КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Системы защиты информации в России
Полномочия специальных субъектов
Полномочия Совета Безопасности и Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Полномочия в области за щиты информации Государственной технической комиссии и Федерального агентства правительственной связи и информации. Полномочия органов Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки и Министерства обороны. Целью деятельности Совет Безопасности Российской Федерации в рассматриваемой области является подготовка решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересом личности, общества и государства в информационной сфере от внешних и внутренних угроз, проведения единой государственной поли тики в области обеспечения информационной безопасности2. К его ведению относятся вопросы определения жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере, выявление и оценка опасности угроз информационной безопасности Российской Федерации, подготовка проектов решений Президента Российской Федерации по противодействию угрозам, разработка предложений в области обеспечения информационной безопасности России, а также предложений по уточнению отдельных положений концептуальных документов по проблемам обеспечения информационной безопасности. Властные полномочия Совета Безопасности обусловливаются властными полномочиями Президента Российской Федерации, который утверждает решения Совета Безопасности. В силу этого решения Совета Безопасности становятся обязательными для исполнения всеми органами обеспечения информационной безопасности, входящими в состав исполнительной власти. Органы законодательной и судебной власти сохраняют гарантированную Конституцией Российской Федерации самостоятельность1, но учитывают решения Совета Безопасности в своей деятельности. С этой точки зрения Совет Безопасности является одним из средств реализации возложенной на Президента Российской Федерации конституционной обязанности обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, закрепленной в п. 2 ст. 80 Конституции России2. Первый Указ Президента РФ «О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» № 1108, учреждавший эту Комиссию, был подписан 8 ноября 1995 г. Следующим президентским Указом от 20 января 1996 г. № 71 были утверждены Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, ее структура и состав по должностям. В настоящее время действует Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утвержденное Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 1286. 19 февраля 1993 г. Верховным Советом РФ был принят Закон № 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации». Статья 11 данного Закона предоставила Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Россий- См.: Конституция Российской Федерации. Ст. 10. См.: Стрельцов А. А. Федеральные органы государственной власти в обеспечении информационной безопасности // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов: Сборник трудов XIII Международной научной конференции. - М, 2004. С. 174. ской Федерации (ФАПСИ) права по определению порядка разработки, производства, реализации, эксплуатации шифровальных средств, предоставления услуг в области шифрования информации, а также порядка проведения работ по выявлению электронных устройств перехват информации в технических средствах и помещениях государствен и их структур. Одновременно Федеральному агентству было предоставлено право осуществлять лицензирование указанных видов деятельности и сертификацию соответствующих товаров и услуг. Пунктом «м» той же статьи Федеральному агентству было также предоставлено право осуществлять лицензирование и сертификацик! телекоммуникационных систем и комплексов высших органов государственной власти Российской Федерации и закрытых (защищен ных) с помощью шифровальных средств систем и комплексов телекоммуникаций органов государственной власти субъектов России ской Федерации, федеральных органов исполнительной власти,;i также организаций, предприятий, банков и иных учреждений, расположенных на территории России, независимо от их ведомственном принадлежности и форм собственности. Закон Российской Федерации «О федеральных органах правители ственной связи и информации» явился первым российским норма тивным правовым актом, который ввел лицензирование деятельности и сертификацию в области защиты информации. Следует напомнить, что полномочия по лицензированию деятельности в области защити информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, а также по сертификации средств защиты такой информации были предоставлены Федеральному агентству и Законом Российской Федерации «О государственной тайне» (ст.ст. 27, 28). Кстати, ст. 2S этого Закона наряду с установлением обязательности сертификации технических средств, предназначенных для защиты секретных сведений, определяла и другие государственные органы, ответственные за проведение сертификации указанных средств. Помимо ФАПСИ, это Министерство обороны, Гостехкомиссия и Министерство безопасности, правопреемником которого впоследствии стала ФСБ России. Предоставленные Федеральному агентству законами «О федеральных органах правительственной связи и информации» и «О госу дарственной тайне» права по определению порядка осуществления лицензирования деятельности в области защиты информации и его непосредственному осуществлению нашли также отражение в Поло жении о государственном лицензировании деятельности в области защиты информации, которое было утверждено 27 апреля 1994 г. со вместным решением № 10 ФАПСИ и Гостехкомиссии при Президенте России. Оно разграничило сферы компетенции этих двух ведомств и определило механизм практического лицензирования, действующий в настоящее время1. Следует отметить, что в соответствии с Указом Президента России «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» от 11 марта 2003 г. № 308 ФАПСИ было упразднено, а его функции переданы Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации и Службе специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации. Подавляющее большинство функций по лицензированию в сфере защиты информации, обозначенных в вышеназванных нормативных равовых актах, были переданы Федеральной службе безопасности 'оссии и другим федеральным органам, о которых речь пойдет