Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доктрина информационной безопасности России




СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ЛЕКЦИЯ 22. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

1. Волошин М. Лики творчества. Л.,1988.

2. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.

3. Зезина М.Ц., Кошман Л-В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990.

4. История эстетической мысли. В 6 т. М., 1987. Т. 4.

5. Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Федоров ВА. История СССР с древнейших времен до 1861 года. - М., 1989.

6. Пушкин в русской философской критике. М., 1990.

7. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-х - 1910-х годов. М., 1988.

8. Федотов Г.П. Судьбы и грехи России. В 2 т. М., 1991.

 

 

Особенности концепции национальной безопасности России. Уровень защищенности сведений, составляющих различные виды тайны. Недостатки в системе защиты, их основные причины. В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, организаций и граждан России по обеспечению национальных интересов и безопасности Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 была утверждена Концепция национальной безопасности РФ, которая развивает воззрения, способствующие фор­мированию идеологии многополярного мира на основе укрепления экономических и политических позиций значительного числа государств, их интеграционных связей, а также совершенствования механизмов многостороннего управления международными процессами.

Концепция национальной безопасности - это политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасно­сти личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Оценка существующих и потенциальных источников угроз безопасности России требует системного анализа, свободного от идеологических соображений и политической конъюнктуры. Источники угроз безопасности России по объективному признаку их реального существования или по научно обоснованному предвидению их возникновения могут быть классифицированы следующим образом: территориальные претензии; посягательства на государственное единство и территориальную целостность страны; локальные войны и вооруженные конфликты (прежде всего в непосредственной близости от границ России); распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, увеличивающее возможность его применения (в том числе несанкционированного); ущемление экономических интересов государства; посягательство на национальное достояние (в том числе природные богатства страны); нанесение ущерба экологической, информационной, технологической и другим системам жизнеобеспечения; качественное и количественное наращивание вооруженных сил и вооружений другими странами, расширение военных блоков и союзов в ущерб национальным интересам и безопасности России; вмешательство во внутренние дела государства; дискриминация граждан Российской Федерации в зарубежных странах; нападение на российские объекты, расположенные на территории зарубежных государств; национал-экстремизм, вооруженный сепаратизм, воинствующий фундамента­лизм; международный терроризм1.

Все эти угрозы самым тесным образом связаны с активным воздействием внешних факторов на личность, общество, государство через единое информационное пространство. В рамках Концепции национальной безопасности в сентябре 2000 г. Президентом Российской Федерации утверждена Доктрина информационной безопасности РФ, которая призвана обеспечить баланс интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Она представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России. В ней раскрываются понятия и термины, связанные с информационной безопасностью, рассматриваются особенности обеспечения информационной безопасности в различных сферах жизнедеятельности государства, дается классификация угроз информационной безопасности.

В соответствии с этой доктриной под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяю­щихся совокупностью сбалансированных интересов личности, обще­ства и государства.

1 См.: Зеленков М. Ю. Правовые основы общей теории безопасности Россий­ского государства в XXI веке. - М., 2002. С. 66-71


Доктрина выделяет основные составляющие национальных инте­ресов Российской Федерации в информационной сфере:

- соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;

- информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике России, ее официальной позиции по социально значимым собы­тиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;

- развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств ин­форматизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на миро­вой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

- защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекомму­никационных систем.

В соответствии с этими интересами страны определены основные виды и источники угроз ее информационной безопасности. В этом качестве выступают: угрозы конституционным правам и свободам человека в области духовной жизни и информационной деятельности; угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации; угрозы развитию индустрии средств массо­вой информации, телекоммуникации, связи, обеспечению накопле­ния, сохранности и эффективного использования информационных ресурсов; угрозы безопасности информации и телекоммуникацион­ных средств и систем.

Реализация и развитие этих угроз могут включать: противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое, общественное сознание; манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации); блокирование деятельности государственных средств массовой информации; закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации, связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам; вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации, связи; увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности; противоправный сбор и использование информации; внедрение в аппаратныеи программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия; разработкаи применение вредоносных программ; уничтожение, повреждение, радиоэлектронноеподавление или разрушение средств и систем обработкии передачи информации; компрометация ключей и средств криптографической защиты информации; утечка информации по техническим каналам; внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические каналы передачи информации, средства ее обработки, хранения; уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации; перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи с целью дешифрования этой информации и навязывания ложных сведений; использование несертифицированных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи; несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных; нарушение законных ограничений на распространение информации.

В результате реализации угроз информационной безопасности может быть нанесен серьезный ущерб конституционным правам и свободам отдельных граждан, жизненно важным интересам общества и государства в правоохранительной политической, экономической, оборонной и других сферах1.

1 См.: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895).

 


Для того, чтобы обеспечить надлежащий уровень защищенности сведений, составляющих различные виды тайны, необходимо не только устранить либо свести к минимуму перечисленные угрозы, но и провести тщательный анализ основных недостатков в системе за­щиты информации, по результатам которого постараться устранить их основные причины. В материалах данной лекции основное внима­ние сконцентрировано на недостатках в области правового регулиро­вания информационной безопасности государства, которые непо­средственно затрагивают и другие сферы защиты информации - административные, процедурные, технические и другие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.