КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отличие аудита от комплексной ревизии
ЛЕКЦИЯ ОДЕСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ МОРСЬКИЙ УНІВЕРСИТЕТ Література 1. В. М. Пархоменко, П. П. Баранцев “Реформування бухгалтерського обліку в Україні”. 2. Грабова Н. М., Добровський В. М. “Бухгалтерський облік на виробничих і торгівельних підприємствах”. 3. Грабова Н. М., Кривоносов Ю.Г. “Облік основних господарських операцій в бухгалтерських проводках”. 4. Ткаченко Н. М. “Бухгалтерський фінансовий облік на підприємствах”.[1] (пункт 1 із змінами, внесеними згідно з наказом Мінфіну України від 26.05.2000 р. №115 [2] (підпункт 11.7 пункту 11 в редакції наказу Мінфіну України від 26.05.2000р. №115) [3] (абзац другий підпункту 11.10 пункту 11 із змінами, внесеними згідно з наказом Мінфіну України від 26.05.2000 р. №115) [4] (підпункт «г» пункту 11.10 із змінами, внесеними згідно з наказом Мінфіну України від 05.12.97 р. №268) [5] (підпункт «е» підпункту 11.10 пункту 11 із змінами, внесеними згідно з наказом Мінфіну України від 26.05.2000 р. №115) [6] (пункт 12 із змінами, внесеними згідно з наказом Мінфіну України від 26.05.2000 р. №115)
КАФЕДРА КРИМІНАЛЬНОГО ТА АДМІНІСТРАТИВНИГО ПРАВА ЗАТВЕРДЖУЮ Завідувач кафедри Кримінального та Адміністративного права професор Калаянов Д.П. “__”_________2010 р. ПО КУРСУ «СУДЕБНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ» Тема № 9. Аудит - как форма независимого финансово-экономического контроля Аудит - как форма независимого финансово-экономического контроля.
Любые экономические решения обычно базируются на информации, доступной для лиц принимающих эти решения. Для того чтобы эти решения были оптимальными и приносили наибольшую выгоду, информация должна быть конкретной, достоверной и отражать сущность экономических явлений. И как раз потребность в такой информации и привела к необходимости ведения бухгалтерского учета и организации аудиторских служб. Как вам уже известно бухгалтерский учет на основании сплошной непрерывной и документальной регистрации всех хозяйственных операций как раз и обеспечивает органы управления финансовой информацией для принятия правильных решений. Главная цель аудита проверить правильность бухгалтерских данных. До промышленной революции 19 века аудит формально не признавался в качестве самостоятельного вида деятельности. Хотя в исторических документах есть сведения о том, что даже в древние времена использовали аудиторов для повышения надежности информации. Так, например, правители Древнего Египта использовали нескольких писцов, которые работали независимо друг от друга, для проверки финансовых записей. Промышленная революция дала первоначальный толчок для развития аудиторов как профессии деятельности. Размеры промышленных компаний значительно возросли, усложнились их организационные структуры. В результате владельцы все меньше напрямую вмешивались в управление своими предприятиями, передоверяя эти функции профессиональным управляющим. Так как эпоха становления рыночной экономики сопровождалась массовым банкротством компаний, часто вызванными как раз не объективными экономическими причинами, а не добросовестностью и злоупотреблением управляющих компаний, то разоренным акционерам была необходима защита, потенциальным инвесторам и существующим акционерам – достоверная информация о состоянии дел в компаниях. Для разрешений конфликтов между государственными налоговыми органами и управляющими, которые представляли интересы собственников, государственного контроля было уже недостаточно, так как он защищал интересы только одной стороны – государства. Возникла потребность в независимом контроле, который и получил название "аудит" (слушать). Основными чертами личности аудитора на то время были его безупречная порядочность, честность и независимость. Задача аудита состояла в детальной проверке финансово-хозяйственной деятельности. Впервые закон об обязательном аудите был принят в Англии в 1862 году, который и предписывал всем корпорациям и акционерным компаниям производить независимые аудиторские проверки. У нас в условиях плавной, централизованной экономики потребность в аудите как независимом контроле практически не возникала. Его вполне заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, которая бала ориентирована на поиски нарушений и злоупотреблений в финансово–хозяйственной деятельности предприятий, обнаружение ошибок и нарушений в ведении учета и составлении отчетности, нахождение и наказание виновных, погашение материального ущерба. А с развитием рыночных отношений, которые привели за собой новые условия хозяйствования после распада командно–административной системы как раз и создали условия для возникновения и развития аудита. Необходимость ведения аудита в рыночной экономики вызвана следующими факторами: ü сложностью и запутанностью бухгалтерской информации об экономических процессах; ü удаленностью источников экономической информации от лиц, принимающих управленческие решения; ü несовпадением