ниже, днако предварительно следует назвать еще один подзаконный нормативный правовой акт - Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», которым утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности. В соответствии с этими документами в качестве федеральных органов, осуществляющих лицензирование в области информационной безопасности, фигурируют: - ФСБ России - разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность; деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); деятельность по распространению шифровальных 1 См.: Баыбурин В. Б., Бровкова М. Б. и др. Введение в защиту информации. -М, 2004. С. 49-52. (криптографических) средств; деятельность по техническому обслу живанию шифровальных (криптографических) средств; предоставление услуг в области шифрования информации; разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем; - ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю) России (прежнее название - Гостехкомиссия России) деятельность по технической защите конфиденциальной информл ции; - ФСТЭК России, ФСБ России - деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации. Указанные функции нашли также отражение в соответствующих положениях об этих ведомствах (Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960; Положение о ФСТЭК России, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1085; Положение о Министерстве обороны, утвержденное Указом Президента России от 16 августа 2004 г. № 1082 и др.). Таким образом, в сегменте государственного регулирования защиты государственной тайны, в первую очередь, лицензирования всех видом связанных с ними работ, основными субъектами в настоящее время являются пять ведомств - ФСБ, ФСТЭК, Минобороны, СВР и ФСО. В этом перечне особо следует выделить Государственную техническую комиссию при Президенте Российской Федерации (Гостехко-миссию России, нынешнюю ФСТЭК России), неоднократно упоминавшуюся выше. Она была образована Указом Президента Российской Федерации от 5 января 1992 г. № 9 на базе Гостехкомиссип СССР. ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности по обеспечению некриптографическими методами защиты информации в оборонной, экономической, политической, научно-технической и других сферах деятель ности, содержащей сведения, составляющие государственную или служебную тайну, от ее утечки по техническим каналам, от несанкционированного доступа к ней, от специальных воздействий на им формацию и по противодействию техническим средствам разведки пи территории Российской Федерации. ФСТЭК и ее управления по федеральным округам и специальные центры на местах входят в состав государственных органов обесиг чения безопасности Российской Федерации. Приказы, распоряжения и указания ФСТЭК, издаваемые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения аппаратами федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями. До образования в 1996 г. Межведомственной комиссии по защите государственной тайны в соответствии с Указом Президента от 30 марта 1994 г. № 614 Гостехкомиссия при Президенте России выполняла ее функции. Полномочия других органов управления, в том числе предприятий и учреждений в области защиты информации. Среди прочих субъектов системы информационной безопасности, активно осуществляющих свою деятельность в данной сфере, следует назвать Государственную комиссию по электросвязи при Минсвязи России (ГКЭС России), которая была образована в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 71 на базе существовавшего ранее Межведомственного координационного совета по созданию Единой автоматизированной сети связи страны при Минсвязи СССР. Государственная комиссия объединила в своем составе представителей более 30 министерств, ведомств и организаций связи, операторов крупных сетей электросвязи, представителей операторских ассоциаций, разработчиков и производителей систем, комплексов, средств электросвязи. К работе ГКЭС были привлечены научно-исследовательские и проектные организации, занимающиеся разработкой системных вопросов, перспективами развития связи. На нее возложены следующие задачи: координация и контроль за выполнением работ, направленных на развитие и совершенствование сетей электросвязи, повышение устойчивости их функционирования и информационной безопасности в целях наиболее полного удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в услугах электросвязи; определение основных положений развятия взаимоувязанной сети связи Российской Федерации (ВСС России), принципов построения, функционирования, а также централизованного управления взаимоувязанной сетью; обеспечение организационно-технического взаимодействия существующих и вновь создаваемых сетей; организация и участие в разработке нормативной правовой и нормативной технической базы по вопросам развития и эксплуатации средств, систем и сетей электросвязи. Основные усилия Комиссии сосредоточены на развитии нормативной правовой базы, способствующей формированию рынка телекоммуникационных услуг на территории Российской Федерации1. В заключение следует рассмотреть основные положения, связанные с деятельностью по обеспечению сохранности государственных секретов в министерствах, ведомствах, учреждениях, организациях и на предприятиях. Здесь она осуществляется через режимно-секретные отделы (РСО), которые состоят из первых отделов и отделов или групп режима. На первые отделы возложена задача ведения секретного делопроизводства. Отделы или группы режима занимаются вопросами организации режима секретности на объектах и обеспечения режима секретности по проводящимся закрытым работам. Они решают следующие задачи: 1) оформляют допуски сотрудникам к закрытым работам и документам; 2) организуют пропускной режим на объектах; 3) решают вопросы по контролю за соблюдением установленных требований режима секретности. В своей деятельности РСО руководствуются ныне действующими законами и подзаконными нормативными правовыми актами в области информационной безопасности, а также ведомственными перечнями сведений, подлежащих засекречиванию. 1 См.: В гостинице «Мир» отмечалось 40-летие Государственной комиссии по электросвязи при Минсвязи России (ГКЭС). - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.minsvyaz.ru/site.shtml?id=48n_id=703.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |