся отчетности сбалансированность товарного рынка, реализацию экономических и социальных программ развития государства в целом и отдельных регионов, министерствами, государственными комитетами и ведомствами, концернами, ассоциациями, а также подчиненными им предприятиями и объединениями законодательства и нормативных актов по вопросам статистики, учета и отчетности, обеспечение достоверности государственной отчетности.

В границах своей компетенции государственный контроль осуществляет Антимонопольный комитет Украины, Государственная инспекция Украины по контролю за ценами. Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации.

Кроме того, соответственно Закону Украины «О местных Советах народных депутатов и местного регионального самоуправления» финансово-экономический контроль по вопросам планирования и выполнения бюджета, программ экономического и социального развития осуществляется местными Советами народных депутатов. К компетенции исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов отнесен контроль за состоянием учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях, которые являются коммунальной собственностью, за соблюдением обязательств предприятий относительно платежей в бюджет местного самоуправления.

Местные Советы народных депутатов обеспечивают контроль за соблюдением проэктов строительства объектов жилищно-коммунального хозяйства и производственного назначения, имеют право назначать государственные приемные комиссии для приемки в эксплуатацию объектов строительства жилищно–коммунального назначения, прекращать эксплуатацию объектов, которые находятся в коммунальной собственности, в случае нарушения экологических, санитарных правил и иных требований законодательства.

Независимый контроль осуществляется соответственно Закону Украины «Об аудиторской деятельности» аудиторскими организациями (фирмами) на хозрасчетных основах (по договорам с государственными, акционерными и иными предприятиями, кооперативами и тому подобное).

Основной предпосылкой функционирования независимого контроля является взаимная заинтересованность государства, предприятия и аудитора в обеспечении достоверности учета и отчетности. Аудитор в своей деятельности защищает интересы государства и реализует собственные хозрасчетные интересы. Предприятие заинтересовано в квалифицированном, независимом от любых ведомств ревизоре, а государство получает возможность обеспечить контроль за достоверностью учетной и финансовой отчетности и, как последствие этого, правильное отчисление налогов предприятиями, не тратя при этом средств из государственного бюджета. При проведении аудиторской проверки проверяется состояние учета хозяйственной деятельности предприятия, соответствие отчетности данным учета, правильность образования дохода и своевременность расчетов с государственным бюджетом, а также распределение дохода за акциям или размером уставного капитала.



Детально особенности аудиторского контроля будут рассмотренные в § 3.3 этого раздела.

Согласно закону Украины «О предприятиях в Украине» основная ответственность за организацию финансово-экономического контроля на каждом предприятии возложенная на его непосредственного собственника (государство, коллектив акционеров, арендатора и тому подобное), что несет определенную ответственность за эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Финансово-экономический контроль собственника разделяется на ведомственный и внутрихозяйственный.

Ведомственный контроль за деятельностью подчиненных предприятий осуществляется вышестоящими органами управления (министерствами, ведомствами, концернами, ассоциациями, акционерными производственными объединениями) путем проведения комплексных ревизий или контрольных проверок. Основными задачами ведомственного контроля является обеспечение:

• выполнение плановых задач производственно-хозяйственной деятельности, государственных заказов, договорных обязательств;

• эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

•соблюдение предприятиями действующего законодательства относительно производственной и финансово-хозяйственной деятельности;

• правильной организации бухгалтерского учета, отчетности и ревизионной работы на подведомственных предприятиях;

• сохранение товарно-материальных ценностей и средств. Объектом внутрихозяйственного контроля является экономическая и хозяйственная деятельность структурных подразделений предприятия. Организация внутрихозяйственного контроля соответственно действующему законодательству возложена на руководителя предприятия. Вопросами этого вида контроля являются:

– проверка соответствия хозяйственных операций определенным показателям с целью недопущения перерасходов материальных и финансовых ресурсов;

• обеспечение выполнения плановых задач производства продукции, сохранение товарно-материальных ценностей и средств;

• проверка расходования сырья, топливно-энергетических ресурсов с целью недопущения их перерасходов;

• обеспечение выпуска доброкачественной продукции и тому подобное. В условиях рыночной экономики суживаются функции внешних (по отношению к предприятию) субъектов финансового контроля, в связи с чем повышается роль внутрихозяйственного контроля, который осуществляется собственником предприятия, а также бухгалтерской и планово-экономической службами предприятия. Соответственно нормативным положениям, которые регулируют вопрос организации бухгалтерского учета и контроля, на главного бухгалтера и руководителей структурных подразделений служб предприятия возложены функции контроля за оформлением, приемкой и отпуском материальных ценностей и денежных средств, соблюдением кассовой, расчетной и финансовой дисциплины, за правильным списанием с бухгалтерского баланса основных и оборотны средств, недостач, списанием кредиторской и взысканием дебиторской задолженности.

По источниками данных (информационным обеспечением) финансово-экономический контроль разделяется на документальный и фактический.

Документальный контроль состоит в исследовании сути и достоверности хозяйственной деятельности предприятия по первичным документам плановой и учетно-статистической документации, по записям в учетных регистрах бухгалтерского учета и данным статистической отчетности.

Фактический контроль состоит в установлении соответствующей действительности количественного и качественного состояния объекта проверки (основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства) путем применения методов фактической проверки - инвентаризации, контрольные обмер и тому подобное.

Документальный и фактический контроль тесно связаны между собою, поэтому комплексное их применение позволяет дать полную характеристику состояния объекта и разработать мероприятия по устранению выявленных недостатков.

По времени проведения финансово-экономический контроль делят на предварительный, текущий и заключительный.

Предврительный контроль применяется до проведения (выполнения) хозяйственной операции с целью предотвращения незаконным или неправильным действиям со стороны определенных работников предприятия. Он осуществляется путем предварительной проверки планов, договоров, смет, задач и документов. Предварительный контроль относится к компетенции всех органов государственной власти и управления, а также собственников. Например, Министерство финансов Украины при планировании расходов из бюджета на финансирование капитальных вложений по любым проектам предварительно определяет экономическую эффективность проекта и целесообразность расходования средств. Собственники предприятий применяют предварительный контроль для проверки расходования средств на стадии выпуска и реализации продукции, определение и снижение ее себестоимости и тому подобное. Перед выпиской документов по той или иной хозяйственной операции, которая нуждается в затратах средств, бухгалтерия предприятия проверяет целесообразность этих затрат, соответствие их нормам и расценкам.

Текущий контроль используется в процессе осуществления хозяйственных операций как работниками учетных аппаратов, так и другими работниками предприятия. Согласно Закона Украины «О предприятиях Украины» текущий контроль за хозяйственной деятельностью осуществляется в условиях широкой гласности с привлечением всего трудового коллектива. Примером применения текущего контроля может быть проверка товароведом соответствия фактичного количества и качества полученных товаров записям в сопроводительных товарных документах.

Заключительный контроль осуществляется всеми субъектами финансово-экономического контроля после завершения хозяйственных операций путем проведения проверок, экономического анализа, а также документальных ревизий. Основная задача заключительного контроля состоит в проверке правильности и законности осуществленных хозяйственных операций, выявлении нарушений и корыстных злоупотреблений, разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков и предотвращения их в будущем.

Документальная ревизия производственно-хозяйственной деятельности являэтся основной формой заключительного контроля, с помощью которого всесторонне оценивается работа предприятий и других субъектов хозяйствования.

Финансово-экономический контроль во всех областях народного хозяйства, и прежде всего в его основном звене - предприятии, осуществляется в основном путем проведения экономического анализа, тематических проверок и ревизий.

Экономический анализ проводится с целью контроля за выполнением плановых задач, госзаказов, договорных обязательств по количественным и качественным показателям, выявление отклонений от плана и установление причин их возникновения. На основании данных экономического анализа принимаются решения, направленные на устранение причин отрицательных явлений, выявляются причины повышения эффективности производства, мобилизации внутренних резервов.

Тематические проверки ставят своей задачей определение финансово-экономического состояния отдельного участка предприятия, их результаты оформляються справкой или докладной запиской. По результатам проверки разрабатываются мероприятия по устранению недостатков в хозяйственной деятельности структурного подразделения предприятия, которые утверждаются руководителем контролирующего органа.

Ревизия - это система контрольных действий, с помощью которых за определенный период времени, согласно программы ревизии, устанавливаются законность, целенаправленность и экономическая эффективность проведенных хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц при их осуществлении. В процессе ревизии выявляются недостачи, растраты материальных ценностей и средств, факты иных корыстных злоупотреблений. Эффективность ревизии состоит в потом, что по ее результатам разрабатываются конкретные мероприятия по устранению выявленых недостатков и предупреждение их возникновения в будущем, относительно обеспечения сохранности государственного и общественного имущества, возмещение причиненного материального ущерба и привлечения к ответственности должностных и материально ответственных лиц, по вине которых предприятию причинен вред.

В зависимости от ведомственной подчиненности, ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности делятся на:

• ведомственные, которые осуществляются вышестоящими органами управления в подведомственных предприятиях одного собственника;

• внутрихозяйственные, которые проводятся работниками предприятия (объединения) с целью проверки деятельности структурных подразделений (цехов, участков и тому подобное);

• вневедомственные, которые осуществляются органами государственного, общественного и независимого контроля.

По принципу организации ревизии делятся на плановые ревизии, которые проводятся по плану контрольно-ревизионной работы на текущий год и внеплановые, что не предусмотрены этим планом.

В зависимости от полноты охвата проверкой деятельности предприятия различают тематические, выборочные и комплексные ревизии.

Тематическими называются ревизии, которые предназначаются для проверки состояния отдельных направлений хозяйственной деятельности предприятия (объединения). Такие ревизии проводятся с целью оперативного реагирования на отрицательные отклонения при выполнении планов производства, госзаказов, договорных обязательств и прочие. От тематических проверок они отличаются документальной обоснованностью выводов и оформлением результатов актом, а не справкой.

Выборочные ревизии проводятся аналогично тематическим, но при этом конкретизируются периоды и объекты контроля, которые подлежат проверке. К ним относится, например, ревизия использования фонда заработной платы и расчетов с рабочими и служащими или ревизия состояния сохранности и использование товарно-материальных ценностей. Выборочные ревизии могут дать необходимую информацию для назначения и проведения комплексной ревизии.

Комплексной называется ревизия, которая проводится группой специалистов вышестоящего органа управления и представителей заинтересованных органов власти и имеет целью всестороннюю проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени. Комплексные ревизии дают возможность объективно и полно оценить деятельность субъекта хозяйствования, разработать обоснованные мероприятия по усовершенствованию и повышении эффективности дальнейшей его деятельности.

Совокупность трудовых материальных элементов, связаных с выполнением контрольно-ревизионного процесса, а также создание условий для его осуществления представляют понятия контрольно-ревизионной работы.

Контрольно-ревизионную работу осуществляют соответствующие государственные контрольно-ревизионные органы и собственники предприятий. Контрольно-ревизионные подразделения министерств, ведомств, акционерных производственных объединений, отделов Советов народных депутатов подчиненные непосредственно руководителям этих органов.

Государственные контрольно-ревизионные управления (отделы) и подразделения согласно Закона Украины «О Государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» осуществляют такие основные функции: а) проводят ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности, состояния сохранности средств и материальных ценностей, достоверности учета и отчетности в министерствах, ведомствах, бюджетных учреждениях, а также предприятиях и организациях, которые получают средства из бюджета ииз государственных фондов; б) проводят ревизии и проверки правильности расходования государственных средств на содержание местных органов государственной исполнительной власти, учреждений и организаций, которые действуют за границей и финансируются за счет государственного бюджета;

в) проводят ревизии и проверки полноты оприходования, правильности расходования и сохранности валютных средств;

г) осуществляют контроль за устранением недостатков и нарушений, выявленных предыдущими ревизиями и проверками;

д) разрабатывают инструктивные и иные нормативные акты о проведении ревизий и проверок, осуществляют методическое руководство и контроль за деятельностью контрольно-ревизионных организаций и тому подобное.

Для работы в Государственной контрольно-ревизионной службе и контрольно-ревизионных учреждениях министерств, ведомств, акционерных производственных объединений и в аудиторских фирмах привлекаются высококвалифицированные специалисты, которые имеют специальное экономическое образование, практический опыт ревизионной или учетной работы, высокие нравственно-волевые качества. Создание субъектов хозяйствования с различной формой собственности, в том числе и с участием иностранного капитала, ставит повышенные требования к профессиональной компетентности ревизоров.

Ревизор - это должностное лицо, которое уполномочено собственником (органом управления) выполнять контрольные функции по проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятия независимо от формы собственности. Выполнение ревизором служебных функций связано с использованием им соответствующих прав, выполнением определенных обязательств.

Права, обязанности и ответственность ревизоров регламентировано Законом Украины «О Государственной контрольно-ревизионной службе в Украине».

Ревизору предоставляются такие права:

а) ревизовать и проверять в министерствах, ведомствах и иных органах государственной исполнительной власти, предприятиях, учреждениях и организациях денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и другие документы, которые подтверждают поступление и расходование денежных средств и материальных ценностей, проводить проверки фактического наличия ценностей (денежных сумм, ценных бумаг, сырья, готовой продукции, оборудование и тому подобное);

б) безпрепятственного доступа на склады, хранилища, производственные и другие помещения для их обследования и выяснения вопросов, связанных с ревизией или проверкой. Приостанавливать на расчетных и иных счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждениях операции в случаях, когда руководство объекта, на котором необходимо провести ревизию или проверку, препятствует работнику государственной контрольно-ревизионной службы выполнять свои обязанности;

в) привлекать на договорных началах квалифицированных специалистов соответствующих министерств и ведомств, предприятий и организаций для проведения контрольных обмеров строительно-монтажных работ, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья и готовой продукции, иных проверок с оплатой за счет специально предусмотренных на эту цель средств;

г) требовать от руководителей объектов, которые ревизуются и проверяются, проведение инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, в необходимых случаях опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, а при выявлении подделок, других злоупотреблений изымать необходимые документы на срок до окончания ревизии или проверки, оставляя в делах акт изъятия и копии или реестры изъятых документов;

д) получать от Национального банка Украины и его учреждений, коммерческих банков и иных кредитных учреждений необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средств на счетах объектов, которые ревизуются или проверяются, а от других предприятий и организаций, в том числе негосударственных форм собственности - справки и копии документов об операциях и расчетах с учреждениями, организациями, предприятиями, которые ревизуются или проверяются;

є) получать от служебных и материально отвественных лиц субъектов хозяйствование, которое ревизуются и проверяются, письменные пояснения по вопросам, которые возникают в ходе ревизий и проверок;

ж) предъявлять руководителям и иным должносным лицам объектов, которые ревизуются или проверяются требования относительно устранения выявленных нарушений законодательства по вопросам сохранности и использования государственной собственности и финансов, изымать в бюджет выявленные ревизиями или проверками скрытые валютные и прочие платежи и тому подобное;

з) взымать в доход государства средства, полученные министерствами, ведомствами, объединениями, предприятиями по незаконным соглашениям и с нарушением действующего законодательства;

и) накладывать в случаях, предусмотренных законодательством, на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций административные взыскания;

к) применять к предприятиям, учрежденям, организациям и другим субъектам предпринимательской деятельности финансовые санкции, предусмотренные п. 7 ст. 11 Закона Украины «О Государственной налоговой службе в Украине» (накладывать административные штрафы на должностные лица предприятий, учреждений и организаций, виновных в сокрытии (занижении) доходов (дохода), а также в отсутствия бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искожении бухгалтерских отчетов, в несвоевременном составлении и предоставлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и иных документов - в размере среднемесячной заработной платы, а за те же действия, содеянные повторно в течение года в размере двух среднемесячных заработных плат.

Необходимо иметь в виду, что при проведении комплексных ревизий и тематических проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятия права, предоставленные штатному работнику контрольно-ревизионной службы - ревизору, распространяются также и на других сотрудников, которые входят в состав ревизионной группы.

При проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности ревизор обязан: а) строго соблюдать Конституцию Украины, законов Украины, право и интересы граждан, предприятий, учреждений организаций, которые охраняются законом; б) неуклонно охранять интересы государства, решительно бороться с нарушением государственной дисциплины при осуществлении предприятиями, независимо от форм собственности, хозяйственной деятельности;

в) объективно, справедливо и точно освещать выявленные ревизией факты нарушений и злоупотреблений с указанием лиц, которые совешили конкретное нарушение, размеры причиненного материального вреда и причин выявленных нарушений и злоупотреблений;

г) в случаях выявления злоупотреблений и нарушений действующего законодательства передавать правоохранительным органам материалы ревизий, а также сообщать о выявленных злоупотреблениях и нарушенях государственные органы и органы, уполномоченные управлять государственным имуществом;

д) обеспечивать соблюдение коммерческой и служебной тайны;

є) предоставлять всестороннюю помощь предприятиям в устранении выявленных недостатков и нарушений;

ж) осуществлять мероприятия по возмещению причиненного государству материального ущерб соответственно действующему законодательству.

Ревизор за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, за намеренное искажение результатов ревизии, сокрытие фактов недостач, растрат и краж материальных ценностей и денежных средств, приписок невыполненных работ, преступную халатность в выполнении служебных обязанностей, за нарушение служебной этики может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности соответственно действующему законодательству.

Своевременность и эффективность проведения комплексной ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятия обеспечиваются строгим соблюдением соответствующей методики, выработанной наукой и практикой. Соответственно к этой методике проведение комплексной ревизии делятся на такие этапы: организация и подготовка к проведению ревизии, проведение комплексной ревизии (исследовательская работа), оформление результатов ревизии, принятие решения по результатам ревизии, организация контроля за выполнением решений, принятых по материалами ревизии.

Подготовка к проведению ревизии начинается: с установления объекта ревизии, то есть предприятия, указанного в плане ревизий, с учетом продолжительности межревизиного периода. Исходя из характера хозяйственной деятельности предприятия, а также содержания контроля, определяется потребность в специалистах, которые могут быть привлечены к выполнению контрольно-ревизионных действий, то есть формируется ревизионная группа. Соответственно сроку руководитель организации, которий проводит ревизию, издает приказ (или распоряжение). В нем указывается полное наименование и местонахождение предприятия, которое подлежит ревизии, период, за который проверяется деятельность, срок проведения ревизии, состав ревизионной группы (фамилия, имя и отчество, должность) и определяется руководитель ревизионной группы. Руководителем ревизионной группы, как правило, назначается работник контрольно-ревизионной службы, который имеет специальное образование и практический опыт ревизионной работы. На подготовительном этапе ревизионная группа изучает состояние экономики предприятия, которое подлежит ревизии, путем анализа выполнения производственно-финансового плана экономического и социального развития, бухгалтерской и статистической отчетности, материалов предыдущей ревизии и выполнения решений за нею. Изучается также иная информация о деятельности предприятия за ревизуемый период.

На основании предыдущего анализа экономики предприятия руководитель ревизионной группы разрабатывает программу ревизии, котораю утверждает руководитель организации или учреждения, которое назначило ревизию. В программе ревизии указывается объект контроля, период, содержание ревизии и последовательность ее проведения, методы и приемы контрольно-ревизионной проверки. Организационно-подготовительный этап завершается составлением рабочего плана ревизора (руководителя группы), в котором определяется конкретный исполнитель (из числа специалистов ревизионной группы) относительно проверки определенного объекта, а также сроки предоставления ревизору промежуточных актов проверки.

Этап непосредственного проведения комплексной ревизии начинается с прибытия ревизионной группы на предприятие. Прежде всего, ревизионная группа предъявляет руководителю предприятия приказ (распоряжение) на проведение комплексной ревизии, что подтверждает лица членов группы, их полномочие и право на проведение ревизии.

Ознакомившись с предъявленными документами, руководитель предприятия представляет членов ревизионной группы руководителям структурных подразделений или служб предприятия, с которыми они должны сотрудничать при проведении ревизии. Синхронно руководитель предприятия отдает распоряжение относительно выделения отдельного помещения и создания необходимых условий для работы ревизионной группы.

В своей деятельности ревизионная группа должна соблюдать принцип внезапности, в особенности при проведении в ходе ревизии выборочных инвентаризаций товарно-материальных ценностей и денежных средств, контрольных запусков сырья в производство и тому подобное. Во время ревизии члены ревизионной группы устанавливают деловые контакты с трудовым коллективом, а в случае необходимости - с местными финансовыми органами, учреждениями банка, органами статистики.

Ревизия предприятия состоит: в изучении структуры предприятия, распределения функциональных обязанностей между руководителями предприятия и его службами, организационно-распорядительных документов, выданных за ревизионный период и тому подобное. Главным в ходе комплексной ревизии есть исследование с помощью соответствующих методов достоверности, правомерности осуществления хозяйственных операций, правильности и полноты их документального оформления, соблюдение при осуществлении хозяйственных операций действующего законодательства и нормативных актов. В процессе ревизии всесторонне используются различные методы документальной и фактической проверки хозяйственной деятельности, экономического и экономико-математического анализа.

Итоги проведенной ревизионной группой проверки состояния или результатов работы предприятия, организации удостоверяются в акте. Этот документ отображает содержание хозяйственной деятельности, законность хозяйственных операций, правильность бухгалтерского учета, фиксирует выявленные недостатки в роботе, допущенные конкретными служебными лицами ошибки и нарушения законодательства, размер причиненного Ущерба.

Различают промежуточные и основные акты ревизии.

Промежуточные акты составляются для оформления результатов ревизии хозяйственной деятельности структурного подразделения предприятия или деятельности определенных материально ответственных лиц. Промежуточный акт составляется, например, по результатам ревизии средств в кассе, инвентаризации материальных ценностей на складе, контрольного обмера и контрольного запуска сырья в производство продукции и пр. Они подписываются членами ревизионной группы, представителями администрации предприятия и материально ответственным лицом. Сводные данные промежуточных актов отображаются в основном акте комплексной ревизии. Промежуточные акты и материалы к ним нумеруются и приобщаются к основному акту, который освещает результаты комплексной ревизии.

Основный акт комплексной ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятия предназначен для обобщения результатов ревизии. Он являетсяоснованием для принятия решения руководителем предприятия относительно разработки мероприятий к устранению недостатков и наказания виновных лиц.

Основный акт комплексной ревизии состоит из вступительной и основной части и приложений.

Во вступительной части акта указывается наименование, местонахождение предприятия, которое ревизуется, дату и основания проведения ревизии, данные о полноте проверки отдельных хозяйственных операций и пр.

Основная часть акта комплексной ревизии составляется по разделам соответственно программе, утвержденной руководителем организации, который назначил ревизию. Разделы основной части акта содержат систематизированное изложение недостатков соответственно последовательности проверки хозяйственных операций.

В основном акте описывается всесторонне проверенные и документально оформленные факты хозяйственной деятельности. По каждом факту выявленых недостатков указывается содержание нарушения с ссылкой на соответствующий или нормативный акт, документы, расчеты или записи в учетных регистрах, которые подтверждают эти факты, а также фамилии и должность виновных лиц.

При изложении фактов в акте комплексной ревизии ревизор не должен использовать относительно действий соответствующих лиц формулировок юридического квалификационного характера, например: «преступная деятельность», «корыстное злоупотребление», «злоупотребление служебным положением», «присвоение средств» и тому подобное. Оценивая хозяйственную деятельность, ревизор должен ограничиваться экономической терминологией - «материальный ущерб», «недостаток», «излишек». Кроме того, в акте обязательно указываются лица предприятия, ответственные за тот или иной участок работы и по чьей вине предприятию был причинен материальный ущерб. Ревизор должен ограничиваться не только фиксированием недостатков, но и излагать причины отклонений и нарушений.

Основный акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятия подписывают ревизор, руководитель и главный бухгалтер предприятия, который ревизуется. Если руководитель или главный бухгалтер имеют замечание к акту, они излагают свои пояснения в письменной форме, которые приобщаются к акту.

Подписанный акт комплексной ревизии направляется ревизором руководителю контрольно-ревизионной службы органа, который назначил ревизию. В недельный срок ревизор вместе с руководителем контрольно-ревизионной службы, руководителями соответствующих отделов органа, который назначил ревизию, по итогам проверки составляет проекты решения. Это решение оформляется в виде приказа или письма и описывает нарушения и недостатки в роботе предприятия, которые требуют привлечения виновных лиц к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Принятие этого управленческого решения направлено на разработку и осуществление соответствующих профилактических мероприятий по обеспечению сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей, эффективное их использование, возмещение материального ущерба, устранение причин, которые способствовали тем или иным нарушениям.

При установлении фактов хищений денежных средств и материальных ценностей, приписок в отчетности и необоснованных записей в учете, иных корыстных злоупотреблений, которые требуют привлечения отдельных лиц к уголовной ответственности, материалы ревизии в недельный срок должны быть направлены в следственные аппараты органов внутренних дел или прокуратуры.

Эти материалы должны содержать:

• письмо (заявление), в котором излагается суть нарушений или злоупотреблений со ссылкой на соответствующие нормативные документы, требования которых нарушены, размер причиненного материального ущерба, а также фамилии и должности лиц, которые совершили нарушения и нанесли предприятию материальный ущерб;

• акт ревизии, подписанный соответствующими лицами;

•оригиналы или копии документов, которые подтверждают факты выявленых злоупотреблений;

• объяснения лиц, чья деятельность проверялась, а также иных лиц, свидетельства которых имеют значение для проверки обстоятельств злоупотреблений;

• выводы ревизора относительно этих пояснений.

Финансово-экономический контроль и такая его форма, как ревизия, в деятельности органов внутренних дел относительно предупреждения и выявления корыстных преступлений в экономике имеет чрезвычайно большое значение. Во-первых, ведомственными и вневедомственными ревизиями финансово-хозяйственной деятельности ежегодно охватывается значительное количество предприятий той или иной области народного хозяйства. Во-вторых, с помощью комплексных ревизий выявляються преступные посягательства, которые направленные против имущества предприятий независимо от форм собственности. Кроме того, материалы документальных ревизий подразделениями органов внутренних дел используются для оценки состояния сохранности материальных ценностей и денежных средств на предприятиях, для определения объектов первоочередного оперативного обслуживания, на основании этих материалов возбуждаються уголовные дела о хищении имущества предприятий.

 

КАФЕДРА КРИМІНАЛЬНОГО ТА АДМІНІСТРАТИВНИГО ПРАВА


ЗАТВЕРДЖУЮ

Завідувач кафедри

Кримінального та

Адміністративного права

професор Калаянов Д.П.

“__”_________2010 р.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Засоби та прийоми, що використовуються | Складання аудиторського висновку

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.