интересов работников, составляющих отчеты и лиц которым эта информация предназначена; ü тесной взаимосвязью различных сфер экономики, требующей объективной информации; ü низкой квалификацией бухгалтерских кадров, особенно главных бухгалтеров; ü сложной системой действующего законодательства и частыми его изменениями; ü слабой разъяснительной и консультационной работой государственных контролирующих органов по действующему законодательству. Если в начале своего формирования аудит был лишь способом проверки и подтверждения достоверности учетно-бухгалтерских документов и отчетности, то в современных условиях он приобрел новые качества, такие, как консультативная направленность и предотвращение риска в деятельности предприятий. Хотя аудит представляет относительно новое понятие в экономической жизни Украины, его содержание и сфера применения уже в достаточной мере определены Законом Украины «Об аудиторской деятельности» от 22.04.1993г., где аудит определяется как проверка публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и иной информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью установления достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам. Аудит основывается на оценке достоверности бухгалтерской отчетности, что содержит информацию о состоянии хозяйственных средств и источников их формирования, то есть на оценке объективности статей баланса. Аудит осуществляется независимыми лицами (аудиторами - это высококвалифицированный специалист в области бухгалтерского учета, финансового контроля и анализа хозяйственной деятельности, который обладает методологией экономических исследований, осведомленный по вопросам организации и технологии производства, юриспруденции и судебно-бухгалтерской экспертизы. Аудитором может быть гражданин Украины, который имеет квалификационный сертификат о праве заниматься аудиторской деятельностью на территории Украины. Для осуществления аудиторской деятельности единолично аудитор должен на основании действующего сертификата получить лицензию. Ему запрещается заниматься торговой, посреднической и производственной деятельностью. Соответственно действующему законодательству Украины аудитором не может быть лицо, которое имеет судимость за корыстные преступления), аудиторскими фирмами это организация, которая имеет лицензию на право осуществления аудиторской деятельности на территории Украины и занимается исключительно предоставлением аудиторских услуг. Аудиторские фирмы могут создаваться на основе любых форм собственности. Они осуществляют свою деятельность соответственно уставным документам, утвержденных и зарегистрированных в установленном порядке. В необходимых случаях фирмы могут привлекать к участию в проверках, экспертизах и т. пр. внештатных работников с почасовой оплатой или в порядке совместительства. Аудиторская деятельность включает в себя организационное и методическое обеспечения аудита, практическое осуществление контроля и предоставления иных услуг. Она реализуется форме аудиторских проверок, экспертиз, консультаций по вопросам бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения, анализа финансово-хозяйственной деятельности и иных видов экономико-правового обеспечения предпринимательской деятельности физических, и юридических лиц. Главное внимание в аудиторской деятельности уделяется повышению эффективности системы управления предприятием и, прежде всего, ланки внутреннего контроля. Аудит - вид предпринимательской деятельности аудиторов по проведению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, налоговых деклараций, иных финансовых обязательств, а также платежно–расчетной документации. С целью организации, планирования и координации аудиторской деятельности в Украине создан независимый орган - Аудиторская палата Украины, которая функционирует на основах самоуправления. Аудиторская палата Украины является юридическим лицом, ведет соответствующий учет и отчетность. Основными задачами аудиторских фирм как субъектов независимого контроля есть: - проверка достоверности бухгалтерской отчетности, законности и целесообразности хозяйственных операций, состояния бухгалтерского учета; - проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности с целью определения путей повышения ее экономической эффективности; - консультирование субъектов предпринимательской деятельности по вопросам организации бухгалтерского учета и внутреннего финансового контроля, налогов, усовершенствования методов управления; - проведение оценки имущества предприятий в связи с их приватизацией, банкротством и тому подобное; - защита финансовых интересов клиента; - проведение научных исследований в областях организации и методологии учета, управление, финансового контроля; - разработка на договорных началах проектов, экспертных выводов и иных материалов, связанных с созданием новых и реорганизацией действующих предприятий. Исходя из задач аудиторской деятельности можно определить предмет аудита, который состоит в исследовании экономических, организационных, информационных характеристик субъектов хозяйствования. К объектам аудиторской деятельности относятся: материальные, трудовые и финансовые ресурсы; хозяйственные процессы; экономические результаты хозяйственной деятельности; организационные формы, методы и функции управления. Совокупность приемов и способов, с помощью которых оценивается состояние объектов, представляет собою метод аудиторской деятельности. В отличие от анализа хозяйственной деятельности и финансового контроля аудит использует методы всесторонней оценки и сопоставления с целью правильного восприятия существенных сторон хозяйственных процессов. Аудиторский контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий по организационным признакам разделяется на обязательный и добровольный. Обязательное проведение аудита регламентированное соответствующими законодательными и нормативными актами. В них определяются категории предпринимателей, которые подлежат аудиторской проверке основания для ее проведения. Соответственно ст.10 Закона Украины «Об аудиторской деятельности» проведение аудита есть обязательным для: - подтверждения достоверности и полноты годового баланса и отчетности коммерческих банков, фондов, бирж, компаний, предприятий, кооперативов и иных хозяйственных субъектов независимо от формы собственности и вида деятельности, отчетность которых организационно освещается, за исключением учреждений и организаций, которые полностью содержатся за счет государственного бюджета и не занимаются предпринимательской деятельностью, а также субъектов с годовым хозяйственным оборотом в размере не больше как двести минимальных заработных плат; - проверки финансового состояния основателей коммерческих банков, предприятий с иностранными инвестициями, акционерных товариществ, холдинговых компаний, инвестиционных фондов, доверительных товариществ и иных финансовых посредников; - эмитентов ценных бумаг; - государственных предприятий при сдаче в аренду целостных имущественных комплексов, приватизации, корпоратизации и иных изменениях форм собственности; - решения вопроса о признании неплатежеспособным или банкротом и в иных случаях, предусмотренных законодательством. В настоящее время действие этой статьи приостановлено и обязательное проведение аудита оставлено только для банков, инвестиционных компаний и фондов, прочих небанковских финансовых учреждений которые осуществляют привлечение средств граждан или торговлю ценными бумагами; бирж, страховых компаний, кредитных союзов, негосударственных пенсионных фондов (Постановление Верховного Совета Украины от 24.09.97 года №544,97–ВР). При проведении обязательной аудиторской проверки субъект предпринимательской деятельности имеет право свободного выбора аудиторской фирмы, но при этом запрещается привлекать к выполнению аудита лиц, которые являются родственниками руководителей предприятия, деятельность которого проверяется. Добровольный аудит проводится по заказу заинтересованной стороны на основании заключенного соглашения между субъектами предпринимательской деятельности и аудиторской фирмой. В соглашении определяется объект аудита, объем работ, период и сроки проведения проверки. По форме и цели осуществления добровольный аудит делится на внешний и внутренний. Внешний аудит выполняют аудиторские фирмы по договорам с заказчиками. Соответственно этим договорам заказчик присылает аудиторской фирме заказа, в котором определяет контрольные вопросы для проверки. На договорных началах аудиторская фирма может предоставлять предприятию-заказчику услуги относительно усовершенствования бухгалтерского учета и финансового контроля, консультации и рекомендации по вопросам предпринимательской деятельности. По результатам проверки аудитор составляет акт, в котором дает оценку состояния бухгалтерского учета, внутрихозяйственного контроля, достоверности отчетности и законности проведенных хозяйственных операций. На основании акта аудитор определяет достоверность годового бухгалтерского баланса (отчета) и соответствие его нормативным актам. Собственник предприятия на основании вывода аудитора принимает решение об утверждении годового отчета предприятия. В случае отрицательного вывода аудитора относительно достоверности годового отчета предприятие обязано устранить установленные недостатки и предоставить выправленный отчет на повторную аудиторскую проверку. Внутренний аудит проводится собственником предприятия с целью определения потребностей управления, платежеспособности предприятия и предотвращение банкротства. С помощью внутреннего аудита могут решаться вопрос повышения эффективности и прибыльности предприятия за счет использования собственных резервов и применения ноу-хау, научной оценки и обоснования хозяйственной деятельности в целом или конкретных хозяйственных операций. Таким образом, внутренний аудит может рассматриваться как неотъемлемая часть системы управленческого контроля. Основное отличие внутреннего аудита от внешнего состоит в том, что внутренний аудит направлен на предоставление помощи менеджерам в осуществлении ими контрольных функций, тогда как внешний аудит служит интересам посторонних групп. По смыслу и функциями аудиторский контроль делят на предупредительный, текущий, заключительный и стратегический. 1) Предупредительный аудит - аудиторская проверка финансово-хозяйственных операций на технологической стадии производства продукции, на стадии ее сохранения с целью предотвращения возникновения конфликтных ситуаций. Как правило, он осуществляется аудиторами субъекта предпринимательской деятельности, которые действуют в структуре предприятия в виде специального подразделения. 2) Текущий аудит проводится в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью обеспечения руководства предприятия соответствующей информацией для принятия управленческих решений по вопросам повышения конкурентоспособности продукции и услуг, укрепление финансовой стабильности предприятия и тому подобное. Текущий аудит, как и предупредительный, осуществляется внутренним аудиторским подразделом предприятия. 3) Заключительный аудит проводится в течении года после выполнения хозяйственных операций или по истечении отчетных периодов (квартала, полугодие, года). За его помощью проверяется состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его соответствие данным бухгалтерского учета, баланса, отчетности и законодательству, а также разрабатываются рекомендации относительно улучшения работы предприятия в целом. Как правило, заключительный аудит осуществляется внешними аудиторскими фирмами. 4) Стратегический аудит исследует вопрос перспективного развития предприятия, проявляет проблемы, которые могут произойти в будущем (прежде всего, это касается маркетинга - рекламы, ассортимента цен, сбыта товаров и тому подобное), а также разрабатывает рекомендации относительно усовершенствования маркетинговой деятельности предприятия. Стратегический аудит проводится в большинстве своей внутренней аудиторской фирмой. Существуют следующие общие требования к проведению аудита: 1. Проверка должна производиться лицом или лицами, которые имеют соответствующую подготовку и опыт работы в качестве аудитора. 2. Должна обеспечиваться независимость решения аудитора или аудиторов по всем вопросам, касающимся проведения проверки. 3. В ходе проверки и составления заключения, аудитор должен показать соответствующий профессиональный уровень. Требования к процедуре проведения аудита (рабочие стандарты): 1. Необходимо составить план проверки и контролировать работу вспомогательного персонала, если таковой имеется. 2. Аудитор должен иметь достаточное представление о структуре внутреннего контроля, для того чтобы составить план своей работы, определить характер, количество проверяемых показателей и сроки проверки. 3. В ходе проведения аудита посредством инспектирования, наблюдения, опросов, документов-подтверждений должен быть собран материал, в достаточной степени подтверждающий данные для составления заключения о финансовой отчётности. Требования к отчёту аудитора: 1. В нём должно быть указано, соответствует ли финансовая отчётность общепринятым стандартам учёта. 2. В отчёте должны быть отражены обстоятельства, которые обусловили независимость использования общепринятых стандартов учёта в отчётном году в отличие от предшествующего периода. 3. Информация, включённая в финансовую отчётность, считается соответствующей установленным требованиям, если иное не указано в отчёте аудитора. В отчете должно быть указано, соответствует ли установленным требованиям информация, включенная в финансовую отчетность. 4. В отчёте аудитора должно быть представлено либо заключение о финансовой отчётности в целом, либо заключение о том, что заключение не может быть составлено. Если заключение о финансовой отчётности в целом не может быть составлено, должны быть указаны причины. Во всех случаях, когда финансовая отчётность подтверждается заключением аудитора, необходимо чётко указать степень его ответственности и характер аудиторской работы. В своей деятельности аудиторы должны придерживаться норм Кодекса профессиональной этики аудиторов. Этическое поведение - это не просто соблюдение определённых запретов. Правила этики требуют строгого соблюдения принципа уважения клиентов в ущерб личным интересам аудитора. Аудитор должен воздерживаться от любых действий, которые могут подорвать доверие к его профессии. Конкретные права, обязанности и ответственность аудиторов и аудиторских фирм в Украине определяются Законом Украины «Об аудиторской деятельности». В частности, согласно этому Закону аудиторы и аудиторские фирмы имеют право: ü - самостоятельно определять формы и методы аудита на основе действующего законодательства, действующих норм и стандартов, условий договора с заказчиком, профессиональных знаний и опыта; ü - получать необходимые документы, которые имеют отношение к предмету проверки и находятся как у заказчика, так и у третьих лиц; ü - получать необходимые пояснения в письменной или устной форме от руководства и сотрудников заказчика; ü - проверять наличие имущества денег, ценностей, требовать от руководства проведения контрольных замеров выполненных работ, определения качества продукции, по которым осуществляется проверка документов; ü - привлекать на договорных началах для проведения аудита специалистов разного профиля. Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны: ü - надлежащим образом осуществлять аудиторские услуги, проверять состояние бухгалтерского учёта и отчётности заказчика, их достоверность, полноту и соответствие действующему законодательству; ü - сообщать собственникам/ уполномоченным им лицам, заказчикам о выявленных во время проверки недостатках в ведении бухгалтерского учета и отчетности; ü - сохранять в тайне информацию, полученную при проведении аудита и оказании аудиторских услуг. Не разглашать сведения, которые составляют коммерческую тайну/ и не использовать их в своих интересах и в интересах третьих лиц; ü - отвечать перед заказчиком за нарушение условий договора; ü - ограничивать свою деятельность аудиторскими услугами и другими видами работ, которые имеют непосредственное отношение к аудиту, в форме консультаций, проверок или экспертиз. Запрещается проведение аудита аудиторами, которые имеют родственные связи с руководством проверяемого предприятия, имеют личные имущественные интересы на проверяемом объекте, являются членом руководства, основателем, собственником или сотрудником проверяемого предприятия, его филиала или представительства. Нормативные акты регламентируют ответственность аудитора за свою деятельность, а именно: ü • за ненадлежащее выполнение аудиторских услуг и своих обязательств аудитор (аудиторская фирма) несет имущественную ответственность в размере фактически причиненных заказчику убытков по их вине; ü • за систематические и грубые нарушения действующего законодательства Украины и стандартов аудита, а также за неоднократные факты низкого качества аудиторских проверок к аудитору Аудиторской палатой могут быть применены взыскания в виде предупреждения, остановки действия сертификата и лицензии на срок до одного года или аннулирования сертификата и лицензии; ü • за намеренное искажение, результатов аудиторской проверки, которая предусмотрена законодательством как обязательная, и по договору аудитор несет уголовную ответственность. Ответственность аудитора и аудиторской фирмы конкретизируется уставом, условиями договора, а также контрактами между аудитором и аудиторской фирмой. По итогам проведенной аудиторской проверки аудитор составляет акт (вывод), что есть официальный документ, удостоверяется подписью и печатью аудитора (аудиторской фирмой) и содержит в себе вывод относительно достоверности отчетности, ее полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности. За структурой и методикой составления вывод аудиторского контроля подобный акту комплексной ревизии. Особенности структуры и содержания акта аудиторского контроля состоят в потому, что в нем отображаются результаты проверки лишь тех вопросов, которые поставлены заказчиком. Основными элементами аудиторского вывода являются: наименование, заказчик аудиторского вывода, вступительная часть, масштаб проверки, вывод аудитора о проверенной отчетности, дата аудиторского вывода, адрес аудиторской фирмы, подпись аудиторского вывода. Акт аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия состоит из трех частей: вступительной, исследовательской (аналитической) и результативной (итоговой). В вступительной части акта отображается организационно-подготовительная стадия аудиторского процесса, указываются фамилия и инициалы аудитора, дата и место составления акта, наименование предприятия - заказчика аудита, задача аудитору на проведение проверки, лица, ответственные за финансово-хозяйственную деятельность предприятия, дата проведения аудита, документы, предъявленные аудитору, юридическая правомочность предприятия. Исследовательская часть акта аудиторского контроля отображает выполнение задачи по каждому вопросу, поставленным заказчиком. В ней указываются состав нормативно-справочной и учетно-бухгалтерской документации, которая подлежит исследованию; методические приемы, которые применялись в исследовательском процессе; выявленные недостатки или нарушения нормативных актов с ссылкой на первичные бухгалтерские документы, инструкции, законы; сумма причиненного убытка или неполученного дохода; лиц, ответственных за выявленные недостатки. Результативная часть (вывод) акта аудита содержит непосредственно итоги проведенной проверки и выводы относительно каждого вопроса, который исследовался. В начале освещаются вопросы в формулировке заказчика, а далее приводится вывод аудитора, который обязательно должен подтверждаться первичными документами, расчетами, ссылками на нормативно-инструктивные положения, на основании которых он сделан. В случаях, когда в процессе аудиторской проверки окажется, что предоставленных заказчиком документов недостаточно для объективного исследования, а также, когда заказчик отказывается предъявить необходимые для аудиторской проверки документы, аудитор обязан составить акт о невозможности проведения аудита и передать его аудиторской фирме, которая поставила задачу на проведение аудиторской проверки. Если аудитор не воспользуется этим правом и сделает вывод по данной отчетности (без исследования необходимых первичных документов), а налоговой инспекцией будет разоблачено сокрытие дохода с целью уменьшения суммы налога, то аудитор будет привлечен к ответственности. Укажем, что аудиторские проверки не исключают осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства государственными налоговыми инспекциями и выполнение контрольных функций иными субъектами, уполномоченными на это законами Украины. В результативную часть акта включаются предложения аудитора относительно устранения недостатков в бухгалтерском учете и отчетности, возмещение убытков, а также рекомендации, которые касаются повышения экономической эффективности хозяйственной деятельности, финансовой стабильности предприятия, предотвращение банкротства. Акт аудиторской проверки может иметь приложение в виде таблиц, схем, расчетов. Подписывают его аудитор, руководитель и главный бухгалтер предприятия-заказчика. В случае назначения аудиторской проверки аудиторской фирмой, акт аудиторской проверки предварительно рассматривается руководством этой фирмы. При этом проверяется его достоверность, объективность, правильность применения методических приемов исследования, обоснование и оформление вывода аудита. Если нарушены хотя бы одно из указанных требований, то руководитель аудиторской фирмы возвращает акт аудитору на доработку. Акт аудиторской проверки, в случае соответствия его всем требованиям, подписывается главным аудитором (руководителем фирмы) с указанием даты, заверяется печатью фирмы и присылается предприятию-заказчику. Субъекты предпринимательской деятельности должны на протяжении десяти дней по истечении аудиторской проверки предоставить аудиторский вывод и прочие документы бухгалтерской отчетности в соответствующую налоговую инспекцию Украины. Если непредставление или несвоевременное предоставление аудиторского вывода налоговой инспекции произошло по вине хозяйственного субъекта, к нему применяются финансовые санкции и административные штрафы, предусмотренные действующими законодательными актами Украины.
Аудит и ревизия имеют много общего: исследуют один предмет - финансово-хозяйственную деятельность предприятий, пользуются одной методологией, методами и приемами исследования, используют одинаковые источники информации, разоблачают отрицательные явления в хозяйствовании и причины, которые оказывают содействие бесхозяйственности и расточительству, на основании результатов проведения проверок разрабатываются мероприятия по устранению, ликвидации и недопущение в будущем этих нарушений и т.д. Вместе с тем между ними есть существенные отличия, которые отображены в таблицы.
Очень важным является вопрос о характере взаимодействия аудитора (аудиторских фирм) с государственными контролирующими органами и, прежде всего, с органами внутренних дел. Укажем, что Законом Украины «Об аудиторской деятельности» не предусмотрено проведения аудита по требованию сотрудников органов дознания и предварительного следствия, не предусмотрены действия следователя и дознавателя в случае выявления аудитором в ходе проверки корыстных злоупотреблений. Так же не предусмотрены действия аудиторов (аудиторских фирм) при выявлении злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В оперативно-следственной практике отмечаются случаи, когда представители аудиторских фирм или аудиторы не указывают выявленные преступления, ссылаясь на коммерческую тайну. Единой мысли относительно решения этих вопросов среди юристов и экономистов, практических работников органов внутренних дел и иных государственных контрольных органов не существует, поскольку правовая природа этого взаимодействия еще не достаточно ясна. Часть ученых и специалистов склоняется к тому, что выполнение аудитором таких поручений государственных органов нарушает принципы независимости и самостоятельности аудиторской деятельности. Другие, наоборот, поддерживают такие права государственных органов, поскольку это отвечает публичным и общественным интересам. Отметим, что согласно Постановления Кабинета Министров Украины № 611 от 9 августа 1993 года нарушения законности в любой сфере деятельности не является предметом коммерческой тайны. Как раз поэтому, при выявлении в ходе аудиторской проверки корыстных злоупотреблений со стороны должностных лиц субъектов предпринимательской деятельности аудитор обязан сообщить об этом соответствующим правоохранительным органам и прислать им материалы, которые свидетельствуют о совершении преступления. Что касается работников органов дознания и предварительного следствия, то они, в границах своей компетенции, могут требовать от аудиторов и аудиторских фирм материалы, которые свидетельствуют о выявленных корыстных преступлениях.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |